Работа посвящена исследованию истории балов в России.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_laptevoy_ksenii.doc | 149.5 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ИСТОРИЯ БАЛОВ В РОССИИ: ОТ ПЕТРА I ДО СОВРЕМЕННОСТИ»
Студентка ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»
Лаптева Ксения
Я видел раз ее в веселом вихре бала;
Казалось, мне она понравиться желала;
Очей приветливость, движений быстрота,
Природный блеск ланит и груди полнота —
Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,
Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем
Я не был угнетен; когда бы предо мной
Не пролетала тень с насмешкою пустой,
Когда б я только мог забыть черты другие,
Лицо бесцветное и взоры ледяные!..
(М.Ю.Лермонтов)
С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы. Бал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball – танцевать) – собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.
Как говорят источники, первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Слово "бал" пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало.
В 1700 году с целью сблизить оба пола и приучить их к «обществу» Петр Великий начал устраивать общественно-увеселительные собрания и велел приглашать на них «всех знатных людей жен и дочерей, одетых по-немецки, по-французски и по-английски». Но это нововведение прививалось плохо, потому что все старались уклоняться от него под разными предлогами, а государю, находившемуся в постоянных походах и разъездах, было не до собраний и развлечений. Только в 1718 году Петр серьезно и настойчиво потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то положение, которое она давно занимала в Европе. Был издан «указ об ассамблеях», нанесший окончательный удар по старому семейному быту. С тех пор балы стали любимы и почитаемы.
Балы-ассамблеи, введенные в России Петром I, представляли собой собрания-балы в домах российской знати.
Царские ассамблеи зачастую проводились в Летнем саду, который был тогда средоточием аристократических забав. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых только начинали выводить в свет.
Ассамблеи распределялись между чиновными лицами без соблюдения какой-либо очереди. Сам государь назначал, в чьем доме должна была быть ассамблея, а затем дальнейшее их назначение зависело: в Петербурге — от обер-полицеймейстера, в Москве — от коменданта. Прежде, чем гости расходились с одной ассамблеи, им объявлялось, где будет следующая. На основании указа, у кого бы ни происходила ассамблея, хотя бы у самого царя, вход в нее был доступен каждому прилично одетому человеку. Их стали проводить в Петербурге и Москве еще в 1717 году. Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".
Но, всё же, главным увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее".
Само собою разумеется, что являвшиеся в первое время на ассамблеи наши боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи. Затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких (в полтора вершка) каблуках, c пышно расчесанною и большею частью напудренной прическою, с длинными «шлепами», или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть. Кавалеры были также под стать дамам, и их, при чрезвычайной неловкости, крайне стесняла одежда: шитые кафтаны с твердыми, как железные листы, фалдами, узкие панталоны, плотно натянутые чулки с подвязками, тяжелые башмаки, висевшие у бока шпаги, перчатки и так называвшиеся «аллонжеловые» (allongés) парики с длинными, завитыми в букли, волосами. Но мало-помалу все привыкли к новым костюмам, женщины, выпущенные на свободу, почувствовали силу красоты, в них пробудилось тщеславие и желание обращать на себя внимание, они сделались смелы и развязны, пленные шведы получали свободный доступ в старые бoяpскиe дома и зарабатывали хорошие деньги, научая боярышень заморским манерам и модным танцам. Скоро петровские ассамблеи уже не требовали понудительных мер, и бывшие теремные затворницы и прежние боярские сынки отплясывали столь усердно, что удивляли своей неутомимостью и ловкостью даже иностранцев.
Петр следил за проведением ассамблей. Он посещал почти каждую ассамблею, зорко следил за всем, что здесь происходило, лично одушевлял унылое общество и иногда сам распоряжался танцами. И в этом случае, как во всем, государь проявлял свою обычную энергию. Принявшись распоряжаться танцами, он начинал с того, что ставил в ряды танцующих самых дряхлых стариков и сам становился в первой паре. Таким образом составлялся танец в несколько пар. Все танцующие кавалеры обязаны были в точности выделывать ногами то же самое, что выделывал государь, а между тем он был в танцах большим мастером и затейником. Очевидец (Берхгольц) рассказывает, что царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени. Старые и дряхлые танцоры старались подражать государю, кое-как дрыгали ногами, с трудом передвигая их; они путались, задыхались, сопели, кряхтели, пот лил с них градом, а неутомимый Петр прискакивал и вертелся перед ними без устали. Наконец некоторые не выдержали и упали. Царь велел им выпить в наказание по большому кубку вина, а сам принялся танцевать с молодыми и танцевал на славу изобретенный им самим весьма трудный и замысловатый «цепной» танец (Kettentanz, как называет его Берхгольц). Петр ввел также «танец с поцелуями», в котором дамы целовали кавалеров в губы, тогда, как обыкновенно кавалер, окончив танец, обязан был лишь отдавать почтительный поклон даме и целовать у нее руку. Впрочем, царь не всегда был так любезен и весел. Тот же Берхгольц рассказывает, что однажды Петр приехал на ассамблею к князю Меншикову в самом скверном расположении духа. Вместо того чтобы танцевать, он начал ходить по комнате взад и вперед и так сильно тряс головою и подергивал плечами, что нагонял на присутствовавших страх и трепет, поэтому все были очень довольны, когда он в десять часов уехал, ни с кем не простясь.
Екатерина так же, как и Петр, танцевала очень ловко и проворно. Они успевали сделать три круга, тогда как остальные не успевали окончить еще первый. Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей, выделывал тогда каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом
Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.
2. Бал в XIX веке.
После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.
Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.
Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста.
Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табелю о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми. Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства. Поэтому в балах участвовали и дети с 13-16 летнего возраста. "Там будет бал, там детский праздник" – писал Пушкин в романе "Евгений Онегин". Дамами на детском балу были 13-16-летние барышни, приезжавшие в сопровождении матерей. Возраст кавалеров мог быть самым разнообразным. Детские праздники начинались и оканчивались раньше балов для взрослых..
С. Л. Пушкин, отец поэта, часто устраивал в своем доме танцевальные вечера для детей, на которые съезжались все знакомые. В 1805-1811 гг. Пушкин посещал такие танцевальные вечера у кн. Трубецких и Бутурлиных. По четвергам он со своей сестрой Ольгой и матерью Надеждой Осиповной посещал балы у Йогеля, о которых упоминается даже в "Войне и мире" Л.Н.Толстого. Для молодого поколения бал - это место, где, по словам Вяземского, "...мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости".
Незыблем был распорядок бала и даже существовал специальный бальный этикет (как и язык веера и язык цветов). Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Было очень постыдным на балу потерять такт.
Вторым танцем был вальс, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. После мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и прощался до следующего бала.
В русском обществе были приняты два типа балов – большой и малый.
На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр.
Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т. е. около 12 часов ночи.
Заканчивался такой бал к 8 часам утра.
Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу.
На таком дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.
Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера).
Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. Костюмы кавалеров мало зависели от моды, и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками).
При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался.
Если бальное платье женщины имело трен, то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол.
Офицеры никогда не танцевали с оружием, его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.
Танцевать без перчаток считалось недопустимым. В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.
Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера
Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. Подобное оскорбление могло быть поводом к дуэли. За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль.
Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде.
Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало.
По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя.
Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же, было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы.
Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер — будущий претендент на ее руку.
Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило, несколько десятков человек.
Выделяли в бальной семье также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта и на другие благотворительные цели.
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка. Особую популярность завоевали маскарады, обязательными атрибутами которых были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственностиц располагала к раскрепощенному общению.
Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".
ПРИДВОРНЫЕ БАЛЫ (глава "Придворные балы" из книги Александра Мосолова, начальника дворцовой канцелярии Николая II, серия "Свидетели эпохи")
Еще более важными Церемониями были придворные балы.
Первый бал сезона давался, как правило, в Николаевском зале, который вмещал 3 тысячи человек. Несколькими неделями позже давали «концертный» и «эрмитажный» балы на 700 и 200 приглашенных; эти балы назывались по имени залов, где проводились.
В Николаевском зале бал давался лишь раз в году. Чтобы попасть на него, нужно было принадлежать к одному из первых четырех классов (из четырнадцати, на которые подразделялись в России все гражданские и военные чины). Приглашения получали также все иностранные дипломаты и их семьи, старшие офицеры гвардейских полков (со своими женами и дочерьми), некоторые молодые офицеры, рекомендованные командиром своего полка как отличные танцоры; а также лица, лично приглашенные их величествами. Сыновья офицеров, приглашенных на Николаевский бал, не, могли там появляться - это право нужно было заслужить отличной службой и должностью.
Персонал дворца не мог знать, кто из имеющих право получить приглашение на бал находился в столице. Первое, что нужно было сделать, - это посетить гофмаршала и вписать свое имя в книгу учета. Дамы, которые еще не были представлены императрице, должны были зарегистрироваться у гофмейстерины. В некоторых случаях она могла отказать в приглашении на бал. Приглашения рассылались обычно за две недели до бала.
Таким образом, николаевский бал не был закрытым мероприятием, куда допускался только высший свет. Наметанный глаз мог легко различить мужчин и женщин, не принадлежавших к светскому обществу. Их костюмы были слишком модными. Да, модными. Люди, принадлежавшие к высшему свету, никогда не надевали на бал в Николаевском зале последние парижские новинки, здесь было слишком многолюдно и нельзя было достойно продемонстрировать всю красоту нового платья. Благородные люди умеют так носить мундир или бальное платье, что кажутся в привычной обстановке, где бы они ни находились.
Прибыть на бал надо было около половины девятого, не позже. Каждый знал, с какого входа ему следует входить во дворец. Великие князья проходили через Салтыковские ворота, придворные - через вход их величеств. Гражданские чины проходили через Иорданский вход, а офицеры имели привилегию входить через Командирские ворота.
Это было как в сказке.
Январь. Лютый мороз. Все три гигантских здания Зимнего дворца залиты светом. Огни горят и вокруг Александровского столпа, гранитной колонны, увенчанной фигурой архангела. Одна за другой подметают кареты. В открытых санях подъезжают офицеры, которым нестрашен мороз. Лошади покрыты голубой сеткой, чтобы в лица ездоков не сдувало снег.
На автомобиль в ту пору смотрели как на капризную и ненадежную игрушку.
Видны женские силуэты, спешащие преодолеть те несколько шагов, которые отделяют карету от входа, некоторые из них грациозные и легкие, другие - согнутые от старости. А какие меха - милостивый Боже! Это настоящие русские меха - соболя, песцы, чернобурки. Головы у замужних дам не покрыты - на них надеты диадемы, а волосы незамужних украшены :цветами. За движением экипажей наблюдают жандармы, указывая кучерам, где встать.
Дамы не имели права привозить во дворец своих лакеев. Шубы отдавались мужской прислуге двора, этому правилу подчинялись даже великие князья. К каждой шубе или меховой пелерине (в присутствии их величеств носить их не полагалось ) пришивалась карточка с фамилией владельца. Слуги (в белых чулках, кожаных туфлях и мундирах, украшенных императорскими орлами из галуна) тихим голосом называли залу, где владельцев будет ждать их одежда. Эти слуги были великолепно вышколены, они двигались по паркету совершенно бесшумно.
Гости поднимались по огромным лестницам из белого мрамора, застеленным мягкими бархатными коврами. Белые и алые мундиры, шлемы с орлами из золота и серебра, бесчисленные эполеты, великолепные национальные костюмы гостей из Венгрии, шитые золотом кунтуши маркиза Велепольского и маркиза ГонзагоМышковского, бешметы кавказских князей, обутых в чувяки (сапоги с мягкой подошвой, в таких сапогах эти горцы танцевали совершенно бесшумно), белые доломаны, отороченные бобровым мехом, и, наконец, придворные мундиры, тяжелые от золотого шитья, с короткими штанами-кюлотами и шелковыми чулками…
Да! Идеальный придворный должен был иметь не слишком толстые и не слишком худые ноги, штаны-то были только до колен. Сказать правду? Иногда икра ноги вдруг оказывалась не там, где ей полагалось быть; придворный наклонялся и, смущаясь, возвращал ее на место.
Видимо, из-за этого старый князь Репнин, обер-гофмейстер двора, страдавший подагрой, испросил разрешения являться на балы в белых брюках, хотя правилами это и запрещалось. Докладывать ли об этом царю, или можно дать разрешение без его согласия? Фредерикс был в большом затруднении. Наконец, он затронул этот вопрос во время своего еженедельного доклада.
- Конечно, решайте сами, - сказал царь. Но потом, немного подумав, заявил: - А впрочем, нет. Этим старикам будет неприятно узнать, что государь не занялся лично их просьбой. Вы явитесь ко мне, чтобы сказать, что такой-то все еще бодр, несмотря на свой ревматизм. И мне будет приятно узнать, что какой-нибудь предводитель киевского дворянства собирается на придворный бал. Такой доклад не займет много времени.
Гости все прибывают. Весь высший свет столицы поднимается по широким мраморным лестницам.
На дамах придворные платья с большим декольте и длинным шлейфом. В ту пору женщины были скромнее, чем теперь, и никто не являлся на бал только для того, чтобы похвастаться своими прекрасными плечами и шеей. В то время не было моды на бронзовый загар, и там, где коже полагалось быть белой, она была белой, как каррарский мрамор.
На левой стороне корсажа дамы, в соответствии со своим рангом, носили «шифр» (императорский вензель, усыпанный бриллиантами, - отличительный знак фрейлин) или «портрет» в бриллиантовом обрамлении (высокий знак отличия, предоставляемый дамам за особые заслуги, их называли за это «портретными дамами»).
Вот стоит свитский генерал со своей женой. Ей уже за сорок, но она сохранила стройность фигуры, и бальное платье плотно облегает ее. Светлые каштановые волосы дамы украшены диадемой с двумя рядами бриллиантов. На лбу - фероньерка с крупным бриллиантом в два квадратных сантиметра. На шее - алмазное ожерелье; декольте окружено цепочкой бриллиантов с цветком на спине из тех же камней, две бриллиантовые цепи, словно огромные сверкающие нити, тянутся вдоль лифа и сходятся у броши, приколотой у пояса, кольца и браслеты также украшены бриллиантами. Когда я смотрю голливудские фильмы, изображающие великолепие русского двора, мне хочется плакать - или смеяться, так это все убого.
Гости проходили между двумя рядами казачьей гвардии в алых мундирах и мимо придворных арапов - огромных негров в тюрбанах. Их называли арапами просто по привычке, на самом деле это были эфиопы-христиане.
Церемониймейстеры, серьезные и изящные, медленно двигались в толпе, помогая вновь прибывшим. Выполняя свои обязанности, они держали в руках жезлы длинные трости из черного дерева с шаром из слоновой кости наверху, двуглавым орлом и ярко-голубым бантом (андреевским узлом).
Я хочу рассказать об офицерах, которые приглашались на придворные балы. Я имел честь присутствовать на балах во время трех царствований и поэтому хорошо знаю, о чем говорю.
Офицерам редко присылалось личное приглашение. В полк просто сообщали, что на такой-то бал должно прибыть столько-то офицеров. Для конногвардейцев, пока я служил в этом полку, это число составляло пятнадцать человек. Командир сам назначал офицеров, которые должны были отправиться во дворец. Накануне бала счастливчики являлись к полковнику, который наставлял их:
- Помните, что вы едете во дворец вовсе не для того, чтобы развлекаться... Забудьте об удовольствиях. Вы отправляетесь на службу, поэтому ведите себя соответственно... Вы должны будете танцевать с дамами и всячески их развлекать... Вам строжайше запрещается стоять отдельной группой... рассыпайтесь по залу... рассыпайтесь. Понятно?
Гофмейстериной в то время была тетка нашего полкового командира. Весь вечер она внимательно наблюдала за офицерами, впервые прибывшими на бал. Понравившийся ей гвардеец получал личное приглашение на концертный или эрмитажный 6ал. Тот же, кто производил исключительно благоприятное впечатление, удостаивался приглашения на балы, которые гофмейстерина устраивала у себя на дому и где царила ужасная скука.
Мне удалось ей понравиться. Меня сразу же внесли в список офицеров, дежурящих во время церемоний, и стали лично приглашать на все балы.
Но не всем так везло. Один из моих друзей, молоденький поручик, навлек на себя гнев из-за княжны Долгорукой, которая позже стала морганатической супругой АлександраII. Княжна была удивительно хороша собой, и до моего несчастного друга только в конце бала дошло, что он весь вечер провел не отходя от этой красавицы.
В полку ему указали на его недостойное поведение:
- Тебя представили княжне Долгорукой... Ты мог бы при гласить ее, более того, ты просто обязан был пригласить ее на вальс... Вместо этого ты проторчал около нее весь вечер... Это просто невероятно!.. Неужели ты не знаешь, какое положение при дворе она занимает?.. Ты оскорбил княжну... опозорил наш полк... Можешь идти, да подумай о том, что тебе сказали.
Неудивительно поэтому, что я отправлялся на свой первый бал с замиранием сердца.
Но вернемся к Николаевскому балу.
Великий момент приближался. В дверях Малахитового зала появились их величества, шедшие во главе процессии.
Оркестр заиграл полонез. Церемониймейстеры. три раза ударили своими жезлами, арапы открыли двери, и все присутствовавшие по вернулись к процессии.
В то время императрице Александре Федоровне было около тридцати лет. Она была в расцвете своей красоты: высокая, представительная блондинка, неторопливая и изящная в движениях. Она обожала жемчуг - одно из ее ожерелий ниспадало до самых колен.
Ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна была еще красивей и стройнее, хотя была на восемь лет старше сестры. В ее золотистых волосах красовалась диадема с огромной жемчужиной наверху.
Все великие княгини надели свои фамильные драгоценности, с рубинами или сапфирами. Камни подбирались, конечно, под цвет одежды: жемчуга с алмазами или рубины с алмазами - для розовых тканей, сапфиры и алмазы или жемчуга - для голубых.
Придворный полонез был государственным делом. Царь протягивал руку жене старшины дипломатического корпуса. Великие князья приглашали жен дипломатов, а послы танцевали с великими княгинями. Гофмаршал, окруженный церемониймейстерами, с жезлами в руках, шел впереди царя, словно расчищая перед ним дорогу. Обойдя зал один раз, менялись партнершами, строго соблюдая их старшинство. Зал обходили столько раз, сколько его величество считал необходимым сменить партнерш. Никто из гостей, кроме тех, что я назвал, не удостаивался чести танцевать полонез.
Сразу же после него начинался вальс. Его исполняли на два па, не так, как теперь. Один из лучших танцоров гвардии открывал бал в паре с заранее назначенной для этого девицей. Зал был огромен, но гостей собиралось очень много, и все они хотели увидеть его величество, так что круг, где размещались танцующие, непрерывно сужался. Во времена Александра II за этим следил барон Мейендорф, конногвардеец. Он избрал меня своим помощником. Барон давал мне команду расширить пространство для танцев. Тогда я галантно приглашал мадемуазель Марию Васильчикову, довольно дородную фрейлину, и мы кружились с ней по залу, заставляя толпу отступать назад. Была также мадемуазель Гурко, которой тоже хорошо удавался этот маневр - зрители отступали к украшенным картинами стенам.
Должен отметить, что, если какая-нибудь из великих княгинь хотела танцевать, она посылала своего «кавалера», чтобы он привел ей того, кого она выберет. Но великие княгини редко участвовали в легких танцах. Было только одно исключение - красивая и грациозная Елена Владимировна, дочь великого князя Владимира, страстная любительница вальса. Офицерам разрешалось самим приглашать ее, не ожидая, пока она пошлет за кем-нибудь из них. Я уверен, что все они были влюблены в нее.
Во время танцев лакеи разносили конфеты, освежающие напитки и лед. В соседних залах были видны большие глыбы льда, среди которых лежали бутылки с шампанским. Трудно передать словами все изобилие пирожных и птифуров, фруктов и других деликатесов, которое заполняло буфеты, украшенные пальмами и цветами.
Во время концертного или эрмитажного балов ряд комнат Зимнего дворца оставался пустым. Можно было предложить руку своей даме и увести ее из танцевального зала, минуя многочисленные покои. Музыка, шум разговоров и жара оставались где-то далеко... Эти бесконечные, полуосвещенные покои казались гораздо гостеприимнее и уютнее. То там, то здесь встречались часовые и дежурные офицеры. Можно было добрых полчаса бродить по этим комнатам. За высокими окнами виднелась замерзшая Нева, сверкавшая в дворцовых огнях. Это было как в сказке. И невольно возникал вопрос - сколько раз еще тебе суждено это увидеть?
Во время мазурки императрица стояла под портретом Николая I и разговаривала со своим партнером, одним из старших офицеров гвардии, довольно молодым человеком. Когда танец заканчивался, царь с царицей удалялись в зал, где был накрыт ужин. Как обычно, впереди них шествовал церемониймейстер.
Стол государя располагался на возвышении, гости сидели за этим столом только с одной стороны, спиной к стене. Поэтому все, проходившие через этот зал, могли видеть всех сановных персон за столом царя. Справа от императрицы сидел старшина дипломатического корпуса, а слева - наследник престола великий князь Михаил. Остальные великие князья и великие княгини занимали места в соответствии со своим положением при дворе; рядом с ними сидели послы, некоторые сановники двора, генералы и высокопоставленные чиновники. Аля того чтобы оказаться за этим столом, нужно было иметь андреевскую ленту.
В зале, где ужинал государь, располагалось несколько круглых столов, украшенных пальмами (В центре стола было проделано отверстие, через которое проходил ствол пальмы, а горшок, в котором она росла, стоял под столом) и цветами. За каждый из них усаживалось двенадцать человек, расписанных заранее. В других залах гости сами находили себе место за столом.
Царь не притрагивался к еде. Он переходил от одного стола к другому и время от времени присаживался, чтобы поговорить с человеком, которому хотел оказать эту честь. Все это, конечно, было заранее запланировано. Царь, разумеется, не мог стоять у стола, а гости, прервав ужин, тоже не могли подняться со своих мест и во время разговора стоять по стойке «смирно». Поэтому поступали таким образом.
У каждого из столов, где царь намеревался поболтать с кем-нибудь из гостей, ставили свободный стул. Рядом с ним стоял скороход, чтобы все видели, для кого он предназначен. (Скороход был придворным слугой, который в ХУI веке бежал впереди царской кареты, прокладывая ей путь среди людей, толпившихся на улице.) Царь присаживался на этот стул, делая знак гостям не вставать. Свита, сопровождавшая государя, отходила на приличное расстояние, и разговор начинался. Как только он заканчивался, скороход делал знак свите, и она возвращалась к царю.
государя была изумительная память на лица. Если он спрашивал имя молодой девушки, шедшей с каким-нибудь офицером, то можно было не сомневаться, что это дебютантка и церемониймейстерам придется нелегко, если они сами видели ее впервые и не знали, как ее зовут.
После ужина царь возвращался к императрице и отводил ее в Николаевский зал, где сразу же после этого начинался котильон. Августейшая чета пользовалась этим, чтобы незаметно для гостей удалиться во внутренние покои. При входе в Малахитовый зал их величества отпускали свою свиту.
Только тогда министр двора, церемониймейстеры и гофмаршал отправлялись в соседний зал, где их ждал ужин.
Большой бал заканчивался.
В отличие от XIX века, когда занятия танцами были обязательными для дворянского сословия, сегодня изучение бальных танцев не является ни для кого обязательным. С середины XX-го века стали проводиться конкурсы и соревнования по танцам. Бальные танцы сначала называли конкурсными бальными танцами, затем спортивными бальными танцами, а теперь уже многие просто называют «Спортивные танцы», которые с бальными только внешне иногда похожи. Место балов заняли соревнования, на которых этикет, внутреннее наполнение танцев, эмоции, возникающие между мужчиной и женщиной во время танца, традиции не имеют никакого значения. Главное – рейтинг, спортивные звания, класс танцора. В Интернете так и пишут: «партнёр класса А, ищу партнёршу класса Б и выше». Люди превращаются в бесполых существ – партнёров, отличающихся рейтингом. И женщин, и мужчин учат выписывать восьмёрки бёдрами, вертеться, выворачиваться «наизнанку», чтобы понравиться жюри. Стремление нравиться – не мужская черта характера, она присуща женщинам. И каков результат – можно заметить, что в танцах, не только бальных, но и в балете, например, количество мужчин нестандартной ориентации превышает все мыслимые пределы. К тому же бальные танцы, превратились не просто в спорт, а в очень дорогой, элитный спорт. Элитность которого определяется количеством денег у родителей, спонсоров. Нравственные качества, образованность, духовность не идут в расчёт.
Но ведь любовь не купишь за деньги. С нашей точки зрения любовь между мужчиной и женщиной – главное в бальных танцах. Самое главное на балу происходит именно между мужчиной и женщиной, и это не надо показывать жюри, это невозможно оценить баллами. Для нас на балу самым важным является проявление позитивных человеческих состояний – Радость, Искренность, Нежность, Любовь, Достоинство, Аристократизм. Кроме того, когда множество людей собираются в одном месте и испытывают похожие эмоции, сила этих эмоций увеличивается пропорционально количеству человек. Учёные уже установили этот факт, когда проводили исследования, связанные с влиянием человеческих мыслей и эмоций на состояние воды.
В Москве проводятся балы, копирующие XV-XIX век. Но эти балы были актуальны в своё время. Многие ли из вас могут себе сегодня позволить пригласить в свой дом гостей и провести бал, как князь Потемкин, например? На князя и других представителей элиты общества в своё время работали миллионы рабов – крестьян, чтобы они могли позволить себе проводить шикарные балы. А многие ли люди, с их занятостью на работе, дома в семье, социальными проблемами, могут себе позволить заниматься танцами, так, как князья в XIX веке? Люди из высшего общества в то время занимались также музыкой, литературой, живописью. С моей точки зрения, человек так и должен развиваться, но, помимо творчества, человек должен также заниматься развитием своего физического тела, развитием своей духовности, созидательной социальной работой, постоянно повышать уровень своего образования, и при этом достойно обеспечивать себя и свою семью.
В соответствии с вышесказанным, организаторы выбирают наиболее адекватную для настоящего момента времени форму проведения бала. Их балы имеют социальную направленность, поэтому они, прежде всего, доступны для всех как по цене и по форме одежды, так и своей относительной простотой. Каждый может найти время, и прийти хотя бы на один семинар по танцам и выучить несколько основных шагов и один общий танец. Музыку на бал они подбираем как классическую, так и латиноамериканскую, и даже рок-н-ролл, поскольку и венский вальс, и самба несут радостное лёгкое настроение, но немного с разным акцентом. Что касается трудности исполнения рок-н-ролла в платье с кринолином, так не обязательно танцевать акробатический рок-н-ролл с двойными пируэтами дамы в воздухе. Главное уловить состояние, которое несёт музыка, и танцевать так, как подсказывает ваше тело. Но в рамках приличия и учитывая, что вы на балу.
Тем не менее, на балах существуют достаточно простые правила для танцующих, которые необходимо соблюдать. Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалер должен сделать это как можно более изящно и галантно - так, чтобы дама была в восторге только от того, что её пригласил на танец ТАКОЙ кавалер. Когда вы приглашаете даму на танец, лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Очень важен момент окончания танца. После того, как закончилась музыка, кавалер и дама выполняют друг другу поклон, кавалер благодарит даму за столь чудесный танец, и провожает даму до того места в зале, где дама пожелает остаться.
Теперь о том, как танцевать. Если вы в первый раз на балу, и никогда не занимались танцами, то смело приглашайте дам и танцуйте каждый танец, даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов. Пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им дорогу. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других пар. Пожалуйста, не жмитесь к краям зала, если вы танцуете на месте. На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец, занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся просто по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за другими парами, которые знают танец. Ну и самое главное: будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, как настоящий джентльмен, помните о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений. Если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете. Даме будет гораздо приятнее услышать несколько изящных комплиментов, чем в тесноте уворачиваться от чужих локтей. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем знание танцев.
§1. Каждый танцор должен строго следовать установленному порядку танца.
§2. Перед каждым танцем несколько тактов музыки, исполненных по сигналу распорядителя, дадут понять танцорам, что пора занять свои места на паркете.
§3. Все указания распорядителя следует неукоснительно соблюдать.
§4. Танцуя по окружности зала, не следует разрывать круг и танцевать сбоку другой пары или прямо перед ней. Количество пар, танцующих одновременно должно соответствовать вместимости зала и составлять от 16 до 24. После нескольких туров пары должны отойти в сторону и дождаться, пока не придет их очередь.
§5. Недопустимо совершать более двух кругов танца.
§6. Круговой танец для небольшой компании займет 15 минут и до 20-30 для большого числа гостей. Между танцами следует делать перерывы по 8-10 минут.
§7. Только распорядитель должен давать указания оркестру.
§8. Конфликты, возникающие между джентльменами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
§9. Распорядитель решает, будут ли допустимы дополнительные туры.
§10. Никому не должно быть дозволено танцевать в тяжелых ботинках и верхней одежде, также как и без перчаток.
§ 11. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.
§ 12. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.
§ 13. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.
§ 14. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.
§ 15. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.
§ 16. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.
§ 17. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.
§ 18. Запрещается нарушать направление движения танца.
Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале
1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.
2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.
3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.
4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.
5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.
6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.
7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.
8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.
Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале
1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.
2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.
3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.
4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.
5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.
6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.
7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.
8. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца.
9. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца.
10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.
На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.
Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.
Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".
Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.
Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.
Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.
С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.
Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.
Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.
В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.
В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.
Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.
На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.
Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.
Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.
По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней. Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.
По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.
Также необходимые на балу сведения:
Язык веера
Веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";
Веер закрывается - "вы мне безразличны";
Открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
Веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".
Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):
Подать верхним концом - симпатия и любовь;
Подать ручкой - презрение;
Подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.
Язык цветов
В начале XIX в. в моде были Александровские букеты - по имени русского императора:
Anemon - анемон;
Lilie - лилия;
Eicheln - желуди;
Xeranthenun - амарант;
Accazie - акация;
Nelke - гвоздика;
Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки;
Epheu - плющ;
Roze - роза;
Первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр.
Сочные помидорки
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Самый главный и трудный вопрос
Сказка об одной Тайне