Исследование историии древнего храма-монастыря.
Вложение | Размер |
---|---|
svyato-uspenskiy_monastyr_rudnev_m.docx | 422.39 КБ |
Работу выполнил ученик ГОАОУ ЦОРиО РУДНЕВ МИХАИЛ
Руководитель: Голосова Л.А. учитель географии и краеведения ГОАОУ ЦОРиО
«Моя родина - Липецкий край «
Свято-Успенский монастырь- гордость жемчужины Черноземья!
(секция «Культурное наследие Липецкого края»)
«Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и преданья».
Н. В. Гоголь
Введение. Древность всегда вызывает уважение и особенное отношение к себе, благоговейное и трепетное. И каждый город гордится своей стариной. Древние здания придают городам ощущение вечности и надёжности, они всегда знак того, что у города крепкий исторический фундамент.
Нашему городу повезло, время пощадило стены Древне-Успенского храма в самом центре города. Этот храм относится к тем памятникам, которые потеряли своё летоисчисление. Многое пришлось пережить этому старожилу православной веры: и набеги татаров, и секуляризацию земель, и тяжёлые годы во времена революции, и закрытие, и реставрацию... Мы рассмотрим всё это поподробнее.
Древне-Успенская церковь — памятник архитектуры республиканского значения конца XVII века — самая древняя постройка на территории города.
Расположена на ул. Салтыкова-Щедрина — бывшей слободе “Монастырка”,
получившей название по монастырю “Паройская пустынь”, основанному в начале XVII века. Точные координаты 52.615082 градусов северной широты и 39.614983 градусов восточной долготы. (Приложение 1)
В течение всего XVII столетия тамбовский и воронежский края были, по существу, на военном положении. Ввиду постоянной угрозы татарских набегов на сторожевых вышках день и ночь стояли караульные, и даже села были ограждены стенами и надолбами. В 1663 году козловский воевода давал такие указания атаману, особо назначенному, на полевые работы: «... а как из кустов или ложков нападут на вас воинские люди и вам бы татар боем отбить или утечь. А для береженья, в поле и на сенных покосах посадить вам сторожей, а под деревьями стояли б товарищи их с лошадьми, оседлав лошадей наготове, чтоб воинские люди из степи не пришли безвестно и косцов не подбили бив полон не поймали».
В таких условиях каменное строительство было редким явлением, как правило, особо каждый раз отмечаемым историческими хрониками. Здания гражданские и церковные строились исключительно из дерева. Так, даже в крупнейших по тому времени монастырях нашего края: в городе Добром - ещё в 1711 году, в Романове - в 1768 году, а в Задонске до 1741 года церкви были деревянными. Первая половина XVII века. Царское правительство всячески поощряло стихийное освоение и колонизацию земель «московской украйны». Предприимчивая голытьба, полубродячее население края создают поселения, всякого рода «пустыни» по собственной инициативе. И хотя некоторые монастыри возникают как «отделения» соответствующих московских, но всё же большинство - без указания свыше. Так появились крупные монастыри края - Елецкий, Задонский, Лебедянский, Толшевский и др.
Можно предположить, что мощные источники на редкость чистой ключевой воды, истекающие из горы нынешнего Верхнего парка, привлекли внимание переселенцев, смелых беглых людей. Под защитой возникших городов У смани и Сокольска в середине XVII века они создают так называемую Поройскую пустынь и строят деревянную церковь.
Последняя четверть XVII века. Воронеж, как укрепительный пункт набирая силу, закрепил юг Российского государства. Опасность набегов со степи уменьшилась. В это время, вероятно, и был заложен интересующий нас памятник - каменная Древне-Успенская церковь.
В 1682 году образовалась Воронежская епархия. Монастыри и пустыни прилегающих к Воронежу районов передавались из Рязанской епархии в Воронежскую. Как свидетельствуют многочисленные материалы, процесс передачи шёл в яростной борьбе между двумя епархиями. Район Липецка, бывших городов Романова и Сокольска, как находящийся в зоне между двумя епархиями, был долго яблоком раздора, пока в это дело не вмешался сам Петр I. Во всяком случае, возможно, поэтому, а, может быть, по другим причинам внешнего порядка строительство каменной церкви прекратилось, либо, уже будучи выстроенной, она была разрушена. Исходя из вышеперечисленных документов, восстановление или продолжение строительства церкви началось в самом конце столетия со строительства трапезной и придела, то есть северо-западной одноэтажной пристройки. Эта пристройка была закончена 1701 году. Саму же церковь, то есть повышенную часть с апсидой, отстроили только в 1730 году.
Такова история возникновения этого памятника. Начало его строительства может датироваться второй половиной XVII века. 1730 год - окончание формирования его архитектурного облика.
В 1762 году, с целью сокрушения экономического могущества церкви, Екатерина II произвел так называемую секуляризацию, то есть изъятие церковной собственности в собственность государства, ликвидировав более половины всех монастырей. При этом была упразднена и Липецкая Поройская пустынь. В архиве найден документ - ответ на запрос правительства, что же осталось упразднённой пустыни в 1768 году:
«Успенская Романовская Поройская пустынь упразднена, - пишется в документе, - а имеющаяся в ней церковь каменного здания Успения Богородицы с приделом Николая приходское состоящего в близости Романовского уезду села Студенок учинена и при ней оставлено: каменная церковь... вторая церковь, за монастырём живоносный источник, деревянная ветхая... Во оной церкви за ветхостью священнодействие не справляется. Колокольня лесу дубового... настоящая келья одна деревянная; братская одна с сеиьми; два анбара, одна конюшня... Оный монастырь огорожен плетнем...». Этот документ подтверждает высказывания выше, соображения о времени возникновения Поройской пустыни. Упоминаемая здесь ветхая деревянная церковь и является, по нашему мнению, той первой, деревянной церковью, которая была срублена при образовании Поройской пустыни около середины XVII века.
В 1804 году храм называли приходским.
В 1811 году Древне-Успенская церковь, как уже не имеющая своего прихода, была отдана в Христо-Рождественский приход слободы Студенки.
С 1869 по 1875 год церковь приписана к Христо-Рождественскому собору города Липецка.
23 июня 1875 года «согласно желания всех граждан Липецка и вследствие просьбы липецких купцов Василия Хренникова, Василия Заболотникова и Степана Шелихова в память чудесного избавления Государя Императора Александра от угрожавшего ему 25 мая 1867 года выстрела в Париже» при Древне-Успенском храме был открыт самостоятельный штат священнослужителей без прихода.
17 июня 1881 года храм был поставлен под охрану Императорским Археологическим обществом, как памятник архитектуры XVII века, который необходимо сохранить в «первоначальном виде».
В 1885 году была построена деревянная колокольня, которая имела высоту 6,3 метра. А в 1898 был возведён двухэтажный дом для причта, который находился к юго-западу, через дорогу от храма.
В 1906 исследователь И.В. Нарцисов составляет историческую записку о храме. (Приложение 2)
После революции 1917 года храм лишился всей своей недвижемос ги и был ограблен новой властью так же, как и другие храмы. С целью изъятия монастырских ценностей представители советов составили опись имущества, которая позволяет наглядно представить, как верующие любили и украшали Древне-Успенскую церковь. Конфискация святынь Древне-Успенского храма, «оценённых» в 3 400 000 рублей, состоялась 29 марта 1922 года. Были изъяты серебряная и золотая утварь весом более 10 фунтов, украшения с икон из драгоценных камней, в том числе 31 бриллиант, 39 алмазов, 144 жемчужины.
В декабре 1931 года предпринимались попытки закрыть храм, но регулярные службы в нём продолжались вплоть до осени 1936 года. Тогда под предлогом загрязнения расположенного рядом водосборника, власти потребовали прекращения богослужений. Однако ещё некоторое время церковь действовала.
В 1937 году по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре был арестован и расстрелян семидесятилетний настоятель храма протоиерей Стефан Востоков. С этого времени службы более не возобновлялись. Официальное же закрытие Древне-Успенского храма состоялось по акту санинспекции в 1938 году, якобы «во избежание загрязнения источников водоснабжения». Началось неизбежное разрушение здания.
Вместе с закрытием храма были разрушены деревянная колокольня, сожжён иконостас, уничтожена водосвятная часовня. На месте святого источника устроили скважину, а позже разместили городской водозабор.
Усилиями липецких краеведов Г.И. Гунькина, А.Ф. Мартынова, Л.Е. Рудакова и других от уничтожения было спасено здание Древне-Успенского храма - величайшая святыня, признанная в 1961 году памятником истории и архитектуры всероссийского (федерального) значения. Тогда же впервые была осознана необходимость проведения реставрационных работ.
В конце 1980-х годов здание, находившееся практически в руинах, было передано под экспозицию областного краеведческого музея. 20 июля здесь был открыт музей «Мир металла».
В начале осени 1995 года музей прекратил своё существование, а бесхозный храм вновь стал приходить в упадок.
28 марта 1996 года по ходатайству митрополита Мефодия, управлявшего Воронежско-Липецкой епархией, Древне-Успенский храм был возвращён верующим, а 28 августа в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы после многолетнего перерыва здесь состоялась первая Божественная литургия.
В юбилейный для всего христианского мира 2000-летний год Рождества Христова в храме возобновились регулярные богослужения.
В 2003 году по ходатайству епископа Липецкого и Елецкого Никона решением Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Древне-Успенская Церковь преобразована в Свято-Успенский Липецкий мужской епархиальный монастырь.
Следует отметить, что использование каменной кладки в форме тесаных блоков роднит это здание с Талицкой Казанской церковью (кладка части первого этажа) и Архангельским собором Троицкого Лебедянского монастыря (кладка подвала), датируемых XVII веком.
Что касается деталей архитектурного декора оконных проемов церкви и апсиды Древне-Успенской церкви, то они имеют поразительное сходство по формам, размерам и пропорциям с таковыми в Талицкой Казанской церкви. Это также свидетельствует об одновременности их выполнения (либо восстановления) и, не исключено, даже одними мастерами.
При сооружении Древне-Успенской церкви народные мастера проявили хорошее чувство пропорции и пластики архитектурной формы. Переход от одного объёма к другому происходит естественно, без всякой декоративной маскировки. Архитектурные массы уравновешены с учётом сложного рельефа. Памятник показывает умение русских мастеров при скромных местных материалах - кирпич, камень - достигать совершенства архитектурного решения.
Храм считается «коронованным». По легенде в эти места любил приезжать Алексей Михайлович, отец Петра I, на соколиную охоту, и побывав на святом источнике, короновал церковь. В Липецкой области это единственный случай.
С юго-восточной стороны в 1878 году по проекту А. Андреева была построена деревянная часовня над источником, где чудесно явилась икона Божьей Матери «Живоносный источник». По преданию, на этом источнике бывал Пётр I.
Среди наиболее чтимых святынь, хранящихся в Древне-Успенском храме сегодня - позолоченный ковчег с 19 частицами мощей святых, среди которых частица мощей святителя Николая Мирликийского, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» (особо почитаемая местным населением) и «Споручница грешных», образ великомученика и целителя Пантелеймона.
В областном краеведческом музее хранится документ, повествующий о том, как во время ремонтных работ, проводимых в храме в 1910-1911 годах, ход действительно был обнаружен. Полностью пройти по нему не удалось. В нескольких местах кладка оказалась обвалена. В том же 1911 году при прокладке траншей водопровода по улице Дворянской (ныне улица Ленина) вновь натолкнулись на сводчатый, выложенный камнем подземный коридор, уходивший под территорию Верхнего парка. Сообщалось также об интересных находках, сделанных в нём.
Но никакого научного исследования проведено не было, ход засыпали. Предполагается, что он использовался для укрытия монахов во время набегов татар.
Храм имеет интересное местоположение, в отличие от других храмов, которые расположены на возвышенности, Древне-Успенский храм располагается в низине. Обусловлено это той же безопасностью от набегов татар.
В разные годы Древне-Успенский храм посещали или вносили свой вклад в его благолепие такие славные люди, как святители Тихон Задонский и Пирим Тамбовский, царь Алексей Михайлович, императоры Петр I и Александр I, Г.Р. Державин, А.С. Грибоедов, В.А.Жуковский и Н.М. Карамзин.
Персонал монастыря составляют: иегумен (настоятель) Митрофан, его помощник монах Мифодий, 2 батюшки - Александр Черных и Александр Прытков, дьякон Владимир и алтарники. А также в монастыре служит миссионер Коротких Алла Анатольевна. Она ездит в разные города и представляет Древне-Успенский храм.
На территории монастыря имеется усыпальня с захоронениями. Одно из последних захоронений - могила М.Ф. Прибыткова, скончавшегося в 1804 году. (Приложение 6)
Свято-Успенский монастырь - гордость жемчужины Черноземья!
Повезло! Стихи о счастливой семье
Знакомые следы
Как нарисовать ветку ели?
Щелкунчик
Фильм "Золушка"