Работа посвящена творчеству испанского архитектора Антонио Гауди
Вложение | Размер |
---|---|
реферат "Творчество А. Гауди" | 241 КБ |
творчество А.Гауди | 2.98 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ния.
Удивительный мир
Антонио Гауди
Реферат по изобразительному искусству
Автор: Пантелеева Ирина
7 класс
Руководитель: Черновалова Елена Александровна
с. Ния 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ---------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Жизнь и творчество Антонио Гауди.-----------------------------6
1.1. Начало пути.-------------------------------------------------------------6
1.2. Годы учебы в Барселоне.----------------------------------------------7
1.3. Дипломированный архитектор.-------------------------------------10
1.4. Дружба длиной в сорок лет.------------------------------------------12
1.5. Дело всей жизни.-------------------------------------------------------14
Глава 2. Традиции и новаторство архитектуры Гауди-------------------17
Заключение.------------------------------------------------------------------------22
Литература--------------------------------------------------------------------------23
Приложения.------------------------------------------------------------------------24
«Мы наделены чувством пластичности,
которое позволяет воспринимать объекты как единое целое.
Море и средиземноморское освещение определяют это качество,
и потому объекты не вводят в заблуждение каталонцев,
а обучают их»
Антонио Гауди
Введение
“Боюсь, читатель ждет уж рифмы «розы», то есть непременного описания тысячи раз описанного «каталонского модерна» – зданий Антонио Гауди. Во всяком случае, церковь Саграда Фамилия – членистоногую, берцовокостную, папоротниковую, возносящуюся на всех открытках к небу Барселоны и давно уже ставшую Эйфелевой башней Каталонии, замолчать путешественнику невозможно…
Мы поднялись на лифте, а затем долго карабкались по внутренней лестнице на верхнюю площадку одной из башен этого мезозойского леса… Свистел заоблачный ветер, Барселона лежала глубоко внизу, оторопь заполняла то место в моем воображении, где по всем приметам должен был бы гнездиться восторг. Вокруг нас переплелись окаменевшие лианы и останки животных юрского периода. Напротив меня в одной из огромных шишек, вспухших на костлявом боку башни, сияла под солнцем россыпь вделанных в цемент бутылочных осколков… Вся архитектурная поверхность пузырилась, горбилась, топорщилась и сверкала драконьей чешуей… Легендарная церковь продолжала расти самопроизвольно, не спросясь у Гауди и тех, кто взращивает ее по сей день по эскизам гениального архитектора” (Д. Рубина “Воскресная месса в Толедо”)
Да кто же он такой — Антонио Гауди? Великий архитектор, ниспровергатель авторитетов и законодатель мод. Модернист, творивший вне устоявшихся стилей. Человек, который почти не работал с чертежами. Архитектор, специалист, в основе труда которого лежит скрупулезный математический расчет. Удивительный фантазер и мечтатель, пытавшийся сделать мир удивительней и прекраснее. Гауди пользовался набросками здания в импрессионистском стиле. То есть общие очертания, форма, но ни дотошной детализации, ни конструктивных элементов. Главным его инструментом были воображение, интуиция и... вычисления в уме. Можно сказать, он был Эйнштейном в архитектуре.
На мой взгляд, одной из проблем творчества Гауди является вопрос: как относиться к его архитектуре?
С точки зрения классического вкуса его произведения кажутся чудовищными. Такое определение - “Чудовище в творчестве” – дал каталонскому архитектору другой знаменитый архитектор Ле Корбюзье.
Прошу обратить внимание, что слово “Чудовище” написано с большой буквы, что значит – очень большое и вызывающее уважение Чудовище, которое не заметить невозможно.
К архитектуре Гауди невозможно оставаться равнодушным; его произведения искусства могут вызывать как восхищение, так и трепет, или же полное неприятие.
На мой взгляд, исследование творчества любого гениального Художника в любом виде искусства всегда актуально, так как позволяет взглянуть на мир и человеческую культуру с необычного ракурса, через призму восприятия неординарной творческой личности и увидеть новые прекрасные грани человеческой природы. Именно прекрасные грани, потому, что я твердо убеждена, что настоящее искусство, независимо от стиля или направления, делает наш мир богаче, красочнее и лучше.
Я испытываю восторг и удивление, глядя на архитектуру великого гения – Антонио Гауди. Впервые, увидев его сказочную архитектуру, она мне показалась невозможной и невероятной. Полет безграничной фантазии архитектора вызвал во мне интерес к его жизни и необычным творениям.
Целью моей работы является исследование и творчества этого удивительно талантливого архитектора. Также я ставлю перед собой следующие задачи: исследовать биографию А. Гауди, изучить творческое наследие архитектора, изучить новаторский вклад Гауди в мировую архитектуру.
Глава 1. “Жизнь и творчество Антонио Гауди”
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в крестьянской семье в небольшом каталонском городке Реусе, в ста пятидесяти километрах от Барселоны. С 1863 по 1868 год Антонио учился в школе, преобразованной из бывшего католического колледжа. Он был пятым младшим ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди и его жены Антонии Бетран.
Город Реус, где родился Антонио Гауди, в середине XIX века ставили в один ряд с Лондоном и Парижем из-за развитого индустриального производства и торговли. Кроме того, город отличался живой и самобытной местной культурой.
С 1863 по 1868 год Антонио учился в школе, преобразованной из бывшего католического колледжа. Первые его работы – это иллюстрации к рукописному еженедельнику «Арлекин», издававшемуся школьниками в двенадцати экземплярах.
Ограниченный в движениях артритом, Антонио наблюдал окружающую жизнь, учился думать, рисовать, молился. Изредка мать возила его в собор Пресвятой Девы Марии. Именно в детстве была заложена одна из неотъемлемых особенностей творчества Гауди – внимание к деталям и умение замечать интересное в обыденном. В детстве маленький Антонио любил строить замки из песка, и это занятие нашло отражение в его дальнейшем творчестве.
В роду Гауди были “дед-бондарь, другой моряк, и все остальные – кузнецы.” Казалось бы, Антонио будет трудно вырваться из круга семейных предпочтений. Он много времени проводит в мастерской отца среди перегонных колб и медных котлов. Так была заложена ещё одна грань творчества архитектора – хорошее знание различных материалов и технических процессов.
Когда Антонио было 17 лет, он с братом Франческо, будущим медиком, переехал в Барселону. И это – первый шаг к началу творческого пути.
Барселона, словно роскошная драгоценная диадема, венчает Испанию, миллионы людей со всего мира стекаются сюда, чтобы восхититься её красотами и не остаются разочарованными.
Барселона – это особая аура, это ощущение фантастического сна, ставшего реальностью.
Приехав осенью 1868 года в Барселону, Гауди оказался в бурлящем и динамичном мегаполисе. Пропитанная историей, с крупнейшим в Европе средневековым кварталом, Барселона с распростертыми объятиями встретила промышленную революцию.
Окружающая обстановка вызывала у Гауди душевный подъем. Узкие улочки, теряющиеся в таинственной тени шестиэтажных многоквартирных домов, выходили на уютные солнечные площади.
С 1868 года он жил в Барселоне и готовился к поступлению на архитектурный факультет университета, однако, как известно, с 1873 несколько лет он учился в барселонской технической школе архитектуры. Одновременно Гауди работал чертежником и изучал ремесла в мастерской Эудалдо Пунти: столярное дело, ковку металлов, скобяные работы и работы по стеклу.
Образование Гауди отличается капитальностью. Прежде чем он поступил в Высшую техническую школу архитектуры, он несколько лет проучился на факультете естественных наук в университете Барселоны.
24 октября 1874 года в возрасте двадцати двух лет Гауди после успешной сдачи вступительных экзаменов был, наконец, официально зачислен в Высшую школу архитектуры. Об ее успехе свидетельствует большое количество обучавшихся в Барселоне архитекторов, имена которых остались в истории. Это было учебное заведение нового типа, где обучение еще не превратилось в рутину. Студии использовались совместно учителями и учениками, и часто в них выполнялись реальные заказы.
Практические дисциплины давались ему легче, чем теоретические, в частности, большие затруднения вызывала геометрия. Последнее объясняет, почему мастер в зрелые годы перешёл на метод макетирования и предпочитал представлять гипсовые модели вместо чертежей. Однако стоит отметить, что для Гауди не существовало технических задач, которые он не мог бы решить, воплощая свои сверхсложные в пластическом и образном плане замыслы.
Архитектурное образование Гауди углублялось при посещении строительных площадок и в учебных поездках. Директор Высшей школы архитектуры Элиас Рогент брал своих самых способных студентов в путешествия, чтобы они могли взглянуть на памятники архитектуры и попрактиковаться в том, что проповедовал знаменитый архитектор Виоллё-ле-Дюк
С первого дня учебы в Высшей школе архитектуры Гауди стал подмастерьем. Для него не существовало иного пути. У него не было влиятельных покровителей или друзей семьи. Гауди мог полагаться лишь на свой талант и крепнущую репутацию. Гауди совмещал учёбу с работой в архитектурных мастерских, где набирался практического опыта, завязывал профессиональные знакомства.
Юный Гауди принимая участие во многих учебных проектах, которые стали его первыми профессиональными работами. Среди самых заметных — проект арочных кладбищенских ворот, проект Центральной больницы Барселоны и причала для морских судов.
Эти работы примечательны тем, что в них Гауди придерживается классического понимания архитектуры.
Сменив провинциальную атмосферу Реуса на динамичную среду Барселоны, пройдя полный курс обучения в духе элементарной эклектики, Гауди оставался чрезвычайно цельной натурой, которая проступает в самых ранних его работах. В 1875 году вместе со студентами-ровесниками Гауди разрабатывал «Геометрический план участка городского совета и прилегающих земель» в рамках генерального плана развития Барселоны.
Он чрезвычайно упорно участвует в конкурсах, но без особого успеха. Впрочем, за проект двора Депутатского собрания он получил оценку «отлично», и жюри школы поручило ему проект пирса.
В 1877 году Гауди спроектировал монументальный фонтан для площади Каталонии, проект госпиталя и дипломный проект актового зала университета. Проект был принят большинством голосов. Примечательно, что директор школы заметил при этом, что не знает, вручает он диплом гению или безумцу.
То, что Гауди был вынужден совмещать обучение с работой, дало ему хорошую практическую закалку. Он сформировался как мастер широкого профиля, который способен разработать как дизайн канделябра, фонтана или ворот кладбища, так и крупные проекты в области светской и церковной архитектуры. Жоан Боссегода считает, что, «когда речь идёт о Гауди, невозможно провести различие между архитектором, художником по интерьеру, дизайнером, живописцем и мастеровым. Он был всем этим одновременно».
С 1870 по 1882 год Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра. К этому времени относится множество мелких работ. Без успеха он принимал участие в конкурсе на рисунки для использования в промышленности, спроектировал всю мебель для собственного дома, включая рабочий стол, которым архитектор пользовался до последнего дня.
15 марта 1878 года произошло одно из главных событий в жизни Антонио Гауди. В этот день, на 26-м году жизни, он получил диплом архитектора. Он успешно сдал экзамены и удостоился витиеватой напутственной речи ректора, в которой тот говорил о несомненном таланте выпускника, хотя и предупреждал Гауди о том, что собственное мнение иногда следует держать при себе.
В первый год работы в роли дипломированного архитектора Гауди вместе со своим приятелем Матаро подготовил проект жилых домов для рабочих кооператива Обрера Матаронесе, а также проект казино для кооператива. Этот раскрашенный акварелью и чем-то напоминающий помпейскую живопись проект был представлен в разделе архитектуры Международной выставки в Париже.
С кооперативом, директор которого Сальвадор Пагес стал его другом, Гауди сотрудничал с 1874 по 1885 год. В 1881 году он подписал проект генерального плана кооператива Обрера Матаронесе, а через два года, одновременно со строительством дома для Пагеса, архитектор построил единственный в своей практике образец промышленного сооружения – машинный зал кооператива, который был перекрыт параболическими арками, собранными из небольших деревянных элементов.
В 1887 году Гауди продолжал работу в том направлении, которое в наши дни именуется городским дизайном: проект типового киоска из стали для продажи цветов и мраморных плит и проект серии осветительных столбов для улиц Барселоны. Создавал он и множество других малых проектов.
Лишь один из сохранившихся проектов Гауди того времени позволяет в какой-то мере ощутить устремления молодого архитектора, его желание выразить себя в монументальных формах и способность сделать это. Речь идет о проекте монументального маяка для набережной Барселоны, выполненном в 1880 году.
В 1883 году Гауди завершил проект дома Висенса – свою первую крупную работу. Она была выполнена для Мануэля Висенса Монтанера, крупного фабриканта керамической плитки. С этого проекта и началась столь характерная для Гауди игра с возможностями керамики.
Продолжение проектной работы на строительной площадке уже тогда было профессиональной нормой архитектора. Гауди, можно сказать, жил на строительной площадке. С самого начала активной самостоятельной деятельности и до последнего дня эта особенность авторского метода оставалась неизменной. По описаниям современников, Гауди ежедневно садился под зонтом, защищавшим его от солнца, руководил стройкой, многократно заставляя разбирать то, что казалось ему сделанным неточно или заслуживающим изменения.
Закончив строительство дома Висенса, Гауди заказал двум художникам картину с изображением внешнего вида дома, и хранил ее в рабочем кабинете храма.
С 1887 по 1893 год Гауди возводит Дворец в Асторге. Это наиболее «неоготическая» из построек архитектора, наиболее строгая и сухая: план в виде греческого креста, сугубо крепостной характер архитектуры. Другие работы того времени – Коллегио Терезиано (1888–1890), Дом Ботинес в Леоне (1891–1894), здание миссий в Танжере (проект) (1892– 1893), склады Гуэль в Гаррафе (1895–1900). На последних двух небольших работах стоит остановиться особо, поскольку в них совершенно различным образом проступает уже в полную силу окончательное высвобождение Гауди от следования впрямую какой бы то ни было четкой традиции.
Известно, что один из чертежей для здания францисканских миссий был выставлен в кабинете архитектора, и он всегда с удовольствием демонстрировал его посетителям, явно придавая этой работе большое значение. И неудивительно: в этом «замке Фата-Морганы» в еще относительно схематичном виде громоздятся рядом друг с другом башни, которые позднее появятся на фасаде Рождества храма Саграда Фамилия.
Конечно, Гауди везло — и с богатыми заказчиками, и с наставниками. И те, и другие оказали на выдающегося архитектора самое непосредственное влияние: первые — предоставив возможность строить то, что задумал Гауди, вторые — помогая выкристаллизоваться его уникальному стилю.
В 1882 году Гауди познакомился в архитектором Жоаном Марторелем. Произошло это в гостиной Гуэля. Богатый владелец текстильных фабрик представил Гауди, как самого перспективного молодого архитектора Барселоны.
В 1880-е годы происходят события, определившие дальнейшую жизнь Гауди – он встречает Эусебио Гуэля и назначается строителем храма Саграда Фамилия. Дон Эусебио Гуэль познакомился с Гауди, когда тот был занят на одной из первых незначительных своих построек, и немедленно привлек юного помощника архитектора к выполнению своих заказов. С той поры фамилия Гуэль часто соседствует с фамилией Гауди.
Эусебио Гуэль- и- Басигалупи был человеком новой формации, под стать русским купцам начала ХХ века, - образованным, стремящимся к преобразованиям, меценатом, в доме которого поэты и художники обсуждали творческие проекты.
В качестве ценителя искусств, мецената дон Эусебио играл заметную роль в культурной жизни Барселоны. Сравнивая Гуэля с правителем эпохи Возрождения, Гауди был недалек от истины. Единственная реальная разница между ними заключалась в том, что двигателем успеха Гуэля была не война и не унаследованные земли, а промышленность.
Гуэль дал Гауди самое главное для творца – свободу самовыражения. Архитектор построил для Гуэля с 1884 по 1917 г. много прекрасных сооружений: поместье (Финка Гуэль), дворец (Паласио Гуэль), винные погреба, крипту в колонии Гуэля и парк.
Существует две Версии истории знакомства Анто-нио Гауди с человеком, во многом определившим его творческую судьбу, — с Эусебио Гуэлем. Согласно первой, «почти официальной», в 1878 году Гуэль приехал на Всемирную выставку в Париж. И, осматривая испанский павильон, обратил внимание на проект молодого и никому не известного архитектора из Барселоны. Это был рабочий поселок Матаро, проект поселения, созданный Гауди по заказу одноименного кооператива. Этот поселок остался лишь на бумаге и в макете, но на посетителей выставки произвел большое впечатление.
В проекте поселка рабочего кооператива, созданного Гауди, Гуэля подкупило не только мастерство молодого архитектора и необычное сочетание экспериментальной формы и практичности, сколько обращение Аитонио к проблеме, которой в то время мало кто придавал значение. Гауди создал проект не замка, не богатого особняка, а жилища для людей труда, заботясь о том, чтобы простые труженики жили в красоте и имели необходимые удобства. Внимание Гауди к социальным аспектам жизни вызвало у мецената не только интерес, но и глубокое уважение. Почувствовав талант этого человека, Гуэль решил помочь Гауди пробиться.
Антонио Гауди очень повезло. Он встретил человека, разделяющего его взгляды на архитектуру. Гуэль стал финансовым ангелом хранителем для Гауди.
В 1903г возник проект парка Гуэль (1903-1910). Монте Пелада - лысая гора именно здесь вырос город-сад, задуманный как убежище от индустриальных ужасов ХХ столетия. Территорию парка предполагалось разделить на 60 частей для домов состоятельных горожан, но проданы были лишь 2 участка. Притом одним из покупателей был сам Гауди. Главная достопримечательность самого оптимистичного творения архитектора - скамья-змея - удивительный памятник бесконечности, чья поверхность пестрит странными, колдовскими знаками и символами. Развести Гуэля и Гауди не смогла даже эта неудача.
В 1909 году Жорж Буше, секретарь Осеннего салона в Париже, запросил материал для организации персональной выставки Гауди. Гауди был против, но дон Гуэль, взяв на себя все расходы, настоял на подготовке экспозиции. Были сделаны гипсовые слепки с некоторых скульптурных фрагментов фасада Саграда Фамилия, с колонн и арок заднего фасада дворца Гуэль, ряд рисунков храма и парка. Выставка была открыта в Пти-Пале в отсутствие Гауди показом тогдашней новинки – стереоскопических фотографий. В 1922 году во время национального конгресса архитекторов Испании, проходившего в Мадриде, было принято решение о чествовании мастера. Гауди в это время делал проект балдахина для кафедры храма Саграда Фамилия и в работе конгресса, разумеется, не участвовал.
Эусебио и Гауди посилились в особняках на территории парка Гуэль над которым работал архитектор, и встречались каждый день. Гауди в то время ухаживал за престарелым отцом и больной племянницей, единственными родными, оставшимися у него к тому времени. Впоследствии Гауди вспоминал это время как самое гармоничное в жизни. Когда умерли родные, а потом и Гуэль, Антонио Гауди покинул особняк и переселился в мастерскую рядом с криптой в соборе Саграда Фамилия, строительство которого он возглавил в 1883 году.
Антонио Гауди является создателем лица Барселоны, её самых заметных и известных достопримечательностей. В Барселоне находится двенадцать его работ, каждая из которых неповторима и особенна по-своему. Парк Гуэль, дом Мила, монастырь Святой Тересы, дом Кальвет – далеко не полный список его творений.
Но самым ярким изумрудом в коллекции Гауди является собор Саграда Фамилия или собор Святого Семейства, ставший теперь визитной карточкой Барселоны. Это поистине грандиозное сооружение начало строиться в 1882 году, и его возведение продолжается до сих пор. (Приложение2)
Первым архитектором собора был Франсиско дель Вильяр, но уже через год на его место пришел Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен. Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он жил в нем.
В 1882 году Гауди поставил себе срок – закончить собор за 18 лет. Но финансировалась постройка за счет пожертвований, поэтому стройка то замирала, то начиналась с удвоенной силой. Строили, пока были деньги. К 1900 году закончен только фасад Рождества, но и он продолжает совершенствоваться, Гауди постоянно возвращается к нему, уточняет детали.
Фасад Рождества очень ажурный, в нем множество фигур в натуральную величину, колоны в виде пальм стоят на черепахах (земноводной и морской). В фасаде трое ворот – Веры, Надежды, Любви.
За углом у входа в часовню Гауди располагает две капители (колоны с рисунком), на одной женщина, которую дьявол искушает мешком денег, а на другой злой дух протягивающей рабочему бомбу. Это не только храм прославляющий бога, но и храм искупления, отсюда такие сюжеты в его оформлении.
Интерес к стройке затихает, экономическая ситуация становится все хуже и хуже, на горизонте первая мировая война. Гауди отказывается от других работ, посвящает себя только постройке Саграда Фамилия. Он живет тут же, работает наперегонки со временем. Он понимает, что основное дело его жизни не будет закончено при его жизни. Фасад Страстей есть в черновиках, идет работа над ним. Третий фасад отсутствует даже в набросках, Гауди стремится оставить тем, кто придет за ним максимальное количество макетов из гипса, которые могли бы показать его замысел. Он экспериментирует, улучшает интерьер, но понимает, что мечта его жизни ускользает. К 1918 году заканчивают первую башню, которая издалека похожа на морскую раковину, у нее кирпичная кладка в виде сот, она по спирали поднимается вверх. Это башня святой Варвары.
Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.
Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный. Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.
В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.
Собор стал своеобразной автобиографией Гауди, в котором воплотились многие индивидуальные приемы мастера, найденные в процессе творчества. Последние годы он жил храмом, создавая и изменяя детали, совершенствуя проект. «Мой заказчик никуда не торопится», - говорил архитектор. Он хотел создать образ рая, «когда исчезнут углы и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях, и солнце проникнет сюда со всех сторон». Оценивая большой объем работ, Гауди стремился обеспечить чертежами и гипсовыми моделями строителей на двести лет вперед. Он не продолжал строительство по горизонтали, а хотел завершить фасад Рождества, чтобы оставить последователям очную картину своего замысла.
Последние годы своей жизни Гауди провел у стен строящегося собора. Он не брал денег за свой труд, напротив все средства вкладывал в постройку собора. Когда одетого в лохмотья старика сбил трамвай, никто из свидетелей трагического происшествия не узнал в нем знаменитого архитектора. Антонио Гауди скончался в 74 года, через 3 дня после того, как был сбит трамваем. Жители Барселоны устроили пышные похороны великому зодчему, «самому каталонскому из всех каталонцев». Правительство и церковь дали разрешение похоронить в крипте незаконченного собора.
К сожалению, увидеть свою мечту, воплощенную в жизнь, ему было не суждено.
Глава 2. Архитектурное новаторство Гауди
В творчестве Гауди много архитектурных цитат, но они использованы так тонко и так незаметны в океане авторской фантазии, что не ассоциируются с подражательством. В этом случае речь идёт о традициях средиземноморской культуры, которые архитектор впитывал с детства. В Испании можно увидеть почти все исторические стили мировой архитектуры: античный римский, готику, Ренессанс, барокко, мудехар.
Испанские архитекторы эпохи Возрождения создали стиль платереско (исп. – «ювелирный, чеканный»), в котором на готические и ренессансные фасады ковровым способом накладывался узорчатый декор. Для зданий в мавританском стиле мудехар (по названию оставшихся на Пиренейском полуострове арабов) были характерны орнаментальная кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, цветные изразцы, резьба по алебастру и стуку (искусственному мрамору).
Согласно общепринятой классификации творчество Антонио Гауди принадлежит стилю модерн. В реальности поместить произведения барселонского мастера в рамки какого-либо стиля не представляется возможным. Приходится говорить о стиле Гауди, который возник и развивался рядом со стилем модерн, был связан с ним, но жил по своим правилам и законам.
Первый же реализованный Гауди – дом для владельца кирпичных заводов Мануэля Висенса-и-Монтанера (Каса Висенса 1883-1888), напоминающий дворец из сказок «Тысячи и одной ночи», отразил представление архитектора о комфортном семейном особняке, оберегающем частную жизнь и представляющем возможность постоянного общения с природой.
Дом поставлен на заднем плане участка, из-за чего сад, кажется больше, чем он есть на самом деле. Здесь Гауди многое попробовал впервые:
Особо нужно отметить трепетное отношение Гауди, как и большинства мастеров модерна, к растительному орнаменту, вдохновение для создания которого он находил везде: «Когда я проводил первые замеры участка, земля под ногами была полностью покрыта теми самыми жёлтыми цветами - бархатцами, которые я использовал в качестве декоративного мотива для керамики. Пышная пальма тоже была здесь, она и подвигла меня к созданию мотивов для ворот и дверей дома». Здесь нужно заметить, что на формирование творческого мировоззрения, взглядов и вкусов Гауди оказала: книга “Семь светильников архитектуры” Джона Рёскина, считавшего, что “орнамент – начало архитектуры.”
Постепенно строения Гауди становились сложнее и необычнее, но архитектор использовал недорогие строительные технологии (например, кирпичную кладку), традиционные ремесла – керамику, кузнечное и столярное производства для создания причудливых органично-натуралистических образов.
Сохранилось 18 построек Гауди, среди которых замечательные дома Ботинеса, Кальвета, Батльо, Мила в стиле каталонского модерна, продолжившие славные традиции испанской архитектуры.
Перечень инноваций в архитектуре Гауди весьма внушителен. Он первым: ввёл секционное перекрытие с независимыми несущими стенами и изобрёл безопорную систему перекрытий; опробовал опорные конструкции из армированного бетона; ввёл купольные оболочки; стал использовать параболические формы арок и перекрытий; внедрил метод математического моделирования при просчёте нагрузок на арки и купола; заново ввёл наклонные колоны и пр. Его расчёты по взаимному погашению усилий распора без внешних контрфорсов, исключительно внутри собора Саграда Фамилия, уникальны. При этом надо учитывать, что двойная крыша собора усложняла вычисления. Только через 100 лет были изобретены компьютерные программы, которые могли выполнять расчёты по планированию помещений неправильной формы.
Тысячелетиями архитекторы украшали свои постройки статуями, лепниной, скрывая от посторонних взглядов конструкции, имевшие в своей основе простые геометрические объемы. Но, Гауди не стал их прятать. Он просто постарался не использовать их в своих постройках. Стены, крыши, окна, двери изгибаются и искривляются. Его здания похожи то на диковинных животных, то на растения или скалы. Безудержная фантазия сочеталась с тонким математическим расчетом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами. Он начинал стройку, не имея готовых чертежей. Так, как каждый выстроенный дом Гауди считал живым существом, то верил, что каждому его созданию требуется свобода для роста. И порой целые помещения, не понравившиеся архитектору, могли пойти под снос. Оспаривать его решения пытались немногие. Вмешательства в творческий процесс он не терпел.
Гауди работал без инженеров-проектировщиков, интуитивно, как средневековый мастер-ремесленник, часто импровизируя на месте или рисуя на доске своим помощникам то, что он хочет сделать, и на строительной площадке ему приходилось прикладывать немало усилий, чтобы обеспечить реализацию своих невероятных замыслов. Его здания «вырастали» органически, как природные формы, они не строились, а «возникали»... Конструкция незаметно переходила в скульптурное изображение, которое тут же могло стать живописью, мозаикой, цветопластикой, чтобы потом обратно перерасти в некое органо-конструктивное образование. Гауди - типично каталонский мастер. Его органичная архитектура населена причудливыми существами, фигурами людей и животных, усеяна цветами и деревьями из камня, со стенами, извивающимися как змеи и крышами с гребнями, похожими на спящего каталонского дракона. М. Рагон называл Гауди «поэтом камня», «одержимым». Многие считали его гениальным художником, скульптором, но не архитектором. В его зданиях нет ни одного прямого угла, что весьма необычно для архитектуры, но типично для искусства Модерна. Важная роль в «стиле Гауди» отводилась фактуре и цвету, для чего применялись облицовка битым керамическим черепком, разноцветными кусками стекла или даже, как в «доме Батлло», навершия из стеклянных шаров с заполнением их окрашенным песком, а то и стеклянные колокольчики разных цветов, звенящие на ветру. Постройки Гауди всегда необычны. У него своя геометрия формообразования: мир парабол, гиперболоидов, геликоидов. Гауди знал, что эти необычные, но строгие с математической точки зрения формы, рационально выстраиваемые, встречаются в природе. Именно в этом, как утверждал сам Гауди, он следовал традициям.
Особую роль Гауди в формировании современной концепции организации пространства с использованием световых, цветовых и декоративных эффектов подчеркнул представитель современного направления хай-тек Норманн Фостер. В частности, он сказал, что «методы Гауди остаются революционными даже век спустя».
Заключение
Работая над рефератом, я для себя открыла фантастический мир великого Художника Антонио Гауди. Работая с литературой, описывающей творческий путь Гауди сравнивая его архитектурное наследие с наследием других знаменитых архитекторов, я пришла к выводу, что Антонио Гауди не просто стоит в ряду великих архитекторов, а является уникальным архитектором, создавшим свой неповторимый фантасмагорический стиль.
Вместе с руководителем мы изучили множество литературных источников и интернет ресурсов о жизни и творчестве Гауди, просмотрели множество фотографий его архитектурных памятников. Знакомство с творчеством Антонио Гауди вызвало во мне интерес к архитектуре в целом и появилось желание изучить различные направления данного вида искусства. Мне очень понравилось работать над данной темой, которая позволила мне увидеть привычные вещи в новом, необычном свете.
А закончить мне хочется словами того же Ле Корбюзье: «То, что видел я в Барселоне, было творением человека потрясающей энергии, веры, и технических способностей, воплощенных в каменных изваяниях. В его руках любой камень обретает жизнь… Гауди архитектор с большой буквы, непревзойденный знаток камня, железа, кирпича»
Литература:
Приложения
Приложение1.
Хронология жизни Антонио Гауди
1852 | Рождение Антонио Гауди. | ||
1863 | Гауди начинает учебу в монастырской школе. | ||
1874 | Гауди поступает в барселонскую Высшую техническую школу архитектуры. | ||
1876 | Смерть матери и брата Франческа. | ||
1878 | Гауди получает диплом архитектора. Знакомство с промышленником Эусебио Гуэлем. | ||
1879 | Гауди вступает в Каталонскую ассоциацию научных изысканий. Смерть сестры Розы. | ||
1882 | Начало строительства собора Святого Семейства (Саграда Фамилия). | ||
1883 | Гауди проектирует Дом Висенса. В ноябре Гауди становится главным архитектором собора Саграда Фамилия. | ||
1884 | Гауди разрабатывает проект Усадьбы Гуэля. | ||
1885 | Гауди делает предложение Пепите Мореу, но получает отказ. | ||
1886 | Гауди проектирует Дворец Гуэля. | ||
1888 | Всемирная ярмарка в Барселоне. Приостановка строительства Саграда Фамилия. | ||
1894 | Физический и моральный кризис Гауди от перенапряжения. | ||
1898 | Гауди проектирует Дом Кальвета, а также крипту церкви в Колонии Гуэля. | ||
1900 | Начало строительства Парка Гуэля. | ||
1903 | Вторая приостановка строительства Саграда Фамилия. | ||
1904 | Гауди проектирует Дом Батло. | ||
1906 | Гауди создает Дом Мило. Гауди поселяется в Парке Гуэля. Смерть отца, Франсеска Гауди. | ||
1909 | Строительство приходской школы при Саграда Фамилия. | ||
1910 | Выставка изобразительного искусства в Париже, где представлены работы Гауди. | ||
1912 | Третья приостановка строительства Саграда Фамилия. | ||
1914 | Гауди полностью посвящает себя работе по проектированию Саграда Фамилия. | ||
1918 | Возобновляется строительство Саграда Фамилия. Смерть Эусеби Гуэля. | ||
1924 | Кратковременный арест Гауди. | ||
1925 | Гауди поселяется возле Саграда Фамилия. | ||
1926 | Смерть Гауди в результате несчастного случая. | ||
2002 | Решением ЮНЕСКО 2002 год объявлен годом Гауди. | ||
Приложение 2
Эскиз Саграда Фамилия
Слайд 1
Удивительный мир Антонио Гауди Пантелеева Ирина 7 класс МОУ СОШ с. Ния Руководитель: Черновалова Елена АлександровнаСлайд 2
Антонио Гауди Анто́нио Пла́сид Гильем Гауди́-и-Курне́т (25 июня 1852, Реус , Каталония — 10 июня 1926, Барселона) — каталонский архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне.
Слайд 3
Епископский дворец в г. Асторга , Кастилия (Леон)
Слайд 4
Дворец Бальо
Слайд 5
Паласио Гуэль
Слайд 6
Парк Гуэль
Слайд 7
-Дом Мила Кальвет -
Слайд 8
Проект Саграда
Слайд 9
Саграда фамилия
Слайд 10
Крипта Выходы каминных и вентиляционных труб
Слайд 11
Дом Батльо
Слайд 12
Благодарю за внимание!
Цветок или сорняк?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем ананас акварелью
За еду птицы готовы собирать мусор