Подиум-дискуссия может быть проведена на любую актуальную тему и подстроена под любой возраст учащихся, иметь любое другое название. Может проводиться в школах, в летних и зимних пришкольных лагерях, в оздоровительных лагерях, как вожатыми, так и педагогами. Нами была выбрана тема гражданственности и патриотизма. Представленный сценарий является лишь одним из предполагаемых вариантов.
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_provedeniyu_podium-diskussii_dlya_obmena_opytom_s_vozhatymi.docx | 36.92 КБ |
Сценарий подиум-дискуссии «Поколение пепси считает...»,
для обмена опытом с вожатыми
Подиум-дискуссия может быть проведена на любую актуальную тему и подстроена под любой возраст учащихся, иметь любое другое название. Может проводиться в школах, в летних и зимних пришкольных лагерях, в оздоровительных лагерях, как вожатыми, так и педагогами. Нами была выбрана тема гражданственности и патриотизма. Представленный сценарий является лишь одним из предполагаемых вариантов.
Цель проводимой игры: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, долгу (очень важным понятиям в современном жестоком мире); формировать основы национального сознания.
Действующие лица: Ведущие: Сергей и Кирилл;
Оппоненты: Аделя, Вика, Оля, Катя;
Эксперты: Юля, Айсылу, Регина, Алина.
Подготовка: Заранее подготавливаются тема дискуссии и вопросы, которые знают только ведущий, оппоненты и эксперты. Роли оппонентов также распределяются заранее.
Правила проведения: Каждый из участников имеет право задавать вопросы оппонентам и экспертам; затем проводится «свободный микрофон» для высказывания своего мнения. Итоги дискуссии подводят независимые эксперты.
Эпиграфы:
*В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.
(Т. Г.Шевченко)
*Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу. (Я. Нахимов)
*Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Д. Байрон)
Танцевальный номер
Музыкальный фон
Ход подиум-дискуссии
Ведущие: Кирилл и Сергей.
Кирилл. Здравствуйте! Тема нашей сегодняшней беседы – «Поколение пепси считает…»
Сергей. Так каково же мнение «поколения пепси» о гражданственности, патриотизме, Родине? Вы имеете право задать вопросы оппонентам и экспертам, высказать своё мнение по каждому вопросу.
Эксперты: Юля и Айсылу.
Юля. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля читаем: «Гражданин – каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство»; «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб. Патриотизм - любовь к отчизне».
Айсылу. В других словарях «Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей»; «Гражданственный - присущий,, свойственный гражданину»; «Патриот - человек, проникнутый патриотизмом; преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-либо»; «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
Кирилл. Слово «гражданин» можно слышать довольно часто. «Гражданин в шляпе! Сдачу забыли!» - кричит продавщица в магазине. «Граждане судьи!» - обращается подсудимый к членам суда.
Сергей. Но вот другой пример. «А что такое гражданин?» - спрашивает русский поэт Некрасов. И отвечает: «Отечества достойный сын!»
Кирилл. Удалось ли вам почувствовать разницу между двумя значениями слова «гражданин»? Как вы понимаете слова «достойный сын Отечества»?
Сергей. Можно ли с уверенностью сказать, что забывчивый гражданин и судья являются достойными сыновьями Отечества?
(Ответы учащихся)
Оппоненты: Аделя и Вика.
Аделя. В одном из рассказов писателя и актера Василия Шукшина дан образ деревенского парня Пашки, которого все знали как несерьёзного человека, и называли его не иначе, как «балаболка». Но как-то на автостоянке загорелся бензовоз, который мог рвануть через минуту. Все кинулись врассыпную, и только Пашка - за руль полыхающей машины и - к реке, едва успев прыгнуть с подножки. В больнице, с переломанной ногой, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся...
Вика. Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине; о людях, которые являются патриотами своего Отечества.
Кирилл. Как вы думаете, почему в тексте слово «Гражданин» начинается с большой буквы?
Сергей. В чем разница между значением этого слова и понятием «гражданин по рождению»?
(Ответы учащихся)
Оппоненты: Оля и Катя.
Оля. Сейчас для нашей страны наступили не самые лёгкие времена, и немало людей в разговоре о России используют слова: «В этой стране… » Смысл таков: разве может быть в «этой стране» что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь, произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы... Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала...
Катя. На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в «этой стране», и в смутные и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определённых обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - ГРАЖДАНИН.
Сергей. Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показали миллионы россиян.
(Ответы учащихся.)
Кирилл. Что вы знаете о том, как относятся люди к своим странам не только в благополучные, но и в трудные времена.
(Ответы учащихся.)
Эксперты: Регина и Алина.
Регина. Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжёлые годы помогали обществу сначала выживать, а затем нормально развиваться. Легче всего кивать на власть, на происки внешних врагов, на неблаговидное поведение кого-то другого. Значительно сложнее посмотреть на себя и оценить социальную значимость собственных качеств.
Алина. Получается, что причины трудностей «этой страны» - в самих гражданах России. В особенности их характера, воли, чувств, мотивов, способностей. Только сам человек в состоянии направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, всей страны. Тогда он становится ГРАЖДАНИНОМ.
Оппонент Аделя. На легендарном Малаховом кургане в Севастополе есть место, где в гранит вмонтирован крест из пушечных ядер. Здесь 5 октября 1854 года, руководя обороной города, погиб адмирал Корнилов. Его последние слова были: «Я счастлив, что умираю за Отечество... Отстаивайте же Севастополь!» Недалеко от этого места вражеская пуля ударила в висок адмирала Нахимова. Рядом место, где был убит контр-адмирал Истомин. Все три героя Крымской войны погибли за Отечество. Они - его достойные сыны.
Кирилл. О герое, принявшем смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин.
Сергей. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.
Кирилл. Как вы думаете, означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?
Сергей. Означает ли это, что гражданин - только выдающаяся личность, например, полководец, павший за Родину, или талантливый литератор, художник, певец.
(Ответы учащихся)
Оппонент Вика. Биолог И.И. Мечников искал средство борьбы со смертоносной болезнью - холерой. И нашёл его. Но требовалось проверить препарат на живом человеке. И ученый привил холеру... самому себе. Почему учёный не проверил своё открытие на любом другом человеке? Какое значение для всего народа имел его препарат?
(Ответы учащихся)
Оппонент Катя. Федор Иванович Гааз с 1828 года занимал довольно высокий пост - был главным врачом московских тюрем. За короткое время он добился улучшения содержания заключённых. Организовал тюремную больницу. Открыл школу для детей арестантов. Все свои средства отдавал бедным. Сам жил очень скромно. Как вы считаете, какие качества Ф.П. Гааза помогали ему так поступать? Кажутся ли вам эти поступки странными? Почему?
(Ответы учащихся)
Эксперт Юля. Выслушав рассказы оппонентов и ваши ответы на заданные вопросы, можно сделать вывод, что ГРАЖДАНИН - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Любой гражданский поступок требует волевого усилия человека. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважение. Воля помогает человеку делать усилие над собой и преодолевать такие вечные пороки человечества как лень, трусость, вспыльчивость, недисциплинированность и т.д.
Кирилл. Попытайтесь определить, какие ситуации требуют развитой воли, какие действия можно назвать гражданским поступком
( на экране - таблица с формулировкой различных ситуаций):
Просмотр видеофильма | Уборка помещения |
Оказание помощи тонущему | Защита зелёных насаждений |
Участие в митинге | Участие в уличной драке |
Оскорбление младшего | Спасение погибающей собаки |
Отпор хулигану | Помощь старикам |
Участие в восстановлении храма | Раздача милостыни |
(Ответы учащихся)
Эксперт Айсылу. Чтобы понять, что такое гражданские чувства, необходимо припомнить обычные человеческие чувства, которыми обладает каждый из нас. Среди них, например, обоняние, с помощью которого мы чувствуем запах. Или вкус, благодаря которому мы чувствуем качество пищи. Это естественные чувства. Но у людей есть социальные или общественные чувства. Их множество. Например, чувство ответственности за своих детей. Или чувство долга перед родителями и т.д. Гражданские чувства родственны социальным. Например, чувство неудовлетворённости положением своей страны в мире. Чувство любви к Родине. Чувств долга защищать Отечество. Чувство уважения национальной символики (герб, гимн, флаг), культуры, языка, традиций.
Оппонент Оля. Гражданские чувства - это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других люде. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это. Выберите из перечня три чувства человека, которые, на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими (из таблицы на экране):
Гуманность | Искренность |
Скромность | Стыдливость |
Чувство справедливости | Чувство вины |
Честность | Самочувствие |
Чувство долга | Милосердие |
Чувство чести | Чувство ответственности |
Объясните свой выбор.
(Ответы учащихся)
Эксперт Регина. Теперь рассмотрим, что такое гражданские мотивы. Их ещё называют мотивами гражданского поведения.
Мотив - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего совершается эта деятельность.
Понимая, что путь ребёнка к счастью лежит через образование, мама всячески побуждает его хорошо учиться. Состоятельный человек без лишнего шума даёт деньги и открывает музыкальную школу для детей из малоимущих семей. Мотив тот же - сделать детей счастливыми. Это - гражданский мотив, поскольку он направлен на других, чужих, незнакомых детей. Человек мог купить себе ещё один дом, пять автомобилей, три яхты, объехать весь мир. Но он отдал свои средства на дело, крайне важное для всего общества и конкретных детей. Его мотивы благородны. Это – гражданские мотивы.
Кирилл. Расскажите о реальных или вымышленных действиях людей, в основе которых лежали гражданские мотивы.
(Рассказы учащихся)
Эксперт Алина. Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое родина? Берёзовая роща с трелями соловья? Но вокруг и мусорные свалки встречаются. И нищих полно. А цены! И квартир не хватает. И отгремели никому не нужные войны в Афганистане и Чечне. И гражданин все это должен любить? Любить помойки и ошибки своего правительства невозможно. Но гражданин, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины. И не только переживает. Гражданин действует. Он участвует в политике и требует перемен, требует реформ. Он понимает, что без его участия в выборах ничего не изменится. Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он протестует, он участвует в экологическом митинге. Он берет в руки лопату и сажает деревья. Он остановит того, кто приготовил пилу, собираясь в лес под Новый год.
Эксперт Юля. Гражданин протестует против разрушения культурного наследия. Он объединяется с другими людьми и восстаёт против сноса старинного здания. Он участвует в восстановлении церкви, монастыря. Он может не верить в Бога, но он не позволит погибнуть священным камням. Ведь к ним прикасались руки его предков.
Гражданин не будет покорно смотреть, как его обманывает продавец. Он использует Закон «О защите прав потребителей» и добьётся справедливости.
Гражданин требует от властей принять такие законы, которые сделали бы воровство невыгодным. Он поможет выявить взяточника и вымогателя.
Гражданин не может спокойно смотреть, как гибнет от водки его народ.
Кирилл и Сергей (по очереди). Подумайте, как бы вы поступили в следующих ситуациях:
Оппонент Аделя. В каждом человеке сочетаются черты истинного Гражданина (чувство тревоги за судьбу страны, готовность защищать Родину, стремление сделать жизнь более справедливой и т.д.), и обывательские (лень, пассивность, стремление уйти от ответственности т.д.). Вы видите их на экране.
(на экране перечень черт в два столбика)
Давайте без суеты разберёмся в себе! Ответьте на вопросы:
а) Какие черты Гражданина я вижу в себе?
б) Какие черты обывателя я нахожу в себе?
Ответы занесите в сводную таблицу: (Таблица раздаётся каждому учащемуся на входе заранее - время для заполнения таблицы - 4-5 минут.)
№ п/п | Черты Гражданина | Черты обывателя |
Эксперт Айсылу. Если вы задание не выполнили, то вы не готовы к самоанализу и у вас недостаточно развита воля. Без этих двух важнейших вещей не предвидится душевного прогресса. Это значит, что вы отбрасываете себя в собственном развитии лет на 5-6 лет. В современных условиях это может привести к неприятным последствиям. Подумайте, к каким.
Оппонент Вика. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. Расскажите о настоящем гражданском поступке (может, вспомните свой поступок). Главное - объясните, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от простых поступков. Во время рассказа никто не должен вас перебивать. Но после его завершения вам могут задать вопросы. Нелегко рассказывать о чём-то положительном. Такие задания обычно восторга не вызывают. И, тем не менее, попробуйте. (Учащиеся выполняют задание.).
Сергей. Наша дискуссия закончилась. Но сейчас каждый из вас может высказать свою точку зрения на тему гражданственности.
Кирилл. Итак, «свободный микрофон».
(Выступления учащихся)
Финальная песня «Поколение пепси…»
Учимся ткать миленький коврик
Рождественский венок
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Серебряное копытце
Госпожа Метелица