В статье ученица исследует историю народного фольклорного праздника "Карагод", который с давних времён проходит в с. Ольховка. Выделяет особенности праздника, анализирует карагодные движения, карагодные песни, описывает ход праздника, его важность для молодого поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_zhivyot_v_olhovke_karagod.docx | 29.84 КБ |
Статья на тему « Живёт в Ольховке Карагод».
В старину все это было,
Да, мы многое забыли,
Старину должны мы чтить,- Грех обычаи забыть.
Надо корни возрождать,
По крупицам собирать.
Всё, чем были мы богаты,
В чём искусны мы да знатны.
Всё, за что имел почет,
Наш талантливый народ.
Каждый год в моём родном селе Ольховка (до 1964 года село называлось Чертовичи) празднуется праздник - Карагод, основанный на местном народном фольклоре и традициях.
Много веков существует в селе Карагод. Издавно собирал он ителей в дружный хоровод, в котором молодежь присматривала себе женихов и невест, тут же происходило и сватовство.
Корни этого праздника, как и многих других народных праздников, уходят во времена язычества. Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Рисунок хоровода отражает форму и движение солнца, нашего дневного светила, а так же всех природных стихий. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом. Хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
Несмотря на усилие православной церкви по искоренению многих древних обрядов и ритуалов, они сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим
праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.
Карагод в Ольховке водят только весной или в начале лета. В старинные времена карагодные песни можно было слышать в течение всех пасхальных праздников. Сейчас Карагод проводится на великий христианский праздник Вознесения Христова (на местном диалекте - на Ушестя). Вознесение Господне празднуется на 40-й день после Пасхи. Название праздника передает суть и смысл торжества. На сороковой день Спаситель явился ученикам в Иерусалиме и пошел вместе с ними до Вифании. Взойдя на гору Елеонскую, он дал им последнее наставление: повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа наказал идти проповедовать Евангелие по всему миру. Затем на прощание, подняв руки и благословив учеников, Христос начал на «глазах отдаляться и возноситься на небо». Они поклонились ему и вернулись радостные в Иерусалим. О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: «До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос Воскресе улетает».
Во многих губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось что-либо выбрасывать из окон, плевать за окно, лить воду, иначе в «Христа попадешь», также запрещалось лазить и даже разговаривать через окна. В селе сохранилась до наших дней песня «Как у Коли пана на дворе калина», в сюжете которой- посещение Христа одного из крестьянских дворов.
От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе».
Заканчивался Пасхальный праздник, который завершал период растворения границ, единение миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесения грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками, - «С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье - и дедам и внукам, и раю и мукам!».
Праздник, приходившийся на конец мая - начало июня, совпадал с периодом созревания озимой ржи, формированием ее колоса, поэтому он стал одной из поворотных точек в сельскохозяйственном календаре. В этот момент предоставлялась возможность повлиять магическими средствами на вегетативную силу посевов, на процесс их роста. Поэтому ко дню Вознесения был приурочен обычай ходить смотреть посевы на поле, сопровождавшийся трапезами, изготовлением яичницы, и ритуальными действиями с пирогами, лепешками, печением «лесенки», блинами и т.д.
В данном случае языческая традиция, придававшая большую роль хлебу в земледельческих ритуалах, тесно переплелась с христианской, так как «лесенки» пекли, чтобы помочь Христу подняться на небеса. С этой же целью пекли блины - «Христу подняться на небеса», символизировавшие обувание Христа перед дорогой. В народе говорили, что блины надо обязательно печь, даже если есть пироги. Праздник Вознесения, заканчивавшийся пасхальным торжеством, в народном сознании ассоциировался также с концом весны, началом лета. В народе говорили: «Цвести весне до Вознесения», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна - красна лень, летом обернется - прикинется, за работу в поле примется». В народе верили, что провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. Ночь на Вознесение считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их - большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась Вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди.- Наступает лучшая пора года - природа пустила в ход свои животвотворные силы. Дни стали долгие и теплые, растения в полном соку, выпадают благодатные дожди. Кукушка закуковала, рябина зацвела, береза почки распустила. В народе июнь величали хлеборостом, светлозаром, светлояром, разноцветом. Во многих регионах России существовал обычай провожать весну и встречать лето.
Всю ночь крестьяне за околицей жгли костры, водили хороводы, встречали первый восход солнца, пели солнечные гимны, заклички. Многие обряды этого периода, сходные друг с другом, преследуют общую цель - обеспечить рост развивающихся растений, созревание плодов и благополучную уборку урожая.
Употребление слова «хоровод» имеет много значений. Хоровод (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Распространён был в основном у славян, но встречается и у других народов (под разными названиями). Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и т.д. По «Толковому словарю великорусского языка» В. Даля, карагод, танок, круг, улица,- собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. В отличие от хоровода танок, тот же хоровод- с песнями и танцами, но он имеет несколько видов. У ольховского Карагода их было три: танок водят кругом (как хоровод); танок идет вдоль улицы широкими рядами по 10—12 человек; танок движется длинной цепью по 3—4 человека в ряд.
Начинался Карагод в селе часто так: обычно, на второй день праздника Пасхи молодые женщины, приходя из церкви, которая
располагалась в деревне Тулуковщина, входя в село, предлагали друг дружке «Давай карагоды петь». Одна-две женщины запевали высокими «зычными» голосами красивую карагодную песню, остальные помогали голосами пониже. На всё село раздавалось звонкое протяжное многоголосье, привлекавшее к участию в празднике. И звучали карагодные песни в селе на протяжении всех сорока дней после Пасхи! Могло быть и по- другому: в пасхальные дни выходили на улицу несколько молодых женщин. Девушки- невесты, жившие по соседству, становились посредине улицы и начинали «играть песни». К ним присоединялись постепенно другие женщины и девушки. Затем^так же постепенно^ подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармошками, скрипками, бубнами. Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке, парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга.
В Карагоде принимали участие молодые девушки и парни, замужние женщины и женатые мужчины, пожилые люди, которые на празднике были в качестве зрителей, но могли присматривать за порядком. Считалось уместным участие в хороводе и молодых вдов. Всегда взрослые брали на праздник детей, которые с любопытством и интересом впитывали в себя суть этого праздника, а, повзрослев, сами становились активными его участниками. Никаких угощений, спиртных напитков на празднике не было.
Ольховкач” большое старинное село. История его относится к славянскому периоду. На окраине нашего села имеются несколько могильников, где захоронены славяне из племени радимичи. До сих пор разделяется село на «микрорайоны», а потому в каждом районе села был свой Карагод. Ближе к вечеру начиналось движение Карагода. С дальнего края села, с «Бугаевки» шли люди: особенно красивы были женщины, наряженные в праздничные сарафаны( саяны), в красиво вышитые рубахи (малоросски), в белые фартуки с выбитым орнаментом, с красивыми разноцветными платками (поплинетками-шалями) на головах. А все-таки женщины в ярких сарафанах, расшитых рубашках, с несколькими рядами бус на шее - чудо, как хороши!К ним присоединялись участники праздника с «Кустов» и «Вовковни». С песнями шли на «Козубовку», затем в Карагод вливались нарядно одетые жители «Бочановки». И лилась над домами и огородами народная песня! Дальше яркое шествие направлялось в центр села. Не один раз дорогу идущим преграждали люди. И тогда участники Карагода останавливались, начинались поклоны, объятия, голоса встречающих вливались в общий хор, и новички присоединялись к шествию, включались в большой круг хоровода. На «Ковалевщине», а это был край Чертович, собиралось все село. Выходили на луг и уже там продолжали веселье: песни, хороводы, танцы под гармонь, игры до позднего вечера. Вождение Карагода до Воловки возникло позже, когда были объединены колхозы в Чертовичах и Воловке.
Хореография хоровода очень проста. Его водят по кругу (кругом), взявшись за руки, сначала участницы движутся в одну сторону, потом в другую. Когда в Карагоде собиралось очень много народу, образовывался двойной круг, внутренний круг Карагода шел по часовой стрелке, а внешний- против. По команде одной из участниц хоровода направление движения менялось. В кругу или позади карагодного круга маленькие дети прыгали — «скачуть як зайчики», видимо, в соответствии со словесным текстом припева «Заинька серенький».
Карагоды совровождались и сопровождаются сейчас пением специальных карагодных песен. Карагодная традиция села Ольховка включает большое число народных песен. Исполнительницы отмечают, что их можно было петь «бесконечно». К сожалению, в настоящее время многие песни забыты. В ходе нашего исследования были записаны следующие карагодные песни: «А у барына», «Заинька», « У нашего батюшки у ворот еленица», «Ой, по речке ходила молода», «Ой, по зелёному лужку», « Текла реченька, текла быстрая». « Иду я дорожечкой столбовой», « Что под свет заря загоралася», « Сяду я подумаю, кого я любить буду», «Как у Коли пана на дворе калина».
Поются песни в достаточно медленном темпе, отличаются протяженностью. По восприятию карагодные песни чаще грустные, заканчиваются расставанием, смертью одного из героев.
Ольховские карагодные песни представляют собой многоголосие с соотношением голосовых партий. Большая часть певиц исполняет нижний голос, а верхний - одна или две женщины с «высокими» зычными голосами, за счет чего в песнях создается тембральный контраст. Подобная исполнительская манера характерна для многих народных песен села. Однако, при исполнении карагодных, в отличие от песен других жанров, не используется особый прием - гукания, - представляющий собой возглас на широкий интервал в конце строфы. Ольховские народные песни можно назвать «люлейными», практически во всех припевах песен повторяется припев со словами «Ой, ли, ой, люли».
В содержании народных карагодных песен чаще встречается тема семьи, семейных отношений. Главными героями являются парень с девушкой, жених с невестой, муж с женой, брат с сестрой, отец с сыном, мать с дочерью.
Каждая из песен символична, часто в песнях встречается символ перехода через речку, который означает вступление в новую жизнь, т.е. брак, или символ горящей свечи или мостика, кладочки, означающий любовное стремление, а символ косы с лентой означал девичество.
На сегодняшний день местная карагодная традиция не только сохраняется, но и обогащается. С 2008 года в Ольховском Карагоде участвуют самодеятельные артисты из Первомайского Дома культуры, народные коллективы из других поселений Клинцовского района. На живописном местечке на берегу речушки, заросшей ольхой и кустарником, близ деревянной баньки встречают мои земляки гостей, преподносят каравай, хлеб -соль, угощают на славу, а потом все вместе с песней отправляются в путь по селу той же дорогой, которой хаживало не одно поколение наших предков.
Путь неблизкий - около трех километров. Также стекается в поток Карагода народ из других улиц села, и песни карагодные звучат все сильнее и сочнее. И задают им тон наши замечательные женщины- певуньи: Мельяновская Татьяна Ивановна, Меланич Татьяна Сергеевна, Киселева Прасковья Дмитриевна, Мельяновкая Надежда Павловна, Волохо Нина Сергеевна, Бирюкова Раиса Григорьевна, Лопатина Татьяна Павловна, Фролова Валентина Ивановна и многие другие. Несколько раз участники праздника останавливаются, водят хороводы, идут с песнями дальше.
В Воловке ( сегодня она входит в состав Ольховки), тоже рады гостям. За околицей села, у большого красивого озера праздник продолжился С импровизированной сцены звучали песни народных коллективов района, звучали современные песни, с удовольствием плясали и подпевали взрослые и дети, не было отбоя поучаствовать в весёлых народных играх.
9 июня 2016 года в нашем селе в рамках Карагода прошел районный фольклорный праздник «Ольховские перезвоны». С праздником жителей села и гостей поздравил представитель Клинцовской епархии отец Георгий, который окропил всех Вознесенскою водой и пожелал православным здоровья, благополучия и мира.
Изюминкой праздника стали старинные обряды, совершаемые на Вознесение. Обряд «Колосовождение» совершался по особому порядку, установленному в незапамятные времена. Все взялись за руки и встали в «ручеек», нарядили девочку и пустили вперед по ручейку, как только девочка доходила до конца ручейка, задние пары становились вперед, и так процессия доходила до околицы. За околицей - на лугу, в поле девочка рвала цветы и потом дарила всем принимавшим участие в обряде. Кому доставался цветок, тому почет и уважение, хороший урожай и счастье в доме. Все, кто пришел на праздник, такой цветок получили. Девочка раздавала ленты и цветы - на память о прошедшей весне. Разбрасываемые по дороге ржаные стебли подбирались молодыми парнями. Кому попадется с выметнувшимся колосом, тот не минует своей «судьбы», женится в осенний мясоед, гласило подтверждавшееся житейским опытом поверье. Участники творческих коллективов встали в общий хоровод, который поддержали все собравшиеся на празднике, завивали березку, украшали ее лентами.
Девушки в этот праздник в косу заплетали несколько веточек обычной березы, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж. Если за десять дней до праздника Троицы веточки не завяли, то в этом году девушку ожидает свадьба. Провели такой обряд и участники театрализованного праздника.
На праздник Вознесения провели древний обряд - «крещение» кукушки. Это был исключительно девичий обряд. Обряд связан с обновлением жизненных сил природы. Участники праздника соломенную куклу «кукушку» обрядили в сарафан, а потом отнесли на озеро, где провели обряд «крещения». После обряда, девушки встали парами и начали “кумовство”. Обряд кумления символизировал свершение таинства, а также являлся формой молодежных союзов.
В общем кругу единения, передавая эстафету от одного коллектива к другому, выступили на празднике творческие коллективы района: вокальная группа «Родники», фольклорная группа «Истоки» и другие.
Живет в Ольховке Карагод и будет жить, потому что мы, молодое поколение, стремимся перенять эту народную традицию, сохранить колорит праздника и передать его другому поколению.
Любимое яичко
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Зимняя сказка