Вложение | Размер |
---|---|
презентация к исследовательской работе | 1.87 МБ |
Исследовательская работа «Особенности содержания лисиц разного пола в одном вольере» | 352.5 КБ |
Слайд 1
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «ШАГИ В НАУКУ» Особенности содержания лисиц разного пола в одном вольере Автор : Руководитель: Брызгалова Вероника Булатова Ирина Александровна ученица 6 класса педагог дополнительного образования детей МКОУДОД «СЮН» 2015 год г. Тосно Ленинградской областиСлайд 2
Обоснование выбора темы На станции натуралистов содержат двух лисиц. Это очень красивые животные. В природе они живут парами только на период размножения. В остальное время года предпочитают жить, и охотится отдельно. На станции юных натуралистов они живут вдвоём в одном вольере. Как им живётся в неволе? Вдвоем им легче переносить условия неволи или наоборот сложнее? Было решено провести наблюдение за лисами и оформить его в виде исследовательской работы.
Слайд 3
Цель исследовательской работы Изучение возможности совместного содержания лисиц разного пола в одном вольере
Слайд 4
Задачи исследовательской работы изучить литературные данные и интернет источники о жизнедеятельности лис в природе; изучить жизнедеятельность лисиц в условиях неволи; изучить подчинённость в группе определить возможность содержания двух лисиц разного пола в одном вольере
Слайд 5
Актуальность проведения работы заключается в определении степени приспособления лисиц к существованию в условиях неволи, выяснении возможности содержания лисиц в неволе разного пола в одном вольере, и при необходимости принятия мер по улучшению их условий содержания.
Слайд 6
Гипотеза Жизнь любого живого существа в неволе это испытание и переносить его легче живя в паре с себе подобным.
Слайд 7
Методики исследования метод наблюдения; сплошного протоколирования; регистрация отдельных поведенческих проявлений методом «временных срезов»; составление таблиц, гистограмм . Наблюдения проводились на расстоянии 2,5 - 3 метра от вольера. Время каждого наблюдения отслеживалось с помощью секундомера. Все данные заносились в таблицы.
Слайд 8
Практическая значимость исследовательской работы При условии выполнения поставленных задач предполагается дать рекомендации сотрудникам станции юных натуралистов (педагогам и обслуживающему персоналу) по изменению и улучшению условий содержания лисиц в условиях неволи.
Слайд 9
Обыкновенная, или рыжая лисица Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Хищные Семейство: Псовые Подсемейство Волчьи Род : Лисицы Вид: Обыкновенная, или рыжая лисица
Слайд 10
Схема иерархической системы в группе животных Подчинённая бета особь
Слайд 11
Изучение взаимоотношений лисиц в условиях неволи Вид взаимоотношений лисиц Самец Маркиз Самка Лиза Самец лисицы пришёл с выгула Доминантная поза лисицы в хорошем настроении. Уверенно и прямо стоит в вольере, хвост и уши подняты. Грудь выставлена вперед, голова слегка запрокинута назад, глаза слегка прикрыты. Выражение морды добродушное. Покусывает морду самки ( покровительственный жест) . Бета особь. Покорная поза . Радость. Ведёт себя как щенок, повизгивает, немного приседает, голову и хвост держит низко. Быстро помахивает хвостом. Бета особь. Лезет к самцу с открытой пастью. Попытка наблюдателя покормить лисиц в вольере с рук Поза радости. Тело расслаблено, хвост опущен, уши стоят высоко, но не напряжены. Голова поднята высоко. Рот открыт, виден язык. Поза лисицы означает страх. Уши прижаты к голове, поджатый к задним лапам хвост. Лисица стремиться спрятаться за самца. Время кормления Поведение доминантной особи. Подходит к корму первым, выбирает самые лакомые куски. Бета особь. Подходит к корму, когда рядом нет самца, исподтишка таскает самые лакомые кусочки и прячет их в опилках. Время кормления Поведение доминантной особи. Подходит к корму первым, выбирает самые лакомые куски. Бета особь. Подходит к корму, когда рядом нет самца, исподтишка таскает самые лакомые кусочки и прячет их в опилках, метит корм в миске и около миски мочой и убегает. Незнакомый предмет в вольере Поведение доминантной особи. Подошёл первым и обследовал незнакомый предмет. Бета особь. Подошла второй и обследовала незнакомый предмет.
Слайд 12
Определение альфа и бета особи
Слайд 13
Определение двигательной активности лисиц в неволе
Слайд 14
Определение двигательной активности лисиц в неволе
Слайд 15
Определение излюбленного местонахождения лисиц в вольере
Слайд 16
Определение излюбленного места лисиц в вольере
Слайд 17
Определение моментов совместного местонахождения в вольере самца и самки лисиц Итого в % Число совпадений в % 35% 90% 37,5% 7,5% 87,5% 70% 67,5% 395 Число не совпадений в % 65% 10% 62,5% 92,5% 12,5% 30% 32,5% 295
Слайд 18
Определение моментов совместного местонахождения в вольере самца и самки лисиц
Слайд 19
Заключение В группе лисиц можно наблюдать то, что каждая особь занимает определенное место в иерархической системе. Доминантной особью является самец лисицы Маркиз, какого-либо насилия и агрессии по отношению к самке лисице Лизе он не проявляет. Лисы ведут активный образ жизни, не проявляют агрессивности по отношению друг к другу. Ограничения в движениях и в перемещениях по вольеру какой-либо особи не наблюдается. В вольере нет определённого места, которое бы занимал самец как доминантная особь и не допускал бы туда самку лисицы. Самец и самка лисиц часто находятся в вольере рядом. Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась, лисицы легче переносят неволю при совместном содержании в одном вольере.
Слайд 20
Вывод Лисицы легче переносят неволю при совместном содержании в одном вольере. Благодаря этому их жизнь более насыщенна и интересна. Также совместное содержание лисиц позволяет воссоздавать естественную среду для животных, ведь в природе никто не живет в полном одиночестве - всегда поблизости есть представители других видов.
Слайд 21
Рекомендации Учитывая полученные данные во время проведения данной исследовательской работы рекомендуется : - содержать в неволе в одном вольере желательно двух лисиц разного пола; - желательно уделять лисицам больше внимания с целью их дальнейшего приручения.
Слайд 22
Спасибо за внимание !
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«ШАГИ В НАУКУ»
Направление: биология
Тема: «Особенности содержания лисиц разного пола в одном вольере»
Брызгалова Вероника
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»
МО Тосненский район Ленинградской области
6 класс
Научный руководитель:
Булатова Ирина Александровна
педагог дополнительного
образования детей
г. Обнинск, 2015/2016 учебный год
Аннотация к работе
Наблюдения проводились на базе МКОУДОД «Станции юных натуралистов» города Тосно.
Объект исследования: лисицы, содержащиеся на станции юных натуралистов.
Предмет исследования: возможность совместного содержания лисиц разного пола в одном вольере.
В процессе проведения данной работы проводилось определение взаимоотношений лисиц в условиях неволи. Определялось, присутствует ли доминирование какой-либо особи, из-за чего другая особь ограничена в движениях и в перемещениях по вольеру; наблюдается ли у доминантной особи излюбленное место в вольере, куда она не допускает другую особь; количество моментов совместного местонахождения в вольере самца и самки лисиц.
Данная исследовательская работа относится к прикладным исследованиям.
Благодаря проведению данного исследования и анализу полученных результатов, можно дать рекомендации обслуживающему персоналу станции юных натуралистов по изменению и улучшению условий содержания лисиц в условиях неволи.
Оглавление
1.1.Методика исследования …………………………………………………………….... 5 стр.
1.2.Литературный обзор …………………………………………………………………. 5 стр.
2.1.Практическая часть работы…………………………………………………………… 7 стр.
2.2.Обсуждение результатов и выводы …………………………………………………. 8 стр.
3.1.Выводы………………………………………………………………………………… 9 стр.
3.2. Рекомендации …………………………………………………………………………. 9 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы:
На станции натуралистов содержат двух лисиц. Это очень красивые животные. В литературе и интернете можно найти много информации об их жизни в природе. В природе они живут парами только на период размножения. В остальное время года предпочитают жить, и охотится отдельно. На станции юных натуралистов они живут вдвоём в одном вольере. Как им живётся в неволе? Вдвоем им легче переносить условия неволи или наоборот сложнее? Было решено провести наблюдение за лисами и оформить его в виде исследовательской работы.
Гипотеза
Жизнь любого живого существа в неволе это испытание и переносить его легче живя в паре с себе подобным.
Актуальность проведения работы
Значимость данной исследовательской работы заключается в определении степени приспособления лисиц к существованию в условиях неволи, выяснении возможности содержания лисиц в неволе разного пола в одном вольере, и при необходимости принятия мер по улучшению их условий содержания.
Цель исследовательской работы
Изучение возможности совместного содержания лисиц разного пола в одном вольере
Задачи исследовательской работы:
Объект и предмет исследования
Объект исследования: лисицы, содержащиеся на станции юных натуралистов.
Предмет исследования: совместное содержание лисиц разного пола в одном вольере.
Место и сроки проведения исследовательской работы
Наблюдение проводилось с апреля 2015 г по май 2015 г. на базе «Станции юных натуралистов» города Тосно.
Объекты наблюдения:
Наблюдаемые животные содержатся в вольере: высота 241 см, длина 220 см., ширина 97 см, площадь пола 21146 см. подстилочный материал опилки. Для обогащения условий содержания лис в неволе в вольере находятся: полка с лестницей, расположенная на высоте 146 см., длиной 100 см., шириной 71 см; домик высотой 48 см., длиной 48 см., шириной 47 см., с отверстием: высотой 15 см., шириной 22 см.; миска-поилка. Освещение в помещении осуществляется с помощью ламп накаливания. Помещение периодически проветривается. Кормление проводится 1 раз в день в утренние часы. Самец лисицы Маркиз периодически выгуливается на поводке, на прилегающей территории станции юных натуралистов.
Использовались следующие методы исследования:
Наблюдения проводились на расстоянии 2,5 - 3 метра от вольера. Время каждого наблюдения отслеживалось с помощью секундомера. Все данные заносились в таблицы.
Данная исследовательская работа относится к прикладным исследованиям.
Практическая значимость исследовательской работы
При условии выполнения поставленных задач предполагается дать рекомендации сотрудникам станции юных натуралистов (педагогам и обслуживающему персоналу) по изменению и улучшению условий содержания лисиц в условиях неволи.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Млекопитающие
Отряд: Хищные
Семейство: Псовые
Подсемейство Волчьи (Caninae)
Род: Лисицы
Вид: Обыкновенная, или рыжая лисица (лат. Vulpes vulpes)
Внешний вид лисицы
Форма тела обыкновенной лисицы характерная для всех псовых: удлинённое туловище, голова с вытянутой мордой. Шея нетолстая, голова удлиненная, клинообразная. Уши довольно крупные, стоячие, остроконечные, снаружи черные. Зрачки овальной формы. Длинный пушистый хвост составляет около 40% общей длины животного (от носа до конца хвоста). Клыки тонкие, очень длинные. Верхние клыки свешиваются за край нижней челюсти [2].
Образ жизни лисиц
Лисицы это ярко выраженные индивидуалисты, в стаи никогда не собираются. Зимнюю половину года живут и охотятся поодиночке [1]. В брачный период (весной) и на сезон выкармливания детёнышей (лето) лисицы образуют семьи и оборудуют нору под жилье [3]. Индивидуальный участок, который занимает пара или семья лисиц, должен обеспечивать их не только достаточным количеством корма, но и пригодными для устройства нор местами. Лисицы роют их сами, или (что случается часто) занимают пустующие норы барсуков, сурков, песцов и других роющих животных, приспосабливая их к своим нуждам. Бывают случаи, когда лисица живёт в норе одновременно с барсуком, но в разных её отнорах [4].
Содержание лисиц в неволе
В зоопарках лисиц наиболее часто содержат в небольших вольерах из сетки, задняя стена которых деревянная. Пол в таких вольерах делают из досок. Независимо от площади вольера, для всех видов лисиц его оборудуют - полками или стволами деревьев, укрепляя их горизонтально, деревянными домиками. Наиболее важно занимать весь объём клетки лисиц, когда их содержат в небольших вольерах [5]. В звероводческих фермах лисиц содержат в шедах, по отдельности. Чтобы звери не могли дотянуться друг до друга, между клетками делают сплошные перегородки или же между соседними сетчатыми стенками клеток должен быть промежуток в 60- 100 мм. [6].
Продолжительность жизни лисиц
Продолжительность жизни лисиц в неволе 20-25 лет, в природе - меньше до 6 лет [7].
Доминирование и иерархия у животных
У животных, живущих в группе можно часто наблюдать, то, что каждая особь в группе занимает определенное место в иерархической системе. Иерархия это порядок, в котором животные подчиняются в группе. Образуется она при столкновении животных на одной территории, когда возможно возникновение конкуренции и борьбы за лучшее место, пищу и т.д. Возглавляет иерархическую ступень в группе доминантная особь. В переводе с латинского языка «доминирование» (от лат. dominary - преобладание) означает главенствующее положение над другими субъектами [8]. Буквально слово «доминирование» можно перевести как господство. У большинства видов более крупные животные, как правило, доминируют над особями меньшего размера. Зависит социальный статус животного также и от его физиологических особенностей. Высокоранговые животные - всегда сильные, здоровые звери с высоким уровнем гормонов. Часто это самцы. Они более агрессивны и их агрессивность тесно связана с их половой активностью [9]. Большое значение в доминировании имеет личный опыт и возраст животного [10]. Главарь - доминант обеспечивает стабильность групповой организации, поддерживает порядок в группе, внимательно следит за распределением пищи и территории, сразу атакуя нарушителей. Доминантная особь ест всегда первая, лежит на самом удобном месте и т.д. [11]. В жизни животных большую роль играет обоняние, поэтому доминантная особь метит свои территории запахом. Вожаки занимают самую высокую позицию, получая все наилучшее, но вместе с этими преимуществами, они несут ответственность за жизнеспособность и эффективность своей стаи. Доминантные животные очень редко применяют насилие к особям своего вида, чаще всего дело заканчивается демонстрациями угроз и демонстрациями подчинения. Из способов запугивания основной - это демонстрация средств защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных. У млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и животные угрожают, раскрывая пасть. Однако одно лишь раскрытие пасти не может передать все множество оттенков угрозы, поэтому у многих видов угроза акцентируется сопровождающими ее изменениями внешнего вида головы: расширением или сужением глаз, прижатием ушей, наморщиванием носа, изгибом губ, насупливанием бровей, движением покровов на лбу и темени [12]. Более слабые животные стараются избегать возможной агрессии доминантных особей и когда чувствуют угрозу, уходят в укрытие, стараются остаться незамеченными. Поэтому важно, что бы для нескольких особей вольер был больших размеров и имел укрытия. Так же, при обустройстве вольера необходимо избегать «тупиков» и таких мест, где два животных не могли бы уступить друг другу дорогу, что может спровоцировать конфликт [13].
Лисы относятся к семейству псовых, следовательно, очень близки по своему поведению к собакам. Предполагается, что и язык телодвижений, поз и жестов у лисиц и собак будет схожим.
Язык тела собак
Доминантная, уверенная в себе собака стоит прямо, подняв хвост и уши, чтобы казаться ещё больше. Она также немного выставляет вперед свою грудь и т.д. В отличие от доминантных собак, подчиненные особи стараются казаться незаметными и принимают такие позы, словно хотят уменьшиться в размерах. Они опускают голову и хвост, стараются походить на щенка, хвост держат достаточно низко, могут даже немного приседать. Покорность собаки и готовность её подчиняться означает также преувеличенное махание хвостом, при котором собаки с некупированными хвостами буквально «хлещут» себя по бокам. Лёгкое покусывание за морду со стороны старшей собаки означает жест неагрессивного доминирования, скорее, жест покровительственный. Подчинённая собака (особенно отличаются этим щенки) сама охотно вкладывает голову в пасть старшей собаки, нередко при том бывает настолько назойлива, что старшая начинает нервно зевать или сердится и начинает прикусывать более чувствительно. Собака может продемонстрировать такое поведение перед другой собакой, чьё превосходство она признаёт [14].
Язык поз и жестов у собак
Дружелюбность. Собака в хорошем расположении духа, дружелюбна и открыта для контакта и общения. Как правило, хвост у собаки опущен, возможно, свободное покачивание хвостом. Уши стоят высоко, но не напряжены. Голова поднята высоко. Рот может быть открыт, с торчащим языком. Собака расслаблена, вес тела перенесен на передние лапы.
Собака в отличном настроении. Это улыбка, настоящая собачья улыбка. Отличить её от зевоты можно по оттянутым уголкам рта и положению головы, слегка запрокинутой назад. Прикрытые глаза и добродушное выражение морды, при этом совсем не сморщен нос, да и из зубов видны только верхние резцы.
Настороженность. Если собака обнаружила кое-что интересное или неизвестное, и питомец оценивает ситуацию, чтобы определить, есть ли угроза, он принимает такую позу: хвост в горизонтальном положении, глаза широко отрыты, рот закрыт. Уши стоят торчком и напряжены. Иногда может вздыбиться шерсть на груди и вокруг шеи.
Угроза. При такой позе собака демонстрирует свое социальное превосходство и даже может атаковать: хвост поднят вверх и очень активно двигается из стороны в сторону. Шерсть вздыблена на загривке, спине, груди и шее. Глаза широко открыты, собака скалится и демонстрирует клыки. Ноздри раздуваются. Лучше в такие моменты не стоит подходить к собаке.
Страх. Хвост опущен и зажат между задними лапами, ноздри раздуваются, пасть слегка приоткрыта, губы слегка подняты, уши прижаты к голове. Если глаза широко открыты, это означает злость или страх, у довольной, умиротворенной собаки глаза наполовину прикрыты и кажутся узкими. Эта поза говорит о том, что собака напугана, но не покорна, и может напасть, если почувствует излишнее давление или угрозу.
Стресс, напряжение. Хвост опущен, тело также слегка опущено. Уши прижаты к голове, подушечки лап мокрые. Пасть слегка приоткрыта, зрачки расширены.
Волнение. Эта поза означает, что собака несколько боится и показывает признаки подчинения. Эти сигналы демонстрируются, чтобы умиротворить человека или животное, который имеет более высокий социальный статус, и избежать конфликта: тело опущено, хвост опущен, может слегка покачиваться. Подушечки лап потеют, собака может пытаться лизнуть оппонента или поднять переднюю лапу. Уши опущены, собака избегает прямого контакта глазами [15].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Изучение взаимоотношений лисиц в условиях неволи
Наблюдение проводилось методом сплошного протоколирования на расстоянии 2,5 м от вольера. Фиксировалось то, как лисицы ведут себя по отношению друг к другу, есть ли случаи агрессии. По виду взаимоотношений определялось, какая из особей является доминантной (Приложение№ 1, таблица №1).
Определение двигательной активности лисиц в неволе
В процессе проведения данной работы, было решено определить, какая форма двигательной активности больше представлена в поведении лисиц. Есть ли доминирование какой-либо особи, из-за чего другая особь ограничена в движениях и в перемещениях по вольеру. Фиксация двигательной активности лисиц проводилась в течение 10 минут с временными интервалами в 15 секунд.
В результате проведённых наблюдений все движения были выделены и сгруппированы следующим образом:
- непосредственно движение: перемещение по вольеру: стоит, ходит, бегает, стоит на домике, заглядывает в домик, стоит на полке, спускается или поднимается по лестнице;
- отдых: сидит, лежит, сидит на полке второго этажа, лежит на полке второго этажа, в домике, сидит на домике;
- ориентация: осматривание, встаёт на передние лапы с упором на сетку вольера;
- питание: еда, питьё, запрятывание корма в опилки, роет опилки в поисках корма, метит еду;
- комфортное поведение: почёсывание, зевание;
- контакты друг с другом: обнюхивают друг друга и т.д.
Результаты наблюдений вносились в таблицы. На основе полученных данных наблюдений были выведены таблицы средних показателей движений лисиц за одно наблюдение (Приложение №2, таблицы №2,3). На основе таблиц были составлены сводные таблицы (Приложение №2, сводные таблицы №1,2) и гистограммы (Приложение №2, гистограммы №1,2,3,4).
Определение излюбленного места лисиц в вольере
У доминантной особи часто бывает излюбленное место, куда она не допускает другую особь. Было решено выявить излюбленные места лисиц в вольере. Для выполнения данной задачи разные участки вольера были пронумерованы (Приложение №3, схема №1). Фиксация местонахождения лисиц в вольере проводилась в течение 10 минут с временными интервалами в 15 секунд. Данные наблюдений были занесены в таблицы (Приложение №3, таблицы №3,4). На основании таблиц составлены гистограммы (Приложения №2 гистограммы №5,6)
Определение моментов совместного местонахождения в вольере самца и самки лисиц
На станции юных натуралистов лисы содержаться в одном вольере. Было решено определить, чаще они находятся в вольере вместе, или по возможности стараются находиться в разных частях вольера. Наблюдение проводилось на расстоянии 2,5 м от вольера. В течение 10 минут, через каждые 15 секунд. При анализе полученных данных учитывались моменты совпадений совместного местонахождения самца и самки. Данные наблюдений были занесены в таблицы. На основе полученных данных наблюдений были выведены таблицы средних показателей (Приложение №4 таблица №6). Моменты нахождения лисиц вместе и врозь высчитывались в процентах. Моменты нахождения лисиц вместе и врозь высчитывались в процентах. На основе таблицы была составлена сводная таблица (Приложение №4, сводная таблица №3) и гистограмма (Приложение №4, гистограмма №7)
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В ходе проведённых наблюдений и экспериментов были получены следующие данные.
В результате проведенных наблюдений было выяснено, что двигательная активность лисиц не ограничена, активные движения представлены. Ограничения в движениях и в перемещениях по вольеру какой-либо особи не выявлено. За время наблюдения были замечены контакты лисиц друг с другом в виде обнюхиваний. Проявлений агрессии по отношению друг к другу у лисиц не наблюдалось.
В результате проведённого наблюдения по определению излюбленного места лисиц в вольере было определено, что лисицы самец и самка предпочитают больше находиться на полке, там они, скорее всего, чувствуют себя более защищёнными. Также расположение полки на высоте 146 см от уровня пола позволяет лисицам лучше обозревать пространство около вольера (Приложение № 5, 6). Из таблицы видно, что во время наблюдений часто самец и самка лисиц находились на полке одновременно и агрессии друг к другу не проявляли.
В результате проведения работы было установлено, что в группе лисиц существует иерархическая система. Самец лисицы Маркиз ведёт себя как доминантная особь. Было установлено то, что самка лисицы Лиза подчиняется старшему и более сильному члену их группы - самцу лисицы Маркизу.
За время наблюдения было определено, что лисы ведут себя естественно, агрессию не проявляют, показывают дружелюбие друг к другу. Самец лисицы Маркиз легко идёт на контакт с людьми, подходит к предоставленному лисицам корму первым и выбирает самые лакомые куски, первым обследует незнакомые предметы. Данное поведение свойственно доминантным особям. При проведении наблюдений был замечен покровительственный жест самца по отношению к самке, когда они открывали друг на друга пасть и самец легко покусывал самку за морду. Самка лисицы Лиза более пугливая и не ручная обусловлено это тем, что она попала на станцию юных натуралистов в более старшем возрасте, чем Маркиз. На общение с людьми она не идёт, если наблюдатель заходил в вольер к лисицам она испытывает страх и волнение, что подтверждается позами её тела - уши прижаты к голове, поджатый к задним лапам хвост. По возможности старается спрятаться за Маркиза. При появлении корма в вольере не возникает беспорядка, даже если животные и голодны. Они не бросаются к нему наперегонки, не толкаются. Первым всегда подходит самец, а самка уступает ему в соответствии с соответствующим ей рангом.
В результате наблюдений по определению моментов совместного местонахождения в вольере самца и самки лисиц было установлено, что процент нахождения в вольере лисиц в одном месте больше чем процент нахождения их врозь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя полученные результаты наблюдений можно сделать следующий вывод:
Лисицы легче переносят неволю при совместном содержании в одном вольере. Благодаря этому их жизнь более насыщенна и интересна. Также совместное содержание лисиц позволяет воссоздавать естественную среду для животных, ведь в природе никто не живет в полном одиночестве - всегда поблизости есть представители других видов.
Рекомендации
Учитывая полученные данные во время проведения данной исследовательской работы рекомендуется:
- содержать в неволе в одном вольере желательно двух лисиц разного пола;
- желательно уделять лисицам больше внимания с целью их дальнейшего приручения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Таблица №1 «Взаимоотношения лисиц в условиях неволи»
Дата | Вид взаимоотношений лисиц | ||
Самец Маркиз | Самка Лиза | ||
02.04.15 10.15 | до кормления | Показывают дружелюбие друг к другу. Нюхают друг другу морду. | |
06.04.15 14.15 | Покровительственный жест. Открывают друг на друга пасть и самец легко покусывает за морду самку. | ||
07.04.15 15.30 | Наблюдатель входит в вольер | Поза дружелюбие. Свободное покачивание хвостом обычно свидетельствует о том, что собака дружелюбна и настроена на общение. | Поза означает страх. Уши прижаты к голове, поджатый к задним лапам хвост. Прячется за Маркиза.
|
08.04.15 16.35 | Самец лисицы пришёл с выгула | Доминантная поза. Уверенно и прямо стоит, хвост и уши подняты, выставляет грудь. | Покорная поза. Радость. Опустила голову и хвост, приседает. Быстро помахивает хвостом, хвост держит низко. |
09.04.15 16.15 | Самец лисицы пришёл с выгула | Доминантная поза лисицы в хорошем настроении. Уверенно и прямо стоит в вольере, хвост и уши подняты. Грудь выставлена вперед, голова слегка запрокинута назад, глаза слегка прикрыты. Выражение морды добродушное. | Покорная поза. Радость. Ведёт себя как щенок, повизгивает, немного приседает, голову и хвост держит низко. Быстро помахивает хвостом. Лезет к самцу с открытой пастью. |
13.04.15 15.45 | В вольер зашла женщина, которая выгуливает Маркиза на улице | Поза означает радость. Тело расслаблено, хвост опущен, уши стоят высоко, но не напряжены. Голова поднята высоко. Рот открыт, виден язык. | Лисица ушла на второй этаж вольера. |
14.04.15 16.25 | Попытка наблюдателя покормить лисиц в вольере с рук | Поза радости. Тело расслаблено, хвост опущен, уши стоят высоко, но не напряжены. Голова поднята высоко. Рот открыт, виден язык. | Поза лисицы означает страх. Уши прижаты к голове, поджатый к задним лапам хвост. Лисица стремиться спрятаться за самца. |
15.04.15 10.10 | Время кормления | Поведение доминантной особи. Подходит к корму первым, выбирает самые лакомые куски. | Подходит к корму, когда рядом нет самца, исподтишка таскает самые лакомые кусочки и прячет их в опилках. |
16.04.15 10.25 | Время кормления | Поведение доминантной особи. Подходит к корму первым, выбирает самые лакомые куски. | Подходит к корму, когда рядом нет самца, исподтишка таскает самые лакомые кусочки и прячет их в опилках, метит корм в миске мочой и убегает. |
20.04.15 10.15 | Время кормления | Поведение доминантной особи. Подходит к корму первым, выбирает самые лакомые куски. | Подходит к корму, когда рядом нет самца, исподтишка таскает самые лакомые кусочки и прячет их в опилках, метит корм в миске и около миски мочой и убегает. |
21.04.15 10.35 | Время кормления | Поведение доминантной особи. Подошёл первым, лакомые кусочки закопал в опилках. | Пометила корм калом. |
22.04.15 16.35 | Незнакомый предмет в вольере | Поведение доминантной особи. Подошёл первым и обследовал незнакомый предмет. | Подошла второй и обследовала незнакомый предмет. |
Приложение №2
Сводная таблица № 1 «Двигательная активность самца лисицы Маркиза»
Итого | Движения | Отдых | Ориентация | Питание | Комфортное поведение | Контакты друг с другом | |||||||
Ходит | Заглядывает в домик | Заходит в домик | Спускается и поднимается | Стоит | Стоит на домике | Стоит на полке | Сидит | Лежит на полке | Встаёт на передние лапы | Роет опилки | Чешется | Обнюхивают друг друга | |
итого в ед. | 56 | 6 | 3 | 23 | 13 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 |
итого в ед | 88 | 23 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||
Итого в % | 73,33 | 19,16 | 2,5 | 0,8 | 2,5 | 0,8 |
Сводная таблица № 2 «Двигательная активность самки лисицы Лизы»
Итого | Движения | Отдых | Ориентация | Питание | Комфортное поведение | Контакты друг с другом | |||||||||||
Ходит | Бегает | Заходит в домик | Спускается и поднимается | Стоит на домике | Стоит | Стоит на полке | Сидит | Лежит | Сидит на домике | Лежит на полке | Встаёт на передние лапы | Пьет | Роет опилки | Метит еду | Чешется | Обнюхивают друг друга | |
итого в ед. | 36 | 5 | 2 | 18 | 1 | 23 | 11 | 7 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 |
итого в ед | 61 | 47 | 2 | 3 | 6 | 1 | |||||||||||
Итого в % | 50,8 | 39,16 | 1,6 | 2,5 | 5 | 0,8 |
Гистограммы № 1, 2 «Двигательная активность самца лисицы Маркиза»
Гистограммы № 3, 4 «Двигательная активность
самки лисицы Лизы»
Приложение №3
Схема №1 расположения участков в вольере
1 – на полке
2 – на лестнице
3 – за домиком (в правой части вольера)
4 – в домике
5 – на домике
6 – перед домиком (посередине вольера)
7 – около мисок (в левой части вольера)
8 – под лестницей (посередине вольера)
Таблица № 3 «Излюбленное местонахождение в вольере самца лисицы Маркиза»
Дата | Номера участков | Итого | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
09.05.15 | 4 | 3 | 5 | 9 | 6 | 13 | 40 | ||
13.05.15 | 15 | 4 | 12 | 9 | 40 | ||||
25.05.15 | 40 | 40 | |||||||
Итого в ед. | 59 | 3 | 5 | 4 | 21 | 15 | 13 | 120 | |
Итого в% |
Таблица №4 «Излюбленное местонахождение самки лисицы Лизы»
Дата | Номера участков | Итого | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
09.05.15 | 25 | 3 | 1 | 3 | 6 | 2 | 40 | ||
13.05.15 | 26 | 2 | 6 | 3 | 3 | 40 | |||
25.05.15 | 23 | 10 | 2 | 4 | 1 | 40 | |||
Итого в ед. | 74 | 13 | 5 | 6 | 7 | 10 | 2 | 120 | |
Итого в% |
Гистограмма №5 Гистограмма №6
«Излюбленное местонахождение «Излюбленное местонахождение
самца лисицы Маркиза» самки лисицы Лизы»
Приложение№4
Сводная таблица № 3 «Определение возможности содержания в неволе
в одном вольере двух лис разного пола»
Итого | ||||||||
Число совпадений в % | 35% | 90% | 37,5% | 7,5% | 87,5% | 70% | 67,5% | 395 |
Число не совпадений в % | 65% | 10% | 62,5% | 92,5% | 12,5% | 30% | 32,5% | 295 |
Гистограмма №7 «Совместное нахождение лисиц в вольере»
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Заяц-хваста
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Астрономический календарь. Январь, 2019 год