По окончанию школы 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Учёные доказали взаимосвязь « школьных» болезней и гигиенических условиё в школе.
Поэтому главный вопрос при организации учебного процесса - вопрос здоровье сбережения .Комфортность оказывает значительное влияние на настроение учащихся, их поведение, способность к восприятию учебного материала. Исследования проводились на базе Староюрьевской средней общеобразовательной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_shkola_kak_ekosistema.doc | 113.5 КБ |
Содержание.
I. Введение…………………………………………………3-4
II. Основная часть………………………………………..5-20
2.1 Теоретическая часть
Школа как экосистема……………………………5-8
2.2 Экспериментальная часть……………………….9-19
2.2.1.Экологическое состояние
пришкольной территории……………………..9-15
2.2.2.Экологическое состояние
здания школы…………………………………. 16-19
III.. Выводы………………………………………………20
IY. Заключение…………………………………………..21
V. Список литературы………………………………….22
VI. Приложения ……………………………………… 23-31
Введение.
Актуальность исследования
По окончанию школы 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Учёные доказали взаимосвязь « школьных» болезней и гигиенических условиё в школе.
Поэтому главный вопрос при организации учебного процесса - вопрос здоровье сбережения .Комфортность оказывает значительное влияние на настроение учащихся, их поведение, способность к восприятию учебного материала. Исследования проводились на базе Староюрьевской средней общеобразовательной школы.
В работе исследованы реальные условия в школе и проанализировано их соответствие санитарно- гигиеническим нормам по некоторым параметрам.
При работе над проектом я не только собрала информацию по интересующей проблеме, но и выполнила конкретные дела.
Работа рассчитана на большой эксперимент, который выполнялся
не только в школе, но и в сельхозуправлении отдела «Защиты растений»,
в парке, на школьном участке, вблизи реки, исследовала экологическое состояние школьного помещения, встречалась с жителями микрорайона.
Практическая значимость исследования
Наше исследование послужит основой для создания комфортных условий на учебных занятиях и отдыха в школе, участия учащихся в создании этих условий.
Проблема исследования
Что нужно изучить для того, что знать дом в котором мы живем.
Объект исследования.
Территория школы, здание школы , учащиеся.
Предмет исследования.
Исследование санитарно- гигиенического состояния территории
школы, здания школы и здоровья учащихся
Цель исследований.
Создать систему школьного мониторинга и оценить экологическую
комфортность школы для проведения учебных занятий и отдыха. Для
достижения этой цели нами была разработана структура экологического
паспорта школы, выявлены основные направления работы.
Задачи исследования.
* Дать характеристику школы как экосистеме
*Дать оценку эмоционального восприятия школьного помещения и
определить уровень экологической комфортности.
* Провести оценку экологического состояния школы как экосистемы.
* Провести инвентаризацию изучаемого природного объекта, здания
школы
* Выявить основные источники загрязнения
* Установить соответствие экологического состояния школы как
экосистемы санитарным нормам.
*Наметить мероприятия по улучшению экологического состояния школы и пришкольной территории
Гипотеза.
Здоровые дети шагают по планете
Методы исследования
Анкетирование, наблюдение, эксперимент.
2.1 Теоретическая часть
Школа как экосистема.
Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества, называют экологической системой или экосистемой, целостная саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся система
Природные экосистемы могут быть разного объема и протяженности: небольшая лужа, пруд, океан, луг, роща, тайга, степь, - все это примеры разномасштабных экосистем. В моем проекте под экосистемой понимается школа. Выяснив, что такое экосистема, мы можем с полной уверенностью называть школу экосистемой, ведь она включает в себя живую часть – биоценоз и его физическое окружение.
Можно ли уберечься от всех этих напастей? К сожалению, живя в нынешних условиях, создать для себя совершенно здоровую среду практически невозможно. Реально лишь свести вред к минимуму. Поэтому в школе должны быть создана экологическая комфортность для проведения учебных занятий и отдыха.[11]
2.2. Эксперементальная часть
2.2.1 Экологическое состояние территории школы
Методика исследования
Физико- географическая характеристика района исследования
Территория школы находится в северо-западной части с. Староюрьева.
Площадь пришкольной территории составляет 5 га.
Школа расположена на открытом ровном месте, где пологие склоны крутизной менее 5 градусов. Климат умеренно-континентальный и формируется в основном за счет приходящего с запада влажного воздуха Атлантического океана. Вторжение северных арктических воздушных масс усиливает суровость климата, а весной и осенью нередко вызывает похолодание и заморозки.
Среднегодовая температура воздуха 3,6 С.Средняя температура июля +16С, января-16С. Среднее количество осадков в год 530 мм; летом 220мм, осенью 150мм, зимой 60 мм, весной 100 мм. Относительная влажность воздуха 80%.
В микрорайоне школы преобладают ветры средней скорости. Их скорость обычно изменяется в пределах 3-5. Тип почвы- чернозём выщелочный. [3]
Этнографические исследования.
Проблемы экологии, окружающей среды в целом стали самыми грозными после проблем ядерной войны. А потому школьники не должны стоять в стороне от этого вопроса. Объект нашего исследования: школьный парк, школьный участок, пойменный луг, водная заводь (затон). Этот объект входит в состав экологической тропы. При изучении экологической обстановки на школьной территории учащиеся встречались со старожилами с. Староюрьево, изучали архивные материалы.
Изучение степени запыленности в разных местах пришкольной территории.
Для этого собрали листья растений и приложили их к поверхности клеющей прозрачной ленты. Затем сняли пленку и той стороной, где отпечатался контур листа. Вместе со слоем пыли, прикрепили на лист белой бумаги. Сравнили степень запыленности.
Вывод: сильная запыленность со стороны автомагистрали. В глубине зеленой зоны запыленность минимальная.
Изучение растительности пришкольной территории.
Подсчитали количество деревьев и кустарников и сколько деревьев и кустарников приходится на одного ученика.
Всего было подсчитано 1000 деревьев и кустарников. На каждого учащегося приходится 5,3 единиц зеленых насаждений.
Определили, на каком расстоянии от школы расположены деревья и кустарники. Расстояние между деревьями и школой-10-12м.
Справка.
Расстояние между деревьями и школой должно быть 10 м, между кустарниками и школой – 5 м. Вывод: деревья и кустарники растут на нормальном расстоянии от здания школы.
Определение количество пыли ,которое способны задержать
зеленые насаждения на территории школы
Для этого подсчитали и описали видовой состав деревьев и кустарников. Сделали вывод о роли зеленых насаждений в улучшении микроклимата.
Таблица1.
Растения | Число (штук) | Сколько оседает пыли (кг) | Вывод | |
Одно дерево | Всего (кг) | Деревья вокруг школы за 24 часа восстанавливают кислорода, необходимого для дыхания 3000 человек. Справка: 1 дерево за 24 часа восстанавливает кислорода для дыхания 3-х человек. | ||
Липы | 180 | |||
Клён русский | 513 | 33 | 16929 | |
Клён остролистный | 25 | |||
Вяз шершавый | 18 | 23 | 414 | |
Осокорь | 100 | 38 | 3800 | |
Ели | 4 | |||
Берёзы | 3 | |||
Дуб | 25 | |||
Ясень | 50 | 27 | 135 | |
Жимолость | 50 | 0,3 | 15 | |
Акация | 50 | 0,2 | 10 |
I 3. Определение шумовой нагрузки на пришкольную территорию со стороны жилых домов, автострады.
Территория школы находится от автострады на расстоянии 200 метров. Уровень шума – 45 дБА. Это соответствует норме (по данным СЭС).
Определение площади занимаемой газоном, цветником.
Цветник вместе с газоном занимают площадь 0,1 га. Цветник – гордость школы. На нём цветут цветы с ранней весны и до поздней осени. Учащиеся высевают семена различных цветов, ухаживают за цветами. А цветы радуют каждого проходящего.
Справка. С 1 м2 газонной травы (цветов) в час испаряется до 200 г воды, это значительно увлажняет воздух. Газон задерживает пыль. Вблизи него легче дышится. Учащиеся посчитали, что наш цветник и газон испаряет 18 кг воды в час. За сутки – 432 кг воды.
I.4. Исследование почвы на учебно-опытном участке.
Данное исследование провели совместно со службой «Отдела защиты растений», с агрохимиком Леденёвой Н.Н. Забор был сделан в сентябре 2012г и отправлен на станцию «Защиты растений» в г. Тамбов.
Таблица 2.
Площадь (га) | Глубина пахотного слоя (см) | Тип почвы | Механический состав | Содержание гумуса | РН | Степень насыщенности основаниями |
0,6 | 20 | Чернозём, выщелочный | Т/сугл. | 8,4 | 5,3 | 91,0 |
Чтобы почва не закислялась, её необходимо известковать. Почва слабокислая близка к нейтральной.
Вывод. Почва с высоким содержание гумуса. Достаточное содержание фосфора, калия, азота. Низкое содержание марганца, цинка.
Содержание в почве тяжёлых металлов намного ниже (ПДК).
Таблица 3.
Наименование элемента | ПДК, мг/кг | Содержание в почве, мг/кг почвы | |
Участок 0, 6 га | |||
Медь | 3,0 | 0,07 | |
Никель | 4,0 | 0,31 | |
Свинец | 6 | 0,95 |
Вывод: почва на участке благоприятная для выращивания с/х продукции.
В 2013г. на учебно-опытном участке вырастили
Таблица4.
картофель | 2500 кг |
капуста | 600 кг |
морковь | 100 кг |
помидоры | 50 кг |
лук | 100 кг |
свёкла | 80 кг |
огурцы | 80 кг |
.Изучение состояния атмосферы с помощью растений индикаторов.
Под влиянием ухудшения состава воздуха у растений отмечаются различные изменения (необычная окраска листьев, некрозы, опадение листвы, изменение формы роста и ветвления и др.), наблюдая которые можно констатировать избыточное присутствие в атмосфере какого-либо газа .Могут меняться также плотность популяций и ареал вида .В таблице №5 приведены признаки повреждений растений под влиянием химических веществ. Используя эту таблицу, мы определили состояние атмосферы вокруг школы и прилегающей к ней территории.
Признаки повреждений растений под влиянием химических веществ.
Таблица5.
Воздействующий газ | Растения | Внешние признаки повреждений растений |
Диоксид серы | Сосна обыкновенная | Побурение кончиков игл хвоинок |
Ель европейская | Хвоя бурая и опадает | |
Ясень американский | Обширное обесцвечивание листьев | |
Лишайники | Массовая гибель | |
Фтористый водород | Гладиолус | Некротическая ткань появляется на вершине листа, а затем распространяется вниз по всей ширине листа |
Озон | Редис, картофель, томаты | Погибают при избытке озона |
Ясень американский | Красновато-бурые на старых листьях | |
Аммиак | Липа сердцевидная | На нижней части листьев появляются глянцевость и серебристость, при значительных концентрациях листья становятся тускло-зелёными, затем бурыми и даже чёрными |
Смог | Бобы, томаты | Погибают при образовании смога |
Сравнение состояния атмосферы с помощью растений
индикаторов вокруг школы и прилегающей к ней территории.
Таблица 6
Воздействующий газ | Растение | Внешние признаки повреждения растений |
Диоксид серы | Ель европейская | Нет изменений |
Ясень американский | Нет изменений | |
Лишайники | Обилие лишайников | |
Фтористый водород | Гладиолус | Нет изменений |
Озон | Ясень | Нет изменений |
картофель | Нет изменений | |
томаты | Нет изменений | |
Аммиак | Липа сердцевидная | Нет изменений |
Смог | Бобы, томаты | Нет изменений |
Вывод: при сравнении состояния атмосферы с помощью растений индикаторов на данном объекте мы отметили, что состояние атмосферы в районе исследования хорошее.
Экологическое состояние пришкольной территории соответствует санитарным гигиеническим нормам. При исследовании здоровья учащихся школы по результатам медицинского осмотра заболевания учащихся ОРВИ, ОРЗ минимальные. Значит, экологическое состояние пришкольной территории благотворно влияет на здоровье детей.
.[1,9]
2.2 .2 Изучение экологического состояния школьного помещения
Кабинеты в школе разные, оформлены по своему. Есть светлые и не очень. Разная мебель, разная палитра оттенков в цветовом решении интерьера, разная степень озеленения. Занимаясь в разных кабинетах у учащихся возникает разное эмоциональное состояние.
Анкетированием среди учащихся и учителей определили уровень комфортности кабинетов школы. В анкетировании приняли участие учащиеся 8 -9 классов-38 человек. Были исследованы 10 кабинетов. Все кабинеты учащимся нравятся, но более комфортно себя чувствуют в кабинете N 7. Это кабинет физики Среди учителей в анкетировании приняли участие 12 человек. По мнению учителей все кабинеты соответствуют санитарно – гигиеническим нормам и учащимся комфортно заниматься во всех кабинетах.
Оценка уровня комфортности кабинета физики
Площадь, кубатура классной комнаты
Пл. комнаты | ПДК Пл. на1 ученика | Пл. на 1ученика в кл. комнате |
| Пл. лаборантской |
54 | 1,78-2 | 3 | 243 | 18 |
Вывод Классная комната соответствует СанПиНу.
Расстановка мебели и оборудования
12 учебных столов стоят в три ряда. Расстояние между рядами-60см.Растояние между рядами столов внутренней продольной стеной-60см.
Расстояние от демонстрационного стола до доски-100см, от1 парты до учебной доски 240см. Высота нижнего края доски над полом 90см.
К каждому столу подведена электрическая сеть, имеется вода со сливной раковиной.
Вывод. Расстановка мебели соответствует СанПиНу.
Материал из которого изготовлена мебель
Учебные столы, демонстрационный стол изготовлен из древесностружечной плиты.
Цветовая гамма
Потолок окрашен в белый цвет акриловой водно- дисперсионной краской.
Панели окрашены в бежевый цвет эмалью. Полы окрашены а желто-коричневый цвет. Доска металлическая тёмно-зелёного цвета.
Вывод. Цветовая гамма соответствует СанПиНу.
Температура в исследуемом классе
Оптимальная температура по СанПиНу-18-24 градусов.
Температура в классной комнате 20 градусов.
Измерение влажности в классной комнате
С помощью гигрометра измерили влажность в классной комнате.
По СанПиНу-40-60%.
Влажность в.кабинете физики 45%.
Температура воздуха 20 градусов.
Вентиляционный режим
В кабинете действует форточка.
Определение коэффициента аэрации( проветриваемости)
КА= = 0,031
КА- коэффициент аэрации =
П- площадь вентиляционных отверстий = 1,65м2
П/П- площадь пола=54м2
Проветривание в кабинете проводится каждый час в течение 10 минут.
Определение естественной освещенности
СК===0,11
СК- световой коэффициент
П/О- площадь окон помещения=6м2
П/П- площадь пола=54м2
В кабинете достаточно естественного света. Окна находятся с южной стороны
Определение искусственного освещения
КИО===14,81
КИО-коэф. искусственного освещения
М- мощность лампы в ваттах=100
Н- количество ламп=8
Искусственного освещения для кабинета достаточно. Глаза учащихся не ослепляет искусственное освещение, не создаётся блеск на поверхности столов доске. Естественный свет падает с левой стороны. Технический персонал чистит окна каждую четверть во время каникул. На момент определения естественного освещения окна были чистые.
Определение шумовой нагрузки на помещение
При помощи шумометра определили шумовую нагрузку в кабинете.
При определении внутреннего шума окна, двери были закрыты.
Норма по СанПиНу для классов- 40дБА
Шумовая нагрузка в кабинете превышает норму и равна 45дБА.
[2]
Комнатные растения школы
В кабинетах нашей школы имеется более 100 видов комнатных растений. Среди них есть растения с высокой фитонцидной активностью: герань, хлорофитум, красулла , циперус и др.Количество растений в кабинетах колеблется от 10-( кабинеты физики и информатики) до 50( кабинет русского языка и кабинет биологии и химии)
Много растений в коридоре. При озеленении кабинетов учитывается полезное действие комнатных растений на помещение. В интерьере кабинетов присутствуют хлорофитум герань, красула, сансевьера, папоротники, бегония и другие, . Самым распространёнными комнатными растениями в школе являются герань и хлорофитум. Все изученные комнатные растения обладают антибиотическим действием на микроорганизмы.
По итогам мониторинга учебных кабинетов и проведённых исследований, нами разработаны рекомендации по использованию растений-санитаров в озеленении помещений.(Приложение)
Декоративные растения украшают коридор. На перемене дети отдыхают.
Цвет зелени успокаивает, благотворно влияет на зрение. Комнатные растения увлажняют воздух, а значит, избавляют от пересыхания слизистые оболочки носа и рта, что важно, поскольку все мы больше половины жизни проводим в помещениях с сухим воздухом .Были выявлены основные загрязнители.
Это-
- наружный воздух
- вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.
- комнатные растения ,
- электромагнитное загрязнение и др.
- отделочные материалы и экология
Вывод. Кабинет физики в основном соответствует нормам СанПиНа
В кабинете физики уютно, веет спокойствием и добром. Спокойное сочетание цветов располагает к работе. Комфортность оказывает значительное влияние на настроение учащихся, их поведение, способность к восприятию учебного материала Комнатные растения также благотворно влияют на здоровье учащихся.
выводы
В результате исследований пришли к выводу. Что школа и пришкольная территория единая экосистема, влияющая на здоровье детей.
Заключение.
Выдвинутая гипотеза « Здоровые дети шагают по школьной планете» доказана. Поставленные задачи выполнены.
Список литературы
1.В.А. Бухалов и др. Экологическая экспертиза. Пособие для 8-9 классов,
М, 1995г
2 М.В.Высоцкая Экология Элективные курсы 9 класс Волгоград: Учитель,2007
3.География Тамбовской области. Воронеж. 1985г.
4 И.Ф.Заянчковский «Живые барометры», Москва. 1977г.
5 Ф.Н. Мильков «Поценье», Воронеж, 1981г..
6 А.А. Минх «Методы гигиенических исследований». М.Медицина, 1986г
7.И,Н. Рыжков, Г.А.Ягодин.Школьный зкологический мониторинг городской среды
. Учебное пособие, М.2000г
8.Памятники природы Тамбовской области. Воронеж, 1983г.
9.Журнал «Биология в школе» № 3, 1990г
10.Журнал «Химия в школе» № 9, 2000г.
11.Интернет ресурсы
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем "Ночь в лесу"
Одна беседа. Лев Кассиль
Как нарисовать осеннее дерево акварелью