Актуальность выбранной темы заключается в необходимости решения практических задач на уроках математики и применении их в жизни, т.к. они имеют социальную значимость, помогают разобраться в новых экономических веяниях жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
protsenty_kryukova_anya.docx | 156.42 КБ |
prezentatsiya_k_protsentam.ppt | 2.12 МБ |
Оглавление
1. Введение.
2. Из истории происхождения процентов.
3. Решение задач на проценты разными способами.
4. Применение процентов в жизни
Введение
Многие основные темы и задачи школьной программы по математике на первый взгляд кажутся не используемыми в повседневной жизни. А между тем многие из них имеют широкий практический интерес. Яркий пример этому – задачи на применение процентов.
В 5 классе мы изучили тему «Проценты». Мне эта тема показалась тесно связанной с реальной жизнью. Очень часто, приобретая ту или иную вещь, мы подсчитываем свои доходы и расходы. Я увидела связь между темой «Проценты» и экономической стороной жизни.
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как мы ежедневно встречаемся с ценами на товары и услуги, приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате налогов, страхования.
В современной жизни процентные математические формулы и, основанные на них базовые задачи, имеют широкое практическое применение. Наша основная задача - показать насколько широко их значение в современном обществе и применение в различных областях.
Цели исследовательской работы:
Задачи:
Научиться сравнивать, делать выводы.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости решения практических задач на уроках математики и применении их в жизни, т.к. они имеют социальную значимость, помогают разобраться в новых экономических веяниях жизни.
Из истории происхождения процентов
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли участи 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленное производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции 8% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и т.д.
Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают целые части чисел в одних и тех же сотых долях. Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком.
В 1685 году в Париже была опубликована книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращённо от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин - инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.
Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент - это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
В популярной литературе возникновение этого термина связывается с внедрением в Европе десятичной системы счисления в XV веке.
Решение задач на проценты разными способами
При решении задач на проценты в 5 - 6 классах применяют следующие правила:
1) Нахождение процентов от числа: Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число умножить на эту дробь.
2) Нахождение числа по его процентам: Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.
3) Нахождение процентного отношения чисел: Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.
Задачи с процентами можно решить разными способами:
Задачи на проценты приходится решать постоянно.
Найти число, если 15% его равны 30. Решение: 1) 15% = 0,15; 2) 30 : 0,15 = 200. или: х - данное число; 0,15.х = 300; х = 200. Ответ: 200.
Решение: Пусть цена товара х руб. 1) х + 0,25х = 1,25х;
2) 1,25х - 0,25.1,25х = 0,9375х; 3) х - 0,9375х = 0,0625х; 4) 0,0625х/х . 100% = 6,25%. Ответ: первоначальная цена товара снизилась на 6,25%.
1) Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%. 2) Сплав содержит 10 кг олова и 15 кг цинка. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве?
3) Концентрация серебра в сплаве 300 г составляет 87%. Сколько чистого серебра в сплаве?
Примеры решения задач на концентрацию и %-ное содержание:
1) Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие – 20%. Сколько потребуется свежих грибов для получения 4,5 кг сухих?
Можно решать подобную задачу по действиям «как в начальной школе», а можно решить «в одну строчку», применив следующую формулу:
m – масса.
Составим таблицу исходных значений
M | m×p | p | |
Сухие грибы | 4,5 | 90 | 20 |
Вода | x – 4.5 | 100x - 450 | 100 |
Свежие грибы | X | 90x | 90 |
Подставим значения в формулу: 90 + 100х – 450 = 90х. Отсюда, x = 36.
Ответ: 36 кг.
2) Из колбы, в которой имеется 80 г 10% раствора поваренной соли, отливают некоторую часть раствора в пробирку и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли в пробирке не повысится втрое. После этого выпаренный раствор выливают обратно в колбу. В результате, содержание соли в колбе повышается на 2%. Определить, какое количество раствора отлили из колбы в пробирку.
m | m×p | p | |
Концентрированный раствор | y | 0,3у | 30 |
Выпаренная вода | x – y | 0 | 0 |
Исходный раствор | x | 0,1х | 10 |
30y + 0 = 10x; y = ;
m | m×p | p | |
Концентрированный раствор | 80 – x | 0,1(80 – х) | 10 |
Выпаренная вода | 0,1х | 30 | |
Исходный раствор | 80 – х + х/3 | 0,12(80 – х+ х/3) | 12 |
С помощью этой таблицы получаем навое уравнение:
Вычислим значение х:
х = 20. Ответ: 20кг.
Применение в экономике
Понятие проценты вышло в нашу жизнь не только с уроками в средней школе и с проведением сложных научно-исследовательских работ, и не только с выпечкой кулинарных изделий, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике.
Спектр применения процентных методов в экономике широк. Данные методы используются в статистике, экономическом анализе, в банковском деле и страховом деле. С помощью процентных методов рассчитываются экономические показатели рентабельности, доходности, темпы роста, темпы прироста, исследуется структура экономических величин (активов, источников финансирования, затрат, доходов, бюджетов и т.д.).
Практически любой субъект экономики (производитель, потребитель) сталкивается в своей деятельности с таким показателем, как процент по банковским вкладам или процент за пользование чужими денежными средствами (кредит). Существуют различные методы расчета процентов по кредитам.
Наиболее распространенными являются два: аннуитетные и дифференцированные.
В чем разница? Как рассчитать? И какой метод выгоднее?
На мой взгляд, наиболее выгодная схема погашения кредита — дифференцированные платежи. Так, общая сумма выплаченных банку денег, взятых под проценты и погашенных дифференцированными платежами — меньше, чем взятых под такой же процент годовых, но погашенных аннуитетными платежами.
Дифференцированные платежи характерны тем, что задолженность по кредиту погашается равномерно начиная с самых первых выплат, а проценты начисляются по фактическому остатку. Таким образом, каждый последующий платеж меньше предыдущего. Досрочное погашение не ограничено ни по времени, ни по сумме и позволяет существенно сэкономить на выплачиваемых процентах.
Аннуитет — начисление равных платежей на весь срок погашения кредита. При этом в первой половине срока погашения задолженность по кредиту практически не гасится — выплачиваются в большей части проценты. Эта особенность делает платежи относительно небольшими, но значительно увеличивает общую сумму начисляемых процентов.
Чтобы наглядно показать разницу в погашении кредита при разных методах начисления платежей, мы приводим графики погашения кредита в размере 1 000 000 руб., взятого на 20 лет при 12% годовых:
График погашения кредита аннуитетными (равными) платежами:
График погашения кредита дифференцированными платежами:
— выплата процентов за кредит
— выплата самого кредита
Как видно на графиках, аннуитет «затягивает» с выплатой кредита. Поэтому и сумма выплачиваемых процентов получается больше при той же процентной ставке.
В процессе погашения кредита через 10 лет (при 20-ти летнем сроке погашения) Вы останетесь должны 4/5 суммы, а проценты все это время начисляются именно на остаток.
Также и страховые суммы значительно снижаются только после 10 лет погашения кредита… Плюсом аннуитетной схемы можно признать только меньшие платежи в начале графика, но не слишком ли высокую цену приходится за это платить?
Важно понимать и условия досрочного погашения.
Дифференцированные платежи дают прямую зависимость от погашения кредита: чем меньше должен — тем меньше начислили процентов. Сумма и срок досрочного погашения никак не ограничены. Это очень ощутимо. По нашему опыту, большинство заемщиков рассчитывается по кредиту досрочно. Что дает возможность улучшать жилье постепенно, посильно для своего кошелька.
Досрочное погашение в аннуитетной схеме сокращает лишь срок выплаты кредита: на графике «срезаются» последние платежи и отпадает необходимость платить прицепленные к ним проценты, которые в конце графика как раз очень малы. Сама процедура досрочного погашения аннуитета технически неудобна банку, в результате чего ограничивается минимальная сумма досрочного погашения (от 10 до 50 тыс. рублей) и сроки (обычно не ранее определенного числа месяца).
Таким образом, в аннуитетной схеме досрочное погашение неудобно и невыгодно. Это ее минус.
Исследование бюджета семьи.
Проценты широко применяются в повседневной жизни. У каждой семьи свой бюджет. Он включает средства, необходимые для существования. В нем объединяются результаты совокупного труда в виде доходов и возможности последующего потребления в виде расходов.
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составить список всех источников доходов членов семьи. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца. Нас в семье четверо – папа, мама, маленький брат и я. Вот бюджет нашей семьи:
№ п\п | Члены семьи | Зарплата за декабрь, 2016 год | в % | Зарплата за январь, 2017 год | в % |
1 | Мама | 27000 рублей | 43,5% | 27000 рублей | 40% |
2 | Папа | 35000 рублей | 56,5 % | 40000 рублей | 60 % |
Итого | 62000 рублей | 100% | 67000 рублей | 100% |
При составлении семейного бюджета я использовала правило нахождения процентов от числа для того, чтобы узнать процентный доход в бюджет каждого из родителей.
1) 27000*100:62000=43,5(%); 2) 100 – 43,5 = 56,5 (%)
Анализ зарплаты родителей за последние два месяца показал, что
зарплата выросла на 8% в январе 2017года.
Распределение семейного бюджета
Чтобы наглядно увидеть распределение семейного бюджета я составила таблицу.
№ | Расход | Декабрь, руб. | в % | Январь, руб. | в % |
1 | Коммунальные услуги | 1218 | 1,92 | 1218 | 1,92 |
2 | Отопление | 1292 | 2,08 | 1200 | 1,98 |
2 | Плата за электроэнергию | 406 | 0,65 | 503 | 0,8 |
3 | Плата за воду | 475 | 0,77 | 495 | 0,74 |
4 | Питание | 18000 | 29 | 21000 | 31 |
7 | Одежда | 13000 | 21 | 11000 | 16 |
8 | Расходы на лекарство | 1300 | 2 | 2400 | 3,6 |
9 | Моющие средства | 500 | 0,8 | 500 | 0,75 |
Ипотека | 12000 | 19 | 12000 | 18 | |
Сбережения на летний отдых | 8000 | 13 | 10000 | 15 | |
10 | Прочие расходы | 6300 | 10 | 6500 | 9 |
11 | ИТОГО | 62000 | 100 | 67000 | 100 |
Из таблицы видно, что наибольшее число процентов семейного бюджета расходуется на питание (30%), одежду (16-21%) и ипотеку (18-19%).
Для того чтобы найти проценты от суммы, надо сумму умножить на 100 и разделить на общий доход семьи.
Из вычислений видно, затрат в семье было больше в январе, так как мы болели и на новый год были приобретены сладкие подарки. Я исследовала затраты семьи, применяя свойство нахождения процентов от числа.
Выводы:
Заключение
Я выбрала эту тему потому, что мне нравится математика, и я считаю, что математику надо знать хорошо. Я хотела получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. Работа над данной темой, способствовала расширению моего математического кругозора, развитию умения анализировать, сравнивать, глубоко и прочно усвоить материал.
Мне хочется порекомендовать ученикам: изучить и усвоить хорошо тему «Проценты» и применять её при решении задач на проценты. Задачи на проценты имеют большое практическое значение и приобретенные знания, я надеюсь, помогут мне в дальнейшей жизни.
Чтобы быть современным человеком, необходимо иметь возможность самому вычислять возможные выплаты по кредиту или хотя бы примерно знать, стоит ли брать кредит или ссуду.
Список литературы
1 . Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. –М: Просвещение, 1986г.
2.Петров В.А. Журнал: «Математика для школьников» 2006г.
3.Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе./Математика в школе. - 2002. - №1 - с. 19 -24/.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93
с углубленным изучением отдельных предметов»
Проценты в нашей жизни
Выполнила Крюкова Анна, ученица 8 Г класса
Руководитель Ковалева Т. М.,
учитель математики
Кемерово - 2017
Слайд 1
« ПРОЦЕНТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ »Слайд 2
В современной жизни процентные математические формулы и, основанные на них базовые задачи, имеют широкое практическое применение. Наша основная задача - показать насколько широко их значение в современном обществе и применение в различных областях.
Слайд 3
Цели исследовательской работы: Расширение знаний о применении процентных вычислений в задачах и из разных сфер жизни человека. Сделать выводы об использовании кредита, используя данные разных источников. Составить и решить задачи по данной тематике.
Слайд 4
Задачи: Познакомиться с историей возникновения процентов. Решать задачи на проценты разными способами. Исследовать бюджет семьи. Расширить и углубить представление о практическом значении математики в жизни. Научиться сравнивать, делать выводы .
Слайд 5
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости решения практических задач на уроках математики и применении их в жизни, т.к. они имеют социальную значимость, помогают разобраться в новых экономических веяниях жизни.
Слайд 6
Слово «процент» происходит от латинского pro centum , что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают целые части чисел в одних и тех же сотых долях. Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto .
Слайд 7
В 1685 году в Париже была опубликована книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращённо от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход. Ныне процент - это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Слайд 9
1 ) Нахождение процентов от числа : Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число умножить на эту дробь. 2) Нахождение числа по его процентам : Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь. 3) Нахождение процентного отношения чисел : Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.
Слайд 10
Задачи с процентами можно решить разными способами: уравнением; составлением таблицы; применяя пропорцию; по действиям, используя правила.
Слайд 11
При решении задач на проценты приходится сталкиваться с понятием "процентное содержание", "концентрация", "%-й раствор". Такие задачи на проценты будут встречаться на уроках химии. 1) Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%. 2) Сплав содержит 10 кг олова и 15 кг цинка. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве? 3) Концентрация серебра в сплаве 300 г составляет 87%. Сколько чистого серебра в сплаве?
Слайд 12
1 ) Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие – 20%. Сколько потребуется свежих грибов для получения 4,5 кг сухих? Можно решать подобную задачу по действиям «как в начальной школе», а можно решить « в одну строчку », применив следующую формулу: m – масса. Составим таблицу исходных значений Подставим значения в формулу: 90 + 100х – 450 = 90х. Отсюда, x = 36. Ответ: 36кг. M m×p p Сухие грибы 4,5 90 20 Вода x – 4.5 100x - 450 100 Свежие грибы X 90 x 90
Слайд 13
2 ) Из колбы, в которой имеется 80 г 10% раствора поваренной соли, отливают некоторую часть раствора в пробирку и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли в пробирке не повысится втрое. После этого выпаренный раствор выливают обратно в колбу. В результате, содержание соли в колбе повышается на 2%. Определить, какое количество раствора отлили из колбы в пробирку. 30y + 0 = 10x; y = ; m m ×p p Концентрированный раствор y 0,3 y 30 Выпаренная вода x – y 0 0 Исходный раствор x 0.1x 10
Слайд 14
m m×p p Концентрированный раствор 80 – x 0,01(80 – х) 10 Выпаренная вода 30 Исходный раствор 12 С помощью этой таблицы получаем новое уравнение: Вычислим значение x : X=20. Ответ: 20г.
Слайд 15
Спектр применения процентных методов в экономике широк. Данные методы используются в статистике, экономическом анализе, в банковском деле и страховом деле. С помощью процентных методов рассчитываются экономические показатели рентабельности, доходности, темпы роста, темпы прироста, исследуется структура экономических величин (активов, источников финансирования, затрат, доходов, бюджетов и т.д.).
Слайд 16
В чем разница? Как рассчитать? И какой метод выгоднее?
Слайд 17
Наиболее выгодная схема погашения кредита — дифференцированные платежи . Общая сумма выплаченных банку денег , взятых под проценты и погашенных дифференцированными платежами — меньше , чем взятых под такой же процент годовых, но погашенных аннуитетными платежами. Дифференцированные платежи характерны тем, что задолженность по кредиту погашается равномерно начиная с самых первых выплат, а проценты начисляются по фактическому остатку. Таким образом , каждый последующий платеж меньше предыдущего. Досрочное погашение не ограничено ни по времени, ни по сумме.
Слайд 18
Аннуитет — начисление равных платежей на весь срок погашения кредита. При этом в первой половине срока погашения задолженность по кредиту практически не гасится — выплачиваются в большей части проценты. Эта особенность делает платежи относительно небольшими, но значительно увеличивает общую сумму начисляемых процентов.
Слайд 19
Чтобы наглядно показать разницу в погашении кредита при разных методах начисления платежей , мы приводим графики погашения кредита в размере 1 000 000 руб., взятого на 20 лет при 12% годовых.
Слайд 20
График погашения кредита аннуитетными платежами: График погашения кредита дифференцированными платежами: — выплата самого кредита — выплата процентов за кредит
Слайд 21
Как видно на графиках, аннуитет «затягивает» с выплатой кредита. Поэтому и сумма выплачиваемых процентов получается больше при той же процентной ставке. Досрочное погашение в аннуитетной схеме сокращает лишь срок выплаты кредита : на графике «срезаются» последние платежи и отпадает необходимость платить прицепленные к ним проценты, которые в конце графика как раз очень малы.
Слайд 22
№ п\п Члены семьи Зарплата за декабрь, 2016 год в % Зарплата за январь, 2017 год в % 1 Мама 27000 рублей 43,5% 27000 рублей 40% 2 Папа 35000 рублей 56,5 % 40000 рублей 60 % Итого 62000 рублей 100% 67000 рублей 100% Анализ зарплаты родителей за последние два месяца показал, что зарплата выросла на 8% в январе 2017года .
Слайд 23
№ Расход Декабрь, руб. в % Январь, руб. в % 1 Коммунальные услуги 1218 1,92 1218 1,92 2 Отопление 1292 2,08 1200 1,98 2 Плата за электроэнергию 406 0,65 503 0,8 3 Плата за воду 475 0,77 495 0,74 4 Питание 18000 29 21000 31 7 Одежда 13000 21 11000 16 8 Расходы на лекарство 1300 2 2400 3,6 9 Моющие средства 500 0,8 500 0,75 Ипотека 12000 19 12000 18 Сбережения на летний отдых 8000 13 10000 15 10 Прочие расходы 6300 10 6500 9 11 ИТОГО 62000 100 67000 100 Из таблицы видно, что наибольшее число процентов семейного бюджета расходуется на питание (30%), одежду (16-21%) и ипотеку (18-19%).
Слайд 24
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты необходимо каждому человеку в современном обществе. Прикладное значение этой темы велико и затрагивает экономическую, социологическую, информационную и другие сферы нашей жизни. Тема «проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки. Процентные задачи достаточно популярны на ЕГЭ и многих других экзаменах.
Девочка-Снегурочка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Горка
В поисках капитана Гранта
Муравьиная кухня