Ростовская область, несомненно, богата историко-культурным наследием. С давних времен жители Дона являлись хранителями и продолжателями своих традиций и обычаев. Но на сегодняшний день наблюдается заметное снижение познания ценностей культуры родного края, нынешнее поколение плохо знакомо с историей костюма своего народа, а ведь он является зеркалом прошлого своей Родины.
Актуальность темы обусловлена стремлением сформировать патриотические качества и чувства гордости за талант наших предков, так как изучение донского костюма - это главный шаг приобщения к истории нашего края.
Объектом исследования является народный костюм.
Предмет исследования – процесс развития костюма донской казачки конца XIX-начала XX века.
Целью проекта является выяснить как можно больше о костюме донской казачки конца XIX-начала XX века.
Задачами проекта являются:
- сбор материалов о костюме донской казачки конца XIX-начала XX века из разных источников;
- изучение литературы на тему «Одежда как элемент культуры»;
- выяснение того, насколько актуальна исследуемая одежда в нынешнее время;
- сформировать образ казачки конца XIX-начала XX века путем создания творческой работы.
Методами исследования данной работы являются изучение информации, анализ и сравнение.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть дополнительно использован в курсе изучения истории донского казачества.
Вложение | Размер |
---|---|
poslednyaya_versia_alina.docx | 700.02 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………...…………………......................стр.3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава1. Описание костюма донской казачки конца XIX-начала XX века.....стр.4
Глава2. Костюм казачки как отражение культуры Донской земли………....стр.9
Глава3. Использование казачьей женской одежды конца XIX-начала XX века в нынешнее время……………………………………………………………......стр.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………стр.12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………….стр.13 ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Казачья женская одежда конца XIX – начала XX века, находящаяся в музее Шахтёрского труда имени Л.И. Микулина ……….....стр.14
Приложение 2. Творческая работа «Казачка» …………………..…………...стр.15
Приложение 3. Казачья одежда конца XIX – начала XX века. ………….....стр.16
ВВЕДЕНИЕ
Ростовская область, несомненно, богата историко-культурным наследием. С давних времен жители Дона являлись хранителями и продолжателями своих традиций и обычаев. Но на сегодняшний день наблюдается заметное снижение познания ценностей культуры родного края, нынешнее поколение плохо знакомо с историей костюма своего народа, а ведь он является зеркалом прошлого своей Родины.
Актуальность темы обусловлена стремлением сформировать патриотические качества и чувства гордости за талант наших предков, так как изучение донского костюма - это главный шаг приобщения к истории нашего края.
Объектом исследования является народный костюм.
Предмет исследования – процесс развития костюма донской казачки конца XIX-начала XX века.
Целью проекта является выяснить как можно больше о костюме донской казачки конца XIX-начала XX века.
Задачами проекта являются:
- сбор материалов о костюме донской казачки конца XIX-начала XX века из разных источников;
- изучение литературы на тему «Одежда как элемент культуры»;
- выяснение того, насколько актуальна исследуемая одежда в нынешнее время;
- сформировать образ казачки конца XIX-начала XX века путем создания творческой работы.
Методами исследования данной работы являются изучение информации, анализ и сравнение.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть дополнительно использован в курсе изучения истории донского казачества.
Глава1. Костюм донской казачки конца XIX-начала XX века
Старинная казачья одежда — это летопись жизни наших предков. Она вечная и никогда не исчезнет. В музее Шахтёрского труда имени Л.И. Микулина находится коллекция казачьей одежды конца XIX – начала XX века, некоторые костюмы которые помогут охарактеризовать образ казачки того времени [Приложение 1].
Женщины во все времена любили красиво одеваться. А в праздничные дни особенно. Это прослеживается в творческой работе данного проекта. [Приложение 2]. Одежда — это лицо каждой женщины. Прежде всего видно, что выставочная одежда представлена в музее небольших размеров. Это свидетельствует о том, что казачки соблюдали посты и имели красивые фигуры.
Большое впечатление произвела нарядность одежды. У костюмов, которые удалось рассмотреть детально, очень красивые линии силуэта, цветовые гаммы, линии кроя. Мода того времени очень интересна. Она говорит о хорошем вкусе казачек. И кажется, будто всю красоту природы Донской земли, все ее краски впитал в себя народный донской женский костюм. [Приложение 3].
Преобладающим звеном в одежде казачки того времени стал комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты, который называли “парочка”.
Длинные широкие юбки шили летом из холста зимой из сукна. Праздничные юбки изготавливались из ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, молескина, репса, кашемира, бенгали на. Чего только нет на этих юбках, сборки и оборки по подолу, клинья, пуговицы, бисер, ленты, кружева, оторочка другой тканью. Одевали по 4–5 нижних юбок. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Теплые юбки шили на теплой подкладке и внизу со щеточками. Они не давали низу подола изнашиваться.
Шили очень красивые кофты или блузки из того же материала, что и юбки. Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру, и с небольшой баской. Такие кофточки с длинными рукавами и стоечкой застегивались спереди густо посаженными мелкими пуговичками. Назывались они «Кираса». Ходили женщины и в широких летних кофтах с вышивками - разлетайках, и в ситцевых летних кофточках с отложным воротником - матросках. Отложной воротник назывался капюшоном, стоечка - ожерелком.(1).
С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся запойном, завеской, занавеской. Будничный фартук шился из холста, а праздничный - из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами, прошвами.(2).
В начале XX века в моду у молодых женщин вошла «шлычка на шиш», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. Вот как рисует облик Аксиньи М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон»: «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…».(3). Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину.
Все женщины носили платки и шали. Голову и плечи покрывали красивыми шелковыми и тонкими шерстяными шалями с бахромой и ярким рисунком на красном, белом, зеленом фоне. Сквозь узорный рисунок черных шалей коклюшной работы красиво выделялись цветные кофты.
В праздники и просто на выход надевали плетеные коклюшечные шарфы и косынки с замысловатыми узорами, в основном черного цвета. Носили также шарфы и косынки бежевого цвета, но реже.
«Григорий, сидевший возле тяжелого - в голубых слинялых цветах -сундука, глянул на нее. Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая, розовеющая ямка».(4).
Коклюшечными косынками с длинными концами покрывали голову, а концы перебрасывали крест-накрест через плечи. Иногда один конец косынки обматывали вокруг шеи и подтыкали, а второй - свободно свисал. Так же повязывали и коклюшечный шарф.
К нарядному платью или костюму надевали черную ажурную шелковую коклюшечную косынку, завязанную головкой на половину головы или ну пучок волос набрасывали косынку и завязывали бантом снизу, под пучком волос концы косынки красиво свисали. Коклюшечная косынка была модна в России в 60-х годах XIX века. Поскольку она не только искусно повязывалась, но и прикалывалась к волосам, ее еще называли наколкой.
У светских дам черная кружевная наколка называлась фаншоном, а на Дону - файшонка. В 70-х годах XIX века в России мода на фаншон прошла, а донским казачкам файшонка настолько полюбилась, что, как и шлычка, стала частью традиционного казачьего народного костюма.
Старинная донская шуба, несколько видоизмененная, дошла до XX века и даже получила широкое распространение в Терской, Кубанской областях и Ставропольской губернии. Верх шубы часто покрывали черной блестящей тканью, узорным шелком различных расцветок, бархатом. Ворот, подол и полы обуживали мехом перечни. В моду вошли плюшевые ватные пальто, отделанные черными лентами и кружевами. В качестве праздничной одежды казачки носили теплые длинные кофты на вате. Подкладка такой кофты стегалась вместе с прикладом. Расширяющаяся книзу спинка и полы с боковыми клиньями делали кофту очень широкой. Кофта шилась без ворота, лишь с небольшой стоечкой, застёгивалась на одну верхнюю пуговицу или крючок. Вшитые рукава часто украшались шелковой бахромой. Нарядным был и бурнус - женское пальто с расшивками. Повседневно носили короткие теплые кофты и овчинные некрытые шубы.
В конце XIX века пришла к нам и новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками, башмаки с ушками, чирикú (черевики), гусарики.
Чирикú — праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком. Носили их летом по сухой погоде. Надевали их и на шерстяной чулок. Чулки носили без подвязок.
Были и гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей. Пожилые женщины ходили в ботинках с правками, в которых только задник, бока и носок отделаны кожей; носили их с галошами. А суровой зимой носили валенки мужчины и женщины только из зажиточных семей. Валенки с короткими голенищами надевали по дому, а с длинными — в дорогу.
По сей день сохранилась у нас мода на обувь, вязанную крючком из сученой шерстяной пряжи без завязок. У многих казачек пожилого возраста можно их увидеть и сейчас.(5).
Пожалуй, в жизни человека одно из самых ожидаемых радостных событий свадьба. К свадьбе всегда тщательно готовились. В хуторах и станицах Вешенского и Еланского юртов женские свадебные венчальные наряды шились по достатку семье и по своему вкусу. Платья были белые розовые, кремовые. Шили их из разных красивых тканей, в том числе из поплина и из тонкой шерсти. Обычно подвенечные платья были отрезные по талии, с длинными рукавами, приподнятыми в плече, сужающимися к кисти или с манжетами с пуговичками. Воротники - стоечкой или отложные.
Верхняя часть платья обычно украшалась впереди гипюрными, ажурными вставками, прошвой, шелковыми или шерстяными белыми кружевами.
«Наталью, уже одетую в подвенечное платье и фату, стерегли за столом».(6).
Обычно подвенечные платья были отрезные по талии с длинными рукавами, приподнятыми в плече сужающимся в кисти или с манжетами с пуговичками. Воротники - стоечкой или отложные. Верхняя часть платья обычно украшалась впереди гипюрными, ажурными вставкам, прошвой, шелковыми или шерстяными белыми кружевами.
Казачки венчались не только в платьях, но и в свадебных костюмах. Юбка шилась, как всегда, из нескольких полотнищ, была свободной, с оборками или без оборок. Блузка - до пояса, приталенная или свободного покроя. Отделывались свадебные блузы гипюрными вставкам, кружевами, красивыми пуговичками.
Украшениями невесты были веночек и белая фата. Бумажные цветы для веночка окунали в белый парафин. Поэтому они были белыми и твердые. В народе такие веночки стали называть восковыми.
Если свадьбу играли зимой, то молодых утепляли. Невеста зачастую надевала поверх веночка и фата белый поплиновый платок, а сверху -шерстяную шаль. Молодые укутывались теплые донские шубы, на ноги надевали валенки. Когда после венчания подъезжали домой на украшенных санях, всю теплую верхнюю одежду и валенки снимали и оставались в красивом подвенечном наряде, на ноги невеста надевала туфли.
Глава2. Костюм казачки как отражение культуры Донской земли
“Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от пережитых поколений, от предшественников” - так определил “наследие”. С.И. Ожегов.
Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Изучение культурного наследия Родины, края, города, станицы раскрывает перед нами богатства сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию имеет наш донской край. Яркой страницей входит она в историю Родины.
Дон - это, прежде всего, казачество. Донские казаки сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру. В костюмах казачек, народных песнях, сказках отразились особенности жизни на Дону.
Значение исследования особенностей костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним из первых исследователей, обративших внимание на это обстоятельство, был П.Г.Богатырев, выделивший в народном и историческом костюмах практическую утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции. Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации о менталитете конкретного народа.
Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. Профессор Калашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний». Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины – свадьба – похороны».(7).
В традиционной одежде донских казачек – «парочка» отразилась история казачества. Костюм выражал представление донских женщин о красоте, служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символом материального благополучия. Парочка была также показателем и социального статуса женщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.
Знаковые функции парочки максимально сохранялись в ритуальных, праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: их богаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось и атрибутам костюма.
Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.
Глава3. Использование казачьей женской одежды конца XIX-начала XX века в нынешнее время.
Со временем традиционная казачья одежда быта вытеснена из быта и почти полностью утрачена. В настоящее время, по немногим сохранившимся старинным образцам, но из современных тканей, шьются сценические костюмы для фольклорных коллективов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема исследования может представлять актуальный интерес в наши дни, так как, работая над данной темой, я не только теоретически изучила историю женского донского костюма, используя литературный материал. Я побывала в музее Шахтёрского труда имени Л.И. Микулина, где представлены не только народные костюмы, но и также предметы быта и утвари наших предков. Изучила литературу на тему «Одежда как элемент культуры». Выяснила насколько актуально исследуемая одежда в нынешнее время. Сформировала образ казачки конца XIX-начала XX века путем создания творческой работы.
Проект помог сформировать во мне патриотические качества и чувства гордости за талант наших предков, так как изучение донского костюма - это главный шаг приобщения к истории нашего края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.intoregions.ru/gols-146-1.html
[Приложение 1].
[Приложение 2].
[Приложение 3]
Рисуем крокусы акварелью
Цветущая сакура
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Хитрость Дидоны
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками