С самого раннего детства, как только мы помним себя, мы знаем, что каждый человек имеет своё имя. Но не каждый знает, как появились имена, что они означают, почему его так назвали. Нам захотелось узнать:
- когда и как возникли имена;
- откуда они пришли в наш язык;
- что означают наши имена;
- какие имена наиболее популярные в настоящее время.
Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению имен.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_i_nashi_imena.docx | 312.94 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Родничок
Балашовского района Саратовской области»
Исследовательский проект
Мы и наши имена
Авторы: учащиеся 6 класса
МОУ СОШ с.Родничок
Григорьева Ксения и
Иванова Анастасия
Руководитель:
Грезнева О.В.,учитель
русского языка и
литературы МОУ СОШ
с.Родничок
с.Родничок 2012 г.
«Имя человека – самый сладостный
и самый важный для него звук
на любом языке»
(Д.Карнеги).
Содержание проекта
1. Введение.
2. История имён.
3. Что означают имена:
А) значения имён; Б) имена учащихся нашей школы;
В) значение и происхождение имён учащихся 6 класса.
4. Существует ли мода на имена? Исследование имён жителей с.Родничок.
5. Наши имена: Анастасия и Ксения.
6. Заключение.
Литература.
Приложения.
1.Введение
С самого раннего детства, как только мы помним себя, мы знаем, что каждый человек имеет своё имя. Но не каждый знает, как появились имена, что они означают, почему его так назвали. Нам захотелось узнать: - когда и как возникли имена; - откуда они пришли в наш язык; - что означают наши имена; - какие имена наиболее популярные в настоящее время. Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению имен.
Цель нашего исследования:
-изучить значение имен, их происхождение,
-проанализировать изменение популярности имен,
-исследовать изменение моды на имена.
Задачи проекта:
-изучение и анализ литературных источников,
-сбор информации об именах учащихся нашей школы и нашего класса, нашего села,
-исследование значений имен наших одноклассников,
-выявление повторяющихся и редких имен.
Методы исследования:
-поисковый,
-описательный,
-метод анализа и обобщения, составления таблиц.
Актуальность работы заключается в следующем:
Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.
Роль имени в жизни человека всегда волновала и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.
2.История имен.
Имена возникли с появлением человеческой истории, вместе с появлением речи. Имя - это первое, что упоминается в разговоре, когда речь заходит о том или ином человеке. Каждый из нас имеет имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируются в документах. А что же это такое – имя? Согласно словарю В.И. Даля, имя – это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». А словаре С.И. Ожегова мы читаем: «Имя – личное название человека, даваемое при рождении». Имена людей – это часть истории и народов. У русских имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно. На раннем этапе развития цивилизации люди долго не выбирали, какое имя дать ребенку. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей и всего того, что было на виду всегда. Одни имена связывались с событиями из жизни людей, другие – указывали на занятия людей, приметы или особенности характера человека. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, например: Светлана, Беляк, Черныш, Мал, Косой, Рябой, Кудряш. Были имена, отражавшие порядок появления детей, например: Первой, Вторуня, Старшой. Вот несколько характеристик имен по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада, Добрава; по профессии – Кожемяка, Селянин и др. Можно не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но это действительно имена наших предков. Существовало убеждение, что если дать ребенку имя известных в какой - то местности плохих людей, то и ребенок приобретет подобные отрицательные черты. Следовательно, нужно давать только хорошие. Отсюда сформировалась традиция, распространенная и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь». Еще в летописи 11 века можно встретить хорошо знакомые имена (Олег, Игорь, Владимир, Ольга) и малознакомые (Рюрик, Аскольд, Лучезар). От этих имен веет древностью, героическими и славными походами древнерусских князей. В древней Руси использовались три группы имен:
-простые и двуосновные древнеславянские имена (Святослав-святая слава, Владимир- владеющий миром, Людмила- людям милая); -скандинавские имена (Олег, Игорь, Ольга, Аскольд); -имена, используемые церковью (Иван, Федор, Елена). С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые имена (Анна, Мария, Елизавета). При крещении человеку давалось второе имя, древнегреческое, латинское, древнееврейское и другие. Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например: в документах значилось Стефан, а в быту звали Степан или Иоанн-Иван. Церковь не все имена признавала. Так князю Киевскому Владимиру при крещении дали имя Василий, княгине Ольге – Елена. В России, на протяжении довольно долгого времени имя человеку могла дать только церковь. В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги - месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Дело родителей было только выбрать и согласиться с каким-либо из имен. И только в 1905 году эта прерогатива церкви была несколько ослаблена, и родители уже могли назвать ребенка на свое усмотрение. После революции 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем, без каких бы то ни было ограничений. В наши дни, в отличие от традиций прошлого, имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда, ребенка называют: -согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого родного человека, -из-за красивого звучания, сочетания с отчеством отца; -потому что редкое; -по совету родителей; -потому что модное, популярное.
3.Что означают наши имена.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что не все знают значение и происхождение своего имени.
Результаты социологического опроса учащихся МОУ СОШ с.Родничок
(в опросе приняло участие 45 человек)
№ | Вопросы | Да | Нет |
1 | Знаешь ли ты, что такое имя? | 41 | 4 |
2 | Знаешь ли ты значение своего имени? | 13 | 32 |
3 | Знаешь ли ты происхождение своего имени? | 5 | 40 |
4 | Знаешь ли ты, когда у тебя именины? | 7 | 38 |
5 | Доволен ли ты своим именем? | 28 | 17 |
5 | Знаешь ли ты, в честь кого тебя назвали? (Если «да», то напиши, в честь кого? | 20 В честь предков – 13 Исходя и канонов православного календаря - 3 В честь великих, известных людей - 4 | 25 |
Из «Словаря русских личных имён» Петровского С.А. мы сделали выписки, оформили буклеты и разместили их в классном уголке.
Значения имён
Александр -имя происходит от греческих слов "алекс" -защитник и "андрос" -мужчина | Ангелина -ангельская |
Также мы провели исследование имён всех учащихся нашей школы и выявили самые распространённые имена среди девочек и мальчиков.
В нашей школе всего 87 учащихся, имен женских-18, мужских - 14.
Самые популярные имена:
Женские | Мужские | ||
Имя | Количество детей | Имя | Количество детей |
Анастасия | 6 | Александр | 6 |
Алина | 5 | Сергей | 5 |
Екатерина | 4 | Алексей | 4 |
Самые редкие (с такими именами учатся по одному ребенку в школе):
Женские имена: Диана, Анжелика, Виолетта, Евгения, Юлия.
Мужские имена: Павел, Матвей, Пётр, Руслан, Семён.
Мы провели анализ значения и происхождения имен учащихся нашего класса, в ходе которого было выявлено следующее:
Имена мальчиков | Значение | Происхождение | Количество человек | |||||||
греческое | еврейское | римское | славянское | скандинавское | испанское | библейское | русское | |||
Александр | «защитник людей» | + | 1 | |||||||
Артём | «невредимый, здоровый» | + | 1 | |||||||
Владислав | «владеющий славой» | + | 1 | |||||||
Олег | «священный» | + | 1 | |||||||
Сергей | «высокочтимый» | + | 1 |
Имена девочек | Значение | Происхождение | Количество человек | |||||||
греческое | латинское | древнееврейское | славянское | скандинавское | древнеперсидское | древнегерманское | русское | |||
Алина | «благородная» | + | 1 | |||||||
Анаста- сия | «воскресение, возвращённая к жизни» | + | 2 | |||||||
Дарья | «побеждающая, повелительница» | + | 1 | |||||||
Екатери- на | «непорочная» | + | 1 | |||||||
Елизаве- та | «почитающая Бога» | + | 1 | |||||||
Ксения | «чужеземная» | + | 1 | |||||||
Марина | «морская» | 1 | ||||||||
Татьяна | «устроитель- ница» | + | 1 |
Вывод: Исследование разновидностей имен учащихся седьмого класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен.
.
4.Существует ли мода на имена?
Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Очень модными становятся те имена, которые давно не использовались. Мы провели социологическое исследование имён жителей с.Родничок. Благодаря помощи специалистов администрации села Родничок, мы подсчитали имена по десятилетиям. Также мы узнали имена долгожителей нашего села. Самой старшей из них является Смотрова Дарья Фёдоровна, её дата рождения – 13 марта 1914 г.
Итоги нашего исследования
В 1920 – 1930-е г.г. наиболее часто давались такие мужские имена: Николай, Василий, Алексей, Георгий, Иван. Среди женских имен наибольшей популярностью пользовалось имя Мария, затем Александра, Ольга, Екатерина, Елена. В 1940 – 1950-е г.г. на первом месте имя Владимир, за ним идут Юрий, Анатолий. Среди женских имен излюбленным становится Наталья, за ним идут Людмила, Татьяна. В 1960-1970 годах среди мужских имен лидируют имена Александр, Андрей, Сергей, Олег, Дмитрий. Этими именами была названа половина родившихся мальчиков. Самым популярным женским именем стало имя Елена. В 1980 -1990–х годах именем-фаворитом снова становится Александр. Часто встречаются имена Дмитрий, Денис, Алексей. У девочек самым популярным становится имя Александра. Часто девочек стали называть Аннами, Натальями, Маринами. С 2000 по 2010 годы Мария и Александр стали самыми модными именами новорожденных Мария вернула себе «пальму первенства» в 2009 году спустя почти полвека. В нашем селе за 2013 год родилось 28 детей: 14 мальчиков и 14 девочек. Популярными именами среди мальчиков оказались имена: Максим и Александр (Александр стал уже «шестикратным чемпионом»: в последние 60 лет это имя для малышей чаще всего выбирают родители). Самыми популярными именами среди девочек стали Елизавета и Алина.
.
5. Наши имена
Я – Григорьева Ксения. Моё имя происходит от древнегреческого слова и означает « гостеприимство или чужеземный». Дома меня называют Ксюшей, подруги чаще всего зовут Ксюхой. Именины Ксении – 6 февраля. Назвали меня так родители потому, что это имя им понравилось.
Имя Ксения известно в истории. Ксения Борисовна Годунова (1582-1622) – дочь царя Бориса Годунова. Я также горжусь своим именем. Это имя носят: Ксения Анатольевна Собчака - российская телеведущая, журналист, актриса, дочь первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака; Ксения Бородина - телеведущая, актриса.
Кроме того, что мы выяснили происхождение и значение своих имён, мы узнали о талисманах и покровителях имени, различные подходы к толкованию имён, но самым интересным для нас стал материал о смысле букв в имени. Оказывается, каждая буква имени человека даёт определённый смысл. В наших именах «Анастасия» и «Ксения» буквы обозначают:
«А» - желание что-то начать, стремление к комфорту; «Н» - знак протеста, старательность и усердие в работе, нелюбовь к монотонному труду; «С» - стремление к материальной обеспеченности, раздражительность, склонность к власти, капризность; «Т» - страсть к разнообразию, особенно в мелочах, лейтмотив его жизни; «И» - обладает прекрасным чувством гармонии; «Я» - человеку с гласной Я в имени наибольшее наслаждение доставляют собственные мысли; «К» - выносливость, умение хранить тайны, принцип жизни «всё или ничего»; «Е» - стремление к самовыражению.
Смысл наших имён получается объединением смысла всех букв имени. При этом буква, с которой начинается имя, имеет самый важный смысл.
6. Заключение
Свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории происхождения имен, изучению их значения. Раньше мы почти не задумывались над этими вопросами. Выполняя работу, мы расширили знания об именах, познакомились с историей возникновения традиции имянаречения, выявили самые популярные и самые редкие имена нашего класса, школы, села. Проведя свою исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что важно, чтобы человек знал происхождение и смысл своего имени. Прочитав много книг и статей, мы узнали, что имя человека может многое рассказать о человеке, который носит это имя. Важно помнить, что имя - это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или вообще выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Имена – это большая загадки тайна. Изучайте их!
Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
(А.Бобров)
Литература
Приложения
1. Пословицы об именах
Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».
2. Стихи. Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.
АНАСТАСИЯ - воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.
Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.
Маленькая девочка
У папы на коленочках,
Маленькая девочка
Машенькой зовется.
Все ласкают девочку,
Все играют с девочкой -
Ведь не просто так ребенку
Имечко дается!
Машенька - желанная,
Машенька - любимая,
Имя твое древнее
И для нас правдивое!
МИХАИЛ.
Мишенька-сыночек,
Словно огонечек,
Светлый и веселый,
Радует семью.
Утром просыпается -
Смехом заливается,
Вечером баюкает
Сестреночку свою.
ЮЛИЯ - кудрявый - латинское.
Видишь, Юленька, кудряшки -
В небе облака?
Скачут по лугам барашки -
Белая река.
Глянь на солнце через море,
Как бежит волна,
Словно кудри на просторе
Нежно-весела.
Посмотри-ка, Юленька,
В зеркальце лучистое
Ты увидишь, милая,
Кудри золотистые!
СВЕТЛАНА - светлая - русское.
Все проснулись очень рано
Оттого, что вдруг Светлана
Встала первой и умылась -
Сразу небо засветилось,
Засияли в кухне чашки,
Стали белыми рубашки,
Заплясали зайчики,
Шалунишки-мальчики!
Почему же так случилось,
Как такое получилось?
Просто имя у Светланы
Значит "светлая". И рано
Встала Света и умылась -
Оттого все засветилось!
АРТЕМИЙ - посвященный Артемиде, богине охоты и луны - древнегреческое.
Артемий скачет на коне,
Артемий скачет при луне,
В колчане - лук и стрелы,
Несется всадник смелый -
Такой приснился Теме сон…
Но в чем-то правдою был он!
СОФЬЯ - мудрость, разумность, наука - греческое.
Мудрая, разумная,
На софе сидит,
Кулачок под щеченькой,
Умно говорит...
Рассуждает девочка
О небе и морях,
О чудо-кораблях.
Кто же эта девочка,
Тоненькая веточка,
Умная, серьезная,
Даже где-то грозная?
Это - наша Софья,
В имени ее
Мудрость и наука,
Знание про все!
Даже слово "философия"
Нам напоминает - Софья!
НАТАЛЬЯ - рождество (родная) - латинское.
Праздник, праздник, Рождество!
Пусть случится волшебство,
Пусть сияет все огнями,
Пусть на елке со свечами
Засияет новый год,
Пусть он радость принесет!
Возле елки детвора
Скачет с самого утра.
Любят дети праздники -
Тихони и проказники.
Только кто там громче всех,
Чей такой веселый смех?
Это девочка Наташа,
Хохотушка наша!
Имя у Наташи значит
Рождество,
Значит, у Наташи
Двойное торжество!
ТАТЬЯНА - "устроительница", "учредительница" от имени легендарного сабинского царя Tatius – - древнегреческое.
Таня, Танечка, Танюша
Любит про себя послушать.
Мы расскажем нашей Тане,
В честь кого ее назвали:
В честь сабинского царя
Называют все тебя!
Станешь ты у нас царицей -
Будем мы тобой гордиться!
СЕРГЕЙ - родовое римское имя.
Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный -
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!
ЛЮБОВЬ - любовь - русское.
Люба, Люба, Любушка,
Любушка-голубушка.
Это имя светлое
Девочке дано.
Все полюбят Любушку -
Нежную голубушку.
Быть всегда любимою,
Знать, ей суждено.
ПОМОЩНИЦА.
У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел -
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу!
3. Частушки.
1.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки,
Очень замечательно!.
2.
Горе горькое у Тани,
Всем Танюшу жалко –
Из дыры в ее кармане
Выпала шпаргалка.
3.
Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, всем пример,
Как нельзя решать пример.
4.
Петя с музыки сбежал,
На ботанику попал.
Был ответ его не плох:
До, ре, ми, фасоль, горох.
5.
Сунул Леша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя — забыл помыть!
6.
Эля с Женей на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать —
На уста кладут печать!
7.
Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? -
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!
8.
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день.
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену лень.
9.
Коля вышел отвечать,
Но не знал, с чего начать.
Час молчал, потом изрек:
«Анна Павловна, звонок».
10.
Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих.
11.
Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать —
Чистить, мыть или стирать.
12.
Наш Илья — вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает — ну, хоть плачь!
13.
Хоть оценки и не очень,
Наш Сережа знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
14.
Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили —
Так проступок небольшой!
4. Кроссворд
По горизонтали:
1.Мужское имя, (греч.) которое означает помощник ,заступник, предотвратитель.
2.Женское имя (лат.)рождественская, рождество природная или родная.
3. Женское имя (лат.) пышная; сноп.
По вертикали: 4. Женское имя, (греч.) солнечная; факел
5. Женское имя, (лат.) по имени легендарного царя древности Татия; или (греч.) учредительница
6. Женское имя, (рус.) букв любовь
7. Женское имя, (слав. из др.-евр.) милованная богом
Хрюк на ёлке
Денис-изобретатель (отрывок)
Самодельный телефон
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Как зима кончилась