Работа выполнена учащимся 5 класса. В ходе исследования рассмотрено понятие "Аналогия", изучен учебник на наличие заданий, решаемых методом аналогии, проведен анализ и систематизация заданий .
Вложение | Размер |
---|---|
analogiya.docx | 237.38 КБ |
analogiya_v_shkole.pptx | 2.37 МБ |
МБОУ «Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»
Ученическая научно-практическая конференция
«Юные исследователи»
Физико-математическая секция.
Исследовательская работа
Аналогия в школе.
Выполнена учеником 5 класса
МБОУ «Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»
с. Хабариха Усть-Цилемского р-на Республики Коми,
Веселовым Евгением.
Научный руководитель:
Учитель химии и математики
Линтас Елена Алексеевна
С. Хабариха
2017
Оглавление | |
Введение | стр. 3 |
Основное содержание | стр. 5 |
Глава 1 Что такое «аналогия» | стр. 5 |
Глава 2 Аналогия в учебнике «Математика 5» | стр. 6 |
Глава 3 Аналогия связывает математику с другими школьными предметами. | стр. 7 |
Заключение | стр. 9 |
Список использованных источников и литературы | стр. 10 |
Приложение 1. | стр. 11 |
Введение.
«А дальше делаем по аналогии» - сказала Елена Алексеевна на одном из уроков в начале учебного года. Мы молчали. «Что такое «аналогия»?» - спросил Алёша. Учитель объяснила, что аналогия – это сходство между предметами, явлениями, процессами и т.д., в основе аналогии лежит прием сравнения, этот метод очень помогает при решении задач, изучении нового материала. Это меня заинтересовало, и я решил провести исследование по теме «Аналогия»
Актуальность.
Изучая материал по теме исследования, я понял, что мы используем аналогию с самого рождения: когда учимся говорить, пользоваться ложкой, выполняя новую работу, мы наблюдаем, как это делают другие. Аналогией проникнуто всё наше мышление – наша повседневная речь и простейшие умозаключения, язык художественных произведений и высшие научные достижения. Аналогия имеет большое значение в математике. Она является одним из самых распространённых методов научного исследования. Используя её, можно научиться решать нестандартные или трудные задачи, она облегчает и ускоряет процесс запоминания.
Цель работы: познакомиться с методом аналогии с целью учиться с его помощью решать задачи.
Задачи:
Гипотеза: с помощью учебника «Математика 5» (авт. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.) можно познакомиться со способом решения задач методом аналогии и развивать умение решать этим способом.
Методы исследования:
При выполнении работы использовались следующие источники: учебник математики 5 класса, учебные пособия, интернет-ресурсы.
При проведении исследования знакомились с материалами, расположенными в интернете, с литературой по интересующей нас теме, анализировали учебник, решали задачи методом аналогия. Проанализировав собранный материал, мы систематизировали его и объединили в несколько глав. В ходе работы возникла идея оформления творческих заданий для математического уголка.
Основное содержание.
Глава 1. Что такое «аналогия»
Понятие аналогии появилось в Древней Греции. Первоначально аналогия обозначала математический метод и изучалась пифагорейцами как соотношения чисел. Аристотель внедрил аналогию в логику как умозаключение, вывод о свойствах предмета исходя из его сходства с другим предметом, при котором признаки одного объекта сравнения переносятся на другой. В античный период аналогия применялась и осваивалась преимущественно в математике, логике, философии, в Средневековье – в теологических учениях, начиная с эпохи Возрождения регулярно применяется и развивается как средство познания научно-культурных явлений. Приём аналогии употребляется в исследованиях отраслей современной науки и художественного творчества. Вместе с развитием науки формируются новые формы суждений по аналогии (моделирование и др.).
Аналогия может появиться в самых неожиданных ситуациях.
В 1836 г. С. Морзе изобрёл электромагнитный пишущий телеграф. Однако при передаче сообщений он столкнулся с проблемой затухания телеграфного сигнала на больших расстояниях. Однажды, путешествуя на перекладных, он обратил внимание на смену лошадей на почтовых станциях. Это наблюдение подтолкнула его к идее создания подстанций вдоль телеграфных линий. Возможность передачи сигналов после этого не зависела от расстояний. Так, используя аналогию, изобретатель разрешил возникшую проблему.
Метод аналогии способствует развитию интеллектуальный способностей:
Аналогия способствует открытию свойств и признаков объектов, она является инструментом поиска способа решения задачи и его конструирования.
Важно не только научится пользоваться аналогиями, но и проводить умозаключения по аналогии. При этом нужно понимать, что выводы, полученные по аналогии, требуют обязательного обоснования, так как не исключено, что они могут оказаться ошибочными. Такую работу полезно начинать уже в младших классах. Например, для учащихся 5 классов это могут быть задачи, направленные на проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами, числами (темы «Степень числа», «Параллелепипед»).
Глава 2. Аналогия в учебнике «Математика 5»
Анализ школьного учебника по математике 5 класса (авт. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.) приводит к выводу о возможностях использования учебного материала для знакомства с методом рассуждения по аналогии.
Определите, по какому правилу составлена последовательность чисел, и запишите следующие три числа:
А)1,4,9,16, …; Б)1,8,27, … .
Решение:
А)1=12, 4=22, 9=32, 16=42. Значит, следующие числа 25=52 , 36=62 , 49=72.
Б)1=13 , 8=23, 27=33. Значит следующие числа 64=43 , 125=53 , 216= 63.
Для формирования умения выполнять умозаключения по аналогии необходимо помнить, что аналогия основана на сравнении, поэтому ее успех зависит от того, насколько учащиеся умеют выделять признаки рассматриваемых объектов, устанавливать их сходство и различие. Этому надо учиться.
Глава 3. Аналогия связывает математику с другими школьными предметами.
Решение нестандартных заданий делает урок интереснее, развивает мышление. Такие задания можно решать не только на математике, но и на других предметах. Их можно подобрать из учебного пособия «По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики» автора А.Г. Гайштута. Например,
Окружающий мир | |
Биология, география, | |
русский язык | Найди неизвестное слово. 753 73 БАШНЯ ? Что ты знаешь об этом слове? Сколько в слове мягких согласных звуков? |
Рисование |
Считаю, что задания из сборника вызовут интерес у ребят, поэтому выбрал понравившиеся задания и оформил в уголок математики (Приложение 1). Немало заданий можно найти на сайтах в интернете.
Заключение.
В ходе исследования была поведена следующая работа:
Вывод: школьный курс предоставляет большие возможности для использования аналогии при решении задач, в рассуждениях.
При этом наша гипотеза подтвердилась частично, так как: чтобы познакомиться с аналогией заданий в учебнике «Математика 5» хватает, а для отработки метода их недостаточно. Поэтому в ходе работы возникла идея оформить задания для математического уголка, чтобы другие учащиеся могли заинтересоваться методом аналогии и отрабатывать его на интересных и занимательных упражнениях.
Для себя результаты работы я оцениваю как положительные:
Планирую в следующих классах продолжить работу с этой темой и накопить практический материал.
Список использованных источников и литературы:
Электронные ресурсы
Слайд 1
Исследовательская работа «АНАЛОГИЯ В ШКОЛЕ» Автор: ученик 5 класса Веселов Евгений. Научный руководитель: Учитель химии и математики Линтас Елена АлексеевнаСлайд 3
Цель работы: познакомиться с методом аналогии с целью учиться с его помощью решать задачи . Гипотеза: с помощью учебника «Математика 5» (авт. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.) можно познакомиться со способом решения задач методом аналогии и развивать умение решать этим способом. Методы исследования: 1. Изучение специальной литературы и работа с интернет-источниками. 2. Беседа. 3. Анализ, обобщение и систематизация материала по данной теме. 4. Прорешивание заданий методом аналогии.
Слайд 4
* появилось понятие «аналогия». * «аналогия» обозначала математический метод, изучалась пифагорециями как соотношения чисел. * Аристотель внедрил аналогию в логику. Древняя Греция Античный период * аналогия применялась преимущественно в математике, логике и философии.
Слайд 5
Средневековье * аналогия применялась в теологических учениях.
Слайд 6
Эпоха Возрождения * аналогия применяется как средство познания научно-культурных явлений.
Слайд 7
Сэмюэл Морзе Родился 27 апреля 1791 года. Изобрел электромагнитный пишущий телеграф.
Слайд 8
XXI ВЕК Прием аналогии употребляется в исследованиях отраслей современной науки и художественного творчества. Вместе с развитием науки формируются новые формы суждений по аналогии (моделирование и др.)
Слайд 9
Метод аналогии способствует развитию интеллектуальных способностей: умение находить закономерности . умению логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы . способности быстро соображать и принимать решения .
Слайд 10
Авторы учебника «Математика 5» составляют модели задачи в разнообразных формулировках: ищем закономерность. ищем способ копирования. анализируем и рассуждаем. действуем по алгоритму. разбираем способ решения. исследуем
Слайд 11
Рассмотрим решение №271. Ищем закономерность. Определите, по какому правилу составлена последовательность чисел, и запишите следующие три числа: 1, 4, 9, 16, …; Решение: 1=1 2 , 4=2 2 , 9=3 2 , 16=4 2 . Значит, следующие числа 25=5 2 , 36=6 2 , 49=7 2.
Слайд 12
Учебное пособие «По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики» автора А.Г.Гайштута может предложить задания не только по математике, но и по другим предметам.
Слайд 13
Окружающий мир. Исключи лишнее слово. 1) РЕКА, ГРАД, ГРОЗА, НАВОДНЕНИЕ, ЛИВЕНЬ. Исключаем РЕКА. 2) ЛИПА, РОЗА, КАШТАН, АКАЦИЯ. Исключаем РОЗА.
Слайд 14
Биология, география. Исключи лишнее слово. 1)АКУЛА, АЗБУКА, АКТРИСА, АПТЕКА, АРМИЯ. Исключаем АРМИЯ. 2) ТАЛАНТ, ТУРИСТ, ТОМАТ, ТВОРОГ, ТРАНЗИТ, ТОРТ. Исключаем ТВОРОГ.
Слайд 15
Русский язык. Реши анаграммы и исключи лишнее слово. 1)ДДЬЖО- ДОЖДЬ 2)ХИАПТ- ПИХТА 3)ЛЬТООП- ТОПОЛЬ
Слайд 16
Рисование.
Слайд 17
Вывод: школьный курс предоставляет большие возможности для использования аналогии при решении задач, в рассуждениях. Результаты работы: 1.Было интересно работать над этой темой 2.Учусь использовать аналогию в решении задач. Планирую в следующих классах работать над этой темой.
Слайд 18
Список использованных источников и литературы: Саранцев, Г.И. Как сделать обучение математике интересным: кн. для учителя/ Г.И. Саранцев– М.: Просвещение, 2011. - 160 с. Шуба, М. Ю. Учимся творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразоват . учреждений / М.Ю. Шуба. – М.: Просвещение, 2012. - 218 с. Математика. 5 класс: учебн . для общеобразоват . организаций / Г.В.Дорофеев и др. - 4-е изд., - М.: Просвещение , 2016. - 287 с. Электронные ресурсы http://www.litdic.ru/analogiya/ http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b3ac69b5c43b88521316d27_0.html
Заяц-хваста
Золотая хохлома
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Сила слова