Научно-исследовательская работа, посвящена теме Великой Отечественной войны и участия в ней наших земляков.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 43.88 КБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Казанский федеральный университет
Институт психологии и образования
Кафедра методологии обучения и воспитания МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
МБОУ «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
IV Региональная научно-практическая конференция школьников «Поиск»
Реферативно-экспериментальная работа
«Из истории одного памятника»
Выполнила:
Садыкова Аделия Рушановна ,
ученица 6б класса
МБОУ «Большекайбицкая средняя
общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
Руководитель проекта:
Хайруллина Альбина Рашитовна,
учитель истории высшей
квалификационной категории
с. Большие Кайбицы
2017 год
Содержание:
Введение
Цели и задачи, актуальность:
Время стирает следы войны. И пока есть жизнь, должна жить и память. В этой памяти вечным огнем будет светить подвиг народа в Великой Отечественной войне. В 2017 году наша страна будет праздновать 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Все дальше от нас события той поры, время стирает события, но память должна сохранить героические страницы нашей истории для потомков.
История для нас как большая полноводная река, исток которой – история родного края. Нет истории страны без истории села, района, семьи, отдельного человека…
Я хочу рассказать об истории возникновения одного памятника в селе Большие Кайбицы Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан. Он посвящен самолету «Кайбицкий колхозник» и был торжественно открыт 9 мая 2015 года.
Написание работы вызвано необходимостью изучения вопросов, связанных с военной историей нашего края, с целью увековечения памяти моих земляков, добывших Великую Победу.
Задачи:
1. Изучить историю легендарного самолета «Кайбицкий колхозник».
2. Представить информацию, используя современные научно-технические средства, вызывая тем самым больший интерес к теме у молодого поколения кайбичан.
3. Провести просветительскую работу в школах района накануне Дня Победы.
Мы надеемся, что наша работа прольет свет на проблему и станет новой ступенью в процессе изучения истории Кайбицкого района в годы Великой отечественной войны.
Источники информации:
Форма:
Виртуальная экскурсия к памятнику «Кайбицкий колхозник» в Парке Победы села Большие Кайбицы.
§1.«Кайбицкий колхозник»
С 1939-го казанский авиазавод осваивал и затем выпускал тяжелый бомбардировщик "Пе-8", который был самым крупным советским самолетом Великой Отечественной войны. Американские и английские "либерейторы" и "ланкастеры" уступали "Пе-8" и по взлетному весу, и по бомбовой нагрузке, и по дальности, и по высоте.
Уступала ему во многом и американская "летающая крепость" - "Боинг В-17".
По своим летным данным многотонный гигант превосходил на высоте 10 тысяч метров лучшие европейские истребители своего времени.
С первых дней Великой Отечественной войны каждый житель СССР от мала до велика стремился помочь фронтовикам. После публикации 29 июля 1941 года в газете «Правда» обзора писем под заголовком «Трудящиеся предлагают создать фонд обороны» был создан Фонд победы Красной Армии (Фонд обороны), и в стране развернулось всенародное движение по сбору средств .За счёт Фонда обороны в СССР было построено
более 2,5 тысячи боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров. Не остались в стороне и жители Кайбицкого района ТАССР. Одними из первых в патриотическое движение включились учителя и ученики Кайбицкой школы. По их инициативе в 1941 году был развернут сбор средств на строительство колонны танков под названием «Народный учитель». В 1942 году 100 млн. рублей труженики района собрали для строительства танковой колонны «Колхозник Татарии». А в начале 1944 года на деньги кайбицких колхозников – 1 300 000 рублей – в Казани был построен тяжелый бомбардировщик Пе-8.
24 февраля 1944 года руководители Кайбицкого района довели до И.В.Сталина известие об инициативе кайбицких колхозников.
Тяжелый бомбардировщик Пе-8 и передан заместителю командира эскадрильи 25-го гвардейского авиационного полка 45-й авиационной дивизии дальнего действия гвардии майору Герою Советского Союза Василию Обухову.
Получив «Пе-8», В.Обухов направляет письмо благодарности кайбичанам. В письме говорится:
«…. Экипаж клянется и заверяет вас, что они вместе с другими экипажами с гвардейской честью, умением и бесстрашием будут безжалостно уничтожать фашистских извергов, грабителей и насильников, ввергших нашу счастливую Родину в пучину войны». На этом самолёте майор В.Обухов бесстрашно воюет до конца войны и завершает свой боевой путь в Берлине.
Для передачи самолета «Кайбицкий колхозник» в авиачасть отправилась делегация района.
Командование авиачасти направило трудящимся Татарии письмо благодарности за боевой подарок. Письмо подписано командиром полка гв.полковником В.А.Абрамовым и замполитом гв.подполковником В.В.Николаевым.
Экипаж «Кайбицкого колхозника» (заводской №42212)
1. | Ком-р корабля | гв. майор | Обухов В. М. |
2. | Летчик | гв. мл.л | Пилипко |
3. | Штурман | гв. к-н | Кононенко |
4. | Стр.бомбардир | гв. мл.л | Эйрамжжан |
5. | Радист | гв. Старш | Строганов |
6. | Борттехник | гв. инж. К | Дмитриев |
7. | Помборттехн. | гв. ст. т. л. | Гафин |
8. | Возд. стрелок | гв. Старш | Кахраманов |
9. | Возд. Стрелок | гв. ст. с | Онищенко |
10 | Возд. Стрелок | гв. ст. с | Богорад |
11. | Возд. стрелок | гв. с. с. | Калинин |
Самолет «Кайбицкий колхозник» (заводской номер 42212) прослужил в 25-м гвардейском авиаполку до конца войны. Один из боевых вылетов «Кайбицкого колхозника» - бомбардировка железнодорожного узла Осиповичи (Могилевская область в Белоруссии)
ночью 27 июня 1944 г.
Из боевого донесения подполковника Абрамова:
«В ночь на 27.6.44 г. полк произвел 11 самолетовылетов с задачей бомбардирования жел. дор. узла Борисов, в воздухе корабли были перенацелены на жел. дор. узел Осиповичи, который и бомбардировали в период 00.39-01.45 27.6.44 г. с высоты 3600-5500 мт. На основную цель ж.д. узел Осиповичи 11 кораблями сброшено: 6 - ФАБ-2000, 10 - ФАБ- 1000, 42 - ФАБ-500, 32 - ФАБ-250, 9 - САБ-100/55, 2 - ФАТАБ-35. Всего 101 бомба, общим весом 51 т. 565 кг. Всего в результате бомбардирования экипажами полка возникло 10 пожаров и 4 больших взрыва. Потерь и происшествий нет. Все корабли задание выполнили успешно».
На самолёте №42212 майор В.Обухов воевал до конца войны и завершил свой боевой путь в Берлине. 19 августа 1945 г. 12 Пе-8 из состава 25-го авиаполка должны были принять участие в воздушном параде в честь Победы. Но парад не состоялся из-за плохой погоды.
В годы Великой Отечественной войны возникло и приняло огромный размах всенародное патриотическое движение в помощь фронту. Активное участие в нём приняли жители Кайбицкого района. Не думая о наградах и почестях, они ковали оружие Победы на пределе человеческих возможностей.
§2. «Легендарный Обухов»
Василий Михайлович Обухов-заместитель командира эскадрильи 25-го гвардейского авиационного полка 45-й авиационной ДД , гвардии майор, Герой Советского Союза.
Наш герой родился в Ижевске в семье рабочего. Окончил школу фабрично-заводского ученичества. В 1933 году окончил Балашовскую авиационную школу Гражданского воздушного флота. Работал пилотом Ижевского отряда Гражданского воздушного флота, пилотом Новосибирского авиаотряда ГВФ. В 1940 году в Новосибирске был призван в ряды Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны местом службы являлся 412-й (с августа 1941 года — 432-й, с 3 декабря 1941 года — 746-й) тяжёло- бомбардировочный авиационный полк 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия, самолёты которого базировались на аэродроме в районе города
Коврова Владимирской области. Неоднократно совершал боевые вылеты на бомбардировку важных военных объектов в глубоком вражеском тылу, в том числе в городах Берлин, Данциг (ныне Гданьск, Польша), Кенигсберг (ныне Калининград), Тильзита, Бухареста, Варшавы и советских городов, занятых врагом. В мае 1942 года ему было поручено в качестве второго пилота (командир экипажа майор Э.К.Пусэп, штурманы: капитаны А.П.Штепенко и С.М.Романов) на бомбардировщике доставить советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел В.М.Молотовым для переговоров сначала в Великобританию, а затем в США. 19 мая 1942 года тяжёлый 4-моторный бомбардировщик Пе-8 взял курс на Великобританию и далее через Исландию
и Канаду — в Вашингтон. Экипаж летчиков-героев лично принимали премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США ФранклинРузвельт. 12 июня 1942 года уникальная историческая миссия благополучно завершилась на центральном аэродроме Москвы.
К октябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 25-го гвардейского авиационного полка гвардии майор В.М.Обухов совершил 156 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в глубоком тылу противника, скоплений его войск.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Обухову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
6 мая 1945 года Василий Михайлович Обухов погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в городе Балашов Саратовской области. Награды и звания: орден Ленина, орден Красной Звезды, орден Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степеней. Именем Героя названа улица в городе Балашов. Мемориальная доска установлена на территории производственного объединения «Ижсталь» в Ижевске.
§3. «Из истории ПЕ-8»
Проектирование самолёта под рабочим названием «АНТ-42» было начато в июле 1934 года бригадой В.М.Петлякова в ОКБ А.Н.Туполева. По своему назначению разрабатываемый самолёт являлся скоростным высотным тяжёлым бомбардировщиком дальнего действия. Серийное производство самолетов под названием ТБ-7 было организовано на Заводе №124 имени Серго Орджоникидзе» в Казани. Первая серийная машина была представлена на первомайском параде 1939 года. В начале войны было принято решение о формировании в Казани 81-й авиадивизии дальней авиации во главе с известным полярным летчиком Михаилом Водопьяновым.
В августе 1941 года это соединение было переброшено под Ленинград, в город Пушнин. Отсюда 9 августа был совершен первый налет на Берлин.
С началом блокады Ленинграда 81-я авиадивизия была перебазирована в Ковров, откуда продолжила боевые вылеты в глубокий тыл противника.
В тяжелейших условиях военного времени производство ТБ-7 неоднократно приостанавливалось и возобновлялось. Таким образом, самолёт производился
несколькими мелкими сериями. Общее количество изготовленных машин составило 93 шт. (включая два прототипа). В 1942 году, после гибели В.М.Петлякова, самолёту было присвоено обозначение ПЕ-8.
В мае 1942 года на одном из серийных самолетов нарком иностранных дел В.М.Молотов был доставлен сначала в Англию, а затем в США и обратно. Полет проходил над оккупированной Европой и Северной Атлантикой. Командовал экипажем Э.К.Пусэп. За этот перелет летчики и штурманы получили звания Героев Советского Союза, а остальные члены экипажа -ордена.
В 1942 году начались испытания, а в 1943-м и серийный выпуск ПЕ-8 с двигателями АШ-82(М-82). Всего было выпущено 34 таких самолета, в том числе и построенный в 1944 г. «Кайбицкий колхозник». Все они поступили на вооружение 81-й авиадивизии, переброшенной к тому времени под Москву.
В дальнейшем ПЕ-8 бомбили Будапешт, Вену, Бухарест. С ПЕ-8 на форты Кенигсберга сбрасывались пятитонные бомбы, опробованные на Орле. Несмотря на свою немногочисленность благодаря достаточно успешному применению ПЕ-8 стали одними из самых известных советских боевых самолетов Великой Отечественной войны.
В начале 1945 года, производство ПЕ-8 было прекращено, поскольку этот самолёт уже не соответствовал требованиям, предъявляемым к самолётам аналогичного назначения.
После окончания войны ПЕ-8 еще некоторое время состояли на вооружении дальней авиации, а затем частично были переданы в авиацию полярную, где использовались до середины 50-х годов. ПЕ-8 обеспечивали работу, в частности, арктических станций «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4». ПЕ-8 стал также первым носителем ракетного оружия – с него запускались наши первые крылатые ракеты 10Х и 14Х. На сегодняшний день не осталось ни одного целого самолета ПЕ-8. Обломки полярного
самолета с бортовым номером Н-395, в 1970-е годы были доставлены в Музей ВВС в Монино. ТБ-7 стал первым высотным скоростным бомбардировщиком дальнего действия, который полностью отвечал требованиям времени. Американские и английские «либерейторы» и «ланкастеры» уступали ПЕ-8 и по взлетному весу, и по бомбовой нагрузке, и по дальности, и по высоте.Профессор Л.Л.Кербер: «Машина имела сильное оборонительное вооружение из 20-мм пушек и 12,7-мм тяжелых пулеметов. В большом бомбовом люке могли подвешиваться бомбы самых крупных калибров… Недоступный на максимальном потолке своего полета ни зенитным пушкам, ни истребителям того времени. ТБ-7 был самым сильным бомбардировщиком в мире… Эпохальный самолет… Сейчас мы имеем все основания утверждать, что ТБ-7 был значительно сильнее знаменитой американской летающей крепости Б-17».
Технические характеристики ПЕ-8 М-82: 1.Размах крыла, м 39.10. 2.Длина, м 23.59. 3.Высота, м 6.20. 4.Площадь крыла, м2 188.68. 5. Масса, кг- пустого самолета 18570; нормальная взлетная 27200 ; максимальная взлетная 36000
6. Тип двигателя 4 ПД Швецов М-82. 7.Мощность, л.с. 4 х 1700. 8.Максимальная скорость, км/ч- у земли 362; на высоте 422. 9.Практическая дальность, км 5800. 10.Скороподъемность, м/мин 333. 11.Практический потолок, м 9500. 12.Экипаж 11. 13.Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, два 12.7-мм пулемета У БТ и два 7.62-мм пулемета ШКАС. 14.Бомбовая нагрузка: нормально - 2000 кг; максимально - 4000 кг бомб.
Заключение
9 мая 1945 года наш район, как и вся страна, с ликованием отмечала День Победы. Это праздник со слезами на глазах. Более 350 тысяч уроженцев Татарстана навечно остались на полях сражений. Из более 10 тысяч человек ушедших из района защищать Родину,более 5 тысяч погибли на поле боя, не вернулись домой.
Среди них было много молодых парней, которым было по 19-20 лет, которые начали только- только жить, у них были светлые мечты, которым не суждено было сбыться.
Новые поколения кайбичан стараются следовать примеру славных победителей, беречь и любить свою Родину. Они благодарны за мирное небо над головой, возможность жить в свободной счастливой стране.
На обелиске села Большие Кайбицы высечены слова народного поэта Татарстана Шауката Галиева
«Погибшие в сражениях земляки,
Вы навсегда в нашей памяти»
«Сугышларда һәлак булганнар,
Хәтердә сез мәңге туганнар»
Список использованной литературы:
1.Атлас Tatarica. История татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: справочно-энциклопедическое изд. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006. – 888 с.: ил., карт.
Домик зимней ночью
Одна беседа. Лев Кассиль
Невидимое письмо
Сказка "Морозко"
Сказочные цветы за 15 минут