Мы воспринимаем окружающий нас мир таким, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему зрение иногда подводит нас? В своей работе я пытался выяснить, как наши глаза связаны с мозгом, что такое иллюзии и где они применяются в нашей жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 885.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Г. ТОБОЛЬСКА
Научно-практическая конференция
младших школьников
Исследовательская работа
Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия?
Исполнитель Белозёров Егор,
уч-ся 3б класса
Руководитель Альмухаметова Олеся Павловна
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Тобольск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 7
Библиографический список 8
Приложение1
Приложение2
ВВЕДЕНИЕ
Мы воспринимаем окружающий нас мир таким, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему зрение иногда подводит нас? В своей работе я пытался выяснить, как наши глаза связаны с мозгом, что такое иллюзии и где они применяются в нашей жизни.
Цель исследования:
-доказать, что не всегда нужно верить своим глазам.
Задачи исследования:
-Изучить, как человек видит.
-Провести опыт бинокулярного зрения.
-Изучить, что такое иллюзия.
-Привести примеры некоторых видов зрительных иллюзий.
-Привести примеры применения зрительных иллюзий в жизни.
-Провести среди детей анкетирование.
-Составить брошюру иллюзий распознавания образа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На уроке математики мы рассматривали задачу из учебника математи-ка для 3-го класса. Она меня очень заинтересовала. В ней тре-буется сравнить площади двух фигур. На глаз, одна фигура казалась больше другой, хотя площадь у нее была меньше. Я просто сам себе не поверил. И мне захотелось выяснить, почему не всегда можно верить своим глазам.
Человек воспринимает окружающий мир благодаря зрению. Но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. От всех предметов от-ражается свет. Глаз улавливает его. Когда свет достигает задней части наше-го глаза, то по зрительному нерву посылаются сигналы в зрительные отделы головного мозга. Эти сигналы передают картинку, которую видит глаз. Мозг начинает анализировать эту картинку, как в компьютере. Потом он сравнива-ет с похожими образами, хранящимися в памяти. Так что же видит наш мозг? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий опыт.
Расстояние между нашими глазами примерно 6 см. Поэтому то, что ви-дит один глаз, слегка отличается, оттого, что видит другой. Это называется бинокулярным зрением. Наш мозг накладывает полученные картинки друг на друга и создает единое изображение. Давайте посмотрим, как это работает. Свернем лист бумаги в трубочку диаметром около 3 см. Будем глядеть через нее вдаль, приставив ее к одному глазу. А вторым глазом будем разгляды-вать ладонь второй руки, приставленную вплотную к дальнему концу трубки. Смотреть нужно при этом строго прямо. Один глаз видит руку, другой же от-верстие трубки. А что же видит наш мозг? Отверстие в ладони!
Наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Это называется зрительной иллюзией. В переводе с латы-ни слово «иллюзия» означает «ошибка». Часто зрительные иллюзии возни-кают по двум причинам: являются результатом несовершенной работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом. Изучением причин возник-
новения иллюзий ученые занимаются около 150 лет. Но многое остается не понятным до сих пор.
Приведем примеры некоторых зрительных иллюзий.
Иллюзия Эббингауза. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков. Это объясняется тем, что размер фигуры зависит от ее окружения.
Иллюзия Болдуина. Линия между маленькими квадратами выглядит длиннее, чем между большими квадратами. Хотя на самом деле эти линии равны между собой. Это объясняется тем, что длина отрезка зависит от его окружения.
Иллюзия Вундта-Фика. На рисунке вертикальная линия видится длин-нее горизонтальной, хотя они между собой равны. Это объясняется тем, что человек преувеличивает вертикальную длину, по сравнению с горизонталь-ной.
Иллюзия Ястрова. Из-за различия двух соседних частей, верхняя
фигура кажется меньше нижней. Хотя фигуры между собой равны.
Иллюзия Мюллера-Лайера. На рисунке два равных горизонтальных от-резка. На концах одного есть стрелки, на концах другого усики. Отрезок с усиками кажется длиннее отрезка со стрелками. Это объясняется тем, что наши глаза следуют в направлении стрелок, усиков. Это заставляет наш мозг думать, что один отрезок длиннее другого.
Иллюзия искажения формы фигуры. Наши глаза видят прямолинейные стороны фигуры искривленными. Это объясняется тем, что глаз следит за направлениями других линий, которые пересекают ее.
Перевертыш. Это вид иллюзии, в которой от направления взгляда зависит увиденная нами картинка. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц». В изображении можно увидеть как утку, так и зайца. Перевер-тыш одна из самых красивых и забавных иллюзий. Я тоже нашел свой пере-вертыш в погремушках у своего братика. Если посмотреть на игрушку с одной стороны, то можно увидеть лягушку. Если перевернуть ее, то можно увидеть девочку.
Иллюзия распознавания образа. Нужно угадать, что изображено на рисунке.
Зрительные иллюзии очень часто применяются в нашей жизни. Их используют в архитектуре. Яркий пример этого - знаменитый «Танцующий дом» в Чехословакии г. Прага. Иллюзии применяются в цирке фокусниками, один из них Дэвид Копперфильд. Также они используются в военном деле, например для маскировки кораблей. Многие художники, такие как Сальвадор Дали, Морис Эшер, Стивен Гарднер, Бев Доллитл, Джонотан Браузер исполь-зуют в своих картинах иллюзии распознавания образов В своей работе я составил брошюру специально для детей с набором таких картин (см.Приложение 2). Они не только занимательны, но и тренируют ум, развивают зоркость и внимательность. Это очень необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее и безопаснее в такое время суток как сумерки. Когда из-за плохой освещенности у человека появляется ощу-щение слепоты.
В своей работе я проводил анкетирование среди детей (см.Приложение1). Было предложено посмотреть, на пять видов рисунков . Проведя анализ полученных результатов, я убедился в том, что большинство детей видят иллюзии. Значит, обманы зрения существуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своей работой я показал, что знать об обманах зрения необходимо каждому человеку. Потому что, встречая их повсюду, мы можем избежать неприятностей.
В перспективе решения заявленной мною проблемы стоят следующие задачи:
- узнать, какие заболевания глаз лечат с помощью иллюзий.
-найти еще более интересные иллюзии, ведь смотреть на них это так занимательно.
Проведя свою исследовательскую работу на данную тему, я сделал вывод: что не всегда можно верить своим глазам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пер. с англ. Ким А.И. и Демыкин В.В. Оптические иллюзии //Большая детская энциклопедия .-М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2005.-С.260-287.
2. Пер. с англ. Чуткова В. Как устроен глаз //Человек. - М.:ООО «Издательство Аристель», «Издательство АСТ», 2002.-С.20-22.
3. Оптические иллюзии, обманы зрения и феномены- Распознавание образов. Перевертыши. http://www.log-in.ru/illusion
4. Зрительные иллюзии и феномены. -Распознавание образов. http://www.psy.msy.ru/illusion.htm
5. Оптические иллюзии. Обманы зрения.http://www.daysse.com.ru/obman.htm
6. Иллюзия. Оптические фокусы, оптические иллюзии.3d картинки.Обман зрения.http://www.abc-people.com/illusion/index/htm
7.Милонова Е.Великий фокусник Дэвид Копперфильд//Классный журнал.-2008.-№35.-С.12-13.
Приложение 1
Название иллюзии | % детей, которые видят иллюзии | % детей , которые не видят иллюзии |
Иллюзия Эббингауза | 92 | 8 |
Иллюзия Болдуина | 92 | 8 |
Иллюзия Ястрова | 84 | 16 |
Иллюзия Мюллера-Лайера | 84 | 16 |
Иллюзия Вундта-Фика | 80 | 20 |
Приложение 2
БРОШЮРА
ИЛЛЮЗИЙ
РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗА
автор: ученик 3б класса
Белозёров Егор.
Какая это буква?
Сколько здесь лиц?
Что это?
Кто это?
Каких животных вы видите?
Кого вы видите?
Найти 7 сердец.
Найти 7 лошадей.
Кого вы видите на этом таинственном острове?
Кого вы видите?
Найти 9 уток.
Каких животных вы видите?
Найти 8 фей.
Найти 10 медведей.
Найти 8 панд.
Найти 16 птиц.
Любимое яичко
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Петушок из русских сказок
Золотой циркуль
Кто самый сильный?