Здесь содержатся тезисы к исследовательской работе "Сталин: диктатор или реформатор". Саму работу без разрешения автора я выкладывать не стала, а тезисы предлагаю вашему вниманию. Исследовательская работа заняла 3 место на конкурсе исследовательских работ. Данная работа - взгляд современного молодого человека на проблемы Отечественной истории.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Исследовательская работа «Сталин: диктатор или реформатор»
1.Данная тема исследования была выбрана неслучайно. Однажды автор данного исследования в многолюдной толпе услышал слова, сказанные пожилым человеком: «Сталина бы сюда!!!». «Сталина на вас нет, уж он бы показал вам, навёл бы порядок!!!»
Захотелось найти ответ на вопрос: «Почему имя И. Сталина используют в таком контексте»? Поэтому, когда было предложено заняться исследовательской работой, среди предложенного перечня тем была выбрана именно эта. Захотелось разобраться, какая точка зрения верна, тех кто защищает Сталина и хочет вернуть те времена, дабы навести порядок, или тех, кто говорит о непоправимом вреде его правления.
Настоящая работа посвящена исследованию политического портрета Иосифа Виссарионовича Сталина.
2. Перед началом исследования было решено проверить, интересна ли данная тема окружающим. Был проведён социологический опрос и респондентам был задан вопрос: «Хотели бы вы узнать правду о Сталине?». Результаты меня приятно удивили!!! Из 50ти опрошенных человек взрослого населения 70% ответили, что «ДА, ХОТЕЛИ БЫ». Из 50ти опрошенной молодёжи 75% ответили «ДА».
3. Дальнейшее исследование строилось на выдвижении и доказательстве двух гипотез: «Сталин – диктатор»; «Сталин – реформатор». Предстояло выяснить, какая гипотеза более состоятельна.
4. Цели исследовательской работы: выяснить, кем был в большей мере И. В. Сталин- реформатором или диктатором?
5. Перед написанием работы были поставлены следующие задачи:
6. При выборе методов исследования появились некоторые трудности, т.к. при описании социальных фактов мы ограничены в выборе методов. Исследование строилось с помощью:
7. Тема «сталинизма» актуальна и по сей день. Наше общество ещё не может до конца избавиться от пережитков сталинского тоталитаризма. Ещё не изжит страх из наших душ, вместо ощущения свободы, ещё повсеместно используются командно – административные методы руководства – вместо демократических, ещё не исчезла тоска у старшего поколения по «сильной руке», ещё велика боль от утрат, полученных во время репрессий. Сегодня требуется понять суть политики «сталинизма», чтобы не повторить ничего подобного в будущем, чтобы сразу увидеть если это явление опять начнёт прорастать в нашу жизнь. Ведь хорошо известно, что история имеет особенность повторяться.
8. Респондентам был задан вопрос: «Как вы считаете, существует ли в настоящее время угроза установления сталинских порядков?» Из 50ти опрошенных человек взрослого населения 25% ответили, что существует. Из 50ти опрошенной молодёжи 40% ответили, что существует.
Конечно, угроза установления «сталинизма» маловероятна. Но если вдруг это явление опять начнёт прорастать в нашу жизнь мы должны распознавать его элементы, чтобы вовремя уничтожить.
9.Работая над темой, я старалась, чтобы моя исследовательская работа приняла практическую пользу. Практическое значение я вижу в следующем:
ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ!!! Мы должны уметь распознавать элементы «тоталитаризма» и не допускать их повторения.
ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ!!! Тема Сталина и его эпохи очень неоднозначна. И в плюсах, и в минусах той эпохи трудно разобраться. Я хотела все плюсы и минусы расставить по местам.
10. Первым этапом моего исследования была проверка 1 части гипотезы – «Сталин реформатор». Я не стала исследовать преобразования Иосифа Сталина в области экономики, т.к. последствия этих реформ очевидны: все мы свидетели последствий его аграрной реформы, в результате которой крестьянин был отчужден от земли, и которая до сих пор бьет по нас. Да!!!! В результате «большого скачка» была построена индустрия, но какой ценой, ценой миллионов загубленных жизней. И почему с такой индустрией СССР оказался не готов ко 2 мировой войне? Да и где сейчас эта индустрия?Я исследовала реформы Сталина в области государственного управления, которые проходили в 2 этапа.
В 1933-1937 Сталин делает первую попытку реформирования системы управления страной и отстранения от власти старой партноменклатуры, для чего вводит в действие очередную Конституцию СССР, в которой был представлен новый вариант избирательной системы. Эта реформа завершилась грандиозным его поражением, выразившемся в вакханалии массовых репрессий 1937-1938 годов, получивших позднее название большого террора. Так бесславно закончилась первая попытка демократизации жизни страны, отстранения от власти партноменклатуры и ни к чему не годной советской бюрократии.
Но Сталин и его группа не сдались. Начался 2 этап реформирования государственной системы, озвученный на 19м съезде КПСС:
-партия поменяла свое название, с ВКП(б) на КПСС, Сталин тем самым желал подчеркнуть подчиненное положение партии по отношению к Советскому государству; были проведены изменения в структуре партаппарата, в результате которых власть в партии перешла от партийной номенклатуры к Советской власти (строго говоря – ее номенклатуре).
Однако и вторая попытка перестройки Сталина завершилась его полным поражением и также закончилась массовыми репрессиями.
11. В результате проверки 1 части гипотезы я пришла к выводу о том, что реформы проводились. Однако все они бесславно закончились и сопровождались репрессиями. Нет ни одной семьи, которая не пострадала бы от сталинских репрессий. Итак, данная гипотеза оказалась несостоятельной – Иосиф Сталин не является реформатором.
12. Далее мною была проверена 2 часть гипотезы «Сталин-диктатор».
Я выяснила, что Иосиф Виссарионович одобрял политику массового террора, оправдывал ее сложившейся исторической ситуацией. У каждого правителя – своя политика. Суть политики Сталина - массовые репрессии против своего народа.
Масштабы репрессий были поразительны. С учетом даже «запрещенных» Сталиным итогов переписи населения 1937 года чистки по политическим мотивам в 1936-39 годах затронули 4-5 миллионов человек, приблизительно 10 процентов из них было расстреляно. Если же говорить об общем числе репрессированных за весь период правления Сталина, контингент Гулага (Главного управления лагерей НКВД) насчитывал 12-13 миллионов человек. 80 процентов делегатов XVII съезда ВКП(б)были репрессированы.
13.Глубоко зная людей и глубоко их презирая, Иосиф Виссарионович к ним относился как к сырому материалу, с которым можно делать что угодно, осуществляя в истории некий замысел своей личности и судьбы. Он был в собственных глазах и актёром, и режиссёром, а сценой бала вся страна. Иосиф Сталин – один из более жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества. В результате исследования был сделан вывод Гипотеза о том, что Сталин – диктатор оказалась верной.
14. В результате социологического опроса мы выяснили, что современное общество считает Иосифа Сталина диктатором.
15. Социологические данные подтверждают мою гипотезу о том, что Сталин – в большей м ере диктатор, чем реформатор. Он считал возможным достижение земного «рая» ценой неимоверных страданий людей. Реформы должны оставлять след в истории. От реформ Сталина следов (кроме поломанных судеб) не осталось.
16. Для подтверждения своих выводов я задала респондентам вопрос «хотели ли вы жить в сталинские времена» и результаты меня удивили ив, 100% опрошенной молодёжи категорически против.
17. Личность Сталина часто сравнивают с личностью Ивана Грозного. Было решено проверить мысль о том, что может быть к Сталину у людей предвзятое отношение, может они не хотят видеть в нём реформатора, помня о его жестокости. Захотелось узнать, а как относится население к Ивану Грозному, самому жестокому правителю России, но вместе с тем и великому реформатору.
У участников социологического опроса спросили: «Кем они считают Ивана Грозного- диктатором или реформатором». 75 % респондентов считают его реформатором, несмотря на то, что Иван Грозный заслужил прозвище тирана. Этот факт еще раз подтверждает вывод о том, что народ, который три десятилетия шел за человеком, жестоко устанавливающим нормы общества вынес вердикт истории – Иосиф Сталин – диктатор.
18. В данном проекте приведен материал об экономической и политической деятельности Иосифа Сталина, что даёт возможность использовать проект в качестве лекционного материала на уроках истории и во внеклассной деятельности.
Данный взгляд на личность И. Сталина – взгляд современного молодого человека. Таким видим его мы – молодежь XXI века. Ведь «большое видится на расстоянии». Судить мы не имеем права – история этого не простит. Однако, дать оценку мы обязаны т.к. история имеет особенность повторяться.
Алые паруса
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Бабочка
Как я избавился от обидчивости
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")