Проект о деятельности полярного путешественника, неутомимого энтузиаста, и экстремала Игоря Демьяновича Смилевца
Вложение | Размер |
---|---|
dorogi_k_belym_gorizontam.doc | 132 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Большие Озёрки Балтайского муниципального района Саратовской области
Районная конференция по географии
«Великие географические открытия за пределами учебной программы»
Проект
« Дороги И. Д.Смилевца к белым горизонтам»
Выполнила: Молева Виктория
обучающаяся 9 класса,
МБОУ СОШ с. Большие Озёрки
Балтайского муниципального района
Саратовской области
Руководитель: Бычкова Ольга Степановна,
учитель географии
МБОУ СОШ с. Большие Озёрки
Балтайского муниципального района
Саратовской области
2016год
Введение.
География - одна из самых древних и интересных наук. Это наука, которая всегда соседствует с открытием, пытается проникнуть в самые далёкие уголки и найти разгадку многих тайн планеты. Человек достиг полюсов Земли, проник в глубочайшие подземные лабиринты, океанические впадины, поднялся в космические высоты. Уже открыты самые отдалённые, труднодоступные земли, острова, уголки, моря. В этом большая заслуга географических открытий, сделанных целеустремлёнными и отважными людьми. Путешественники и исследователи- настоящие герои., поскольку на каждом шагу им приходилось сталкиваться с опасностями и преодолевать, казалось, неодолимые преграды. Знакомясь на уроках географии с трудностями их экспедиций, я всегда восхищаюсь подвигами таких сильных и бесстрашных людей как Магеллан и Америго Веспуччи, Колумб и Васко да Гамма, Джеймс Кук и Руаль Амундсен, Прончищевы и Челюскин. Работая с картами атласа, мы пытаемся проследить маршруты их путешествий и оценить великий вклад в развитие наших знаний о Земле.
География – это наука, которая даёт человеку возможность почувствовать, как много в этом мире зависит от него. Не только от его знаний и изобретений, но и от правильного отношения к родной земле как дому.
2016 год- особенный для Саратовской области. 5 декабря текущего года она отмечает юбилей, 80 лет со дня образования. Саратовская земля - это край с неповторимым индивидуальным обликом и богатой исторической судьбой. По такому торжественному случаю во всех районах нашей области проходят различные мероприятия. Не остались в стороне и образовательные организации нашего района. Обучающиеся организуют встречи с интересными людьми, пишут творческие работы, проводят викторины, классные часы, связанные с историей родного Саратовского края. Саратовская область- это родина выдающихся писателей и поэтов, космонавтов, учёных и изобретателей, художников и скульпторов, исторических деятелей и архитекторов, актёров театра и кино, тех, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. А ещё, это родина отважных путешественников-полярников 19-21 веков.
Тема моей работы: « Дороги И. Д.Смилевца к белым горизонтам.»
Цель: Познакомиться с фактами из истории Саратовской области, в частности:
с деятельностью полярного путешественника, неутомимого энтузиаста, и экстремала Игоря Демьяновича Смилевца.
Задачи: 1.Собрать, изучить, систематизировать и обобщить материал о земляке-путешественнике, в том числе: биографические данные, направления маршрутов экспедиций, их цели и задачи, научные исследования, записи из дневников.
2.Показать на примере героя моей работы, что человек может всё, даже невозможное.
Дороги И. Д.Смилевца к белым горизонтам.
«Бывает в жизни час, миг, когда между прошлым и настоящим
образуется бездна. Этот миг был в моей жизни,
и я не отдам его ни за «вчера», ни за «завтра».
Имя этого мига – Арктика и Антарктида».
И. Д. Смилевец
Слайд 2
Мы испытываем чувство гордости, когда видим на карте остров Старокадомского в море Лаптевых, или фотографию с изображением арктического ледокола «Капитан Сорокин».Эти названия даны в честь наших земляков, покорявших северные земли. Этот список пополнился ещё одним именем- Смилевец Игорь Демьянович. Офицер, испытатель, путешественник. Он -единственный из жителей нашей области, побывавший на обоих полюсах Земли. Он трижды был на Северном полюсе, а на Южном встретил наступление двухтысячного года. Мастер спорта по лыжному туризму, член Союза писателей России. Имя Игоря Демьяновича внесено в список Общероссийской энциклопедии- «Лучшие люди России», в «Биографическую энциклопедию успешных людей России», а также в Книгу Почёта Энгельсского муниципального образования. В 2006г он становится дипломантом литературной премии имени Ю. С Рытхэу, в номинации «Отражение северной тематики»(Слайд 3)Он является членом Саратовского регионального отделению Российского географического общества. Выступал на заседании географического общества в г.Санкт-Петербург.(Слайд 4)
Родился Игорь Демьянович 29 мая 1956г.в г.Серпухове в семье военнослужащего..Отец - кадровый военный, генерал-майор в отставке, ветеран Великой Отечественной войны и участник Парада Победы в 1945 году, мама была домохозяйкой.
Через 4 года семья переехала в г.Энгельс, где в 1963 году Игорь пошёл в школу. В 1972 г учитель литературы В.И. Абросимов организовал туристический кружок. В школьной мастерской строили самодельные байдарки из фанеры. А затем отправлялись на них в поход по рекам Медведица и Хопёр. Это было первое настоящее путешествие. Страсть к путешествиям, к истории географических открытий появилась именно в школьные годы, благодаря учителю географии. И есть ещё одно событие которое, как он считает, укрепило его стремление путешествовать . Однажды, как рассказывает Игорь Демьянович, на пароходе, произошла случайная его встреча с Дмитрием Сергеевичем Худяковым, саратовским краеведом, автором и бессменным ведущим телепрограммы «Не за тридевять земель».
Дмитрий Сергеевич ведёт научные исследования в
области палеонтологии, геологии, археологии и истории и имеет ряд публикаций по этим вопросам". Он является автором книги « Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел», Дмитрий Сергеевич в этот момент читал, но отложил книгу и мы полтора часа беседовали. Дмитрий Сергеевич очень многое рассказал, причем разговаривал со мной не как со школьником, а как с равным." После школы Игорь Демьянович поступил в Энгельсское высшее зенитное ракетное командное училище. По окончании, в 1977г, в звании лейтенанта был направлен на службу в дивизион в районе г.Норильск. Затем служил на острове Диксон. По его словам, годы службы многое дали ему. Именно тогда он познакомился с людьми, которые открыли для него север с другой стороны. Отпуска он проводил не в санаториях на юге, а в путешествиях по северным землям, и, по словам Игоря Демьяновича, экспедиции на Северный и Южный полюс стали своеобразным итогом этой увлеченности Несмотря на то, что служба шла в суровых условиях, Игорь Демьянович не покидал эти места даже во время отпуска. Многие удивлялись этому и не понимали его. Запись в дневнике:
«Оказавшись недалеко от Северного Ледовитого океана, я по-настоящему полюбил этот край.. Ходил до Новой земли и до Земли Франца-Иосифа, путешествовал по горам Таймыра и по другим островам северных архипелагов».
За 10 лет у Игоря Демьяновича сложился богатый опыт знатока северных земель.
В 1989г он стал выпускником Академии ПВО им. Жукова. Службу в армии закончил в 1999 году в должности зам. командира Гвардейского зенитного ракетного полка. В 1992г герой моего рассказа получил приглашение войти в группу экспедиционного центра «Арктика». Как говорит сам Игорь Демьянович «Арктика –это загадочный уголок где природа сохранилась практически в первозданном виде. Отличительной чертой экспедиций этого центра являлась максимальная автономность действия группы, то есть участники могут рассчитывать только на свои силы. В экспедиции участвовало четыре человека. Это оптимальное количество, так как сложные препятствия легче проходить малым составом. Всё снаряжение, продовольствие, бензин пришлось нести с собой. Нагрузка была более ста килограммов на человека. Как сказал водном из интервью Игорь Демьянович: «В наших экспедициях мы всегда ходили в «альпийском» стиле, то есть без сброса продовольствия с самолёта.» В этом же году Смилевец И. Д. участвовал в комплексной парашютно-лыжной экспедиции на Северный полюс, где был поднят флаг России. (Слайд) В 1993 г. впервые в мировой практике участники экспедиции добрались до Северного полюса на лыжах. Вес груза у каждого участника экспедиции достигал 80 кг. Часть его помещалась в рюкзаке, другая - в сани-волокуши, зацепленные за ремень. Без них автономное достижение Северного полюса было бы невозможно.(Слайд) Главная трудность для лыжника в полярных широтах - бесчисленные нагромождения ледяных торосов.(Слайд)
ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ.
5 марта, 2-й день маршрута. По шевелящимся ледовым "пробкам" пересекаем многочисленные разломы и разводья, выходим на дрейфующий лед. Отсюда до Северного полюса ровно 1000 км, но это, если двигаться по 90-му меридиану. Даже самолету вряд ли удастся точно выдержать курс на всем протяжении - мешают то ветер, то облачность, то обледенение. Что же говорить о нас, идущих на лыжах с 40-килограммовыми рюкзаками и с такими же санками на прицепе. На одной из переправ при сорокаградусном морозе не выдержала лодка. Бесконечные поля торосов затрудняют передвижение. 12 марта, 9-й день. 15 марта, 12 день. Как все-таки медленно мы продвигаемся вперед. Нужны километры, а мы барахтаемся в торосах, то и дело переходя на "челнок". Беспокоит возможная нехватка бензина. Приходится экономить, а при таких морозах это непросто. Сказываются обморожения, полученные многими в первые же дни. Особенно досталось Сергею Печенегову и Лене Сафонову. Работать с фотоаппаратами пока не могут. Досталось и штурману Валерию Лощицу. Каждое прикосновение к теодолиту - потенциальное обморожение. Ему приходится это делать по несколько раз ежедневно 24 марта, 21-й день. Беспокоит состояние Володи Онищенко. Вот уже четвертый день он мучается от приступов радикулита. Сейчас идет без санок, с полупустым рюкзаком. Пока крепится, но можно ли надеяться на улучшение? А ведь нам во что бы то ни стало необходимо увеличивать темпы движения. Запасы продуктов и бензина не безграничны, а впереди еще 650 км. Ситуация серьезная. 15 апреля, 42-й день.. Тяжело идет Саша Рыбаков. Разгрузили. Выбросили еще одни санки, распределив груз между остальными. Теперь Саша первый, кто остался без санок. 28 апреля, 55-й день. наравне с другими перенося все невзгоды, все трудности, которых с избытком хватало за эти пятьдесят с лишним дней. А сегодня - лыжи, рюкзак остались без хозяина... Один из самых выносливых, самых физически подготовленных, самых опытных членов экспедиции не выдержал тех нагрузок, которые выпали на нашу долю. Железная воля оказалась не властна над пределом человеческих возможностей. Причиной смерти явилась легочно-сердечная недостаточность, проявившаяся на фоне экстремальных физических и психологических нагрузок. Как быть дальше? Продолжать движение или возвращаться? Вправе ли мы идти к полюсу без Саши? Вправе ли отказаться от цели, отступить? Нет! Полюс нужен не только нам! Мы продолжаем свой путь. 6 мая, 64-й день. Все. Полюс достигнут. Нет никаких сил на торжества, шумные поздравления. Лощицу чудом удалось поймать в окуляр теодолита блеклое солнце. По расчетам мы находимся на 89°57,5' с.ш. Сил хватает только на то, чтобы передать информацию об этом Олегу Кажарскому, нашему базовому радисту, и забраться в спальник. Только проснувшись, пробуем осмыслить тот факт, что мы, наконец, на полюсе, что мы достигли цели, к которой с такой фанатической настойчивостью стремились все эти годы. Сколько людей шли сюда, к этой точке. Как не прост был их путь, их судьба. Какой дорогой ценой пришлось заплатить многим из них... Сегодня здесь стоит наша палатка, развевается Государственный флаг. Нам все-таки удалось прийти на полюс так, как пока еще никому не удавалось. Велика ли заслуга? Заметна ли кому-нибудь эта победа? Для нас же она имеет особый смысл, а оценку ей пусть дадут наши дети, которые, хочется верить, в бешеном ритме XXI века не потеряют интереса к "неземному свечению" полюсов. |
В 1997 г. Игорь Демьянович в составе группы, в которую входило 10
человек, участвовал в испытаниях новой конструкции вездеходов в Карском море. Первые машины серий «Арктика» и «Чукотка» участники экспедиции сконструировали и изготовили сами. В 1999 г.он в составе Международной комплексной экспедиции отправляется в качестве заместителя руководителя экспедиции в Антарктиду – далёкий и загадочный материк. Экспедиционная программа "Навстречу XXI веку"была разработана и подготовлена
Экспедиционным Центром "АРКТИКА" Русского Географического общества, совместно с Российской Антарктической Экспедицией "РАЭ" при поддержке и содействии Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, Русского Географического общества и Ассоциации полярников России.
Цели и задачи экспедиции:
1.Осуществить комплект научных наблюдений по маршруту, пересекающему наиболее труднодоступный регион планеты - Антарктиду, в соответствии с научной программой "Экология Планеты", разработанной специалистами Московского Государственного Университета и Института Географии Земли;
2. Создать серию видеофильмов, рассказывающих о последнем крупнейшем антарктическом полярном путешествии XX века, об истории освоения человеком высоких широт нашей планеты, природе Антарктиды и экологических проблемах региона, обусловленных деятельностью человека;
3. Выполнить комплекс медико-психологических исследований в интересах создания теоретических и практических основ сохранения жизни, здоровья и профессиональной работоспособности человека в экстремальных условиях.
Из дневника Игоря Демьяновича. «Новое тысячелетие я встретил на Южном полюсе. На вездеходах мы добрались до Южного полюса и вернулись обратно, за десять с половиной дней не потеряв ни одной машины. По традиции подняли флаг России. Участниками похода «Навстречу XXI веку » было установлено 5 мировых рекордов и 4 рекорда Гиннеса. А еще был массовый (32 чел.) парашютный десант в районе горного массива Патриот-Хиллс(85с.ш), осуществлены первые подъемы воздушного шара. Воздухоплаватели из Испании и Австрии поднимались в различных точках Антарктиды и даже на Южном полюсе , совершен рекордный по скорости переход на колесных вездеходах по маршруту Патриот Хиллс - Южный Полюс - Патриот Хиллс»
Впервые в истории в Антарктиде проведена крупномасштабная международная неправительственная экспедиция, в которой приняло участие 88 человек из 18 государств мира. Изучение Антарктики - пример международного сотрудничества в мирных целях. Южный полюс – уникальное место для научных исследований в области астрономии и астрофизики. Здесь изучаются геофизические и географические процессы планетарного масштаба. До полюса добирались на пневмовездеходах. Эта техника с потрясающими характеристиками: низкая масса (650 кг) и 6 огромных колёс сверхнизкого давления. Благодаря этому машина «бегает» по любой поверхности, не травмируя её. Растительность, попавшая под колёса, поднимается через 2 минуты. Животное, испытавшее на себе тяжесть пневматика, остаётся живым. Вот как описывает первые минуты пребывания на полюсе Игорь Демьянович: «Французский кинооператор Стефан снимает каждое мгновение. Снимает небо, солнце, наши усталые и счастливые лица. Снимает слёзы, мужские слёзы. <…> Но настоящий праздник наступил тогда, когда под крики «ура!» наши трудяги – вездеходы на полном ходу влетели на заветный пятачок, окружённый флагами стран –участниц Договора по Антарктиде.<…> Здесь на невысоком столбике сияет на солнце хрустальная сфера размером с баскетбольный мяч. Вот она – ось Земли! Вот он – мой полюс, мой Южный полюс! <…> С необъяснимым трепетом прикасаюсь к этой заветной сфере. Моя тёплая ладонь не чувствует антарктического холода. <…> В эти минуты вся жизнь проносится как одно прекрасное мгновение, и если бы мне предложили всё начать сначала – я бы ничего не изменил. Здесь, в Антарктиде, у самой оси Земли я оставляю частичку своей души и частичку своей родины.» Слайд( В 2001 г. Игорь Демьянович участвовал в экспедиции в качестве заместителя руководителя по островам Карского моря. На этих островах когда-то взлетали и садились стратегические бомбардировщики, здесь проводились ядерные испытания, а с космодромов стартовали ракеты. Теперь острова, как затонувшие корабли, хранят память о своих обитателях. В 2002 г. Смилевец И.Д.в составе группы из 10 человек.(механики, радисты, врач, видео-фото оператор), отправился в кругосветную экспедицию «Полярное кольцо», в качестве заместителя руководителя. Старт был дан 6 апреля в городе Салехард. (Слайд Участники экспедиции на четырех внедорожных пневмовездеходах «Тундра-2» совершили переход по маршруту: станция Лабытнанги(Ямало-ненецкий автономный округ)-г Певек. Экспедиция длилась 52 дня , завершилась — 27 мая 2002 года. За это время путешествия было пройдено свыше 6 000 километров.
Из дневника руководителя экспедиции Владимира Чукова:
14 апреля 2002 года. Восьмой день
Северное гостеприимство не уставало поражать. Незнакомые люди встречали так, будто ждали нас долгое время и наконец дождались.
К оленеводам на праздник мы так и не успели, но почти ежедневно встречались с разъезжающимися по домам участниками и гостями. Это были целые семейства вместе со стариками и грудными детьми, которые, чтобы повидать своих родственников, предприняли путешествие за сотни километров по бескрайней ямальской тундре на оленьих упряжках. Некоторые добираются на "Буранах", буксируя весь свой нехитрый скарб на специальных нартах.(Слайд)
Маршрут экспедиции был не из лёгких, как впрочем и все остальные. Опасности и непредвиденные ситуации поджидали на каждом шагу
17 апреля 2002 года. Одиннадцатый день Хотя путь, выбранный нами, оказался не из легких - правы были местные охотники... Тундра, поросшая мелколесьем арктической березки и кустарником, вся изрезана глубокими оврагами многочисленных рек и ручьев. Прямого пути нет, и нужно очень хорошо знать дорогу. Даже местные ездят этим путем лишь в редких случаях, да и то при хорошей погоде. | |
С трудом открыл дверь. Выйти невозможно - провалился по самую грудь. Остальные машины - позади, в колее, так что выход напрашивался сам собой: попытаться с помощью ближайшей машины выбраться назад по собственному следу, а потом уже искать более плотный снег. Но даже ночная мгла - ничто в сравнении с мглой белой. Этот природный феномен напрочь лишил нас возможности ориентироваться в пространстве, было ощущение, будто мы попали внутрь рыхлого ватного кома, подсвечиваемого снаружи. Об истинных размерах предметов, появляющихся в поле зрения, судить было невозможно. В конце концов пришлось выйти из машины и идти пешком. Только так можно было избавиться от непредвиденных сюрпризов: пару раз машину успевали остановить, когда передние колеса уже нависали над обрывом. Сдавать задним ходом было уже опасно, и машину приходилось оттаскивать от пропасти вручную. Тем временем впереди по горизонту нам наперерез выползла темная свинцовая туча. Несколько минут - и мы в центре беснующихся снежных вихрей. Снег лепит в ветровое стекло. Дворники едва справляются. И впереди, и сзади - белая стена. Видимость нулевая. Хорошо, что в машинах надежная радиосвязь. Нам удалось не потерять друг друга, но дистанцию между машинами сократили и шли плотной колонной. В свете фар снежные вихри превращались в фантастические светящиеся шары, несущиеся впереди машин по ночной Оби. Утро 23 апреля, база Космофизиков. 25 апреля, лагерь у поселка Усть-Авам. 4 мая. К 15.30 дошли до реки Песчаной. У Колиной машины треснуло левое переднее колесо по ступице. Надо варить. Это просто. Уже дело привычное. Все дружно снимают свои саратовские аккумуляторы и несут к месту поломки. Иван достает мешок с медными проводами большого сечения и соединяет последовательно батарею аккумуляторов. Когда я снимал аккумулятор с машины, то двигатель не глушил. У нас параллельно с аккумулятором подсоединен конденсатор. Он медленно разряжается, и с ним можно запустить машину даже без аккумулятора. 11 мая 2002 года. Тридцать пятый день |
В самых сложных экспедициях у него была очень ответственная должность «завхоза». Он закупал горючее и продовольствие, отправлял технику к месту старта, налаживал контакт с местными жителями и администрацией. От Смилевца И.Д. требовалось правильно рассчитать количество провизии, следить за расходом продуктов. Он должен был, несмотря на усталость, встать раньше всех, разжечь плиту, наколоть лёд, сварить еду. Это очень тяжёлый и ответственный труд. Завхоз в таких экспедициях — человек если не главный, то значимый. Это уж точно. И от того, что я приготовлю и выдам для «поддержания штанов», зависит душевный климат всей экспедиции. Голодный полярник — злой полярник, и этим все сказано. (Слайд
Какие же научные задачи решались в ходе экспедиций? Прежде всего,это пробы льда и снега, подсчёт животных, уточнение координат различных объектов, отрабатывались поисково-спасательные работы. Самое главное – это паспортизация памятников полярным исследователям по всему побережью Северного Ледовитого океана.
Когда Игорю Демьяновичу задали вопрос: «Какие ощущения испытывает человек, находясь на Северном полюсе?»Он ответил:
« Сложно объяснить. Со всех сторон находится только Юг – или со всех сторон Север, если вы на Южном полюсе. Вроде стоишь на снегу, но при этом есть ощущение, что смотришь сверху (снизу) на всю нашу планету.В полярных широтах пространство и время вообще творят чудеса. Нет меридианов, и как будто нет времени. Отойдешь немного в сторону и попадаешь во вчерашний день (другое полушарие). Миражи встречаются часто. Создается впечатление, что весь горизонт покрыт зеркалами, которые отражают друг друга. Иногда в мелких деталях виден поселок, который находится в 60 километрах. Внезапно он поднимается из-за линии горизонта. Потом опять пропадает. Порой бывало, что идущий впереди вездеход пропадал из поля зрения, а затем появлялся перед глазами в перевернутом виде. Я неоднократно видел в небе сразу несколько солнц. Белая мгла лишает возможности ориентироваться в пространстве, не позволяет судить об истинных размерах предметов.Что касается полярного сияния, то его красоту вообще невозможно передать словами. Его надо только видеть. Потому что даже самые лучшие фотографии не могут передать всего впечатления от действительности, всей уникальности полярных краев…»
За свою жизнь Игорь Смилевец в составе сборной России участвовал во многих экстремальных походах: по Кавказу, Алтаю, Уралу, Сибири, Памиру и Крайнему Северу, островам Северного Ледовитого океана.
Игорь Демьянович не только путешественник и замечательный рассказчик. Свои походы, экспедиции, исследования он описывает в увлекательных книгах. В его книгах есть всё, чтоб увлечь читателя: медведи и пингвины, полярные сияния, льды, то разрываемые гигантскими трещинами, то встающими торосами, есть подробные описания снаряжения, средств связи, транспортных средств, которыми пользовались участники. Книга И. Д. Смилевца «Дороги к белым горизонтам» получила широкую известность. На неё поступали заказы из Новосибирска, Томска, Тикси, Москвы, Санкт - Петербурга, от администрации Чукотского национального округа. В ноябрьском номере «Вокруг света» за 2005 год помещена реклама этой книги. В тексте говорится: ««Книга известного российского путешественника рассказывает о Международной комплексной антарктической экспедиции «Навстречу XXI веку», радиоэкспедиции по островам Карского моря, кругосветной экспедиции «Полярное кольцо». Записки путешественника наилучшим образом соответствуют заявленному жанру: увлекательный рассказ об освоении суровых, но удивительно красивых уголков нашей планеты сопровождается экскурсами в историю их открытия и интересным научным материалом, накопленным в экспедициях».
Он автор 7 книг, в которых рассказал об удивительной красоте и неповторимости полярных краев, о мужественных людях, которые отправляются в опасные экспедиции, чтобы побольше узнать о загадочном мире крайних точек планеты.
«Имя миру - Антарктида» (2003 г.), «Дороги к белым горизонтам» (2005 г.), «Дорогами Полярного кольца» (2006 г.), «Записки полярного доктора» (2010 г.), «От Земли Санникова до сопок Маньчжурии» (2012 г.), «В лабиринтах войны и мира». Внимательно изучая названия островов на карте, узнаешь многое о первопроходцах Арктики. Вот так, заинтересовавшись островом Старокадомского во льдах суровой Арктики и тем человеком, имя которого носит этот остров, Игорь Демьянович Смилевец был приятно удивлен, узнав, что он наш земляк.
Родился он в 1875г в Саратове. Это послужило толчком к написанию новой книги «Дороги к неизвестным островам», книги о легендарном полярном докторе, Участвуя в гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан, он открыл один из островов архипелага Северная Земля, остров в районе Таймыра Теперь этот остров носит имя врача, полярного исследователя и нашего земляка Леонида Михайловича Старокадомского. Книга содержит множество фотографий, ведь, по словам автора, он стремится не только пройти по тому же пути, что и герои издания, но и запечатлеть современный вид мест, связанных с историей Севера.
В книге отражен весь жизненный путь Л.М.Старокадомского, полный приключений и героизма, описаны малоизвестные и совсем неизвестные факты освоения Арктики, судьбы легендарных полярников. Многие фотографии публикуются впервые.
В экспедициях Игорь Демьянович всегда вёл дневники. Много фотографировал и снимал на видео. Хотелось людям рассказать, что испытывает человек в экстремальных условиях. Хотелось напомнить многие забытые исторические моменты в освоении Арктики и Антарктиды.
Игорь Демьянович рисует картину современного мира Крайнего Севера и Крайнего Юга, в книгах много научного материала, поясняющего интересные явления, с которыми столкнулись участники экспедиций. Очень интересный экскурс в историю о покорителях севера в 17 – 19 в. в. – о Д.Овцыне, братьях Лаптевых, Челюскине, Магеллане и других. На вопрос журналистов «Походы на Северный полюс это престижно или у этой точки Земли особое притяжение? Игорь Демьянович ответил:
«Я думаю, что это все-таки притяжение. Север – не только удивительно красивый, но и суровый, безжалостный мир. Кажется, Нансен сказал, что человек может привыкнуть ко всему, кроме холода. Но люди, пренебрегая уютом и теплом, отправляются в полярные широты – в холод и метель. Путь полярных исследователей отмечен могилами и крестами, и нам они не раз попадались. Например, могилы отряда Ласиниуса, датированные 1736 годом. Но невзирая на лишения поток добровольцев, идущих в полярные широты, не иссякает. Иногда мы встречали покинутые города и поселки. Заброшенные двухэтажные дома с выбитыми окнами, мрачные улицы, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника. Немногие оставшиеся люди полностью оторваны от внешнего мира. Рубли не «ходят», рыбу и оленину меняют на горючее и патроны. Положение иллюстрирует надпись на стене одного из домов: «Мы выжили там, где сдохли мамонты».
Заключение
«Полярники – люди особого склада. У них в крови потребность вновь и вновь испытывать самих себя на прочность, доказывать себе и другим, что человек способен на многое.»-так говорит о себе Игорь Демьянович. Он признаётся,что часами может говорить об Арктике и Антарктиде: о морозах за -50 °С, об удивительных каменных шарах, неизвестно откуда появившихся на островах Северного Ледовитого океана, о полярных сияниях… Только вслушайтесь в эти слова:
«Антарктида... Это как болезнь. Она поглощает тебя полностью, и нет никакого шанса на выздоровление. «Заболев» однажды Антарктидой, ты обречен или обручен с ней навеки.
Небо Антарктиды... Ни одна палитра художника не передает многообразие оттенков и настроений.
Звезды Антарктиды... Нигде на нашей многострадальной планете они не находятся так близко от человеческого взора.
Земля Антарктиды... Ее наст искрится миллиардами частичек бриллиантовой пыли.
Голос Антарктиды.… Иногда он похож на дыхание ребенка - такой тихий и спокойный, что хочется замереть и остаться в этом состоянии навсегда среди снега и льда. В непогоду - это рев разъяренного льва. Когда природа стихает, и гул ветра уходит вдаль, стоит обнять эту холодную и неприветливую женщину по имени Антарктида, и ты услышишь жалобный стон, замешанный на скрипе и скрежете, и понимаешь, как устала Земля от всех нас, на ней живущих»
Тема Севера, путешествий дорога герою моего рассказа. Она волнует его сердце вновь и вновь с новой силой…Но всё-таки самое дорогое место для него-Земля Саратовская. Вот что о ней пишет сам Игорь Демьянович: «Саратовская земля….Ты провожала меня в снега Арктики, благословляла в конце тысячелетия в долгий и неизвестный путь в снега Антарктиды и ждала. Ждала как мама. Ждала и любила.Я помню это. Я забрал в этот полёт твою частичку и там, далеко-далеко на полюсе, у самой земной оси, я оставил её, рассказывая всем, что частичка Саратовской земли никогда не затеряется в этих далёких снегах. Саратовская земля….Благодарю тебя за то, что ты есть. Низко тебе кланяюсь и люблю всем сердцем, всей душой.»
Можно только завидовать и гордиться, каким стремлением, мужеством, упорством, энергией, одержимостью, наконец обладает Игорь Демьянович. Энтузиазм одного человека сметает все преграды на пути к достижению цели. Путешествия, в которых он участвовал- не просто работа в привычном понимании, это стиль его жизни, отдельная страница ,которая занимает в его сердце особое место. Долг каждого живущего на земле: знать историю малой родины. Свято чтить и хранить память о людях, оставивших добрый след на земле, которые своим непосильным трудом внесли неоценимый вклад в историю не только своего края, но и всей страны. Приятно осознавать, что имена многих из них известны далеко за пределами нашей страны. Тем более приятно, когда эти знаменитые люди -твои земляки.
Из дневника руководителя экспедиции Владимира Чукова.
Путь в Арктику усеян могилами тех, кто не устоял против суровой стихии, против голода и холода, отдав белому безмолвию самое дорогое, что есть у человека, - жизнь. Так стоит ли игра свеч? Стоит! Стоит бороться за преодоление самого себя, стоит бороться за собственное самосовершенствование, за новые знания о себе и окружающей природе, стоит бороться за то, чтобы найти путь к гармонии между человеком и природой. "Бороться, искать, найти и не сдаваться!
Я хотела бы закончить своё выступление словами Игоря Демьяновича.
«Не призываю вас идти на Северный полюс, но желаю каждому достичь своего полюса.»
Как нарисовать зайчика
Как я избавился от обидчивости
Невидимое письмо
"Разделите так, как делили работу..."
Просто так