У каждого родителя есть опыт, когда ребенок в какой-то момент мечтает о кошечке, или собачке, или хотя бы рыбке или птичке. Возможность поиграть, поговорить, повоспитывать, погладить домашних животных необходима детям, особенно когда взрослые очень серьезны и заняты. Замкнутым, робким, нерешительным детям они нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности.
В данной работе автор проводит исследование благотворного влияния животных на психику человека и на его физическое состояние.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.53 КБ |
![]() | 2.8 МБ |
Образовательное частное учреждение гимназия
«Первая Московская гимназия»
Тема: Зоотерапия
Проектная работа
Выполнила:
Ученица 6 класса
Тимофеева Полина
Руководитель:
Педагог-психолог
Исаева А.П.
Москва
2017
Содержание
Оглавление
У каждого родителя есть опыт, когда ребенок в какой-то момент мечтает о кошечке, или собачке, или хотя бы рыбке или птичке. Возможность поиграть, поговорить, повоспитывать, погладить домашних животных необходима детям, особенно когда взрослые очень серьезны и заняты.
Замкнутым, робким, нерешительным детям они нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности.
Тема моей работы: Зоотерапия – лечение при помощи животных.
Гипотеза: я полагаю, что животные благотворно влияют на душевное состояние человека, и лечебный эффект достигается именно за счёт положительных эмоций.
Цель: изучить виды и области применения зоотерапии; выявить факторы, оказывающие положительный эффект и доказать гипотезу.
Задачи: проанализировать литературу и интернет-источники по данному вопросу,
Методы: поиск и анализ информации, сопоставление, сравнение и обобщение полученных данных.
Объект исследования: животные.
Предмет исследования: лечение при помощи животных.
Актуальность темы: многие животные являются прирожденными терапевтами,, умеющими определять эмоциональное состояние человека и влиять на него. Возможности положительного воздействия животных на человека далеко не исчерпаны.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в повседневной жизни. Например, для снятия школьного стресса, в период подготовки к экзаменам.
Зоотерапия представляет собой особое направление в психотерапии. Это лечение при помощи животных. Такое лечение называют также анималотерапией, или анимотерапией, от латинского слова «анимал» – животное, и пет-терапией, от английского «пет» – домашний любимец.
Ещё во времена Гиппократа было известно, что животные благотворно влияют на душевное состояние человека, и лечебный эффект достигается именно за счёт положительных эмоций. В Древней Греции и Древнем Риме существовало понятие «собака-целитель». В храмах Аполлона жили специальные храмовые собаки. Обычно маленькие или среднего размера, они всегда находились рядом с молящимися, бродили или лежали рядом с ними, зализывали их раны. Исцеленные пациенты обычно оставляли в храмах благодарственные записи. При отправлении молитвы они зачитывались вслух.
История сохранила для нас эти бесценные свидетельства чудес исцеления. «Тусон из Гермионы, слепой мальчик, которому священная собака вылизала глаза, покинул храм прозревшим...». «Ребенок из Эгины страдал от опухоли на шее, но храмовая собака исцелила его с помощью языка…» В городе Гел (в нынешней Бельгии) с IX века животных стали использовать для помощи людям, страдающим душевными болезнями.
Многие жители Гела, имеющие собак, стали принимать больных в свои семьи. Была создана программа терапевтической помощи душевнобольным. «Собакотерапия» давала превосходные результаты. В 1790 году в английском графстве Йоркшир было создано Общество друзей, основавших больницу для душевнобольных.
Некий Уильям Тьюк, торговец чаем, разработал основную концепцию Общества. Среди методов лечения больных, которые основывались на сострадании, любви, понимании, доверии, важную роль стали играть животные. Врачи отмечали, что пациенты, ухаживающие за питомцами, стали менее агрессивными, научились владеть собой, у них снизилась частота приступов болезни. Собаки были одним из главных «лекарств», применяемых в больнице, а больные обрели настоящих друзей, преданных и бескорыстных. 75 лет спустя подобное заведение было создано в городе Бетель в Германии. Животные здесь играли едва ли не самую главную роль в лечении больных. Начав работу как скромное учреждение для людей, страдающих эпилепсией, Бетель ныне превратился в комплекс для лечения самых различных заболеваний. К 1997 году его программы охватили около шести тысяч пациентов. Птицы, кошки, собаки и лошади стали частью лечебного процесса. В США животных впервые стали использовать в стационарах в 1919 году для помощи больным реактивными состояниями. Врачи заметили, что особенно эффективно проходило лечение ветеранов Первой мировой войны.
Отношение медиков к терапевтическим возможностям собак изменила медсестра Элайна Смит, уроженка города Хилсайд в штате Нью-Джерси. Работая в больнице в Англии, она обратила внимание на то, какое благотворное действие оказывали на пациентов визиты капеллана и его собаки породы золотистый ретривер. Тогда у Элайны и возникла идея использовать специально обученных собак для ободрения и утешения пациентов. Вернувшись в США, она эту идею осуществила. Она же основала Международную организацию терапии животными («Pet TherapyInternational»), действующую до настоящего времени. В этой организации сформулирован девиз собаки-терапевта: «преврати слезы в улыбку и помоги заброшенным рассмеяться». Современный термин «зоотерапия» предложен американским детским психиатром Борисом Левинсоном в 1969г. Он заметил, что пациенты легче идут на контакт, если в кабинете находится его любимец-ретривер.
В настоящее время зоотерапия весьма распространена в западных странах. По мнению некоторых печатных изданий, она переживает настоящий бум, применяясь все шире. В США существуют Общество «Животные партнеры» (Pet Partners), Международная организация терапии при помощи собак (TherapyDog International), Лапы за здоровье (Paws for Health). Действует организация «Читая с Ровером», где аутичные и стеснительные дети читают вслух собакам. В 90-х годах в США министерством здравоохранения официально разрешено присутствие собак в клиниках в качестве медперсонала. С тех пор многие госпиталя имеют в своем штате собак, которые получают зарплату и пользуются всяческими социальными привилегиями.
В России также появляется все больше зоотерапевтических организаций. В Москве работает Центр «Солнечный пес», организованный психологом Татьяной Любимовой, где золотистые ретриверы осуществляют реабилитацию детей с врожденной психической патологией. В Подмосковье существует центр «Ордынцы». Созданы Центры «Маламут-доктор», «Кенгарагс», Учебно-кинологический центр «Собаки - помощники инвалидов». В Санкт-Петербурге работает проект под эгидой Федерации военного собаководства. Здесь же Педагогический университет разработал программу «Петербургская зоотерапия», по которой собаки участвуют в лечебной работе детских больниц и медицинских центров. В Тверской области канистерапией занимается Центр ездового собаководства «Чу». В Мурманске на базе специализированной школы-интерната N1 создан клуб родителей и детей-инвалидов «Надежда», который проводит занятия канистерапией. Два раза в месяц группа собаководов «Вайкес»" приходит в гости к ребятам со своими четвероногими докторами. В 6й Детской Психиатрической больнице много лет работает живой уголок, который сотрудники с гордостью называют зоопарком. Там живут не только козы, кролики и птицы, но даже обезьяны.
Отдельные виды зоотерапии именуются по названиям животных, участвующих в лечебном процессе. Выделяют иппотерапию – лечение при помощи лошадей, дельфинотерапию (не требующую разъяснений), фелинотерапию, где в роли помощников врачей выступают кошки. В принципе, при умелом подходе, все животные могут положительно влиять на здоровье и душевное состояние человека. Однако наиболее эффективными и бескорыстными лекарями являются, безусловно, собаки. Эти чудесные существа исцеляют благодаря своему дружелюбию, искренности, преданности человеку. Кроме того, контакты с ними более доступны, чем, например, с лошадьми или дельфинами. Лечение с помощью собак называют канистерапией, или лечебной кинологией.
Канистерапия является особой наукой и обнаруживает связи как с медициной, психологией и педагогикой, так и с зоологией, зоопсихологией и кинологией.
Как во всякой науке, в лечебной кинологии существуют теоретические разработки, составленные психологами, педагогами и зоологами. Отечественные авторы В.А. Ясвин и С.Д. Деребо определили функции анималотерапии, и канистерапии в частности. Эти функции таковы:
1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу внутренних органов, нервной системы, снимает стресс. Доказано, что 10-15 минут поглаживания собаки нормализуют сердечную деятельность и улучшают настроение. Американским врачом А. Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Однако во втором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня нередко бывала довольно бурной. Есть сведения о том, что собаки участвуют в диагностическом процессе. В апреле 1989 года британский медицинский журнал «Ланцет» опубликовал сообщение о случае, когда в одну из больниц Лондона поступила пациентка с диагнозом «злокачественная меланома ноги». Первым, кто заметил на ноге хозяйки опухоль, был ее доберман-пинчер, который обнюхивал больное место в течение нескольких минут ежедневно. Собака даже пыталась откусить нарост. По сути, она и спасла жизнь своей хозяйке, вынудив ее обратиться к врачам. Заинтересованные этим сообщение врач-дерматолог из Флориды и отставной полицейский-кинолог разработали исследовательскую программу, осуществлением которой они занимались два года. Участником эксперимента стал шнауцер по кличке Джордж. Собаку научили распознавать девять из десяти видов меланомы по соскобам. Затем Джордж научился распознавать рак по образцам, взятым на анализ, и даже определять опухоль, скрытую под повязкой. В пяти случаях из семи он успешно справлялся с этой задачей.
2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В. Антоновой с помощью методики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Судя по рисункам, животные ассоциировались у детей с благоприятной семейной ситуацией, любовью, отсутствием конфликтов и враждебности. В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (не только собака или кошка, но даже хомяк, попугай), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. Когда в семье складываются отчужденные отношения, психотерапевты нередко рекомендуют завести собаку. Как отмечала психолог Э. Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе и таким образом решали проблемы, прежде казавшиеся неразрешимыми.
3. Реабилитационная функция. Контакты с животными позволяют личности формировать новые способы взаимодействия с действительность. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, по каким-либо причинам, лишенным этой возможности. Исследование, проведенное американским ученым М. Робином и его сотрудниками, показало, что среди обычных школьников 29% называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить». Среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц 61%. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.
4. Функция компетентности - осознания собственных сил, возможностей, умений. Взаимодействуя с животным, человек понимает, что может сам контактировать с природой, создавать новые пути общения, говорит себе «Я могу!» Потребность, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Взаимодействие с миром природы является дополнительным способом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку.
5. Функция самореализации. Взаимодействуя с животным, человек говорит себе: «Я могу ухаживать, помогать живому существу. Как показали исследования психологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность быть значимым для других, ощущать свою нужность. Взаимодействие с животными позволяет удовлетворить эту потребность, ощутить себя необходимым любимому существу.
6. Функция общения. Для человека крайне важно иметь партнера для общения, которому можно доверять. В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.
Пациенты могут отвлечься от тягостных переживаний, испытать новые чувства. Больные гладят собак, ходят с ними по коридору, гуляют в садике. При этом снимается мышечное напряжение, движения становятся более плавными, естественными. На моторику положительно действует также подражание естественным движениям животных. Общение с собаками имеет множество положительных сторон. Были случаи, когда пациенты рассказывали «ко-терапевтам» о переживаниях, которые не решались поведать врачу. Разумеется, высказывания больных никто (кроме собак) не подслушивал, но люди чувствовали облегчение, произнеся вслух то, о чем долго молчали. Многие пациенты говорят о том, что испытывают облегчение тревоги, напряженности, когда смотрят на собак, гладят их. Больные, ощущавшие некоторое (или даже значительное) предубеждение против лечения в психиатрической больнице, изменяют свою позицию, поскольку собаки доносят до них искреннее желание медиков помочь, излечить.
Однако не из каждой собаки получится хороший терапевт. Чтобы встреча с собакой оказывала на пациентов благотворное действие, собака должна обладать определенными качествами. Прежде всего, разумеется, она должна быть спокойной и дружелюбной.
Кроме того, ее не должны пугать или настораживать необычные объекты (например, человек, сидящий в инвалидном кресле или держащий в руке палку), запахи лекарств и больных, резкие звуки, нестандартное поведение (размахивание руками, топанье ногами и т.д.). Очень важно, чтобы собака любила свою работу и проявляла к людям живой и неподдельный интерес. Поэтому специальные центры занимаются работой с четвероногими докторами. Часто помощниками врачей становятся ретриверы и лабрадоры, но есть сообщения о работе всех видов овчарок, лаек, и даже представителей пород, считающихся бойцовыми. Так, с детьми, страдающими ДЦП, успешно работают бультерьеры.
Как показал многолетний опыт, собака является прирожденным терапевтом, умеющим определять эмоциональное состояние человека и влиять на него. Однако пациентам, в зависимости от состояния в данный момент, конкретных обстоятельств, полезно и приятно общение с животными. Появление собак в отделении всегда вызывает радостное удивление, а затем просто радость. Обстановка больницы, несмотря на все старания сотрудников, все же несравнима с домашней. Собаки же привносят в больничное отделение дух дома, непосредственность, искренность, теплоту.
Возможности положительного воздействия четвероногих помощников далеко не исчерпаны. Надеемся, что в будущем многие пациенты смогут ощутить на себе их благотворное влияние.
Список литературы
Слайд 1
Зоотерапия - лечение с помощью животных Выполнила: ученица 6 класса Тимофеева Полина Руководитель: педагог-психолог Исаева А.П.Слайд 2
Зоотерапия Её называют также анималотерапией , или анимотерапией , от латинского слова « анимал » – животное, и пет-терапией.
Слайд 3
Ещё во времена Гиппократа было известно, что животные благотворно влияют на душевное состояние человека, и лечебный эффект достигается именно за счёт положительных эмоций. В Древней Греции и Древнем Риме существовало понятие «собака-целитель ».
Слайд 5
В городе Гел (в нынешней Бельгии) с IX века животных стали использовать для помощи людям, страдающим душевными болезнями.
Слайд 6
Психологическая помощь животных солдатам первой мировой войны
Слайд 7
Многие больницы в США имеют в своем штате собак Собаки даже получают зарплату и пользуются социальными привилегиями
Слайд 8
Психофизиологическая функция Взаимодействие с животными нормализует работу внутренних органов, нервной системы, снимает стресс .
Слайд 9
Психотерапевтическая функция Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
Слайд 10
Реабилитационная функция Контакты с животными позволяют человеку формировать новые способы взаимодействия с действительностью.
Слайд 11
Функция компетентности - осознания собственных сил, возможностей, умений Взаимодействуя с животным, человек понимает, что может сам контактировать с природой, создавать новые пути общения, говорит себе «Я могу !».
Слайд 12
Функция самореализации Взаимодействуя с животным, человек говорит себе: «Я могу ухаживать, помогать живому существу»
Слайд 13
Функция общения Для человека крайне важно иметь партнера для общения, которому можно доверять .
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Сверчок
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Горка
На берегу Байкала
Где спят снеговики?