Мы ежеминутно сталкиваемся с законами природы, но большинство людей это просто не замечает. А если знать и понимать эти законы, то жить намного интереснее, и научные закономерности могут пригодиться в любых ситуациях, в том числе и на кухне.
Вложение | Размер |
---|---|
mironov_daniil_progimnaziya_soobshchestvo_nefteyugansk.docx | 193.6 КБ |
Миронов Даниил Алексеевич,4 класс
Какие науки спрятались в борще
Гарданова Эльвира Фанузовна,
учитель начальных классов,
Россия, город Нефтеюганск,
МБОУ СОШ «Прогимназия «Сообщество»
Оглавление
Введение……………………………………………………...……………………………4стр
Основная часть…………………………………………….……………………………...5стр.
Происхождение слова «борщ»……………………………………….………………….5стр.
Семейства растений………………………………………………………………………5стр.
Опыт 1. Ответить на вопрос: Какими органами растений являются картофель, свекла, морковь?..............................................................................................................................6стр.
Опыт 2. Определить различия побега и корня по внутреннему строению …………..6стр.
Опыт 3. Строение тканей………………………………………………………………...6стр.
Опыт 4. Поиск крахмала в овощах………………………………………………………6стр.
Смена агрегатного состояния воды…………………………………………………...6-7стр.
Процесс денатурации белков……………………………………………………………7стр.
Процесс гидролиза жиров……………………………………………………………..7-8стр.
Опыт 5. Виды пигментов………………………………………………………………...8стр.
Экономический расчёт…………………………………………………………………...9стр.
Заключение………………………………………………………………………………..9стр.
Список литературы……………………………………………………………………...10стр.
Приложение………………………………………………………………………….11-15стр.
Введение
Мы ежеминутно сталкиваемся с законами природы, но большинство людей это просто не замечает. А если знать и понимать эти законы, то жить намного интереснее, и научные закономерности могут пригодиться в любых ситуациях, в том числе и на кухне. В 2015 году по теме: «Какие науки спрятались в борще» принял участие в Экспериментальной олимпиаде МАН «Интеллект будущего». Тема заинтересовала, поэтому решил выполнить исследование.
Цель: выяснить, какие науки спрятались в борще.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1.изучить литературу по данному вопросу;
2.определить экспериментально какие науки спрятались в борще;
3.сформулировать выводы по результатам проведённых экспериментов.
Гипотеза: возможно, что в борще спрятаны науки физика и химия.
Объект: борщ
Предмет исследования: процессы, происходящие при готовке борща.
Для того, чтоб выполнить поставленные задачи обратился в библиотеку, к бабушке-учителю биологии, искал информацию в сетях интернета, проводил опыты. Какие науки что изучают, узнал из Детской энциклопедии Что такое. Кто такой.
Подробное описание метода.
Опыт 1. Ответить на вопрос: Какими органами растений являются картофель, свекла, морковь?
Опыт 2. Определить различия побега и корня по внутреннему строению.
Опыт 3. Строение тканей.
Опыт 4. Поиск крахмала в овощах.
Опыт 5. Виды пигментов.
Основная часть
Происхождение слова «борщ»
Считается, что борщ появился на территории современной Украины в XIV- XV веках. В России он впервые упоминается в XVI- XVII веках. Есть несколько версий происхождения самого слова борщ. По данным этимологических словарей славянских языков слово борщ произошло от названия растения: первоначально борщом назывался борщевик, съедобные листья которого использовались в пищу.
Как рассказывает этнограф Лидия Артюх, есть письменные памятки, датированные XV столетием, где вспоминается слово «борщовник». Большинство украинских и мировых лингвистов считают, что именно от названия этого растения и произошло украинское блюдо борщ.
В Польше «борщак» появился в XVIII веке [3].
Слово "Боpщ". Боp-щ. Первая часть слова восходит к древнему индоевропейскому корню "боp/буp/беp", непосредственно связанным с понятием красного цвета. Точнее, цвета БУРого, цвета запёкшейся крови [2].
Семейства растений
В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, помидоры, капусту, лук и укроп. Почитав литературу узнал, что перечисленные растения относятся к таким ботаническим семействам: крестоцветные, или капустные – капуста; зонтичные, или сельдерейные - морковь, петрушка, укроп; пасленовые - картофель, помидоры, перец; лилейные, или луковые- лук, чеснок.
Вывод: в борще спряталась наука ботаника, которая изучает растения.
Практическая часть
Подготовим всё необходимое – продукты, посуду, реактивы, проведём опыты, зафиксируем и сфотографируем, а потом уже сварим сам борщ.
Из реактивов нам понадобятся – сода, уксус, спирт, йодная настойка, тальк, немного растительное масло. А также несколько пробирок или небольших стаканчиков или мензурок, пипетка, индикаторная бумага.
Сначала узнаем кое-что про овощи для борща.
Опыт 1. Ответить на вопрос: Какими органами растений являются картофель, свекла, морковь?
Нам надо разобраться, какими органами растений являются эти овощи.
Возьмем в руки клубень картофеля и корнеплод моркови. Клубень (картофель) – видоизмененный побег, имеет почки (глазки) и остатки листьев (бровки). Больше глазок находятся в верхней части, а в нижней меньше. Корнеплод (свекла, морковь, редис) – запасающий орган, состоящий из корня и стебля.
Опыт 2. Определить различия побега и корня по внутреннему строению
Разрезав морковь и клубень картофеля поперек и посмотрев на срез, у картофеля мы действительно видим звезду, с несколькими лучами, а у моркови на срезе четко видны две окружности – внутренняя и наружная. Причем, у них немного различается цвет, плотность (жесткость), и вкус.
Вывод: клубень картофеля снаружи покрыт перидермой (вторичная покровная ткань), мякоть состоит из запасающей стеблевой паренхимы (основная ткань) и проводящие пучки из ксилемы и флоэмы (проводящая ткань). Это - различия побега и корня по внутреннему строению.
Опыт 3. Строение тканей
Сделаем срезы с картофеля, моркови и свеклы и посмотрим под микроскопом, сделаем фото (Приложение I)(см. рис.1, рис.2, рис.3).На них четко видно строение тканей и пигмент.
Вывод. Строение тканей у овощей разное.
Опыт 4. Поиск крахмала в овощах
Теперь перейдём к поиску крахмала в этих овощах. Капнем одинаковое количество йода на срез картофеля, моркови, капусты и свёклы. Участок куда капнули окраситься в черно-синий цвет у картофеля, т. к. образуется координационное соединения крахмала с соединениями йода и калия находящиеся в спиртовой настойки йода (Приложение II).
Вывод: спиртовой раствор йода в иодиде калия - определитель йода, значит, йод содержится в плодах картофеля. Морковь, свекла, капуста так же поменяли окраску в той или иной мере тоже находится крахмал.
Строение растений изучает ботаника, значит, в борще спряталась наука ботаника.
Смена агрегатного состояния воды
А теперь начнем варить борщ. В кастрюлю наливаем воду и ставим на плиту (не до самого верха, помним про закон Архимеда). Через некоторое время вода начнет закипать, на нагретом дне кастрюли образуются первые пузырьки. Они образуются из-за того, что тонкий слой воды, непосредственно соприкасающийся с дном сосуда, нагрелся до температуры 100 градусов. И, согласно физическим свойствам воды, начал превращаться из жидкого состояния в газообразное. Первые пузырьки, пока еще маленькие, начинают медленно всплывать – на них действует выталкивающая сила, по-другому называемая Архимедовой – из-за того, что сверху вода еще недостаточно прогрета, почти сразу же снова опускаются ко дну. Соприкоснувшись с более холодными слоями, пузырьки как бы «сморщиваются», теряют объем. И, соответственно, тут же уменьшается Архимедова сила. Пузырьки опускаются на дно, и «лопаются» от силы тяжести водяного столба. Огромное количество пузырьков снуют то вверх, то вниз, попеременно уменьшаясь и увеличиваясь в размерах, производя характерный шум, пока вся водяная толща, включая самый верхний слой, не примет температуру 100 градусов.
Вывод: при кипении и испарении воды происходит смена агрегатного состояния воды это физическое явление. Значит, в борще спряталась наука физика, которая изучает законы природы, свойства и строение материи.
Процесс денатурации белков
Далее помещаем в кастрюлю мясо. Через некоторое время на поверхности бульона начнет собираться пена и капли жира. Пена - это белок, который находится в мясе и при варке сворачивается. При варке мяса, пока продукты не прогрелись, часть водорастворимых белков (миоген) переходит в воду, образует очень разбавленный раствор и при дальнейшем нагревании свертывается, выделяясь в виде хлопьев на поверхности бульона - это процесс денатурация белков.
Если воду, в которой варится мясо, посолить до прогревания продуктов, то в раствор перейдет больше белков за счет глобулинов (растворимых в присутствии солеи) и количество пены увеличится. Поэтому при варке мяса воду солят после того, как мясо прогреется и белки потеряют способность растворяться.
Вывод: денатурация белков процесс с изменениями биологических и-физико-химических свойств белков, значит, в борще спрятались науки химия, биология, физика.
Процесс гидролиза жиров
При варке мяса происходит процесс гидролиза жиров. Жиры гидролизуются, т.е. распадаются на глицерин и жирные кислоты. Во время варки вытапливающийся жир скапливается на поверхности бульона, а наибольшая его часть в виде мельчайших капелек переходит в бульон (эмульгирует), придавая ему мутность и неприятный вкус. Образовавшиеся при этом жирные кислоты с ионами калия и натрия, которые всегда присутствуют в бульонах, образуют мыла, которые не только придают бульонам неприятный вкус, но и облегчают дальнейшее эмульгирование жиров. Поэтому процесс эмульгирования крайне нежелателен.
Вывод: гидролиз жиров - химический процесс выделения жира.
Дальше в бульон надо положить порезанный кубиками картофель. Пока он варится, натираем на крупной терке морковь и свеклу, обжариваем их на сковороде на растительном масле 5-7 минут и добавляем в кастрюлю.
Возник вопрос, какие пигменты содержатся в моркови, свекле, листьях капусты и помидорах? Какие из них растворяются в воде, а какие – в жирах? В моркови-каротин, в помидорах - ликопен это группа пигментов называется каротиноиды. Они растворяется в жире в следствии чего при жарке (пассировки) овощей жир окрашивается в оранжевый цвет и красный соответственно. Каротиноид так же является провитамином А и лучше усваивается организмом. Красная капуста и свекла – антоцианы, они растворяются в воде, листья белой капусты почти без пигментов.[1]
Опыт 5. Виды пигментов
Пигменты – это окрашенные вещества. Именно они придают различную окраску листьям, цветкам и плодам растений. В две разные пробирки мелко нарвал зелень петрушки и укропа, залил спиртом и опустил в емкость с горячей водой - хлорофилл из зелени – петрушки или укропа выделился, спиртовой раствор окрасился в зеленый цвет. К остывшему раствору хлорофилла (3-4 мл) добавляем растительное масло, масло окрашивается в зеленый цвет (Приложение III) (см. рис.4, рис.5).
На мелкой тёрке натираем морковь, помещаем в пробирку и добавляем немного бесцветного растительного масла. Смесь в пробирке и перемешиваем. В моркови содержатся каротиноиды. Они растворяются в жирах, раствор окрашивается в жёлтый цвет. (Приложение III) (см. рис.6).
Выжмем немного сока свеклы. В три пробирки нальем сок ~ по 1 мл. В первую пробирку добавим 1 каплю пищевой соды, а во вторую – 1 каплю раствора уксуса. В свекле содержатся пигменты антоцианы, в кислой среде (уксус) цвет стал ярче, в щелочной (сода)- фиолетово-синий (Приложение III) (см. рис.7).
Вывод: в борще спрятались пигменты: хлорофилл в зелени – вышел и окрасился в зелёный цвет, каротиноиды в моркови - именно они придают желто-оранжевую окраску, антоцианы в свекле, меняют цвет в зависимости от среды. В борще спряталась наука химия.
Дальше кладем в борщ нашинкованную капусту. Она должна вариться 10-12 минут в зависимости от жесткости листьев.
Далее обжариваем лук до золотистого цвета, добавляем к нему томатную пасту, обжариваем еще несколько минут и отправляем в кастрюлю.
Вывод: при добавлении томатной пасты происходит изменение рН среды - это химический процесс.
Итак, борщ готов. Все процессы, происходящие при приготовлении борща, свёл в таблицу (Приложение IV).
Вывод: при готовке борща происходят физические процессы – кипение и испарение воды, денатурация белков так же происходят химические процессы – экстрагирование, денатурация белков, гидролиз жиров, эмульгирование жиров, изменение рН среды.
Экономический расчёт
После закупки продуктов сделал экономический расчёт (Приложение V).
Стоимость одной порции домашнего борща: 328,90 стоимость всего борща, стоимость порции-28руб.
Стоимость одной порции в столовой: 150руб. Стоимость одной порции в ресторане: 300руб.
Вывод: экономически выгодно накормить одной порцией домашнего борща всю семью!
Заключение
Больше я интересуюсь информатикой, с химией и физикой я знаком не много. Мне понравилось проводить опыты. Консультацию по биологии давала бабушка - она учитель биологии. Помогала мама при приготовлении. Я люблю борщ и научился его готовить. Сейчас в разных странах, у каждой хозяйки есть свои рецепты борща. Но главное правило — готовить его с удовольствием и хорошим настроением! А мы одновременно будем касаться вопросов самых разных наук.
Результаты и выводы:
Результатом работы считаю полученные новые знания:
1.Изучая литературу, узнал о происхождении слова борщ, о происхождении этого блюда, в каких странах готовят борщ;
2. Благодаря проведенной работе узнал, какие процессы происходят во время готовки, познакомился с физическими и химическими процессами. Моя гипотеза, возможно, что в борще спрятаны науки физика и химия подтвердилась, еще в борще спряталась наука ботаника.
3. Научился готовить борщ.
4. Экономически выгодно накормить одной порцией домашнего борща всю семью.
Библиографический список:
Приложение I
Опыт 3. Строение тканей
Рисунок1- Строение картофеля
Рисунок 2- Строение моркови
Рисунок 3-Строение свёклы
Приложение II
Опыт 4. Поиск крахмала в овощах
Приложение III
Опыт 5. Виды пигментов
Рисунок 4- Выделение хлорофилла
Рисунок 5- Хлорофилл в холодной воде
Рисунок 6- Растворение каротиноидов
Рисунок 7- Растворение антоциан
Приложение IV
Таблица 1- Физические и химические процессы при приготовлении борща
Какой процесс происходит | Это физический или химический процесс | На каком этапе приготовления борща | С какими продуктами |
Кипение воды | Смена агрегатного состояния воды - физическое явление | Первый этап | Мясо |
Испарение | Меняется агрегатное состояние воды - явление физическое. | При всем приготовлении | Вода |
Денатурация белков | Это процесс с изменениями биологических и-физико-химических свойств белков. | В основном при приготовлении бульона. | Мясо. |
Гидролиз жиров | Химический процесс выделения жира. Жиры гидролизуются, т.е. распадаются на глицерин и жирные кислоты. | При приготовлении бульона. | Мясо. |
Эмульгирование жиров | А наибольшая его часть в виде мельчайших капелек переходит в бульон т.е. эмульгирует это тоже химический процесс, который придает бульону мутность и неприятный вкус. Поэтому процесс эмульгирования крайне нежелателен. | При приготовлении бульона. | Мясо. |
Изменение рН среды | Химический процесс. | При добавлении томатной пасты. | Зажарка изменила вкус, добавлена кислота. |
Приложение V
Таблица 2 - Экономический расчёт
Название продукта | Стоимость 1 кг | Сколько потребовалось для борща | Стоимость этого количества |
Мясо | 150 руб. | 1кг. | 150руб. |
Картофель | 38 руб. | 1кг. | 38руб. |
Капуста | 28 руб. | 1кг. | 28руб. |
Свекла | 30 руб. | 300гр. | 9руб. |
Морковь | 28 руб. | 300гр. | 8руб.40коп. |
Лук | 30 руб. | 150гр. | 4руб 50коп. |
Томатная паста | 600 руб. | 50гр. | 30руб. |
Сметана | 225руб. | 200гр. | 45руб. |
Растительное масло | 80руб. | 200гр. | 16руб. |
Галка в чужих перьях
Рисуем домики зимой
Хризантема и Луковица
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Медведь и солнце