Данная работа была выполнена учеником 10 класса, заняла третье место в школьной олипиаде исследовательских работ. работа состоит из введения, двух глав: теоритической и практической частей, заключения и списка литературы, приложения. в школе был проведен социалогический опрос, на основе этого, мы сделали некие выводы в данной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательская работа | 103.23 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Шигаевская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
по обществознанию
Концепт «Созидатель» «Разрушитель» на материале русского языка
Выполнил: Голубев Федор, ученик 9 класса
Руководитель: Каргина Людмила Сергеевна,
учитель английского языка 1 категории
2017 г
Оглавление
Введение стр.3
Глава 1. Определение концепт стр. 4-6
Глава 2. Рассмотрение исторических личностей стр. 7-9
Заключение стр. 10
Список литературы стр.11
Приложение
Введение
Для исследовательской работы мы выбрали тему концепт «Созидатель» «Разрушитель» на материале русского языка, так как этот материал представляет информационную ценность. Ценность заключается в возможности применения его результатов при разработке уроков истории, обществознания, а также психологических занятий (на понимания «себя»). В частности, материалы работы могут быть использованы в спецкурсах по лингвокультурологии, лексикологии.
Сказанное выше определяет актуальность настоящего исследования. Работа актуальна по своей тематике, междисциплинарному характеру. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о понятии «концепт», все актуальнее становится рассмотрение ярких исторических личностей, их созидательных, разрушительных деяний.
Проблема исследования – концепт «Созидатель» «Разрушитель» нашёл необычайно яркое воплощение в описаниях исторических личностей и его изучение и тщательный анализ необходимы для понимания современного мира.
Объект исследования – концепт «Созидатель» «Разрушитель».
Предметом исследования послужила актуализация указанных концептов как фрагмент концептуальной картины мира.
Цель исследования заключается в проведении комплексного изучения концептов «Созидатель» и «Разрушитель», на примерах личностей из истории.
Задачи исследования:
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы 2) обобщение и систематизация материала по данной теме 3) описательный метод 4) метод сплошной выборки.
Глава 1: Понятие «концепт»
Известно, что такие термины как «концепт» и «понятие» в реальном употреблении часто функционируют как синонимы, замещая друг друга во избежание монотонного повтора. В данной связи, большинство лингвистов указывают на необходимость разведения этих терминов.
Понятие – это обобщенное отражение предметов и явлений в нашем сознании.
Понятие – мысль о предмете, содержание значения слова. А слово, в свою очередь, языковая оболочка понятия.
Представители одного направления утверждают, что термин концепт шире термина понятие. Согласно этой трактовке, термин «концепт» - это предельно широкое мыслительное образование, включающее в себя и понятие, и представление, и поведенческие стереотипы.
Существовало множество школ, которые трактовали, изучали понятие «концепт».
Впервые в отечественной науке термин концепт был употреблен С. А. Аскольдовым-Алексеевым в 1928 г. Ученый определил концепт как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода. Он считал, что наиболее важной функцией концептов является функция заместительства, так как, будучи мыслительным образованием, концепт в процессе мысли замещает множество предметов одного и того же рода. Концепт может замещать как реальные предметы, так и некоторые стороны предмета или реальных действий.
Е. С. Кубрякова предлагает такое определение концепта: «Концепт (concept; Konzept) – единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В процессах мышления человек оперирует концептами, которые отражают содержание результатов человеческой деятельности и познания мира. Это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира.
Кроме того, концепт обладает очень сложной многоплановой структурой. В нем можно выделить как конкретное, так и абстрактное, как рациональное, так и эмоциональное, как универсальное, так и этническое, как общенациональное, так и индивидуально-личностное. Этим и объясняется отсутствие единого определения.
В МАОУ «Шигаевская СОШ» было проведено анкетирование среди старшеклассников (8-11 классы) на понимание концептов «Созидатель» «Разрушитель». Всего было опрошено 50 человек. Целью было узнать знают ли учащиеся понятия «Cозидатель», «Pазрушитель», имеют ли представления об исторических личностях (их деятельности), подвести к тому, чтобы учащиеся задумались о том, к какому типу они относят себя (как себя оппозиционируют).
На вопрос как вы понимаете концепт «Созидатель»,мы получили следующие результаты:
На вопрос как вы понимаете концепт «Разрушитель» мы получили следующие результаты:
А вот на вопрос « к какому типу вы себя относите?» учащиеся ответили неоднозначно. Многие не знали что выбрать, поэтому «не знаю» стал самым популярным ответом (37 чел). Также на основе проведенного анкетирования были установлены наиболее яркие исторические представители Созидателя и Разрушителя (их мы рассмотрим в следующей главе). Для полного понимания концептов «Созидатель» «Разрушитель» нами было обработано несколько словарей, откуда были взяты лексические значения этих слов, на этой основе мы попытались составить синонимические рады:
Рассмотрение понятия «Созидатель»
Рассмотрение понятия «Разрушитель»
Глава 2: Рассмотрение исторических личностей
Человек – ты носитель и добра и зла,
Сам решить ты обязан изначала:
«Так ли жить, чтоб земля цвела,
Или так, чтобы она увяла».
Амункешиков «Всем земля нам мать»
Задавая себе вопрос о существовании человека на планете в качестве созидателя или разрушителя, нелегко найти точный ответ, так как это вопрос риторический. В основном, все люди – созидатели, но среди них бывают и исключения. Таких людей, по своей сути противоположных созидателям, называют разрушителями. В действительности, обе точки зрения верны: человек, создавая условия для своего существования и комфорта, часто уничтожает то, что ему непригодно, либо мешает в процессе реализации своих намерений, стирает с лица земли. Именно здесь происходит разногласие в ответе на вопрос об изначальности созидания или разрушения? Создается многим известная мыслеформа: «Что первично?»
Заключение
Проделав огромную исследовательскую работу, в заключении хотелось бы сказать, что, чем больше погружаешься в разработку данной темы, тем больше понимаешь, что рамки ее практически не ограничены.
В первой главе нами был рассмотрен «концепт». Несмотря на разнообразие толкования концепта, исследователи едины во мнении, что концепт- это условная ментальная структура, которая отличается от понятия.
Нами было проведено анкетирование на основе которого мы выделили синонимические ряды этих понятий. Это помогло нам также выделить наиболее яркие исторические личности: Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, также явного Разрушителя- Адольфа Гитлера. Мы рассмотрели их созидательные и разрушительные деяния.
Использованная литература:
1. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа.- Краснодар, 2002.- С.8-33
2. Искоз А. Ленкова А. Лексикология немецкого языка//«Просвещение». - Ленинград, 1970.- С.14-15
3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов//М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.- С.90-92
4. Ольшанский И.Г. Гусева А.Е. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.- С.296-299
5. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки об Адольфе Гитлере// «Истоки».-Воронеж, 2001.- С.20-21, 36.
6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры.//Языки русской культуры.- Москва, 1997.- С.40-41
7. http://homepages.tversu.ru/~ips/ASusov2006a.html
8. http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika/ponyatie-koncepta/
9. http://vestnik.kuzspa.ru/articles
Юрий Алексеевич Гагарин
Горячо - холодно
Нарисуем попугая цветными карандашами
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Юрий Визбор. Милая моя