Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnoe_gumanitarnoe_pravo_na_primere_adygov.docx | 21.6 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» а. Нешукай
Теучежского района Республики Адыгея
На протяжении всей истории человечества вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало свидетельств. Например, тысячелетняя история адыгов представляет собой хронику непрерывной борьбы за выживание и сохранения независимости. Если я говорю о нашем народе – черкесах, то я всегда мысленно возвращаюсь к XIX веку.
Столетняя Русско-Кавказская война закончилась практически полным истреблением коренного этноса черкесов на их исторической территории. Российская империя стерла Черкесию с политической карты мира. Изгнанные черкесы вынуждены были выживать как в Османской империи, так и после ее распада во вновь образованных государствах. Оставшиеся небольшие островки адыгов на своей земле подверглись жесточайшему прессингу, имевшему цель насильственной ассимиляции. Действия России по отношению к черкесам на международно-правовом языке однозначно обозначаются как геноцид, являющимся самым тяжким преступлением против человечества.
Несмотря на тяготы судьбы в социуме адыгов особое место занимала военная культура, включающая в себя комплекс представлений о войне схожих с современным международным гуманитарным правом.
Военная культура адыгов это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны. Эти правила были включены в Адыгэ хабзэ, а моральный смысл их схож с Гаагским и Женевским правом.
Военная культура адыгов позволяла воспитывать мужчину как воина, обладавшего такими морально-психологическими качествами, как храбрость, стойкость, доблесть, отвага, смелость, бесстрашие и взаимовыручка. Важнейшим условием формирования данных качеств являлся семейный быт, отличавшийся строгостью, выдержкой, самообладанием, мужественностью и субординацией. Согласно традициям, родители не должны открыто демонстрировать свои нежные чувства к детям, которых с раннего возраста приучают быть самостоятельными, не жаловаться на трудности и не теряться при их возникновении, держать свои эмоции и мысли при себе, быть выдержанными и немногословными в присутствии старших, стойко терпеть боль без плача, помогать близким и друзьям. В итоге дети уже с детства пропитываются духом мужества и твердости, которые в условиях войны быстро переходят в определенный набор воинских поведенческих качеств. Поэтому адыги, как и другие народы Северного Кавказа, быстро приспосабливаются к условиям войны и свободно ориентируются в ее пространстве.
Правовые нормы и правила ведения воины начинали действовать ещё до начало боевых сражений. Согласно фольклорным и историческим данным, адыги в старину обязательно заблаговременно объявляли врагу о дате начала наступления. При этом в рамках наглядной дипломатии использовался коммуникативно значимый предмет: противнику отправлялась сломанная стрела - знак объявленной войны. Согласно обычаям, жизнь и личная неприкосновенность послов и парламентеров была обязательна. "Послов убивать не в обычае", - говорили черкесы.
Среди правил, действовавших во время войны, были такие, которые черкесы строго соблюдали между собой и менее строго в отношении других народов. К числу таких правил, по сведениям Н.Ф. Грабовского, относится запрет поджога жилищ и посевов. Он писал по этому поводу, "что самым предосудительным преступлением в полном значении этого слова и по понятиям кабардинцев считается поджог. Таким же преступлением считается поджечь что-либо у своих врагов и особенно сжечь хлеб".
Важной чертой поведения адыгов в бою было то, что они стремились не оставить своих раненых и убитых в руках неприятеля. Этот обычай был обусловлен сочетанием сильных традиций взаимопомощи и взаимовыручки, широко проявлявшихся и в мирной жизни, с особым уважением к мертвым. Каждый воин был уверен в том, что, благодаря товарищам, ни живым, ни мертвым не попадет к врагу. Дж. А. Лонгворт — корреспондент лондонской газеты «Таймс», побывавший в 1839 г. в Черкесии прожил среди черкесов целый год и написал книгу «Год среди черкесов». Вышла она на английском языке в Лондоне в 1840 году. Дж.А. Лонгворт по этому поводу писал: "В характере черкесов нет, пожалуй, черты, более заслуживающей восхищения, чем их забота о павших - о бедных останках мертвого, который уже не может чувствовать этой заботы. Если кто-либо из их соотечественников пал в бою, множество черкесов несется к тому месту, чтобы вынести его тело. С уважением и заботой черкесы относились и к телам погибших врагов. Если не было возможности вернуть тело родственникам убитого, считалось благородным поступком предать его земле со всеми необходимыми условностями». Ф.Д. Монпере французский путешественник, натуралист, археолог, в своей книге «Путешествие вокруг Кавказа писал: "Тела погибших на войне выкупаются, - этим занимаются посланцы, которые приезжают обсуждать сумму выкупа за погибшего, предлагая в обмен быков, лошадей и другие предметы: здесь можно вспомнить Гомера, который описывает сцену выкупа тела Гектора". Во время междоусобных войн и столкновений среди самих черкесов, тела погибших враждующие стороны не удерживали и возвращали беспрепятственно.
Хотя жизнь сделала черкесов чрезвычайно воинственными, они не стали из-за этого жестоким или кровожадным народом. Это отразилось и на их образе ведения войны. Т. Лапинский, три года живший среди черкесов и воевавший на их стороне, отмечал: "Адыг по натуре храбр, решителен, но не любит бесполезно проливать кровь и не жесток". У них, по его свидетельству, "изувечение трупов, отрезание голов, ушей, рук, ног, убийства невооруженных, гнусности над женщинами, которыми сопровождается война, совсем неизвестны".
Сдавшиеся во время боя в плен пользовались у черкесов безусловной неприкосновенностью. Особые знаки внимания уделялись пленницам - их нельзя было вести пешком. Если среди пленных оказывались женщины, их везли только верхом, посадив сзади себя на круп коня.
Во время боя считалось зазорным нападать на безоружного или раненого, не могущего оказать сопротивление человека. Даже если кто-то и позволял себе подобное, его сравнивали с женщиной, говорили, что он не мужчина.
Пытки, телесные наказания, унизительное, оскорбительное отношение - все, что является покушением на человеческое достоинство, черкесы исключили из практики своих внутренних общественных отношений. Более того, они считали недостойным применение этих методов по отношению и к своим врагам.
В заключение хочу сказать, что традиционные черкесские правила и нормы ведения войны, столетиями соблюдавшиеся на Кавказе, только в ХХ веке стали достоянием международного гуманитарного права и так называемого права войны, будучи закрепленными в ряде Женевских и Гаагских конвенций. Но несмотря на то, что эти принципы приобрели статус международных юридических норм, на страже которых стоит сообщество в лице большинства государств, проблема соблюдения их в реальной действительности остается весьма актуальной. На это указывают многие современные исследователи права войны и международного гуманитарного права. "На нынешней стадии развития права вооруженных конфликтов, - отмечает Стинислав Е. Нахлик - наиболее важной частью которого можно считать гуманитарное право с его все более расширяющейся сферой действия, проблема не в отсутствии норм, а в неготовности соблюдать их". Другой автор, швейцарский юрист Фредерик де Мулинен считает, что "одним из последствий роста числа конвенций, увеличения их объема и сложности стало снижение доверия к праву войны. Люди, прошедшие боевую подготовку и готовые, если потребуется, отдать свою жизнь при выполнении боевой задачи, не хотят, чтобы им мешали правила, которые по их мнению представляют собой выдумку юристов, не представляющих себе реальностей войны. В лучшем случае, даже если солдаты и склонны соблюдать некоторые элементарные принципы гуманности, они не уверены, что противник поступит так же, и легко поддаются соблазну считать себя свободными от всяких обязательств". Нарушение этих норм отдельными людьми в виду пока еще малой эффективности международных уголовных санкций сопровождается только их осуждением, которое носит слишком часто лишь моральный характер.
Без сердца что поймём?
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Три загадки Солнца
Алые паруса