для педогогов
Вложение | Размер |
---|---|
Физкульт - минутки и их значение | 20 КБ |
Учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ ШИ № 133 – Чуракова О. А.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии применяемые на уроках технологии»
"Физкультминутки и их значение"
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». То есть это реализация на практике принципов и методов здоровье - сберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи).
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у школьников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых обучающихся излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от учителя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения учеников, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для учителя, что детям срочно требуется физкультминутка!
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей.
Классификация физкультминуток
Физкультминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.
Различных физкультминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим ученикам именносейчас физкультминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с обучающимися. Ведь наверняка все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультминутки нуждаются больше всего ученики на данном уроке!
Изучив литературу, опробовав различныеметодики, могу поделиться опытом: какие нужны упражнения и методы на уроках технологии, изо, которые способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Я надеюсь, что представленная классификация поможет моим коллегам, создать картотеку физкультминуток по различным видам и применять их в работе с ребятами.
1. Физкультминутки - разминки (двигательные – речевые)
Двигательно-речевые физкультминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у школьников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Двигаясь, одновременно повторять стихи, фразы, слова.
2. Упражнения для глаз.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.
Очень интересны детям электронные физкультминутки для глаз. Это - гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.
Дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
3. Пальчиковая гимнастика.
Лучшей физкультминуткой является гимнастика, где выполняются различные движения пальцев. Можно выполнять сидя и стоя.
4. Релаксационные упражнения
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Учеников необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Можно выполнять как сидя, так и стоя.
Здоровье - это не все, что надо человеку,но если его нет, то человеку уже ничего не надо.
Продолжительность урока 40 минут. Начинаю урок в любом классе с организованной зарядки (мозговой гимнастики: 1-2 минуты), для того чтобы организму помочь активизироваться, обрести бодрость и восстановить работоспособность, сосредоточить внимание. Учитывая то, что длительность активного внимания школьников не превышает 20 30 минут, поэтому в середине урока проводится физкультпауза. Длительность физкультурных пауз не должна превышать 1-2 минут. Систематическое проведение физкультпауз вырабатывает двигательный стереотип, способствующий более эффективной профилактике учебного и статического утомления и более эффективному повышению умственной работоспособности.
В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Я побрала презентации с разными траекториями,по которым движутся веселые анимационные картинки.
Мозговая гимнастика для школьников
1. Перекрёстные движения.
Цель: активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний.
Одновременно с правой рукой двигается левая нога, совершаются движения глазами во все стороны.
2. Шапка для размышлений.
Цель: улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса)
3. Качания головой.
Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.
Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
4. Качание икр.
Цель: улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении.
Взяться за спинку стула впереди себя, выставить вперёд правую ногу и медленно сгибать её в колене. Левая нога остаётся сзади вытянутой. Затем сделать наклон вперёд, выдохнуть и прижать пятку левой ноги к полу. После этого приподнять её, выпрямиться и сделать глубокий вдох. Повторить 3 раза, меняя ноги.
5. Точки мозга.
Цель: улучшает внимание, чтение.
Одну руку положить на пупок, другой массировать точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения представлять, что на носу находится кисточка, и "рисовать" ею бабочку или восьмёрку на потолке.
6. Ленивые восьмёрки.
Цель: активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
7. Точки равновесия.
Цель: улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений.
Дотронуться двумя пальцами одной руки до впадины у основания черепа, другую руку положить на пупок. Дышать, поднимая энергию вверх. Через минуту поменять руки.
8. Заземлитель.
Цель: улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении.
Удобно расставить ноги. Правую ступню развернуть вправо, левую направить строго прямо. При выдохе согнуть правое колено. Вдохнуть, одновременно напрягая правую ногу. Повторить 3 раза, затем левой ногой.
Мозг управляет движениями мышц – это научный факт.
Как напиться обезьяне?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Два Мороза
Медведь и солнце
Домик зимней ночью