Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе.
Цель работы – выявить и изучить профессии, о которых мечтаем мы и выбор для нас нашими родителями, используя математический анализ.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 55.43 КБ |
prezentatsiya_k_proektu.ppt | 1.24 МБ |
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
I школьная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся МБОУ СОШ №28 поселка Мостовского
«Поиск и творчество»
Математические методы обработки и анализа исследовательских данных по теме: «Выбор будущей профессии»
Автор работы:
Бунаков Владислав
Саламанов Владислав
Сафиулина Ольга
Сидоров Никита
Черкашина Виолетта
Чернышева Венеса
Научный руководитель: Мазур Е.А, учитель математики
МБОУ СОШ №28 поселка Мостовского
пгт Мостовской, 2016
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………..….3
II. Изучение литературы……….……………………………………………….…….….…...5
1.История профессий………………………………………………...………..5
2. Классификация профессий…………………………………………………6
3. Выбор профессии…………………………………………………...………8
4. Практическая часть……………………………………………….………...9
III. Заключение………………………………………………….…………….13
IV. Список использованной литературы ………………….………...………14
V. Приложение………………………………………………………………...15
Введение
Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе.
Цель работы – выявить и изучить профессии, о которых мечтаем мы и выбор для нас нашими родителями, используя математический анализ.
Задачи:
1.Изучить литературные источники.
2.Провести анкетирование родителей и учащихся пятых классов и 6-Б класса.
3. Провести сравнительный математический анализ.
4. Сделать выводы.
Объект исследования: профессии.
Гипотеза: мы предположили, что профессии, о которых мечтают для нас наши родители, отличаются от профессий, о которых мечтаем мы.
Методы исследования: Изучение литературы. Анкетирование. Сравнение. Анализ.
Практическое исследование состояло из двух этапов.
В нашем исследовании принимало участие 45 семей.
Цель первого этапа – исследование профессий, о которых мечтают для нас наши родители.
Цель второго этапа - исследование профессий учащихся.
У нас вызвал интерес вопрос: «Отличаются ли мечты о профессиях для нас у наших родителей, от тех, о чем мечтаем мы?». Наша гипотеза заключалась в следующем – что профессии, о которых мечтают наши родители, отличаются от профессий, о которых мечтаем мы. Моим ровесникам будет интересно узнать о них.
Теоретическое исследование показало, что профессий имеют различную классификацию: «Человек - человек», «Человек - техника», «Человек-природа», «Человек - знаковая система», «Человек – художественный образ».
Проект ориентирован на практическое исследование профессий, которые выбрали родители, и на выявление профессий о которых мечтают дети в наши дни.
II. Изучение литературы.
Профессия - социально значимый род занятий человека, его трудовая специальность.
Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми, и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые - кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий.
2. Классификация профессий.
Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. По классификации профессии можно сгруппировать следующим образом:
«Человек - человек». К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
«Человек - техника». К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
«Человек-природа». К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.
«Человек - знаковая система». К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
«Человек – художественный образ». К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
3.Выбор профессии
Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно. Выбор профессии – это, прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:
Таким образом, в результате изучения литературных источников можно сделать следующие выводы: профессий существует огромное количество, многие из которых появились совсем недавно, т.к. научно-технический прогресс продвинулся намного вперёд. Но не все профессии подходят каждому человеку. При выборе профессии следует учитывать:
III. Практическая часть.
Практическое исследование состояло из двух этапов.
В нашем исследовании принимало участие 45 семей 5-х и 6-Б классов.
Цель первого этапа – исследование профессий, о которых мечтают для нас наши родители.
В анкетировании принимало участие 76% женщин и 24% мужчин (Слайд 14).
Родителям была предложена анкета. (Приложение №1). Анализ анкетирования показал, что родители хотели бы, чтобы дети выбрали профессии по следующим квалификациям:
человек - человек |
| |
человек - техника | 27% | |
человек - художественный образ | 11% | |
человек - природа | 4% | |
человек знаковая система | 19% | |
не определился | 9% | |
предоставил выбор ребенку | 7% |
Ответы распределились следующим образом
На вопрос:
«Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?»
престижные,перспективные,популярные,большая з\п | 22% |
учитывать способность,призвание и желание ребенка | 30% |
затрудняются | 20% |
востребовательна | 19% |
ответсвенность и много знаний | 9% |
Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию?
позволят | 98% |
не позволят | 2% |
Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравиться?
положительно | 69% |
отрицательно | 4% |
обсудим | 9% |
выбор ребенка | 13% |
нейтрально | 5% |
Родители пытаются "самоопределить" нас, но со своей позиции. И это тоже понятно. Они имеют больше опыта и знают на практике то, что многие увлечения лучше так и оставит на уровне "хобби", и не делать их своей профессией (в силу многих причин). Они хотят, чтобы мы как можно меньше разочаровывались и ошибались по жизни. Но, часто, не учитывают момент нашей самостоятельности и желания понять все самим, набивать "свои шишки" (ведь именно на своих ошибках мы и учимся).
Но есть и случаи, когда люди искренне благодарны родителям за то, что они настояли когда-то на выборе «именно этой специальности». Часто такие люди только потом осознают, какой близкой и родной стала для них эта профессия.
Получать информацию нужно всеми доступными способами. При этом родители – один из самых лучших источников. Но окончательное решение все равно остается только за нами.
Цель второго этапа - исследование профессий учащихся.
Нами был проведен опрос 77 учащихся.
Из них 46% мальчиков и 54% девочек.
Выбор профессии распределился следующим образом:
человек -человек | 37% |
человек - техника | 26% |
человек - художественный образ | 23% |
человек - природа | 7% |
человек знаковая система | 1% |
не определился | 6% |
Принимая во внимание рекомендации специалистов именно к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз.
Имеем, что в этом возрасте среди наших респондентов уже определились с первоначальным выбором профессии 94% учащихся.
Учащиеся мечтают стать врачами, переводчиком, парикмахером, полицейскими, военными, прокурором, дизайнерами и другими.
Однако, анализируя потребности нашей страны в рабочих профессиях и ответы респондентов можно сделать вывод, что всего 6% учащихся и родителей хотели бы овладеть востребованными рабочими профессиями, такими как строитель, автомеханик и механик.
Проведя анализ между ответами родителей и их детей
видно, что желания двух категорий респондентов близки по классификациям «человек-техника» и «человек-человек». Однако в классификациях «человек-природа» и «человек - художественный образ» их желания не совпадают. Самое большое отличие по категории «человек - знаковая система». Здесь мы видим, что родители хотят нас видеть архитекторами, бухгалтерами, и это не совпадает с желанием детей!
III. Заключение
У нас вызвал интерес вопрос: «Отличаются ли мечты о профессиях для нас у наших родителей, от тех, о чем мечтаем мы?».
Наша гипотеза заключалась в следующем – что профессии, о которых мечтают наши родители, отличаются от профессий, о которых мечтаем мы.
Теоретическое исследование показало, что профессий имеют различную классификацию: «Человек - человек», «Человек - техника», «Человек-природа», «Человек - знаковая система», «Человек – художественный образ».
Проект ориентирован на практическое исследование профессий, которые выбрали родители, и на выявление профессий о которых мечтают дети в наши дни с использованием математических навыков.
Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. В любом случае родители поддержат наш выбор. Тогда мы с уверенностью сможем сказать – «Моя будущая профессия – это лучшее решение».
IV. Список использованной литературы
1. Завальнюк Л.А. О профессиях. - М.; 1999
2. Зеер Э. Ф. Психология профессий, Екатеринбург; 1997
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.; 2004
4. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Анкета для родителей Имя__________________________________ Возраст______________________________ Профессия, которую вы хотели бы, чтобы выбрал Ваш ребенок ______________________________________________________ Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?___________________________________________________________________________________________________ Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию? _________ Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравится?_____________________ | Анкета для родителей Имя__________________________________ Возраст______________________________ Профессия, которую вы хотели бы, чтобы выбрал Ваш ребенок ______________________________________________________ Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?___________________________________________________________________________________________________ Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию? _________ Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравится?_____________________ |
Анкета для родителей Имя__________________________________ Возраст______________________________ Профессия, которую вы хотели бы, чтобы выбрал Ваш ребенок ______________________________________________________ Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?___________________________________________________________________________________________________ Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию? _________ Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравится?_____________________ | Анкета для родителей Имя__________________________________ Возраст______________________________ Профессия, которую вы хотели бы, чтобы выбрал Ваш ребенок ______________________________________________________ Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?___________________________________________________________________________________________________ Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию? _________ Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравится?_____________________ |
Анкета для родителей Имя__________________________________ Возраст______________________________ Профессия, которую вы хотели бы, чтобы выбрал Ваш ребенок ______________________________________________________ Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?___________________________________________________________________________________________________ Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию? _________ Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравится?_____________________ | Анкета для родителей Имя__________________________________ Возраст______________________________ Профессия, которую вы хотели бы, чтобы выбрал Ваш ребенок ______________________________________________________ Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?___________________________________________________________________________________________________ Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию? _________ Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравится?_____________________ |
Приложение 2
Опросный лист для детей
_______________класс
№ | Имя | Возраст | Профессия, о которой я мечтаю |
Слайд 1
Математические методы обработки и анализа исследовательских данных по теме: «Выбор будущей профессии» проектСлайд 2
«Человек - человек», «Человек - техника», «Человек-природа», «Человек - знаковая система», «Человек – художественный образ»
Слайд 3
"Человек - человек" профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с информационным обслуживанием; профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Слайд 4
"Человек - техника" Главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Труд работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Слайд 5
Классификация профессий "Человек - природа" Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к природе (не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Слайд 6
"Человек - знаковые системы" профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием; профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения; профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Слайд 7
"Человек - художественный образ" профессии, связанные с изобразительной деятельностью; профессии, связанные с музыкальной деятельностью; профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью; профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Слайд 8
Выбор профессии Планы Склонности Способности – Актуальный социальный запрос
Слайд 9
Выбор профессии Родители, семья
Слайд 10
Цель работы – выявить и изучить профессии, о которых мечтаем мы и выбор для нас нашими родителями, используя математический анализ.
Слайд 11
Гипотеза: мы предположили, что профессии, о которых мечтают для нас наши родители, отличаются от профессий, о которых мечтаем мы
Слайд 12
Цель первого этапа – исследование профессий, о которых мечтают для нас наши родители. Цель второго этапа - исследование профессий учащихся.
Слайд 13
Последовательность действий при выборе профессии ХОЧУ МОГУ НАДО
Слайд 14
В анкетировании принимало участие
Слайд 15
Родители хотели бы, чтобы дети выбрали профессии по следующим квалификациям
Слайд 16
Почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбрал именно эту профессию?
Слайд 17
Позволите ли Вы самостоятельно выбрать вашему ребенку профессию
Слайд 18
Как бы Вы отнеслись к тому, если ваш ребенок захочет профессию, которая вам не нравиться?
Слайд 20
Выбор профессии распределился следующим образом
Слайд 22
Чей выбор главный? Ребёнок Родитель
Слайд 23
« Моя будущая профессия – это лучшее решение».
Лиса и волк
Две лягушки
Алые паруса
Весенние чудеса
Стеклянный Человечек