Изучение стереометрии вызывает трудности у большинства учащихся. Сложности эти связаны с представлением объемных тел. Наша работа направлена на создание моделей – тренажеров правильной шестиугольной призмы, которые в дальнейшем станут для нас помощниками при решении задач стереометрии.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 462.53 КБ |
konferentsiya.pdf | 2.12 МБ |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ - ТРЕНАЖЕРА ПРАВИЛЬНОЙ ШЕСТИУГОЛЬНОЙ ПРИЗМЫ
Новикова П. А.,
Саяркина Ю. С.,
Кудрявцева А. В.,
Бельская Е. Д .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 4», 11 класс
Руководители: Самошина О. В., учитель математики;
Афонина О. И., учитель математики;
Воробьева Н. И., учитель математики.
Аннотация
Изучение стереометрии вызывает трудности у большинства учащихся. Сложности эти связаны с представлением объемных тел. Наша работа направлена на создание моделей – тренажеров правильной шестиугольной призмы, которые в дальнейшем станут для нас помощниками при решении задач стереометрии.
В 10 классе мы начали изучение стереометрии и столкнулись со сложностями восприятия пространственных фигур. Появились трудности при решении задач. И мы подумали о создании такой модели, которая стала бы для обучающихся наглядным пособием и тренажером при решении конкретных задач стереометрии. Кроме этого, мы получили возможность воплотить самостоятельные, творческие и технические идеи в виде созданных конкретных изделий. Многие идеологи современного образования считают, что факты, открытые учащимися самостоятельно, усваиваются ими лучше, чем преподнесенные учителем в готовом виде. Таким образом, выбранная тема является достаточно актуальной и перспективной.
В школьном курсе стереометрии мы знакомимся со многими объемными фигурами. Поэтому, у нас возник вопрос: нахождение элементов каких геометрических тел вызывает у обучающихся наибольшие трудности?
С этим вопросом мы обратились к обучающимся 11 класса. Результаты опроса показали, что 75 % старшеклассников испытывают трудности при решении задач на нахождение элементов шестиугольной призмы.
Поэтому, целью нашей проектной работы стало создание такой модели – тренажера правильной шестиугольной призмы для кабинета математики, которая обеспечит наглядность всех элементов призмы и будет использована при решении задач.
Задачи нашего проекта следующие:
В своей работе мы выделили четыре этапа:
1. Поисково- исследовательский этап.
Геометрические знания примерно в объеме современного курса средней школы были изложены еще 2200 лет назад в “Началах” Евклида. В античной математике, понятия отвлеченного пространства еще не было. Евклид определяет призму как телесную фигуру, заключенную между двумя равными и параллельными плоскостями (основаниями) и с боковыми гранями - параллелограммами. Он употребляет термин “плоскость” как в широком смысле, так и в смысле конечной, ограниченной ее части, в частности грани. В XVIII в. Тейлор дал такое определение призмы: это многогранник, у которого все грани, кроме двух, параллельны одной прямой. Важнейшей задачей египетской и вавилонской геометрии было определение объема различных пространственных фигур. Эта задача отвечала необходимости строить дома, дворцы, храмы и др. Термин “призма” греческого происхождения и буквально означает “отпиленное” (тело).
Приступая к работе, мы рассмотрели несколько вариантов моделей и выбрали наиболее подходящие. Определились с материалом и способом изготовления.
Далее рассмотрели все формулы, которые будут полезны для создания тренажера и решения стереометрических задач.
S∆= - площадь правильного треугольника.
S = ab - площадь прямоугольника.
S6 = - площадь правильного шестиугольника.
Sбок = Pосн h - площадь боковой поверхности прямой призмы.
Sполн = Sбок + 2Sосн - площадь полной поверхности призмы.
V = Sоснh - объем призмы.
Создание конструкции - сложный и ответственный этап проектирования. Поэтому к нему мы подготовились тщательно. В соответствии с размерами качественно и аккуратно выполнели чертежи, развертки геометрического тела.
2.Технологический этап.
Технологическая последовательность изготовления модели №1
Нанесение формул на элементы модели правильной шестиугольной призмы.
Технологическая последовательность изготовления модели №2
3.Практическое применение.
Модели – тренажеры могут использоваться как при решении стереометрических задач на уроках математики, так и в повседневной жизни.
Проектно - исследовательская деятельность полезна не только тем, что формирует умения и навыки конструирования, а ещё и тем, что учит планировать работу, поэтапно оформлять свою деятельность и преобразовывать мысли в печатную информацию.
Данная работа проводилась в течение двух месяцев текущего года. Созданные нами модели – тренажеры уже успешно используются в нашей школе на уроках математики.
Библиографический список
1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.. Геометрия, 10-11 классы. Учебник для ощеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни/ - 19-е изд. М. : Просвещение, 2010
2. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.. Геометрия, 7-9 классы . Учебник. для ощеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни/ - 19-е изд. М. : Просвещение, 2010
3. Справочник по математике: Справочное пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений и поступающих в вузы – 5-е изд., стереотипное, - М.: Высш.шк., 1987.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Снег своими руками
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Заяц, косач, медведь и весна
Для чего нужна астрономия?