Представленный материал-публикация в сборнике научно-практической конференции учащихся начальных классов- посвящен изучению особенностей мимики, позы и жестов как компонентов невербального общения людей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 24.76 КБ |
«Наш удивительный мир. Язык жестов, мимика и позы»
Лищук А.В.
МОБУ СОШ № 23, 2 «А» класс, г. Таганрог
Заярная Екатерина Игоревна
Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора. За движениями рук, глаз, позы можно увидеть настроение, желания и даже мысли человека. Иногда язык жестов значит гораздо больше, чем слова.
Тема нашего исследования «Наш удивительный мир. Язык жестов. Мимика. Поза».
Проблема - незнание языка жестов, мимики иногда приводит к неправильному пониманию собеседника.
Цель исследования: изучить особенности мимики, позы и жестов как компонентов невербального общения.
Гипотеза - применяя компоненты невербального общения: мимику, позы, жесты - мы можем расширить сферу и качество общения.
I. Жест от латинского - это движение тела. Жесты, мимика, интонации важны для общения. Незначимо, что говорится, важно, как это делается.
Британские психологи провели исследование. Мамы, которые применяли жесты в общении с ребенком, быстрее и лучше научились понимать своего кроху.
Многим детям проще запомнить жесты, чем слова. По мнению ученых, использование жестов помогает не только развить речь ребенка, но и улучшает память. Язык учат с детства, а жесты усваиваются сами.
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»
А. Кони пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Слишком частые, однообразные надоедают и раздражают».
Существует классификация жестов:
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.
Эмоциональные жесты: волнение, радость, ненависть, огорчение. Например, стукнуть кулаком по столу, пожать плечами, развести руками. Поэтому прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжёт (если, конечно, он не простужен!).
Указательные жесты: скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», без жеста? Нельзя! Нужен жест рукой, пальцем, взглядом, кивком головы.
Изобразительные жесты: задайте вопрос тому, кто находится сейчас рядом: «Что такое винтовая лестница?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая…». Эти жесты нужны, если не хватает слов.
Символические жесты: обхватить руками голову - признак неприятности или беды.
Национальные жесты. Русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары - влево-вправо. Если сомкнуть в кольцо указательный и большой пальцы, в Америке это будет означать согласие «ОК», у французов - ноль, у японцев – деньги. Во Франции и у нас приставленный к виску палец означает глупость, а в Голландии – признак высокого интеллекта.
Жесты, как и слова, бывают очень грубыми. Например, кручение пальцем около виска, означает «из ума выжил», «разума лишился».
Жесты-паразиты: кручение в руках различных предметов, покачивание ногой, накручивание пряди волос на палец.
II. Мимика - выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Ф. Кошанского есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах. Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».
Поднятые брови, широко раскрытые глаза, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении. Опущенные вниз брови, прищуренные глаза, сжатые зубы выражают гнев.
Печаль - потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье - спокойные глаза, приподнятые внешние утолки губ.
III. Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека:
IV. Организация и методы исследования.
Данное исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 23 в 2014-2015 учебном году. В исследовании принимали участие ученики 1 «А» и 6 «А» классов.
Была поставлена следующая цель: выяснить, насколько знаком детям язык жестов и мимики, необходимы ли они в повседневной жизни при общении.
Для реализации поставленной цели исследования нами были использованы следующие методы.
1. Метод наблюдения и самонаблюдения.
2. Свободное интервьюирование с целью выявления отношения к использованию жестов.
3. Тестирование.
V. Описание результатов исследования.
Большинству школьников знаком язык жестов. Наши шестиклассники уступают малышам в понимании языка мимики и жестов. Вне школы жесты используются чаще.
Дети с удовольствием наблюдают за другими людьми и неплохо понимают их мимику и жесты, но не умеют использовать это в жизни, чтобы правильно строить отношения.
Таким образом, гипотеза - применяя компоненты невербального общения: мимику, позы, жесты - мы можем расширить сферу и качество общения - подтвердилась.
Общаясь, мы не только слушаем друг друга, но и смотрим в глаза собеседника, воспринимаем его голос, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам смысловую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Если бы у человека отсутствовало невербальное общение, то мы стали бы машинами без чувств и эмоций.
Снегири и коты
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Спасибо тебе, дедушка!
Как нарисовать лимон акварелью
Земля на ладонях. Фантастический рассказ