Конкурсная творческая работа, посвящённая художественному промыслу села Полховский Майдан.
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_zemlya_voznesenskaya.docx | 26.62 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх-Майданская средняя школа»
Творческая работа на тему: «Родная земля Вознесенская. Полх-Майданский промысел»
Выполнила: ученица 8 класса
Пахунова Алина
Педагог – консультант: Крылова С. В., учитель русского языка и литературы
Полх-Майдан, 2017год
Содержание
1.Введение……………………………………………………………3
2.Основная часть…………………………………………………….4
2.1.История села Полховский Майдан……………………………..4
2.2.Возникновение Полх-Майданского промысла………………..5
2.2.1Возникновение токарного промысла…………………………5
2.2.2Зарождение и развитие Полх-Майданской художественной росписи………………………………………………………………6
2.3 Влияние Полх-Майданского промысла на развитие Вознесенского района………………………………………………………………..8
2.4 Влияние Полх-Майданского промысла на экологию Вознесенского района………………………………………………………………..9
3. Заключение………………………………………………………10
4.Библиография…………………………………………………….11
1.Введение.
Получив тему конкурсной работы, поначалу я задумалась над тем, какие сведения о своем родном крае я хотела бы более глубоко изучить, и поэтому стала сначала просто читать всю имеющуюся литературу о развитии индустриализации Вознесенского района. Но чем больше я узнавала об истории края, тем больше мне хотелось рассказать о художественном промысле, который возник в селе Полховский Майдан, что входит в состав Вознесенского района. К тому же полх-майданская матрёшка стала символом Вознесенского района, а сам промысел – средством существования для большинства жителей. Так что тема эта весьма актуальна и интересна.
Целью моей работы было изучение развития Полх-Майданского промысла.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Основная часть
2.1.История села Полховский Майдан.
Первое упоминание о нашем селе в государственных бумагах датируется 1667 годом. Основателями нашего села стали ссыльные за участие в восстании казаки с Дона, которые поселились на берегу лесной речки. Место для проживания они были вынуждены очищать от леса, выжигая его. Так появилось село Полховский Майдан, а речка стала называться Полховка. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «Полох (в оригинале «пълохъ», первый «ъ» читается как редуцированный «о», т.е безударный) – житель лесной местности, очищающий земли под пахоту огнём. Южн. Воронежская обл . и др.». Следовательно, Полховка – речка, берега которой очищены от леса огнём. «Майдан» - освобождённое от леса место. Сначала сельчане занимались производством поташа, который был очень востребован на рынке и вывозился за границу. И сейчас в селе есть неофициальная, уличная фамилия Поташовы. В книге «Между Мокшей и Тёшей» говорится о том, что главным поставщиком поташа на заграничный рынок в 17 веке был боярин Морозов. А если учесть, что в нашем селе существует легенда, что боярин Морозов проезжал через наши места и в лесу существуют две параллельных дороги, находящихся в полутора километрах друг от друга, которые носят названия Морозова и Свитина. Якобы одну проложил боярин со своими приближёнными, а вторую его отставшая свита. То можно предположить, что и наши сельчане являлись поставщиками поташа для боярина Морозова.
2.2.Возникновение Полх-Майданского промысла.
2.2.1. Возникновение токарного промысла.
К началу 19 века поташ уже не был столь востребован на рынке. А так как земли наши скудные, поэтому прокормиться только земледелием было невозможно, хотя все земли вокруг возделывались, и на них выращивались рожь, просо, гречиха, ячмень, горох, а в огородах росли капуста, репа, редька, свёкла и морковь. Перед односельчанами встал вопрос о дальнейшем существовании.
Народ наш торговый и предприимчивый, поэтому вскоре после войны 1812 года в селе появился первый токарный станок, а привёз его Никита Авдюков. Нужно отметить, что полх-майданцы были крестьянами государственными и платили подати в казну. В документах за 1883 год отмечается, что в селе существует 50 токарных станков, на которых трудилось около 150 человек, так как станки приводились в движение вручную с помощью большого колеса. В селе ещё живы бабушки, которые рассказывают, как это было. Вначале токарное мастерство освоили не все мужчины села, поэтому те, кто не умел точить, шли в «вертаки» ( так называли рабочих, крутящих колесо). Обычно у одного токаря было два вертака, так как они быстро уставали. Изначально на токарных станках изготавливалась хозяйственная утварь: чашки (или миски), тарелки, стаканы, ставни, поставки, солоницы ( или солонки), бочата, грибочки для штопки. Всё это в белом виде развозилось по окружным ярмаркам и по Волге сплавлялось в Астрахань. Но были и отважные люди, которые ещё в середине19 века уезжали со своим товаром заграницу: в Италию, Турцию и даже Иерусалим.
2.2.2 Зарождение и развитие Полх-Майданской художественной росписи.
В начале 20 века в селе появились выжигательные аппараты, которые за большие деньги покупались во Франции. В это время стал развиваться игрушечный промысел. Стали вытачиваться волчки, свистульки, детские коляски, шкатулки, которые украшались пейзажами и цветочными орнаментами. Затем стали применять масляные и клеевые краски. Технику работы с красками переняли у Сергиево- Посадских мастеров. И снова это способствовало развитию промысла, появились красочные пирамидки, птички, вазы. Здесь тоже прослеживался характерный Полх-Майданский орнамент с большим розаном в центре на изогнутой ветке и яблоками и мелкими цветами по бокам, а так же пейзажи с обязательной алой зарёй.
После революции 1917 года, во времена новой экономической политики, токарный промысел сделал новый виток в развитии. Мастера стали осваивать деревянную куклу – матрёшку. Предприимчивые люди стали нанимать рабочих. В селе появились художники и резчики ложек, приехавшие из Семёнова. Они и обучили наших мастеров росписи анилиновыми красителями, которые вначале разводились водой. Товар, как его у нас называют в селе, а не тарурушки, расписанный анилиновыми красками и покрытый лаком, стал очень ярким и красочным. Да и техника росписи оказалась намного проще, чем хохломская, которая тоже была завезена в наше село, но не прижилась.
Нужно отметить, что сельчане в это время трудились не только в частных подворьях. В 1928 году была организована артель «Красная заря» по производству токарных изделий и росписи их, а также в 1931 году был организован колхоз «Штурм». И на фабрике, и в колхозе считалось почётным работать.
В годы Великой Отечественной войны из села на фронт ушло без малого 800 человек, 360 из них не вернулись. Оставшиеся жители продолжали трудиться в артели и в колхозе. Лучшим токарям в артели давалась бронь. В это время на фронт поставлялись точёные кисеты, пеналы, черенки к сапёрным лопатам, лыжи и лыжные палки, точёные колышки к палаткам, деревянные детали для стрелкового оружия, а также резали ложки. Все силы народа были направлены на достижение Победы.
После Победы артель «Красная Заря» опять начинает выпускать детские игрушки и предметы домашней утвари. Во время пожара в 1947 году сушилка и хохломской цех сгорели и больше не восстанавливались. Но объёмы продукции росли. В ассортименте изделий стали появляться сувениры, такие как «Кремлёвские башни», матрёшки-брелки и т.д.
В послевоенное время на рынках страны появляются яркие, красочные деревянные игрушки, расписанные местными умельцами. 60- 80- годы 20 века можно считать временем расцвета полх-майданской росписи. В это время она получила мировую славу.
2.3.Влияние Полх-Майданского промысла на развитие Вознесенского района.
К 60 - е годы 20 века артель «Красная заря» была передана в Горьковское управление художественных промыслов и переименована в «Фабрику игрушек «Красная заря». К этому времени на фабрике было налажено производство традиционных токарных изделий и их роспись. Выпускались шкатулки, тарелки, чашки, балалайки и др. Но строения не обновляются. Спрос на продукцию растёт, требуются новые цеха. Районная власть, видя перспективу развития народного промысла, принимает решение построить новое здание на территории районного посёлка Вознесенское. В 1971 году фабрика представляет солидное, по районным меркам, предприятие. В штате числилось 1025 человек, 903 из них - художницы. Фабрика выпускала до 350 наименований художественно-токарных изделий, четвёртая часть которых отправлялась на экспорт. Наши сувениры пользовались большим спросом во Франции, Англии, Дании, ФРГ. И, конечно же, много продукции шло в страны социалистического лагеря. Изделия фабричных умельцев демонстрировались на выставках ЭКСПО-69, Монреаль, ОСАКО-70, неоднократно получали премии. В 1973 году в Вознесенском построили под фабрику большое кирпичное здание: на первом этаже – десятки токарных станков, второй отдан во владение художниц росписи. А в Полх-Майдане остаётся филиал этой фабрики, не вкладывая денег на его развитие. Поэтому в конце 80-х годов филиал приказал «долго жить».
Переход экономики на рыночные отношения в начале 90-х годов плохо сказался и на основном предприятии. Фабрика обанкротилась, но промысел пошёл в массы, давая хлеб не только жителям Полх-Майдана, но и всей округи. Стал разнообразней ассортимент вытачиваемых изделий. Роспись тоже претерпела изменения. Более популярной стала матрёшка, расписанная гуашью.
2.4. Влияние Полх-Майданского промысла на экологию Вознесенского района.
Если учесть, что токарные изделия вытачиваются из определённых пород древесины, таких как липа, осина, реже берёза, то возникает закономерный вопрос, не способствует ли промысел истреблению этих пород в округе. Но проезжая по территории Вознесенского района, мы можем наблюдать как берёзовые рощи, так и рощи смешанного типа. К тому же в местном лесничестве существуют квоты на вырубку деловой древесины, которые не повышаются, а лесные площади бдительно охраняются лесной инспекцией, что способствует сохранению лесного массива на территории нашего района.
Нужно ещё отметить то, что липовую, так называемую, деловую древесину в наш район везут не только из соседних районов Нижегородской области, но и из соседней республики Мордовия.
Сам по себе промысел экологически чистый, после него нет отходов, загрязняющих территорию и воздух. Древесная стружка используется местными жителями для утепления помещений на зиму, как укрывной материал в садах и огородах, а также идёт на подстилку домашним животным. Лубок тоже используется местными жителями, чаще всего как дрова для бань и печек-прачек. Но есть в нашем районе предприниматели, которые выделывают лыко, из которого они делают мочалки и метёлки. Производство лыка, в частности процесс его вымачивания, может нанести непоправимый урон флоре и фауне нашего района, если делать это в проточных водоёмах. Производство это полностью на совести людей, занимающихся лыком. К тому же в администрации Вознесенского района есть службы, контролирующие экологическое состояние природы.
3.Заключение.
В 2004 году на территории районного посёлка Вознесенское открылся Музей Матрёшки, наша гордость и местная достопримечательность. Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрёшек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.
В музее мы видим игрушки, сделанные по мотивам сказок А.С.Пушкина, а также матрешки в костюмах народов союзных республик СССР.
И сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться.
4.Библиография
1.М. Горюнова, Л. Новикова и др. Край родной. Между Мокшей и Тёшей.- Нижний Новгород: Литера, 1998.
2.Н.А. Шемяков. Чем богаты…-Нижний Новгород: Литера, 2012.
3. Н.А. Шемяков. Местное время – Арзамас, ООО «Арзамасская типография», 2014.
4.В.И.Логинов. Отчий край.-Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1994.
5.Д.В. Сватковский, В.В. Казаков и др. Полховско-майданская роспись.
ИД «Красивые люди»,2011
6.В.Вишневская. Русские художественные промыслы – Москва: «Просвещение» 1981.
7.О. С. Попова, Н.И. Каплан. Русские художественные промыслы – Москва: «Знание», 1984.
8. Е. Осетрова. Краса ненаглядная – Москва: «Знание», 1985.
Крутильный маятник своими руками
Горячо - холодно
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Флейта и Ветер
Интересные факты о мультфильме "Моана"