В данной работе автор исследует проблему профессионального самоопределения подростков, рассматривает исторический аспект и состояние современной профориентации в России и мире, проводит исследование собственной профессиональной направленности с помощью стандартизированных методик.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 347.05 КБ |
![]() | 1.44 МБ |
Образовательное частное учреждение гимназия
«Первая Московская гимназия»
Тема: Проблемы профориентации подростков
Проектная работа
Выполнил:
Ученик 8б класса
Карташов А.А.
Руководитель:
Педагог-психолог
Исаева А.П.
Москва
2017
Введение | 3 | |
Глава1 | Профориентация и профессиональное самоопределение | |
1.1 | История профориентации в России | 5 |
1.2 | Современная профориентация в России и за рубежом | 6 |
Глава 2 | Исследование профессионального выбора | 8 |
2.1 | Методики профориентационной деятельности. | 8 |
2.2 | Анализ результатов исследования | 10 |
2.3 | Анализ результатов исследования | 12 |
Заключение | 13 | |
Список литературы | 14 | |
Приложения | 15 |
Введение
На формирование и развитие трудового потенциала людей влияют многие факторы, эти процессы развиваются под воздействием разных социальных институтов – семьи, школы и других учебных и воспитательных учреждений, государственных органов (в частности, занимающихся вопросами труда) и средств массовой информации, общественно-политических организаций, под воздействием среды ближайшего социального окружения и того, что человек читает, смотрит в театре, в кино, в телепрограммах.
Прежде всего, влияние на формирование человеческой личности с самых ранних ступеней и во всех ее проявлениях, в том числе и в качестве исполнителя в будущем социальной роли труженика, работника оказывает семья, семейное воспитание. Именно в семье начинаются выявление и развитие, «оттачивание» способностей, с которыми человек появился на свет и в соответствии с которыми он сможет наиболее продуктивно выполнять тот или иной вид труда, происходят выявление и развитие его наклонностей, интереса к определенной деятельности. Здесь воспитываются такие психологические черты и духовно-нравственные качества, необходимые для успешного осуществления любой трудовой деятельности, как трудолюбие и усердие, целеустремленность, организованность, активность, внимательность, способность сосредоточиться на выполняемом деле, чувство долга, дисциплинированность, ответственность, исполнительность.
Наблюдая за своими одноклассниками и другими учениками нашей школы, я заметил, что они сталкиваются с проблемами профессионального выбора. И мне стало интересно, почему у подростков возникают подобные проблемы. И тут у меня появилась гипотеза.
Гипотеза Сделать профессиональный выбор в подростковом возрасте очень сложно.
Объект исследования: профориентация в школе
Предмет исследования проблемы профессионального выбора школьников
Цель помочь школьникам в выборе профессии
Задачи
Глава 1 Профориентация и профессиональное самоопределение
1.1 История профориентации в России.
1897г.-Первое профориентационное учреждение-служба по ,,приисканию” работы.
В 1921 году было подписано постановление Совета труда и обороны о создании Центрального института труда как центрального научно-исследовательского учреждения по труду в стране по указанию В.И.Ленина.
В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации.
В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.
Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации.
В 50-60 г.г. наблюдается оживление профориентационной работы
С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился ещё сильнее.
И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в стране была реабилитирована.
1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов.
В итоге 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования
В 1991 г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В данном документе охарактеризовано понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, описаны особенности управления государственной системы, компенсации в области психологической поддержки, работа психологических служб в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами.
1.2 Современная профориентация в России.
Профориентация в системе Российского образования не занимает ведущие позиции, в то время как в большинстве стран ей уделяется особое внимание и отводится немало времени в образовательном процессе.
Традиционно в нашей стране сложилось так, что вопросом «кем быть?» школьники, за редким исключением, задаются не часто и не всерьез. Вопрос выбора будущей профессии является для молодых людей, приоритетным, причем, как на их жизненном пути, так и на пути развития экономического потенциала всей страны. Вчерашние выпускники российских школ выбирают профессию с точки зрения престижа и финансовой выгоды, реже с точки зрения её востребованности на рынке труда и собственной профпригодности. Поэтому они сталкиваются с проблемой трудоустройства.
Для того, чтобы изменить эту ситуацию, в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.
Сейчас в России существует несколько научных центров (в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге), которые в последние годы достаточно успешно разрабатывают современные методики профориентации.
Программы работы центров разнообразны. Они составлены с учетом особенностей образовательной системы страны, менталитета и ожидаемого результата.
Для профильной ориентации в нашей стране было бы интересным опытом заимствование системы проб в профессии и составления графиков. Это хорошая возможность для учащихся реально оценить свои возможности и практика проведения саморефлексии.
В целом стоит отметить, что экономически и культурно развитые страны отводят профориентации важную роль, это объясняется тем, что в процессе профориентации формируются компетенции и навыки, необходимые для трудоустройства и трудовой мобильности, ориентирована в первую очередь на колебания и запросы рынков труда и находится в непосредственной зависимости от требований времени. Именно поэтому российской системе образования следует уделять больше внимания профессиональной ориентации учащихся.
Глава 2 Исследование профессионального выбора
2.1 Методики профориентационной деятельности.
На формирование и развитие трудового потенциала людей влияют многие факторы, эти процессы развиваются под воздействием разных социальных институтов – семьи, школы и других учебных и воспитательных учреждений.
Прежде всего, влияние на формирование человеческой личности с самых ранних ступеней и во всех ее проявлениях оказывает семейное воспитание. Именно в семье начинаются выявление и развитие» способностей.
Дети и подростки слабо привлекаются к выполнению трудовых обязанностей в домашнем хозяйстве. Еще слабее распространена такая практика, чтобы подростки занимались хотя бы небольшую часть времени оплачиваемой работой на стороне.
Отмеченные негативные тенденции связаны, по крайней мере, с двумя следующими явлениями. Во-первых, с явным снижением нравственного уровня.
Во-вторых, с разрушением семейных отношений.
Институциональным образованием, эффективность которого в решении рассматриваемых нами задач доказана мировой практикой, являются летние детские и юношеские лагеря труда и отдыха. Создание в широких масштабах таких лагерей в нашей стране внесло бы весомый вклад в решение задач, связанных с формированием трудового потенциала подрастающих поколений.
Профессионально-ориентационная подготовка осуществляется путем получения детьми и подростками информации о сути и значимости разных видов трудовой деятельности, о величине оплаты и других условиях, о спросе на них, следовательно, о возможностях устроиться на соответствующую работу и т.д. Смысл проводимой в этом направлении информационно-разъяснительной работы среди молодых людей в том, чтобы помочь им выбрать дело, которое их заинтересовало бы, вызвать у них желание заняться им.
Главная цель работы по профориентации заключается в оказании помощи людям в выборе профессии, с учётом их личностных качеств и конъюнктуры на рынке труда.
Необходимо проводить информационно-просветительскую деятельность в отношении не только молодежи, но в отношении всех, независимо от возраста, кто занят поиском работы, потеряв ее или просто желая ее сменить.
С профориентацией тесно связана, деятельность по профессиональному отбору. Эта деятельность представляет собой набор или допуск к зачислению на работу тех из числа предполагаемых кандидатов, кто пригоден заниматься каким-то определенным видом труда.
а) изучение с позиций социологии, психологии, физиологии определенной профессии с целью выявления ее значимых требований к работнику, что фиксируется в составляемой профессиограмме;
б) выбор психодиагностических методов исследования потенциальных работников (тесты, анкеты);
в) проведение с использованием этих методов психодиагностики претендентов;
г) выработка заключений о пригодности данного лица к той профессиональной деятельности, по которой предполагалось – им самим или – его использовать.
2.2 Привлечение учащихся к трудовой деятельности.
В старших классах целесообразно полностью знакомить с профессиограммой. Профессиограммы можно оформить в виде каталог профессий, стендов вертушек, которые целесообразно выполнить красочно, снабдить фотографиями рабочего места представитель данной профессии, передовиков производства и т. д. и выставить в уголке профориентации в школьной мастерской на доступном для учащихся месте.
По содержанию и учебно-воспитательным целям производительные экскурсии можно подразделить на тематические и комплексные.
Целесообразно проводить экскурсию по следующему плану:
2. подготовка к ней; выбор объекта для осмотра;
3. ход экскурсии;
4. заключительная беседа с учащимися по содержанию экскурсии.
В период изучения факультативного курса главной задачей является поддержание, закрепление и развитие интереса у учащихся к содержанию предмета.
Можно условно выделить один из самых главных методов в соответствии основными задачами профориентации- информационно-справочный. То есть в него входят:
-профессиограммы — краткие описания профессий;
- справочная литература;
- информационно-поисковые системы — ИПС для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и места работы;
- профессиональная реклама;
- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
- встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
- познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
- профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
Методы морально-эмоциональной поддержки подростков:
-группы общения;
- тренинги общения;
- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.);
- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
2.3 Анализ результатов исследования
Для успешного профессионального самоопределения подростков и их социализации необходимо осуществить мониторинг, прослеживать эффективность внедряемых программ.
Учебные и познавательные интересы старшеклассников неустойчивы, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за их развитием
В целях исследования проблемы профориентации старшеклассников психологами рекомендуются следующие методики: анкета для определения мотива выбора профессии, Дифференциально-диагностический опросник Климова, Модифицированный тест Голланда.
Я решил сделать эксперимент, пройдя тесты Голланда и Климова. Я получил следующие результаты (см Приложения 1 и 2).
По тесту Голланда выявлен артистический тип. По тесту Климова – профессии типа человек- знаковая система
Таким образом, по результатам двух тестов можно заключить, что мне подходят профессии типа человек- знаковая система, находящиеся в сфере гуманитарных наук, а именно – истории, филологии и искусства.
Заключение
Традиционно в нашей стране сложилось так, что вопросом «кем быть?» школьники, за редким исключением, задаются не часто и не всерьез. Вопрос выбора будущей профессии является для молодых людей, приоритетным, причем, как на их жизненном пути, так и на пути развития экономического и кадрового потенциала всей страны. Вчерашние выпускники российских школ выбирают профессию с точки зрения престижа и финансовой выгоды, реже с точки зрения её востребованности на рынке труда и собственной профпригодности. Потому-то получив на руки диплом о высшем образовании, многие из них сталкиваются с проблемой трудоустройства.
Психологическое профориентационное консультирование в школе, включающее в себя тестирование, может помочь подросткам в профессиональном выборе и предупредить эти трудности в дальнейшем.
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Слайд 1
проблема профориентации подростков Подготовил: Карташов А.А. Учащийся 8 Б класса Руководитель Исаева А.П . Москва, 2017Слайд 2
Гипотеза Сделать профессиональный выбор в подростковом возрасте очень сложно.
Слайд 3
Объект исследования профориентация в школе Предмет исследования проблемы профессионального выбора школьников. помочь школьникам в выборе профессии Задачи Цель Изучить историю вопроса Подобрать методики, которые помогут в выборе профессии Провести исследование
Слайд 4
Практическая значимость работы результаты работы могут быть использованы школьниками в процессе профессионального выбора
Слайд 8
Современная Профориентация в России
Слайд 9
Деятельность по профессиональному отбору а) изучение с позиций социологии, психологии, физиологии определенной профессии с целью выявления ее значимых требований к работнику, что фиксируется в составляемой профессиограмме ; б) выбор психодиагностических методов исследования потенциальных работников (тесты, анкеты); в) проведение с использованием этих методов психодиагностики претендентов; г) выработка заключений о пригодности данного лица к той профессиональной деятельности, по которой предполагалось – им самим или – его использовать.
Слайд 10
Привлечение учащихся к трудовой деятельности 1.Тематические экскурсии позволяют показать учащимся в сравнении объекты техники и трудовые операции, имеющиеся в школьных кабинетах и на производстве. 2.Комплексные экскурсии позволяют охватить сравнительно широкий круг вопросов за одно занятие.
Слайд 11
Целесообразно проводить экскурсию по следующему плану: 1. определение цели и задачи экскурсии; 2. подготовка к ней; выбор объекта для осмотра; 3. ход экскурсии; 4. заключительная беседа с учащимися по содержанию экскурсии.
Слайд 12
Информационно-справочный метод -профессиограммы - краткие описания профессий - справочная литература ; - профессиональная реклама ; - экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения - встречи школьников со специалистами различных профессий - познавательные и просветительские лекции - профориентационные уроки со школьниками
Слайд 13
Методы морально-эмоциональной поддержки подростков: - группы общения; - тренинги общения; - сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии - профориентационные и профконсультационные игры с элементами психотренинга;
Слайд 14
Результаты исследования по тесту Голланда R Реалистичный 7 I Исследовательский 7 A Артистичный 10 S Социальный 7 E Предприимчивый 5 C Традиционный 6
Слайд 15
Артистический тип В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование , рисование, деятельность в области гуманитарных наук . Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности . В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Слайд 16
Результаты по тесту Климова Система Уровень соответствия Человек-природа 22% Человек-техника 50% Человек-человек 63% Человек-знаковая система 80% Человек-художественный образ 50%
Слайд 17
Профессии типа ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Юрист Оператор ПК Фармацевт Диспетчер Физик Маркетолог Химик-технолог Лингвист Экономист Библиотекарь Программист Историк Филолог
Слайд 18
Заключение Психологическое профориентационное консультирование, включающее в себя тестирование, может помочь подросткам в профессиональном выборе.
Слайд 19
Спасибо за внимание!!!
Слайд 20
Список литературы http://prof-buro.ru/rus/O-proforientatsii/Istoriya-proforientatsii-v-Rossii/ http://lomonpansion.com/articles_2_3492.html http://www.gocareera.ru/glossary/proforientaciya#axzz4gxt7gqOl http://www.studfiles.ru/preview/3963778/page:16/ https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-psihologii-problema-proforientacii-starsheklassnikov-485703.html Павлова Профориентация старшеклассниковМ . : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
Хризантема и Луковица
Два морехода
Почему Уран и Нептун разного цвета
Басня "Море и река"
Хитрый коврик