1. Введение
Всем животным в природе свойственен стадный образ жизни. Стадо — иерархическая система, в которой каждой особи отведена своя роль. Иногда (обычно в применении к хищникам) это называется не стадом, а стаей, но сущность стада не меняется от того, что его назвали по-другому.
В человеке тоже есть инстинкт стадной иерархии. По сути, человеческое стадо отличается от стада животных только тем — какие качества определяют ранг особи в стаде. В отличие от животных, физическая сила играет у людей гораздо меньшую роль; гораздо важнее величина кошелька, принадлежность к тому или иному общественному классу и т.п. Но лишь внешние признаки стадного ранга. Сам механизм действия стадного инстинкта у людей практически не отличается от такового у животных.
Цель исследования:
Выяснить, почему люди любят сливаться с толпой. Легко ли человеку поддаться стадному инстинкту. Как избавиться от этого качества.
Задачи:
1.Рассмотреть теорию данного вопроса.
2. Выяснить с помощью литературы о людях, которые, боясь выделиться из толпы совершали правонарушения.
3. Провести анкетирование среди подростков на тему: «Легко ли вам слиться с толпой?». Сделать выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
bylinina.docx | 29.95 КБ |
VIII региональный фестиваль-конкурс
исследовательских работ и творческих проектов обучающихся в области социально-гуманитарных наук, искусства и культуры
«Свой путь к открытиям»
« Стадный инстинкт.
Почему люди идут на поводу у других».
Автор работы: Былинина Алена, 10 «А» класс, МОУ «Татищевский лицей» Руководитель: Богапова Маргарита Александровна, учитель истории и обществознания МОУ. «Татищевский лицей» |
Саратов 2018
Содержание
1.Введение
2. Основная часть.
2.1. Причины стадного чувства
2.2 . что такое стадный инстинкт
2.3 Научный эксперимент
2.4.К чему приводит стадный инстинкт
2.5. Результаты анкетирования
3. Выводы
4. Рекомендации
5.Источники
Всем животным в природе свойственен стадный образ жизни. Стадо — иерархическая система, в которой каждой особи отведена своя роль. Иногда (обычно в применении к хищникам) это называется не стадом, а стаей, но сущность стада не меняется от того, что его назвали по-другому.
В человеке тоже есть инстинкт стадной иерархии. По сути, человеческое стадо отличается от стада животных только тем — какие качества определяют ранг особи в стаде. В отличие от животных, физическая сила играет у людей гораздо меньшую роль; гораздо важнее величина кошелька, принадлежность к тому или иному общественному классу и т.п. Но лишь внешние признаки стадного ранга. Сам механизм действия стадного инстинкта у людей практически не отличается от такового у животных.
Цель исследования:
Выяснить, почему люди любят сливаться с толпой. Легко ли человеку поддаться стадному инстинкту. Как избавиться от этого качества.
Задачи:
1.Рассмотреть теорию данного вопроса.
2. Выяснить с помощью литературы о людях, которые, боясь выделиться из толпы совершали правонарушения.
3. Провести анкетирование среди подростков на тему: «Легко ли вам слиться с толпой?». Сделать выводы.
2.1.Причины стадного чувства.
Большую роль в подчинении отдельного человека толпе играет скорость принятия решения. Подсознание человека срабатывает гораздо быстрее, чем его сознание. В этот момент и проявляется эффект копирования, на подсознательном уровне твердящий нам: «Раз туда идут люди, делают что-либо, занимаются чем-то особым, то и мне нужно идти, делать, заниматься. Ведь они не хотят себе плохого, значит и мне это не повредит». Психология называет это «эффектом зеркала», именно так дети учатся выживать в окружающем мире. Они смотрят на взрослых, подражают им, полностью доверяясь старшим в принятии решений. Ведь маленький ребенок еще не знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что будет ошибочным и опрометчивым шагом. Потому и советуют не курить при детях, не употреблять спиртное и так далее.
2.2.Что такое стадный инстинкт
Стадное чувство
– своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденность, нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В толпе индивид легко подвержен эмоциональному заражению
Стадный человек не представляет себе, что могут быть индивидуальные предпочтения и личные причины придерживаться определенных взглядов. Для него любые вкусы и точки зрения делятся на "правильные" (которых придерживается он и которые, по его мнению, разделяет большинство стада, все "нормальные люди") и "неправильные". Спор он рассматривает как возможность проявить свой высокий ранг, повысить свою самооценку.
В целом можно сделать вывод, что стадный человек одержим двумя подсознательными страхами: быть изгнанным из стада и оказаться в стаде последним.
Ученые провели социологический тест, в котором задействовали около двух сотен человек. Всех «подопытных» собрали в помещении, и, запретив общение, сказали двигаться в произвольном направлении. Запрещено было не только разговаривать, но и обмениваться жестами или подавать какие-либо другие знаки.
Несколько человек из группы при помощи скрытого микрофона получали информацию о том, как следует передвигаться по залу, что они с успехом и проделывали.
Эксперимент показал именно те результаты, которые и предполагались учеными. Люди подсознательно присоединились к тем, кто «знал дорогу», то есть уверенно двигался в определенном порядке и направлении. Причем ведомые даже не догадывались, что ими руководят и направляют.
Группа врачей, проводя эксперименты, изучала, как на молодых людей влияет чувство стадности. Они определили, что лишь небольшой процент подростков находят в себе мужество выступить против группы. Давление сверстников особенно сказывается на неуверенных в себе детей, поэтому они делают то, что все. Эксперименты позволили выявить интересное качество. Если у ребенка есть хотя бы один друг, который его поддерживает наперекор коллективу, то у него самого тоже прибавляется решительности. Но одному подростку очень трудно отстоять свое личное мнение.
Подростки часто собираются в группы, проявляя стадный инстинкт. Серьезной проблемой для подрастающего поколения становится и алкоголизм. Первая сигарета появляется в руке ребенка тоже в подростковом возрасте. Ученые объясняют это конформизмом. Дети начинают пить, курить и пробовать наркотики, потому что не хотят отличаться от других. Вот почему так важно воспитывать в них уверенность в себе, умение отстаивать то, что ребенок считает правильным. Не быть как все могут только сильные и мужественные личности, которые способны оставаться собой, даже если они идут против мнения большинства.
Я провела анкетирование среди учащихся лицея.
Вопросы анкеты:
1)Состоите ли вы в каких-либо секциях, кружках?
2)Как вы думаете, чем вы можете выделиться из толпы?
3)Легко ли вам выделиться среди других людей?
4) Легко ли вы идете на поводу у других?
Результаты
9 респондентов ответили, что могут пойти на поводу у других людей, однако отметили, что не у всех.
10 человек, принявших участие в опросе, отметили, что выбирают свой путь действий.
Также, 12 человек написали, что не сливаются с толпой.
15 человек отметили, что не любят выделяться из толпы окружающих.
1. Поймите, что вы не одиноки. Понаблюдайте за людьми, которые вас окружают. Многие тоже испытывают чувство неуверенности в себе, боятся насмешек. У многих те же проблемы, что и у вас, поэтому вы не должны чувствовать себя одиноко.
2. Не концентрируйтесь на своих слабостях, акцентируйте свое внимание на своих сильных сторонах, на умениях, которыми можно гордиться. Если вы не будете обращать внимание на «стадо», а будете поступать только так, как считаете нужным вы сами, то, скорее всего, «стадо» само в скором времени примкнет к вам и будет прислушиваться к тому, что говорите именно вы.
3. Поступайте так, как подсказывает здравый разум, а не слушая других людей.
4. Поймите, что не всегда то, о чем говорят другие, правильно и нужно вам.
http://psychology_pedagogy.academic.ru/17775/Стадное_чувство
http://zoonovosti.by/board/post23460.html
http://cycyron.livejournal.com/628334.html
http://www.31med.ru/detskoe-zdorove/zdorove-podrostka/312-stadnyj-instinkt-podrostkov
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Агния Барто. Сережа учит уроки
Мороз Иванович
Осенняя паутина