Проект выполнен учащимися 6 класса нашей школы. Была проведена переписка растений каждого класса. Далее ребята работали с энциклопедиями по определению этих растений и изучению их свойств влияния на здоровье учеников. Далее были даны рекомендации по формированию состава растений для каждого класса. Некоторые комнатные растения определились как ядовитые, их решено было убрать из классов.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_komnatnye_rasteniya.docx | 35.76 КБ |
Московская область Луховицкий район
МБОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
по биологии и экологии
Тема: «Влияние комнатных растений школы
на здоровье обучающихся»
Выполнили: Ротин Александр
Ульянцева Ксения
Селиванова Юлия,
ученики 5 класса
Руководитель: Ротина Анна
Александровна,
учитель биологии
п. Газопроводск 19.05.2017
Содержание
1. Введение.
2. Разнообразие комнатных растений нашей школы.
3. Значение комнатных растений для организма человека.
4. Выводы и рекомендации.
5. Заключение.
1. Введение
На наших окнах мы можем увидеть растения из разных стран. Об этом хорошо сказал Фридрих Энгельс: «Человек переносит полезные растения из одной страны в другую и изменяет, таким образом, флору разных частей света. Более того, применяя разные искусственные приёмы разведения и выращивания растения, так изменяются под рукой человека, что становятся неузнаваемыми».
Комнатное садоводство сейчас очень распространено. Нет ни одной организации, где бы на окнах не было комнатных растений, и наша школа тоже не исключение.
Главная функция зелёных растений связана с переводом солнечной энергии в органическую путём фотосинтеза, поглощением углекислого газа и выделением кислорода..
Комнатные условия позволяют некоторым растениям хорошо себя чувствовать и благоприятно расти и развиваться, радуя нас своими формами. В комнатах тёплая ровная температура от 14 до 20 С, но мало света. Солнечный свет рассеивается стёклами и оконными рамами. В комнате влажно и много углекислого газа, который повышает воздушное питание растений.
Актуальность нашей работы.
Об эстетической роли комнатных растений нужно сказать отдельно. Растения составляют неотъемлемую часть бытового окружения человека, помогают его эстетическому воспитанию и экологическому образованию. Выступая средством интерьера с внешней средой, растения создают иллюзию контакта с природой. Красота форм, приятные запахи, спокойная зелень листьев благотворно влияют на нервную систему человека, помогая справляться со стрессовыми ситуациями и плохим настроением. Кроме того, растения в помещении:
- очищают воздух от углекислого газа и обогащают воздух кислородом;
- поглощают пыль;
- ионизируют воздух и помогают его увлажнению;
- снижают температуру в помещении;
- подавляют развитие болезнетворных микробов, выделяя активные вещества –
фитонциды;
- частично поглощают звук, заглушая уличный шум;
- создавая благоприятную тень;
- в кабинете биологии используются в качестве наглядных живых пособий на
уроках.
При правильном подборе композиций комнатные растения способны изменить облик помещения: внести художественный акцент в его оформление, служить средством расчленения пространства, настраивать обучающихся на работоспособность, улучшать настроение и даже оздоравливать.
Из всего вышесказанного цель нашего проекта изучить и описать видовой состав, разнообразие комнатных растений нашей школы и их влияние на здоровье обучающихся.
Мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть, описать, определить и распределить по группам комнатные
растения нашей школы.
2. Изучить литературу и данные интернет источников по данному вопросу:
атласы- определители комнатных растений, книги о влиянии комнатных
растений на здоровье человека.
3. Проанализировать и выявить значение декоративных растений в помещениях
школы для здоровья человека (обучающихся).
4. Сфотографировать комнатные растения школы, сделать электронный каталог,
выявить ядовитые, редкие растения школы и написать к ним этикетки.
5. Сделать рекомендации для перестановки комнатных растений в помещении
школы, в зависимости от влияния их на здоровье обучающихся.
Для решения поставленных целей и задач нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, описание, анализ литературных источников, математические методы вычисления разных групп растений.
Объектом исследования стали комнатные растения нашей школы.
Место исследования: МБОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа», май 2017 года.
2. Разнообразие комнатных растений нашей школы
Комнатные растения невероятно разнообразны, среди них есть небольшие растения и настоящие деревья, вьющиеся лианы и колючие кактусы, плодоносящие растения и те, цветения которых приходится ждать долгие годы.
Изучая и описывая комнатные растения нашей школы, мы распределили их на разные группы:
Таблица 1 Основные группы комнатных растений
Группа растений | Основные характерные черты | Примеры растений |
Декоративно-цветущие | Небольшая группа растений, которые выращивают ради эффектного цветения, очень требовательны к уходу | Орхидеи, бегонии, кливии, фиалки, спатифиллумы |
Декоративно-лиственные | Имеют листья красивой формы или необычной яркой и пёстрой окраски (полоски и красноватые пятна). Светлолюбивы, | Папоротники, филодендроны, сингониум, сансивьеры, сциндапсус, марантовые, юкки, фикусы. |
Декоративно-плодовые | Эти растения становятся оригинальным украшением, навевающим весеннее настроение в холодную погоду. | Лимон, апельсин, мандарин, кофейное дерево |
Лианы | Травянистые или одревесневающие растения с длинными побегами, снабжены разными приспособлениями для прикрепления к опоре. | Плющ, филодендроны, монстера, сингониум |
Ампельные | Растения с длинными свисающими побегами. Их название происходит от немецкого слова «ampel» - висячая ваза для цветов. | Сциндапсус, циссус, хлорофитум |
Эпифиты | Они улавливают влагу из воздуха, с помощью воздушных корней собирают дождевую воду. В природе селятся на деревьях, используя как опору, не паразитируя на них. | Орхидеи, бромелии, папоротники, гусмания |
Пальмы и саговниковые | Пальмы - вечнозелёные растения с непрерывно образующимися на вершине листьями, очень декоративно смотрятся в просторных помещениях. Саговники по внешнему виду похожи на пальмы, но относятся к группе голосеменных растений (древних вымерших организмов). | Саговник отвёрнутый, неанта красивая |
Суккуленты | Большая группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями, часто имеющие причудливую форму. Они накапливают влагу и у них замедленное испарение. | Молочаи, толстянки, алоэ, пиперомии, кактусы, каланхоэ |
На основании полученных групп комнатных растений, мы посчитали общее количество декоративных растений школы. Среди них выявили долю разных групп растений и определили количество ядовитых и редких растений школы.
Таблица 2 Доля разных групп комнатных растений.
Группа | Количество | Процент от общего количества |
Декоративно-цветущие | 47 | 60 |
Декоративно-лиственные | 52 | 67 |
Декоративно-плодовые | 7 | 9 |
Лианы | 15 | 19 |
Ампельные | 9 | 11,5 |
Эпифиты | 3 | 4 |
Пальмы и саговниковые | 3 | 4 |
Суккуленты | 18 | 23 |
Итого: | 78 | 100 |
Общее количество растений школы составляет – 78 экземпляров.
Ядовитые растения - 13 (16 %)
Редкие растения - 2 (2,5 %)
Подсчёт доли разных групп растений проводился математическим приёмом – пропорцией от общего числа всех растений школы. Например:
78 растений - 100 %
47 декоративно-
цветущих растений - х %
47 * 100 = 60 %
78
Ядовитые растения:
Молочаи - очень популярное домашнее растение, которое дало название целому роду (молочайные). Похож на мини-пальму: пучок плотных зеленых листьев располагается на верхушке толстого стебля. Как и у предыдущего растения-кротона, у молочая ядовиты семена и млечный сок. Необходимо соблюдать особую осторожность при пересадке растения и другой работе с ним.
Диффенбахия - Диффенбахия представляет собой вечнозеленый кустарник, с большими овальными листьями пестрой окраски. Вырастает до двух метров в высоту. К сожалению, во всех зеленых частях растения (черешках и листьях) содержится яд. Можно получить серьезное отравление, если сок диффенбахии попадет в рот.
Плющ вечнозеленый – лианообразный вечнозеленый кустарник, относящийся к семейству аралиевых. Стебли – длинные, изогнутые, листья – с резной кромкой темно-зеленые. Ядовиты листья и ягоды растения, при попадании внутрь организма.
Кливия - великолепное домашнее растение, цветущее очень красивыми цветами, сгруппированными в зонтик по 12 и более цветков. Листья растения – плотные, глянцевые, удлиненной формы. Наиболее ядовитые части кливии – листья и корни. Необходимо соблюдать повышенную осторожность при работе с растением и обязательно использовать резиновые перчатки.
Фикус – всем известный обитатель множества домов, одно из самых популярных растений во всем мире. Роскошная богатая зелень фикуса привлекает многих цветоводов. Неужели и этот домашний любимец ядовит? Конечно, так категорично утверждать нельзя. Фикус попал в этот список потому, что растение является мощнейшим аллергеном. Особенно опасен сок фикуса: попав на кожу, он может раздражение и даже ожог. Не бойтесь разводить фикусы в своих домах, но все-таки старайтесь соблюдать меры предосторожности.
Монстера – популярное комнатное растение, достигающее внушительных размеров. Растение обладает очень ядовитым соком, который способен нанести ожог на кожу тела или даже повредить глаза. Симптомы отравления монстерой – жжение во рту, сильное слюноотделение, воспаление пищеварительной системы.
Польза:
Противогрибковым действием обладает плющ и фикус. Диффенбахия пёстролистная – очищает воздух от токсинов, особенно хорошо живёт в комнатах, окна которой выходят на автостраду. Монстера – всегда применяется для озеленения в больших помещениях. Кливия – используется на уроках биологии как демонстрация строения цветка, показывает только учитель.
Редкие растения:
Саговник отвёрнутый – это растение реликт, которое практически не изменилось со времён мезозоя и видело ещё динозавров. Целители Юго-Восточной Азии утверждают, что из него можно изготовить лекарство продлевающее жизнь.
Орхидея – красивое декоративно-цветущее растение с красивыми цветами непременно создаёт эстетическое настроение и улучшает настроение в помещении, где оно растёт. Единственный минус, требуется уход за ним, и особый состав смеси, так как растение эпифит.
3. Значение комнатных растений для здоровья человека.
При работе с литературными источниками и ресурсами интернета, мы определили влияние наших растений школы для здоровья обучающихся. Данные обобщили и записали в таблицу.
Таблица 3 Роль комнатных растений для здоровья человека
Виды растений | Биологические особенности | Оказываемое на человека воздействие |
Алоэ, бегония, хлорофитум, плющи, спатифилум, герань | Выделяют фитонциды, способные уничтожать болезнетворные микробы | Улучшают самочувствие, повышают работоспособность, помогают более быстрому выздоровлению при болезни |
Плющи, лимон, фикус | Обладают фунгицидными свойствами: уменьшают численность плесневых грибов в воздухе помещения | Снижают число острых респираторных заболеваний |
Лимон | Выделяют фитонциды, источают аромат (пахнут не только цветы, но и листья) | Поднимают настроение, снимают усталость и напряжение, способствуют концентрации внимания и улучшению памяти |
Цветочные растения | Длительное цветение в условиях помещения | Красные и оранжевые цветки придают теплоту сумрачному помещению |
Синие и белые цветки смягчают жаркий климат комнаты, делая её более прохладной | ||
Крупные одиночные декоративные растения | Высокие растения с прямостоячим стеблем | Увеличивают высоту потолков |
Высокое растение с прямостоячим стеблем раскидистой формы | Делают помещение визуально меньше |
Комнатные растения способны отфильтровывать или преобразовывать ядовитые вещества, улучшая воздух в помещении. Рекордсменом является хлорофитум хохлатый. Четыре растения хлорофитума способны очистить воздух в классе площадью 10 м2 на 70-80 %. Кроме того, хлорофитум уничтожает микробы и увлажняет воздух в помещении, поглощает табачный дым.
Пальмы - увлажняют воздух в комнате.
Фикус и диффенбахия справляются эффективно со сбором пыли, к тому же с крупных листьев её легче удалить влажной тряпкой.
Монстера, герань, папоротники - обогащают воздух лёгкими ионами.
Спатифилум, сансивьера, суккуленты - универсальные поглотители ядов.
Кактусы защищают от радиоактивного излучения.
Герань (пеларгония) – помогает при неврозах, снимает депрессию, повышает настроение, хорошее средство для заживления мелких ран и нарывов. Снимает ушную боль, из её листьев можно сделать сонную подушку.
4. Выводы и рекомендации.
1. Все комнатные растения нашей школы мы описали и определили, их
сфотографировали и создали электронный каталог растений по помещениям,
где они растут.
2. Изучив литературу и данные интернет источников по данному вопросу:
мы выяснили, чем комнатные растения отличаются друг от друга и как
они распределяются. Определили влияние комнатных растений на
здоровье человека, а значит на здоровье учеников, занимающихся в классах,
где растут декоративные растения.
3. Ко всем комнатным растениям кабинета биологии мы сделали этикетки с
описанием семейства, места произрастания, и особенностями ухода за ним, а
также внесли информацию о воздействии этих растений на здоровье
обучающихся. Ядовитые и редкие растения пометили предупреждающими
табличками по всей школе.
4. Рекомендуем: в каждом классе завести как минимум по 3 комнатных
растения - хлорофитум хохлатый, так как он рекордсмен по очистке
воздуха и улучшению работоспособности учеников.
В классе информатики, где много компьютеров поставить кактусы, но с
мягкими колючками, чтобы избежать травмы у учеников.
В классах школы, окна которых выходят на дорогу, рекомендуем
поставить не ядовитые растения с крупными листьями (гибискус, эухарис и
другие) как уловители пыли и углекислого газа.
Для улучшения настроения в зимнее холодное время в классах школы
необходимы декоративно – цветущие растения: сенполии, герани,
бегонии, зигокактусы, спатифилумы, амариллисы, бальзамины,
улучшения настроения с снятия нервного напряжения.
5. Из классов нашей школы убрать ядовитые и аллергичные растения и переставить их
в коридоры и на лестничные клетки, чтобы уменьшить контакт с этими растениями.
5. Заключение.
В целом, комнатное цветоводство интересное занятие которое для некоторых людей является хобби. Надо помнить, что эти растения живые организмы, с которыми необходимо общаться и разговаривать.
По некоторым литературным источникам - растения могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запахи, у них есть даже слух и вкус. Очень плохо растут цветы листья, которых повреждены. Растения воспринимают музыку и реагируют на неё. Цикламены любят джаз, мимозы и гиацинты предпочитают Чайковского, и примулы, флоксы и табак – оперы Вагнера. Растения могут испытывать эмоциональный стресс и способность мыслить.
Случается, что когда любящий хозяин заболевает, то растения тоже начинает чахнуть и даже умирает.
С цветками надо разговаривать. Растения, которые чувствуют заботу и слышат слова одобрения, к ним обращённые, растут лучше и цветут дольше. А если при растении сквернословить, то оно плохо растёт и болеет.
И если вы хотите быть здоровыми, то при своевременном уходе ваши растения способны обеспечить вам улучшение самочувствия и хорошее настроение.
6. Список использованной литературы:
1. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева, Экология живых организмов:
Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: ВАКО,
2014.
2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. Детгиз, 1954 г.
3. Хессайон Д-р Д. Г. Всё о комнатных растениях. М.: Изд. « Кладезь», 1996.
4. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия /Илл. А. Воробьёва, Ю. Золотарёвой,
Ю. Школьник. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004
5. Sadowody.ru
6. http://wikibotanika.ru/polezno-znat/samye-opasnye-komnatnye- rastenia.html Энциклопедия растений © Wikibotanika.ru
Рисуют дети водопад
Сказочные цветы за 15 минут
Лиса и волк
Медведь и солнце
Упрямый зяблик