Работа представляет кросс-культурное исследование. Цель работы исследовать изменения в ходе культурного развития и выявить их закономерности.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к научной работе | 1.14 МБ |
Такт научной работы | 54.48 КБ |
Слайд 1
Кросс-культурное исследование Закономерности культурных измененийСлайд 2
СУММА ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЫЧАЕВ, ВЕРОВАНИЙ. ТРАДИЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ. ПРАВИЛА, ОРГАНИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРА - …
Слайд 3
ВЫЯВИТЬ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЖДОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХИ; УВИДЕТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ СМЕНЫ КУЛЬТУРНЫХ ЭПОХ; ОТРАЗИТЬ ВСОИ НАБЛЮДЕНИЯ В СХЕМЕ; СДЕЛАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ КУЛЬТУРЫ ЦЕЛЬ: ПРОСЛЕДИТЬ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАДАЧИ:
Слайд 4
Мимисис Анимизм Синкретизм Тотемизм Миф как основа культуры Единство реализма и символизма Первобытная культура
Слайд 5
Сакрально-религиозный характер культуры Поиск бессмертия Природосообразность культуры Монументальность искусства Культура Первых цивилизаций
Слайд 6
Антропоценстризм Космологизм Рационализм Античные боги как олицетворение законов природы Скульптурность Культура античности
Слайд 7
Аскетизм Рефлексивность Символизм Синтез искусств Направленность на трансцендентное Дидактизм Культура средневековья
Слайд 8
Антропоцентризм Развитие науки и техники Титанизм Универсализм Доминанта цивилизационных процессов над культурными Рационализм Десакрализация культуры и искусства Культура эпохи возрождения
Слайд 9
Трагическое мироощущение Новое открытие религии Единство фантастического, мистического и реального Дионисийское начало Культура барокко
Слайд 10
Дидактизм Строгое деление на жанры Строгая композиция Симметрия и геометрия Строгая перспектива Культура КЛАССИЦИЗМА
Слайд 11
Двоемирие Бессознательное начало Синтез искусств Божественный алфавит в природе Обращение к фольклору Трансцендентная природа человека Культура РОМАНТИЗМА
Слайд 12
Историзм Социально-исторический тип героя Обращение к бытовым деталям Психологизм Реализм в искусстве
Слайд 13
Форма > содержание Игра Ирония Принцип двойного кодирования Серийность работ Изменение техники Отказ от жанровой системы Современная культура
Слайд 14
Перво-бытная культура Первые цивилизации Античность Средневековье Возрождение Барокко Классицизм Романтизм Реализм Модернизм Постмодернизм Авангардизм Импрессионизм
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №22 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА» |
Закономерности культурных изменений. |
Кросс-культурное исследование |
Автор: Терехова Валерия, 10 класс |
Научный руководитель: Павельева О. А. |
Благовещенск, 2018 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………… 2
Теоретическая основа исследования ………………………… 3
Культура Первобытного общества …………………………… 5
Культура Первых цивилизаций ………………………………. 6
Культура Античности………………………………………….. 7
Культура Средневековья ……………………………………… 8
Культура Эпохи Возрождения и Нового времени …………… 10
Культура Барокко ……………………………………………… 11
Культура Эпохи Классицизма ………………………………… 12
Культура Романтизма …………………………………………. 13
Реализм в культуре ……………………………………………. 14
20 век в истории культуры ……………………………………. 15
Заключение …………………………………………………….. 16
Список литературы ……………………………………………. 17
ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования.
История мировой культуры.
Предмет исследования.
Тенденции и общие принципы различных направлений искусства в рамках истории мировой культуры.
Гипотеза.
Все направления в истории культуры подчиняются общим законам и развиваются по принципу спирали.
Актуальность.
Знание законов развития культуры и её основных направлений необходимо для понимания современной культурной ситуации.
Методы исследования.
Кросс-культурное исследование. Сравнительно-исторический метод. Эвристический метод.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
Данная научная работа представляет собою кросс-культурное исследование и основывается на убеждении, что историю мировой культуры можно представить в виде спирали или синусоиды, так как все основные направления так или иначе соотносятся друг с другом. Характер этих отношений я и берусь проследить.
Сразу хочу оговориться, что моё исследование построено на основе культурных изменений, охвативших территорию современного христианского мира. Дело в том, что Китай и мусульманский Восток имеют совершенно иное культурное развитие. Всё дело в линейной перспективе.
Не смотря на свою раннюю культурную зрелость, китайцы даже в период своего расцвета не дошли до открытия научной основы линейной перспективы. А это главное, так как она совершила подлинный переворот и в искусстве, и в науке, и в практике. Просто удивительно, как китайцы умудрились изготовлять великолепные механизмы по чертежам, не имевшим перспективы.
Западная цивилизация многим обязана античной науке геометрической оптики. Греческие математики Евклид и Птолемей установили, что световые лучи сходятся на поверхности глаза в форме конуса и, следовательно, изображение предметов на бумаге должно подчиняться строгим геометрическим законам. Интересно, что наследие классической оптики извлекли из-под развалин Римской империи арабы. Тем не менее, в мусульманском мире никому не приходило в голову использовать эти открытия в живопись, поскольку фигуральное изображение в искусстве трактуется исламом как посягательство на художество Божие.
Христианство – единственная мировая религия, которая столь упорно и последовательно стремилась поставить под свой контроль все проявления человеческого гения. И науку отцы церкви стремились поставить на службу религии. Но наука и религия – две стороны жизни, которые основаны совершенно на разных принципах. Поэтому в различные периоды развития науки и религии та или иная сфера становилась доминирующей в обществе.
Все человеческие культуры, не смотря на их разнообразие, имеют в основе общего и что эти общие аспекты поддаются культурному анализу. Теоретические ориентиры кросс-культурного исследования можно выразить в семи основных положениях. Они не претендуют на новизну, так как все они разделяются многими обществоведами и культурологами.
1. Культура передаётся посредством научения. Культура не инстинктивна, не является чем-то врождённым и не передаётся биологически. Она состоит из привычек, то есть таких способов реагирования, которые приобретаются каждым индивидом в процессе научения от рождения и на протяжении всей жизни.
2. Культура прививается воспитанием. Все животные способны к научению, но, видимо, один лишь человек умеет в достаточно значительной мере передавать приобретённые привычки своему потомству. Многие привычки, которые мы приобретаем путём научения передаются от родителей к детям из поколения в поколение и, повторно прививаясь раз за разом, обретают такую устойчивость во времени, такую относительную независимость от индивидуальных, что мы вправе определять их совокупность как «культуру».
3. Культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени не только благодаря тому, что передаются в процессе воспитания. Они, кроме того, ещё и социальны: иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах, или обществах, и сохраняют относительное единообразие под воздействием социальных факторов.
4. Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, концептуализированы как идеальные нормы поведения.
5. Культура обеспечивает удовлетворение. Культура всегда и с необходимостью обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе. Культура состоит из привычек, а психология показывает, что привычки существуют до тех пор, пока приносят удовлетворение.
6. Культура адаптивна. Культурные изменения и сам процесс изменения столь же адаптивны, как и эволюция в органическом мире. Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, к социальной среде соседних народов посредством заимствований и реорганизации.
7. Культура интегративна. Будучи одним из продуктов процесса адаптации, элементы культуры имеют тенденцию образовывать согласованное и интегрированное целое.
Таким образом, опираясь на семь положений, очерченных выше, или хотя бы их часть, можно сказать, что в целом человеческие культуры, не смотря ни их многообразие, будут обнаруживать в себе некие повторяющиеся черты, которые доступны для научного анализа и позволят мне в своём кросс-культурном исследовании сделать определённые выводы.
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.
Начать своё исследование я должна с самого начала, с того момента, когда только зародилась культура – с первобытного общества.
Искусство первобытного общества – начальный и самый длительный этап становления мировой культуры.
Произведения первобытного искусства подразделяют на произведения малых форм и монументальные изображения на стенах и потолках пещер. Последние выполнялись в технике рисунка, барельефа, живописи и часто образовывали обширные художественные комплексы. В пещере Ляско (Франция) открыты 2500 изображений. Изобразительное искусство у первобытных людей развивалось в тесной взаимосвязи с танцевальной, драматической и музыкальной культурой. Синкретизм является одной из характерных черт того периода.
Для людей этого времени характерна мифологическая картина мира. Она представляет собой целостную систему верований и знаний первобытного человека об устройстве поту- и посюсторонних миров, основанную на традициях и мифах. Принято считать, что понятие мифологической картины мира шире, чем религиозной картины. Поскольку включает в себя не только представление о сверхъестественном мире, но также абстрагированные понятия о космосе, пространстве и времени. Первобытный человек не разграничивает реализм и символизм. Всё в его жизни гармонично.
Если говорить о времени, то представления о нем как о физическом понятии отсутствовало, летоисчисление не велось. Жизнь первобытного человека была заключена лишь в круговорот мира, окружавшего его. Смена сезонов, фаз луны, изменения положения на небосводе солнца и других звёзд значили гораздо больше и являлись основой для формирования времени мифологического, в котором всё сменяет друг друга в свой черёд и так бесконечно по кругу.
Миф является основой всей первобытной культуры. Именно поэтому наряду с уже упомянутыми признаками первобытной культуры можно выделить мимисис, анимизм и тотемизм.
В своей схеме я изобразила этот период развития культуры в виде колеса, движение в котором происходит по кругу и ничего не может нарушить гармонии мифологического сознания первобытного человека.
КУЛЬТУРА ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Понятие цивилизации тесно связано с понятием государства, поскольку одним из толкований этого слова является ступень общественного развития, развития материальной и духовной культуры.
Первыми цивилизациями принято считать цивилизации Месопотамии, Мезоамерики, Китая, Индии и Египта.
В культуре еще сохраняется природосообразность. Человек не отделяет себя в полной мере от окружающего его мира, продолжает житься ним в гармонии. Но поиск ответов на накопившиеся за мифологический период вопросы приводит к возникновению первых научных исследований. А возникновение наук в свою очередь даёт потребность в письменности. Именно первые цивилизации дали миру и культуре различные формы письменности. Человек понимал, что его познания о мире уже вышли за пределы наскальной живописи и не достаточно просто изобразить объект или действие. Есть необходимость объяснить происходящее и передать этот опыт последующим поколениям. А это, как мы помним, является одним из основных семи положений о культуре.
На основе первых верований возникают религиозные направления. И сакральное представление первобытного человека обретает новые черты. Культура начинает носить сакрально-религиозный характер. Отныне всё, что связано с верой тайно, священно и не каждый член общества может соприкоснуться с потусторонним миром. В религиозной культуре сакральное не просто иная реальность, но также реальность абсолютная, вечная по отношению к земному миру.
Попытка же передать впечатление от общения с сакральным подвигло художников на совершенствование изобразительных средств и приёмов в искусстве, на углубление содержания произведений, развитию метафорического языка.
Духовная составляющая мира человека является самой важной. Потому что сакрально-религиозное видение вселяет в него страх. Это страх перед будущим, потому что человек уже не живёт в мифологическом времени, он существует в линейном измерении, где всякой жизни есть начало и конец. Именно с этого периода развития культуры начинаются поиски бессмертия. Как только человек осознал свою жизнь конечной, он приступил к поискам способа отодвинуть этот конец или начать жить заново. Отсюда все культы смерти в Первых цивилизациях и особое отношение к погребению.
В своей схеме я отмечаю этот период, как время развития духовной составляющей, как время религиозного сознания в культуре.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Особое место в истории культуры занимает Античность. Этот период до сих пор обращает на себя внимание. Что же такого притягательного и значительного в нём?
Для начала нужно сказать, что под понятием античного искусства подразумевается искусство Древней Греции и Древнего Рима. И влияние его распространилось на обширные территории вплоть до Ближнего Востока и Индии, где сложились местные школы эллинистического искусства.
Основой Античной культуры стал антропоцентризм. Сакральное представление о мире уходит на второй план. На первый же выходит человек. Человек становится центром всего. Именно ему подчинены все виды проявления культуры, то есть все виды искусства. Даже боги становятся очень похожими на человека.
Если ранее божество было недосягаемо и его действия не подвергались сомнениям или критике, то теперь божество так напоминает людей с их недостатками и достоинствами, желаниями и стремлениями. Да и человек уже не испытывает божественного страха и трепета, он может даже вступить с богом в конфликт или состязание. Боги становятся частью мира людей. Они уже свободно существуют в обоих мирах и вступают постоянно в контакт с людьми. Их действия вполне сравнимы с действиями человека. Сакральное представление разрушено. Нет больше боязни смерти. Есть только судьба. Отсюда и героико-фатальный космологизм.
Рационализм приходит на смену природосообразности. Человек подчиняет себе среду. Он уже не раб условий. Он меняет их. Он всюду оставляет символы своего величия. Взять хотя бы Семь Чудес Света. Сколь из них было создано в эту эпоху? Храм Артемиды в Эфесе (около 550 до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (середина 4 в. до н.э.), Статуя Зевса в Олимпии (около 430 до н.э.), статуя Гелиоса в Родосе (около 292-280 до н.э.), маяк в Александрии (около 280 до н.э.). Ведь это всё памятники не богам и правителям. Это памятники людям, их спроектировавшим и возведшим.
В Античную эпоху красота внешняя выходит на первый план. Красивые тела мужчин и женщин воспеваются, возводятся в культ. Их изображения везде: на античных вазах и мозаиках. Скульптуры людей не отличить от скульптур богов. Тело, плотские утехи выходят на первый план даже в мифологии. Несовершенство наказывается. Вспомним хотя бы миф о Гефесте (Вулкане). О духовной составляющей позабыто. Тело, дух и разум – вот что занимает доминирующие позиции в период Античности.
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Но бездуховность не может продолжаться вечно. Человек смертен и мысли о душе рано или поздно выходят на первый план. Взамен разгулу, разврату и рационализму Античности приходит символичное и аскетичное Средневековье.
Среди культур Средневековья первой по времени формирования следует назвать Византию. Основой, на которую опирался новый культурный сплав, выступила христианская религия. Не замыкаясь внутри каких-либо этнических границ, христианство объединило людей разных культурных традиций и стало стержнем средневековой культуры. На смену древним политеистическим религиям, весьма прагматичным и даже утилитарным по своей сути, пришла более сложная и совершенная монотеистическая религиозная система, в основе которой лежали этические представления, и которая объединила людей вне зависимости от их этнической и культурной принадлежности. Важнейшие особенности христианства заключались в том, что новая религия поставила на первое место ценности этического характера и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной.
Как это часто бывает в кризисные, переломные времена, все более популярными становятся идеи судьбы, божественного промысла, усиливаются мистические настроения. В этой атмосфере возрождается исихазм, оказавший огромное влияние на духовную культуру этого периода и оставивший свой след в культуре художественной.
В Европе этот период иногда называют «темными веками» потому, что раннее европейское средневековье оставило довольно мало событий, фактов и явлений, способных стать достоянием истории культуры. Тем не менее, то, что мы имеем сейчас может характеризовать эпоху Средневековья как время, когда наибольшего развития достигает рефлексия, то есть анализ своей деятельности, осознание итогов прожитой жизни. Литература и искусство начинает носить дидактический характер. Именно поэтому иконостас часто называли книгой для неграмотных.
Самой высокой нотой этого периода стала готическая культура. Огромные витражные окна, устремлённые вверх к божественной истине шпили готических соборов, чудовища на стенах храмов, как те, о которых кричали так распространённые и почитаемые в то время блаженные люди. Готические романы, полные тайн и ужаса, рассказывали о хрупкости человека, его слабости перед искушением, перед грехом и указывали истинный путь.
Символизм, возникший в Средние века, был не только явлением художественной культуры. Человек, окружённый символами и знаками, не мог потеряться и позволить своей душе пропасть.
Но история не стоит на месте и в ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты. Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского. Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.
Значительная независимость университетов сыграла важную роль в подготовке почвы для тех изменений, которые привели впоследствии к формированию культуры нового времени. Утверждение ценности знания и образованности, развитие естественно-научных представлений, умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить, вести дискуссию и убедительно излагать свои идеи - все это расшатало устои средневековой культуры, и приготовило основы новой культуры.
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Изрядно расшатавшие каноны Средневековья научные изыскания вновь поставили человека в центр мира. Культура становится светской, начинает носить антиклерикальный характер и обращает свои взоры на наследие античности, как бы возрождая его (отсюда и название).
Творчество мастеров того времени проникнуто верой не в бога, а в безграничные возможности человека, его воли, его разума. Происходит отрицание схоластики и аскетизма. Утверждается новый идеал личности – гармонической, творческой, раскрепощенной. Высшее начало уже не Бог, а человек.
Происходит расширение культурного пространства. Ведущую роль в архитектуре уже играют не религиозные сооружения, а светские: общественные здания, дворцы, городские дома. В живописи отражается богатая действительность: объём, пространство, свет реальная среда и главное – человеческая фигура, в том числе обнажённая. В музыке развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. В литературе соединились интерес к античности и народная культура, пафос трагического и комизм бытия. Были сделаны выдающиеся открытия в области географии, астрономии, анатомии. Доминантой становятся цивилизационные процессы. Снова рационализм во всём.
Человек с его внутренним миром перестаёт быть тайной. Происходит десакрализация культуры и искусства. Акт творчества уже не божественное проведение и озарение, это результат кропотливой работы, результат оттачивания таланта. Создаются целые мастерские знаменитых творцов – титанов Возрождения. Произведения искусства пишутся на заказ.
Развитие науки и техники приводит к тому, что научные достижения также возводятся в ранг произведения искусства. Ярким примером этому может быть наследие Леонардо да Винчи. Его научные разработки, рисунки его изобретений являются сами по себе культурным достоянием.
Так называемое Новое время всё более уводит человека от духовной составляющей в мир материальный, осязаемый, объясняющий все процессы вокруг. Всё поддаётся анализу, раскладывается на составляющие и доказывает существование универсальных моделей. Универсализм становится также одной из черт этой эпохи.
КУЛЬТУРА БАРОККО
Прилюдное вскрытие человеческой натуры, которое произвело Возрождение привело снова к кризису сознания и возникновению трагического мироощущения. Утратив духовную основу своей жизни, человек вынужден искать её вновь, бросаясь при этом из одной крайности в другую. Наступает весьма противоречивая эпоха – эпоха Барокко. Барокко тоже обращало свои взоры на античность, но взяло оттуда лишь логику Аристотеля, учение о страстях, фантастические и трагические образы, мифы и риторическое искусство.
Барокко сочетает несочетаемое. Оно способно объединить в одном произведении искусства фантастическое, мифическое, иллюзорное и реальное. Можно снова говорить о синкретизме, существовавшем когда-то в первобытной культуре.
Происходит новое открытие религии. Она воспринимается через метафоры. Поэтика барокко оперирует готовыми формулами, взятыми из эпохи Средневековья.
Приобретённые за последние века знания нельзя отрицать, и Барокко пытается их примирить с религиозной основой. Поэтому в произведениях этой эпохи сочетаются аскетизм и безудержный гедонизм, отвлечённая символика и натурфилософская конкретность, наивная простота и усложнённость. Барокко стремиться к чувственному и интеллектуальному напряжению.
Эпоха Барокко также характеризуется доминированием дионисийского начала. То есть её чужд голый рационализм. К человеку возвращаются все его ощущения и чувства, в том числе чувство скоротечности бытия и страх смерти. Именно поэтому, обуреваемый и раздираемый вновь нахлынувшими чувствами человек воспринимает мир болезненно, гротескно, с присущим в такой ситуации фатализмом.
КУЛЬТУРА ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
На смену трагическому мироощущению барокко и чересчур насыщенному миру рококо приходит чёткий, расписанный до мелочей и рациональный классицизм.
Культура не может быть более сакрально-религиозной. Научный прогресс развинчивает всё новые и новые мифы и раскрывает всё больше тайн, в том числе и связанных с человеком. Требуется система, которая позволит всё объяснить, расставить на места и указать верное направление в дальнейшем развитии. Культура снова совершает виток и обращается к Античности, как к норме и идеальному образцу.
Классицизм основывается на идеях философского рационализма, на представлении о разумной закономерности мира, прекрасной облагороженной природе. Происходит формирование героических и нравственных идеалов, которые транслируют необходимые для гармоничного развития общества идеи.
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров. Их разделение и пропаганда высоких из них имеют чёткую цель – воспитать высокоморального, нравственного и духовного человека. Герои произведений чётко прописаны и разделены на положительных и отрицательных. Человеку не даётся среднего варианта: либо хорошо, либо плохо.
Умение выделить главное в своей жизни, отставить на второй и даже третий план свои потребности и желания отражено и в живописи. Строгая композиция, перспектива, симметрия и геометризм форм – основа искусств эпохи Классицизма. В живописи присутствует логичное развёртывание сюжета, ясность и уравновешенность композиции.
Итак, рационализм вновь приходит на смену иррациональному. Вера отходит на второй план. Законы религии заменяются законами общества. Человек может существовать вне религиозных убеждений, выполняя только нормы общественного поведения.
КУЛЬТУРА РОМАНТИЗМА
Но человек – существо эмоциональное и не может быть лишь винтиком в огромной четко отрегулированной системе. Его личное, чувственное рвётся наружу сквозь рамки, чёткие форму и правила. Природа берёт верх над рациональным. Мир человека раскалывается на две части. С одной стороны, есть долг, который человек должен выполнять перед самим собой, своими родными и близкими, перед государством в конце концов. А с другой – чувства, эмоции, порывы сердца не дают спокойно существовать. Возникшее двоемирие становится основой нового витка в истории культуры – Романтизма.
Исходной позицией для всех участников романтического движения является неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. Для романтизма характерно ощущение зыбкости и непрочности мира.
Романтизм не ищет основ и научных или религиозных фактах. Он обращается куда глубже, к самому сердцу культуры, к тому истоку, из которого взяла когда-то начало эта бурная и извилистая река искусства. Романтизм черпает вдохновение в фольклоре, в народных легендах, верованиях и представлениях об окружающем мире. Именно в этот период своего существования человек был наиболее близок к природе, а значит – пребывал в гармонии. Эту гармонию и желает обрести человек эпохи романтизма.
Идеальными же героями для романтиков являются герои Средневековья. Романтический герой масштабен, великодушен, охвачен неистовой страстью. Символизм так же важен в этот период развития культуры. Романтики соединяют религиозную символику с теми знаками, которые находятся всюду, создав божественный алфавит в природе. Человек тоже понимается не как совокупность органов. Романтизм говорит о трансцендентной, то есть божественной, природе человека. Вперёд выступает снова бессознательное, дионисийское, иррациональное начало.
РЕАЛИЗМ В КУЛЬТУРЕ
Если обратиться к словарю, то можно прочитать, что реализм является понятием, характеризующим познавательную функцию в искусстве, а значит он существовал всегда и во все времена. Можно смело говорить о древнем реализме, средневековом реализме и так далее. Это значит, что мы не можем рассматривать его в нашем кросс-культурном исследовании как следующий этап развития культуры.
Но что же произошло с культурой во второй половине 19 века? Каков её дальнейший путь? Снова вниз – к рациональному и материальному, или вверх – к трансцендентному и сакрально-религиозному?
Проводя свои наблюдения, я сделала вывод, что возникновение реализма как самостоятельного направления в культуре позволило человеку больше не ощущать свою тесную связь с искусством. Реальная жизнь вокруг человека стала равна реальной жизни в произведениях искусства. Нет больше сакрального или рационального. Есть факты. Исторические факты. Есть социально-исторические типы героев. Есть обращение к бытовым деталям и национальным чертам. Культура стала равна самой жизни. Стала её прямым отражением, без гротеска, без пафоса или аллегорий.
Плохо ли это? Думаю, что нет. Это логично. Потому что то, что произошло с культурой после вообще похоже на рынок.
20 ВЕК В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Двадцатый век дал такое множество течений направлений и веяний в искусстве, что они стали способны удовлетворить любого человека. Каждый может выбрать для себя – что ему больше по нраву: игра постмодернизма, отказ от исторических и социальных тем импрессионизма или разрушение старых форм авангардных течений. Как говориться, на любой цвет и вкус.
Но в это же время впервые возник вопрос – а искусство ли всё это? Безусловно, искусство. Не берусь опровергать эту точку зрения культурологов и или спорить с ней сейчас. Но почему же такой вопрос всё-таки возник? Не от того ли что сам факт искусства, как неотъемлемой части человеческого существования вышел в тираж, обесценился.
Если каждый великий поэт или художник, то никто не поэт и не художник. Старые проверенные жанры потеряли своих гениев. Для кото-то Казимир Малевич – великий, а для кого-то его произведения смешны и ничего не значат. Кто-то боготворит музыку Альфреда Шнитке, а то-то не понимает её совсем и считает полнейшим вздором. Человек стал заказчиком искусства, торгуется с гениями, выбирая на свой культурный вкус, а точнее на свой интеллект.
Это породило то течение в искусстве, которое сейчас мы называем «мэйнстрим». В переводе с английского «мейнстрим» - главное течение, основная волна. А в переводе на наш язык потребителей, это то, что люди больше всего хотят видеть и слышать, то. Что пользуется спросом, хорошо продаётся. Чаще всего это незамысловатые вещи, не требующие хорошего вкуса не требующие знаний в различных областях искусства. Простенькие сюжеты, незамысловатые мелодии, простые и понятные слова. Вот современное искусство. А ведь когда-то оно переживало такие взлёты и падения, то взмывая вверх к божественной мысли, то опускаясь на землю, чтобы человек почувствовал себя увереннее.
Даёт ли сейчас искусство удовлетворение и наслаждение, даёт ли ответы на философские вопросы? Сложно сказать. Поэтому для повышения собственной грамотности и развития вкуса следует обращаться к произведениям проверенным временем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводя своё кросс-культурное исследование, я сделала вывод, что все основные направления искусства в истории мировой культуры взаимосвязаны между собой. Они развивались по спирали и новые витки вбирали в себя (я бы даже сказала отражали или ассимилировали) с предыдущими повторяя характер взаимоотношений человека и искусства, мира сакрального и мира научных познаний.
Чтобы представить свою модель культурных изменений я развернула спираль в синусоиду и отметила ней основные этапы в истории мировой культуры. Таким образом мною ещё раз было подтверждено предположение о взаимопроникновении отдельных направлений.
Культура развивалась, смещая свои ориентиры то в сторону рационального научного мышления, когда на первое место выходит человек, то смешалась совершенно в другую сторону – отводя доминирующую роль религиозному сознанию, ставя в центр мир не человека, а Божественное начало и промысел Божий.
Современная же культура настолько многогранна в своих проявлениях, что способна удовлетворить различные вкусы, но, к сожалению, служит лишь предметом торга и развлечения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Гуревич П. С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.
Кравченко А.И. Культурологический словарь. – М.: Академический Проект, 2000.
Межуев В. М. Культура и история. М.,1977.
Мёрдок Джордж П. Фундаментальные характеристики культуры / Антология исследований культуры Т. 1. Интерпретации культуры. – Спб., 1997.
Семенов Л.Н., Кудрявцева Т.В., Якушкина Н.В., Морозова С.В. Культурология: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУП, 2002.
Флиер А. Я. Фундаментальные характеристики культуры. / Культурология: хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2000.
Машенька - ветреные косы
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Ласточка. Корейская народная сказка
Как нарисовать небо акварелью
Интересные факты о мультфильме "Моана"