Проект по математике 5 класс
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_russkom_narodnom_tvorchestve.docx | 850.46 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 пос. Венцы
муниципального образования Гулькевичский район
имени дважды Героя Советского Союза
Горбатко Виктора Васильевича
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
«МАТЕМАТИКА
В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»
Автор: Романова
Елизавета Николаевна
5 «А» класс
Руководитель: Романова
Анна Кузьминична
учитель математики
Начало работы –март
Завершение работы-май
2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
АКТУАЛЬНОСТЬ ………………..…………………………………..…………..………. 3
ЧИСЛА В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..……………………….…………. 11
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………… …..… 12
АКТУАЛЬНОСТЬ
Невозможно представить современную жизнь без чисел. Они ведут нас по жизни изо дня в день. Уже с самого раннего детства мы постоянно сталкивались с ними и не только при счете предметов. Так, числа фигурируют во многих сказках, пестушках, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, даже песнях и частушках! В русском фольклоре заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают ему более яркий, реальный смысл. Если мы не будем изучать истоки культуры своего народа, то не будем знать его историю.
Читая произведения устного народного творчества, заметили, что в сказках, пословицах, загадках и др. присутствие чисел наблюдается очень часто. Исходя из этого, возникли вопросы: «Что такое фольклор? Какие числа присутствуют в русском народном творчестве? Существует ли число, которое употребляется чаще других?» Это и обусловило выбор темы данной работы.
Цель проектной работы: развивать интерес к математике, изучая числа, встречающиеся в русском народном творчестве.
Обозначенная цель требует решения следующих задач:
- выяснить, что такое фольклор; - пользуясь различной литературой, найти пословицы, пестушки, поговорки, скороговорки, загадки, связанные с числами; - выяснить, какие числа чаще встречаются в произведениях устного народного творчества, а так же в песнях, танцах и вышивках; - проанализировать и обобщить полученные данные.
Методы исследования, использованные в проекте:
- поиск и сбор информации;
- обобщение и анализ полученных данных.
Объектом проекта являются натуральные числа, которые встречаются в русском народном творчестве.
Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках математики при изучении темы «Натуральные числа», на уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества, на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное».
ЧИСЛА В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
1. Понятие «фольклор»
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики и т. д.
Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца с первых дней его жизни.
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! – говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
За Кота Котовича,
За Петра Петровича.
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Один, два, три, четыре, пять,
Захотели поиграть.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья
Раз ку-ку,
Два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке,
Хвост в муке,
Ушки в кислом молоке.
Зашагали ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Ну – ка, веселее, топ, топ, топ!
Вот как мы умеем, топ, топ, топ!
Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
«Число 1»
Одной свиньи мясо.
Одним миром мазаны.
Одна голова на плечах.
Число «2»
Два сапога — пара.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Как две капли воды.
Убить двух зайцев.
Число «3»
Заблудиться в трех соснах.
Наврать с три короба.
От горшка три вершка.
Из третьих уст, из третьих рук.
С три короба.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Число «4»
На все четыре стороны.
Число «7»
Семь пятниц на неделе.
Число «40»
Сорок сороков.
Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения.
Я примерный ученик
Всю таблицу знаю
5*5=25,
6*6 -не знаю
Где мои семнадцать лет,
Где моя тужурочка,
Где мои три кавалера
Коля,Витя, Юрочка.
Я любила, целовала
Своего милёнка,
На щеках две ямочки,
Как у поросёнка.
Интересно расцветает
Во садочке георгин.
Завлекателей-то семеро,
А на сердце один.
Через поле люблю Колю,
Через два — Иванушку.
Через четыре обожаю
Дорогого Санюшку.
Я любила Толю, Колю,
А Володю — третьего.
Всех троих перезабыла,
А Алёшу встретила.
Я любила троечку:
Мишу, Колю, Колечку,
А из этой троечки
Нет милее Колечки.
У меня милёнка два,
Два и полагается.
Если первый не проводит,
Второй догадается
Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.
Число «1»
И один глаз, да зорок — не надобно сорок.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна пчела лучше, чем рой мух.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одной рукой и узла не завяжешь.
От одного слова да навек ссора.
Число «2»
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Скупой платит дважды.
Число «3»
Обещанного три года ждут.
Хвастуну цена — три копейки.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Число «7»
Семь бед – один ответ.
Семь верст до небес — да все по лесу.
У семи нянек дитя без глазу.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Число «40»
Сорокалетнюю рыбу плавать не учат.
ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Один льет, другой – пьет, третий – зеленеет и растет. (Дождь, земля, трава)
Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)
Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят. (Колеса)
Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк. (Петух)
Когда кошка может выйти из дома с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Когда вернется с мышкой в зубах)
Есть три брата родные:
один ест – не наестся,
другой пьет – не напьется,
третий гуляет – не нагуляется.
(Огонь, земля, вода)
Один лежит, другой бежит, третий кланяется. (Река, камень, вода)
Два стоят, два ходят, два меж них часы стерегут. (Небо и земля, солнце и месяц, огонь и вода)
Двое стоячих, да двое лежачих, два вздорника, два разбойника – разорителя. (Небо и земля, солнце и месяц, огонь и вода)
Рассыпался горох по сто дорог,
никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни белая рыбица. (Небо и звезды)
Рассыпался горох по семьдесят дорог;
никому не собрать –
ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам.
(Небо и звезды)
Один пастух тысячи овец пасет.
(Месяц и звезды)
Тридцать раз в году рождается,
днем от людских глаз скрывается.
(Месяц)
Ревнул вол на сто сел, на сто речек.
(Гром)
Два братца купаются, а третий – насмехается. (Ведра и коромысла)
Каркнул ворон на сто городов, на тысячу озер. (Гром)
Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не подберет:
ни царь, ни царица, ни красная девица.
(Град)
Золотой мост на сотню верст.
Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и весна)
Два брюшка, четыре рожка.
(Подушка)
Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (Стол)
Стоит кошка – четыре ножки.
(Скамейка)
Тридцать три сели на конь, поехали в огонь. (Пельмени)
Лежит дед – в двести крестов одет. (Клубок)
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы)
(Луч солнца)
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора.
Баю-баюшки-баю,
Мужичок жил на краю.
Он не беден ни богат,
В доме семеро ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят.
Кашку маслену едят
И на Машеньку глядят.
Кашка масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется, лоб трясется,
Душа радуется.Сон приходит на порог.
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Какую песню спеть тебе, родная?
Спи. Ночь в июле только шесть часов.
Тебя, когда ты дремлешь, засыпая,
Я словно колыбель качать готов.
Спи, ночь в июле только шесть часов…
Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь.
Число «1»
«В одном селе жил-был старик»
«Лихо одноглазое»
Число «2»
«Два мороза»
«Два Ивана, солдатских сына»
«Две доли»
«Двое из сумы»
Число «3»
«Береза и три сокола»
«Три царства-медное, серебряное, золотое»
«Три медведя»
Число «6»
«Шесть братьев-все Агафоны»
Число «7»
«Семь Симеонов»
«Дочь – семилетка»
Скороговорка – это искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Число «1»
Один, Клим, клин колоти.
Число «2»
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларькину жену.
Возле грядки – две лопатки, возле кадки – два ведра.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Число «3»
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
Число «4»
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки
У четырех черепашек по четыре черепашонка
Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.
Из-под Костромы,
Из-под Костромщины,
Шли четыре мужика,
Четыре мужчины.
Говорили они про торги,
Про покупки, про крупу, про подкрупки.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Число «5»
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Число «6»
Шесть мышат в камыше шуршат.
Число «40»
Шли 40 мышей, несли 40 грошей, 2 мыши поплоше несли по 2 гроши.
Русский народный танец - яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным отображением его быта, характера, мыслей, чувств и понимание красоты окружающего мира.
Селезень утку догонял,
Молодой серу догонял.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тя семеро детей,
А восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня.
Самый распространенный и самый древний вид русского танца - хоровод.
Его основной композицией служит круг – символ солнца. Это хождение по кругу берет начало из древних языческих обрядов, поклонение богу солнца – Яриле. Тогда этот танец носил обрядовый характер, но со временем утратил его.
В хороводе неразрывно связаны пляски, игры, песни. Иными словами, участники играют, пляшут и поют, их может быть неограниченное количество.
Русские хороводы делятся на орнаментальные и игровые.
В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев.
Второй вид русского хоровода – игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями.
Орнамент - украшение, узор, состоящий из ритмически организованных повторяющихся элементов. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.
Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени.
Технику выполнения вышивки крестом часто называют «счетной», поскольку во время работы приходится точно рассчитывать количество стежков в рядах и цветных блоках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению большинства исследователей, русское народное творчество тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, оно пронизано числовой символикой, проявляющейся в сказках и загадках, в пестушках и частушках, пословицах и поговорках, в песнях. Присутствие чисел в русском народном творчестве наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.
Гораздо чаще русский фольклор говорит о числах один, два, три, семь, сорок, реже встречаются четыре, пять, сто.
Выбор числа в русском народном творчестве основан на народном представлении о значении чисел, а само число играет в художественном тексте немаловажную роль. Изучение функции числа помогает увидеть, почувствовать и проникнуть в народную мудрость, заложенную в произведении.
Данный материал можно использовать на уроках математики при изучении темы «Натуральные числа», на уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества, на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кордемский Б. А., Ахатов А. А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.
2. В. Аникин. Русские народные сказки. 2002 г..
3.Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.
4. Пословицы русского народа. Сборник В. И. Даля. – М.: Русский язык Медиа, 2009.
5. Шустеф Ф. М. Занимательные материалы к урокам литературного чтения и математики. - М.: Просвещение, 2008.
6. Яковлев А. А. Математика? – Забавно! – М.: Издательство «Знание», 1992.
7. Ю. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. 1990 г.
Интернет - ресурсы
1.http://mst11.mp3api.org/mp3/iz_arhiva_obl._centra_etnografii_g._Novosibirska_-_Selezen__utku_dogonyal_mp3davalka.com.mp3
2.http://storage.mp3.cc/Russkie_Narodnye_Pesni-Ah_vy_seni_moi_seni_(mp3.cc).mp3
3. Народные частушки. Сайт: http://naseledushapoyot.ru/narodnyie-chastushki
Кто чем богат, тот тем и делится!
Лиса Лариска и белка Ленка
Два Мороза
Прекрасное далёко
Госпожа Метелица