Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Состояние здорового человека динамично, поскольку оно постоянно изменяется в связи с изменением окружающей среды.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_gapurova_p.m.docx | 50.04 КБ |
ГБПОУ ЯНАО
«Ямальский многопрофильный колледж»
Исследовательская работа
«Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Автор: Гапурова Патимат, студентка специальности
06.06.04 Лабораторная диагностика
Руководитель: Атавова Рупияханум Шарабутдиновна
Салехард 2015 г.
Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
В здоровом теле, здоровый дух.
Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Состояние здорового человека динамично, поскольку оно постоянно изменяется в связи с изменением окружающей среды.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. По данным ВОЗ здоровье человека на 10 – 15 % связан с последним фактором, на 15 – 20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50 – 55 % – условия и образ жизни человека.
Цель исследования – рассмотреть один из самых актуальных вопросов действительности: соответствует ли представление медиков о здоровом образе жизни более современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у студентов – немедиков.
Задачи исследования:
Объектом исследования были выбраны преподаватели – медики, преподаватели колледжа, студенты естественнонаучного отделения и отделения технического профиля.
Предмет исследования – представления о здоровом образе жизни у студентов и у преподавателей.
Практическая значимость – установка на здоровье, на здоровый образ жизни.
Методы исследования – анкетирование, обобщение, изучение данных, теоретическое исследование
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Хорошее здоровье это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. После проведения опроса среди студентов колледжа, было установлено, что студенты, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем те которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки. Рост, занимающихся спортом 168,3 – 175,6 см, вес приблизительно в среднем 62,3 кг; у остальных он равен 161,8 – 163,6 см, вес в среднем 52,8 кг.
Для изучения представлений о здоровом образе жизни была предложена анкета, состоящая из 2 частей (Приложение 1). Первая часть включает 6 вопросов, 3 из которых носят открытый характер и представляют собой неоконченные предложения, а в других трёх пунктах необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать свой выбор. Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича. Предлагается список из терминальных ценностей, которые необходимо проранжировать согласно их значимости. Во втором пункте указаны составляющие здорового образа жизни, которые также необходимо расставить по степени важности для здорового образа жизни. При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых.
В эксперименте приняли участие 20 студентов, отделения естественнонаучного профиля в возрасте от 16 до 18 лет, 35 студентов отделения технического профиля (17 девушек и 18 юношей) в возрасте от 17 до 20 лет и 20 преподавателей (17 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 25 до 53 лет.
Анализ результатов проведённого исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в юношеском возрасте, а также у преподавателей и будущих медиков. Полученные в исследовании результаты представлены в следующих таблицах. (Приложение 2, 3, 4)
Как показывает таблица 1 (Приложение 2), у всех групп здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что, несмотря на то, что ранг здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что даёт основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью. Так, 55% студентов – медиков, 53% девушки – делопроизводители и 45% преподавателей отдают первое место в ряду ценностей здоровью, в то время как среди юношей – автомехаников таких лиц только 33,3% (т.е. лишь каждый третий считает здоровье самой большой ценностью в жизни). Таким образом, можно говорить об отсутствии влияния медицинского образования на значимость здоровья для человека. Скорее, можно заключить, что женщины придают в целом большее значение здоровью, чем мужчины.
При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный феномен. Так, анкетируемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, осмысленная жизнь, общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, ощущение счастья, отсутствие пристрастия к алкоголю, умеренное употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, гармония с собой, отсутствие привычки к курению, саморазвитие, отсутствие беспорядочной половой жизни, закаливание, гигиена, оптимистичное отношение к жизни, деятельность на пользу обществу, режим дня. Сюда же некоторые анкетируемые относили материальное и физическое благополучие. Распределение данных ответов у разных групп респондентов представлено в таблице 2. Как показывает таблица 2 (Приложение 3), у преподавателей составляющие здорового образа жизни образуют следующую последовательность: 1) отсутствие пристрастия к алкоголю, 2) отсутствие привычки к курению, ощущение счастья, 3) занятия спортом, отсутствие привычки к наркотикам, гармоничные отношения в семье, гармония с собой, 5) физическое благополучие, 6) осмысленная жизнь, общение с природой, доброжелательное отношение к другим, материальное благополучие, 7) положительное отношение к себе, умеренное употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, режим дня, здоровье окружающих.
У студентов – медиков составляющие здорового образа жизни расположены в следующем порядке:1) занятия спортом, 2) отсутствие пристрастия к алкоголю, 3) отсутствие привычки к наркотикам, отсутствие привычки к курению, 4) правильное питание, 5) режим дня, 6) осмысленная жизнь, 7) материальное благополучие, деятельность на пользу общества, отсутствие беспорядочной половой жизни, гармония с собой, положительное отношение к себе, 8) общение с природой, саморазвитие, закаливание, оптимистичное отношение к жизни.
У девушек – делопроизводителей составляющие здорового образа жизни представлены так: 1) отсутствие привычки к курению, 2) занятия спортом, отсутствие привычки к наркотикам, 3) отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, 4) общение с природой, 5) умеренное употребление алкоголя, саморазвитие, осмысленная жизнь, 6) положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, духовная жизнь, умеренное курение, доброжелательное отношение к другим, гигиена.
Для юношей – автомехаников данная последовательность имеет следующий вид: 1) занятия спортом, отсутствие привычки к курению, 2) отсутствие пристрастия к алкоголю, 3) правильное питание, 4) режим дня, отсутствие привычки к наркотикам, 6) гигиена, закаливание, отсутствие беспорядочной половой жизни, саморазвитие, доброжелательное отношение к другим, духовная жизнь, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье.
В качестве главного признака здорового образа жизни респондентами назывались следующие показатели: преподаватели (здоровье - 35%, хорошее самочувствие - 25%, хорошее настроение - 15%, внутренне спокойствие - 15%, гармоничные отношения в семье - 10%, спорт - 10%, отсутствие привычки к алкоголю - 5%, доброжелательное отношение к другим - 5%); студенты – медики (хорошее настроение - 60%, здоровье - 35%, хорошее самочувствие - 25%, отсутствие привычки к курению - 20%, умеренное потребление алкоголя - 20%, хорошая фигура - 20%, внутренне спокойствие -20%, спорт - 10%, саморазвитие - 10%, отсутствие привычки к наркотикам - 10%, осмысленная жизнь - 5%, свежий воздух - 5%, творчество - 5%); девушки – делопроизводители (хорошее настроение - 29,4%, хорошее самочувствие - 29,4%, здоровье - 23,5%, спорт - 23,5%, уверенность в себе - 5,9%, внутреннее спокойствие - 5,9%, режим - 5,9%, правильное питание - 5,9%, успех в делах - 5,9%, жить, как получается - 5,9%, молодость - 5,9%); юноши – автомеханики (спорт - 50% , хорошее настроение - 27,8%, отсутствие болезни - 22,2%, правильное питание - 16,7%, хорошая фигура - 16,7%, хорошее самочувствие - 11,1%, доброжелательное отношение к другим - 5,6%, закаливание - 5,6%, отсутствие вредных привычек - 5,6%).
Таким образом, представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского возраста, независимо от их образования, прежде всего, сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем у преподавателей в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни называются такие, как ощущение счастья, гармония с собой, гармоничные отношения в семье, что более соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни, не ограничивающимся только факторами физического здоровья. Обращает на себя внимание то, что умеренное употребление алкоголя и сигарет не рассматривается как несоблюдение здорового образа жизни. В качестве главного признака здорового образа жизни отмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья, которое оценивается как хорошее самочувствие и хорошее настроение.
Как показывает таблица 3 (Приложение 4), у преподавателей составляющие здорового образа жизни располагаются в следующем порядке: на первом месте – осмысленная жизнь, затем – гармоничные отношения в семье, правильное питание, неупотребление наркотиков, пятое место занимает полноценная духовная жизнь, занятия спортом и позитивное отношение к себе, доброжелательное отношение к себе, самосовершенствование, отсутствие беспорядочной половой жизни, отсутствие привычки к никотину, отсутствие привычки к алкоголю.
У студентов – медиков наблюдается следующая картина: неупотребление наркотиков, занятия спортом, отсутствие привычки к алкоголю, осмысленная жизнь, отсутствие привычки к никотину, правильное питание, не вести беспорядочную половую жизнь, гармоничные отношения в семье, доброжелательное отношение к другим, полноценная духовная жизнь, позитивное отношение к себе, самосовершенствование. Как видно, первые места принадлежат таким составляющим здорового образа жизни, как отсутствие вредных привычек, занятие спортом, что традиционно относится к полной и исчерпывающей характеристике ЗОЖ на уровне обыденного сознания.
Девушки – делопроизводители расположили составляющие здорового образа жизни в следующей последовательности: гармоничные отношения в семье, правильное питание, занятие спортом, осмысленная жизнь, самосовершенствование, шестое и седьмое места занимает отсутствие привычки к алкоголю и наркотикам, затем идет доброжелательное отношение к другим, отсутствие привычки к курению, позитивное отношение к себе, полноценная духовная жизнь, а на последнем месте – отсутствие беспорядочной половой жизни. Как видно из этого перечня, для девушек правильное питание и занятие спортом являются более важными для здорового образа жизни, чем отсутствие вредных привычек.
У юношей – автомехаников на первом месте среди составляющих здорового образа жизни стоит осмысленная жизнь, затем следуют правильное питание, занятие спортом, позитивное отношение к себе, пятое и шестое место делят гармоничные отношения в семье и самосовершенствование, затем идёт неупотребление наркотиков, полноценная духовная жизнь, отсутствие привычки к курению, доброжелательное отношение к другим, последние места занимают неупотребление алкоголя и беспорядочная половая жизнь.
Определялось также то, насколько необходимым считают здоровый образ жизни. Оказалось, что 100% юношей считают, что здоровый образ жизни необходим, обосновывая свой ответ следующими доводами: ЗОЖ – залог долгожительства (11%), предотвращение болезней (38,9%), не быть в тягость близким в старости (11%), ЗОЖ способствует развитию силы (11%), необходим для достижения разных целей в жизни (27,8%), для процветания государства (5,6%). Среди девушек – делопроизводителей 80% указали, что здоровый образ жизни необходим, 20% затрудняются однозначно говорить о его необходимости. И, как и юноши, основное значение здорового образа жизни видится девушками в предотвращении болезней. Кроме того, по 10% отметили, что ЗОЖ – залог долгожительства, хорошего настроения и полноценной жизни. Указывались также такие причины необходимости здорового образа жизни, как здоровье детей (5%), способствование созданию семьи (5%). На необходимость здорового образа жизни указали 60% студентов – медиков и 40% не смогли однозначно ответить на вопрос о его необходимости. Свой ответ обосновывали следующим образом: ЗОЖ – способ сохранения здоровья (40%), ЗОЖ способствует душевному спокойствию (15%), является залогом полноценной жизни (10%), долгожительства (10%), красоты (5%), здорового потомства (5%), успеха (5%), принесения пользы обществу (10%). Было выявлено, что хотели бы вести более здоровый образ жизни 80% преподавателей, 75% студентов – медиков, 65% девушек – делопроизводителей и 55,6% юношей – автомехаников. Как видно из приведенных данных, чем менее реализованным считают здоровый образ жизни, тем чаще возникает у них желание к ведению более здорового образа жизни. И так как преподаватели занимают последнее место по степени реализации здорового образа жизни, то в данном случае им принадлежит первенство по стремлению к более здоровому образу жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек – это наиболее одарённый и могущественный представитель всего живого на Земле. Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо расширенное представление о здоровье и болезнях, умелое использование всех факторов, влияющих на различные составляющие здоровья, овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным. Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия. Исследованию современных социальных представлений о здоровом образе жизни посвящена данная работа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Каждый из нас слышал выражение «здоровый образ жизни» и у каждого из нас есть представление о том, что это такое. Для выяснения различий в этих представлениях просим Вас принять участие в опросе. Вам предлагается анкета, которая состоит из двух частей: части А и части Б. Заранее благодарим за участие.
Часть А
Ф.И.О..............................................................................
ОТДЕЛЕНИЕ…………………………………..………ПОЛ.......................
Часть А
1. Я считаю, что здоровый образ жизни – это…………………
2. Главный признак здорового образа жизни – это………………
3. Здоровье для меня является:
а) целью
б) средством
Объясните, почему?
4. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим?
а) да б) затрудняюсь ответить в) нет
Почему Вы так считаете ?
5. Я считаю, что соблюдаю здоровый образ жизни на............. %, потому что я……………………..
6. Я хотел бы вести:
a) более здоровый образ жизни
б) такой же образ жизни, как в данный момент
Часть Б включает всего 2 пункта.
В пункте 1 представлен список из 15 ценностей. Прочтите их внимательно и расставьте по порядку важности для Вас: той ценности, которая для Вас в жизни является самой главной, присвойте номер 1 и поставьте его в скобки рядом с этой ценностью. Затем из оставшихся ценностей выберите самую важную и поставьте напротив неё номер 2. Таким образом, оцените по степени важности все ценности и поставьте их номера в скобках напротив соответствующих ценностей.
В пункте 2 Вам предлагается список из 12 составляющих здорового образа жизни. Прочтите их внимательно и выберите тот признак, который Вы считаете самым главным для здорового образа жизни. В клетке рядом с ним поставьте номер 1. Затем из оставшихся составляющих выберите тот, который, по Вашему мнению, является самым главным, и поставьте напротив него цифру 2. Таким образом, оцените важность для здорового образа жизни всех признаков. Наименее важный останется последним и получит номер 12.
Ценностные ориентации
Составляющие здорового образа жизни
Приложение 2
Таблица 1 Ранги ценностных ориентаций
Ценности | Преподаватели– медики | Студенты– медики | Девушки – делопроизводители | Юноши – автомеханики |
беспечная жизнь | 15 | 14 | 14 | 15 |
образование | 5 | 4 | 9 | 9 |
материальная обеспеченность | 3 | 5 | 5 | 4 |
здоровье | 1 | 1 | 1 | 1 |
семья | 2 | 2 | 2 | 3 |
дружба | 6 | 8 | 4 | 7 |
красота | 11 | 11 | 8 | 10 |
счастье других | 12 | 13 | 10 | 13 |
любовь | 4 | 3 | 3 | 2 |
познание | 10 | 10 | 13 | 8 |
развитие | 8 | 7 | 11 | 6 |
уверенность в себе | 7 | 6 | 6 | 5 |
творчество | 13 | 12 | 12 | 11 |
интересная работа | 9 | 9 | 7 | 12 |
развлечения | 14 | 15 | 15 | 14 |
Приложение 3
Таблица 2 Составляющие здорового образа жизни (%)
Составляющие ЗОЖ | Преподаватели–медики | Студенты– медики | Девушки – делопроизводители | Юноши –автомеханики |
занятия спортом | 25 | 70 | 64,7 | 56 |
отсутствие привычки к наркотикам | 25 | 60 | 64,7 | 28 |
осмысленная жизнь | 10 | 15 | 11,8 | - |
общение с природой | 10 | 5 | 41,2 | 5 |
положительное отношение к себе | 5 | 10 | 5,9 | - |
гармоничные отношения в семье | 25 | - | 5,9 | 5 |
ощущение счастья | 30 | - | - | - |
отсутствие пристрастия к алкоголю | 35 | 65 | 58,9 | 50 |
умеренное употребление алкоголя | 5 | - | 11,8 | 5,6 |
правильное питание | 5 | 55 | 58,9 | 39 |
духовная жизнь | 5 | - | 5,9 | 5,6 |
гармония с собой | 25 | 10 | - | - |
отсутствие привычки к курению | 30 | 60 | 76,5 | 56 |
умеренное курение | - | - | 5,9 | - |
доброжелательное отношения к другим | 10 | - | 5,9 | 5,6 |
саморазвитие | - | 5 | 11,8 | 5,6 |
отсутствие беспорядочной половой жизни | - | 10 | - | 5,6 |
закаливание | - | - | - | 5,6 |
гигиена | - | - | 5,9 | 5,6 |
оптимистичное отношение к жизни | - | 5 | - | - |
деятельность на пользу обществу | - | 10 | - | - |
режим дня | 5 | 20 | - | 28 |
материальное благополучие | 10 | 10 | - | - |
физическое благополучие | 20 | - | - | - |
здоровье окружающих | 5 | - | - | - |
Приложение 4
Таблица 3 Ранг составляющих здорового образа жизни
Составляющие здорового образа жизни | Преподаватели–медики | Студенты–медики | Девушки – делопроизводители | Юноши – автомеханики |
занятия спортом | 6 | 2 | 3 | 3 |
не употреблять наркотики | 4 | 1 | 7 | 7 |
осмысленная жизнь | 1 | 4 | 4 | 1 |
позитивное отношение к себе | 7 | 11 | 10 | 4 |
гармоничные отношения в семье | 2 | 8 | 1 | 6 |
не употреблять алкоголь | 12 | 3 | 7 | 11 |
правильно питаться | 3 | 6 | 2 | 2 |
полноценная духовная жизнь | 5 | 10 | 11 | 8 |
не курить | 11 | 5 | 9 | 9 |
не вести беспорядочную половую жизнь | 10 | 7 | 12 | 12 |
доброжелательное отношение к другим | 8 | 9 | 8 | 10 |
самосовершенствование | 9 | 12 | 5 | 5 |
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Свадьба в Малиновке
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Сочинение
Загадка старого пирата или водолазный колокол