ПРОЕКТ ПО АЛГЕБРЕ " МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА" 8 КЛАСС
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika_i_muzyka.zip | 2.99 МБ |
МОБУ « КЕМЛЯНСКАЯ СОШ »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
РЕФЕРАТ
на тему:
Математика и музыка
Работу выполнила
ученица 8 «А» класса
Дементьева Диана Руслановна
Руководитель:
Караченкова Рената Ринатовна
2018
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
1. Музыка и математика ……………………………………………..... 4
2. Математика в музыке………………………………………………...5
3. Пифагорейская теория музыки …………………………………….. 6
4. Заключение ………………………………………………………….. 8
Введение
«Музыка есть таинственная арифметика души; Она вычисляет, сама того не подозревая»
Г.Лейбниц.
Музыка и математика являются предметами, изучающимися в школе. Слушая музыку мы погружаемся в воображаемый, волшебный мир у которого нет границ, нет предела нашей фантазии. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И никогда не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел тесно связаны друг с другом.
Целью исследования данной работы заключается в том, чтобы показать, как математика подчиняет своим законам окружающую действительность, в частности, показать значение математики в развитии музыки.
Задачи исследования:
1.Понятие музыки и математики.
Математика (греч. – знание, наука)- царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчета, измерения и описания форм реальных объектов.
Слово "музыка” (греч. - искусство уз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Это вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д‘ Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта - "Compendium Musicae" ("Трактат о музыке"); первая крупная работа Леонарда Эйлера - "Диссертация о звуке".
Основы музыкальной грамоты заложил Пифагор, тот самый древнегреческий математик, философ, астроном, с теоремой которого учащиеся знакомятся в 8 классе. Проект «Математика и музыка» отражает вопросы, касающиеся научных открытий Пифагора: теория гармонии чисел, теория музыки.
Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека. В Греции музыка играла важную роль в общественной и личной жизни людей, музыке придавалось государственное значение. В Древней Греции развивалась также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Пифагор и пифогорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки, а древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке.
3.Математика в музыке.
На первых же уроках сольфеджио ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой.
Так в 5-6 лет ребята, которые занимаются музыкой, узнают, что ноты могут делиться. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса.
У истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно!
При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). Здесь происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.
И с понятием последовательность в математике мы также встречаемся .
Музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности. Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой.
Я также занимаюсь в музыкальной школе. И мы четко понимаем значение математики в музыке. Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент.
Именно здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.
В музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть, никогда не пересекаются
3. Пифагорейская теория музыки.
Пифагору приписывают открытие диатонической* шкалы, хотя сам он не был музыкантом. Получив основные сведения о божественной теории музыки от жрецов , Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но представлено следующее объяснение.
*Диатоническая гамма - звуки диатонич. ладов, располож. в восходящей или нисходящей последовательности. В традиц. (классической) теории музыки под диатонич. ладами понимают лады, звуки к-рых соответствуют осн. ступеням муз. системы, взятым в пределах какой-либо октавы.
Однажды, размышляя над проблемой гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. Он заметил различие в тонах между звуками, которые издавались различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл. Пифагор оценил гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков. Тогда он получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Он вошел в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и прикидывания в уме их веса вернулся в собственный дом. Сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые.
К первой из них прикрепил вес в 12 фунтов, ко второй - в 9, к третьей - в 8, и к четвертой - в 6 фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника.
Пифагор обнаружил, что первая и четвертая струны, когда звучат вместе, дают гармонический интервал октавы, потому что удваивание веса имело тот же эффект, что и укорачивание струны наполовину. Натяжение первой струны было в два раза больше, чем четвертой струны, и, как говорят, их соотношение равно 2:1, или двукратное. Подобным же рассуждением он пришел к заключению, что первая и третья струны дают квинту. Натяжение первой струны было в полтора раза больше, нежели третьей струны, и их соотношение было 3:2, или полуторное.
Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями.
Подобным же образом вторая и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая, и третья, давали гармонию чистой квинты. Продолжая это исследование, Пифагор открыл, что первая и вторая струны дают терцию, натяжение первой струны на треть больше, чем второй, их соотношение 4:3 . Третья и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая и вторая, дают ту же гармонию. Согласно Ямвлиху (Я́мвлих — античный философ-неплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее), вторая и третья струны имеют соотношение 8:9 .
Заключение
Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную. Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями.
Таким образом, математика и музыка тесно связаны между собой. А дети, изучающие музыку, лучше усваивают математику , и наоборот детям, понимающим математику легче дается музыка.
Простые новогодние шары из бумаги
Неньютоновская жидкость
Два морехода
За чашкой чая
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"