У каждой народности, нации, социальной группы населения есть своя самобытная культура, основу которой составляет культурное наследие. Казачество нашего Донского края - не исключение.
Вложение | Размер |
---|---|
Свадебный обряд в культуре Донского казачества | 39.57 КБ |
Содержание
Глава I. Введение.
ГлаваII. Свадебный обряд в культуре донского казачества.
II.1.Из истории формирования свадебного обряда донских казаков.
II.2. Этапы свадебного обряда.
II.2.1.Предсвадебье.
II.2.2. Свадьба и венчание.
II.2.3. Послесвадебье.
II.2.4. Свадебный наряд.
Глава III. Заключение.
ГлаваI. Введение
У каждой народности, нации, социальной группы населения есть своя самобытная культура, основу которой составляет культурное наследие. Казачество нашего Донского края - не исключение. Из глубины веков доходят до нас бережно хранимые и передающиеся из поколения в поколение нашими предками, неповторимые, особенные культурные ценности казачьего сословия. Меняется культурная реальность страны, меняется общество, но сохраняется историческое прошлое и культурная среда, окружающая человека с детства. В ней формируется личность, подрастают новые поколения, с детства приобретая нравственную силу, получая уроки благородства и достоинства, приобщаясь к неисчерпаемым источникам истории и культуры своего народа.
Президент России В.В. Путин некогда сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и важные для страны задачи…». С этим трудно не согласиться. Совершенно очевидно, что сегодня в условиях возникшей угрозы стирания этнических и культурных различий, именно казачество сумело сохранить свою самобытность, возродить забытые обычаи, традиции и ценности, составляющие основу духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, своих прямых предков, подросток, молодой человек начинает постигать и ценить величие своей Родины.
Следует подчеркнуть, что особое место в деле духовно-нравственного развития подрастающего поколения занимают различные семейные традиции, обычаи и нравы моих земляков – донских казаков. Среди них, на мой взгляд, особое место принадлежит казачьему свадебному обряду.
Так случилось, что прошлым летом часть летних каникул (их лучшую часть) я провела в станице Багаевской у наших близких родственников. Именно тогда я своими глазами увидела настоящую казачью свадьбу, точнее сказать ее отдельные яркие, незабываемые фрагменты. Как жаль, что тогда я не догадалась сделать хотя бы несколько снимков. Но впечатления были настолько живы в памяти, что узнав об участии в научно-практической конференции, я без колебаний выбрала тему - «Казачий свадебный обряд». Считаю, что эта тема достаточно актуальна, так как каждый здравомыслящий, неравнодушный человек проявляет неподдельный интерес к истории и культуре своего народа, своего края, испытывает чувство сопричастности к судьбе предков. Это способствует формированию в нас самих патриотизма и гражданственности, расширению кругозора, располагают к усвоению норм культуры и нравственности.
Объектом моего исследования является ознакомление с традициями казачьей культуры Донского края. Предметом исследовательской работы – изучение свадебных обрядов донских казаков.
Цель моей работы я вижу в оказании содействия в сохранении и популяризации и своеобразной культуры, традиций, обычаев, нравов наших предков среди моих сверстников и их родителей.
Задачи исследования:
В качестве метода исследования мною использовались сбор,изучение и анализ различных доступных мне источников, сопоставление фактов, обобщение и выводы. Материалом для работы явились различные источники: научно-популярная литература, справочники, материалы средств массовой информации
Глава II. Свадебный обряд в культуре донского казачества
I.1 Из истории формирования свадебного обряда донских казаков
Академик Д.С. Лихачев отмечал: «Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный и яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль. Донское казачество прошло сложный путь развития, превратившись в военное сословие Российской империи».. Основу казачества составили русские люди, органично влившиеся в него украинцы, поляки, татары, выходцы из других народов. Действительно, историческое прошлое казачества отразилось на традициях и обрядах, в которых присутствуют элементы разных национальных культур.
Более чем за два века изучения истории свадебного обряда донских казаков был накоплен большой фактический материал. В конце XVIII - начале XIX вв. донской свадебный обряд представлялся как интересное, любопытное действие, сохранившее «дух старины». В течение XIX века шло собирание материалов по свадебному обряду донских казаков и малороссов, Итогом этой работы стали представления о территориальном разнообразии ритуалов на Дону и о значительном влиянии украинской традиции и воинского характера духовной культуры казаков на формирование основных черт донской свадьбы. В первой половине XIX века интерес к изучению казачьего свадебного обряда вырос. Но политическая обстановка 1930-1970-х гг. отразилась на суждениях исследователей о свадьбе: ее религиозно-мифологические основы были объявлены пережитком прошлого, а сам обряд характеризовался как форма угнетения женщины в дореволюционной России.
В целом исследователи разных периодов отмечали, что во всей полноте свадьбы игрались «раньше», а обряды более позднего времени утратили часть ритуальных действий, а порой и целые эпизоды. Современная свадьба представляется исследователями как «осколок» древнего обряда. При этом в одних районах, по мнению исследователей, свадебный обряд сохраняется в большем объеме, чем в других. Несомненно, что Донская земля, принявшая переселенцев из разных районов России, отличается разнообразием свадебного обряда, поэтому сложно определить какой из них является наиболее полным. К тому же свадебный обряд не остается неизменным, он обновляется, развивается и трудно предугадать каким он будет в обозримом будущем.
Исследователи казачьей свадьбы считают, что в ней органично сочетаются две разновидности восточно-славянского свадебного обряда: вирилокальной( с подавляющей ролью жениха) и уксорилокальной (с преимущественным положением невесты). У донских казаков органично сочетаются оба типа, взаимодополняя друг друга. Общеупотребительное выражение «Я из родительской воли не выходу» касается и жениха, и невесты. При этом невеста обладает относительной свободой выбора и может отклонить предполагаемую кандидатуру жениха. Если же проанализировать весь обряд, то все предсвадебье и начало дня свадьбы до самого венчания проходит на половине невесты.Будучи засватанной, она определяет ход подготовки к бракосочетанию, Жениху же отводится пассивная роль: он может посетить вечеринку у невесты, забрать приданое, терпеливо ждать результатов переговоров дружка со свашкой, терпеть капризы продавцов места рядом с невестойв эпизоде сидения на посаде и т.п. И только после венчания инициатива постепенно переходит к жениху. Однако сама молодуха до самого конца остается в центре внимания участников свадебного обряда. Такую свободу поведения в предбрачный период и после венчания казачка должна завоевать, доказать своим полым сосредоточением на семье, муже, детях и доме после свадьбы. Путь к такой свободе был долгим – около пяти веков назад свадьбу на Дону играли совсем иначе.
Свадебный обряд в истории Дона XVI – XVIIвв. историки-краеведы называют «рыцарским» периодом. Жених и невеста, соглашаясь вступить в брак, являлись вместе на местную площадь во время народного собрания. Помолившись здесь Богу, кланяясь на все стороны, жених величал свою невесту по имени и говорил ей: «Будь ты мне жена». Невеста, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, молвила: «А ты будь мне мужем». После этого оба целовали друг друга и принимали поздравления от участников собрания. Торжество заканчивалось пиршеством. В этот период в свадебный обряд закладывались существенные черты казачьей свадьбы. Наглядным доказательством этого является укрытие полою одежды женщины, переходящей от одного мужа к другому. Прикрытие полою казаки считали символом снятия с отказанной жены бесчестья развода. Трогательно покровительскую роль казака-мужа подчеркивала его фуражкав красном углу вдовьего дома: и после смерти он как бы заботился о той, с которой получил благословение общины.
«Рыцарский» свадебный обряд сменяется более развернутым в XVIII в., когда после реформ Петра I донские казаки начинают заниматься земледелием и животноводством и вести оседлый образ жизни. Это привело к увеличению женской составляющей казачества. Именно казачка развернула свадебный обряд до тех пределов, в каких он описывается донскими историками и краеведами XIХ в. от Сухорукова до Листопадова. В первой половине XVIIIстолетия когда Петр I запретил женитьбы и разводы на Казачьем круге, на Дону стали совершаться церковные браки. Казак уже не мог развестись с женой, сказав на Круге: «Она мне не жена, а я ей не муж».
В начале XIX в. казачья свадьба приобрела стройные традиции и включала отдельные элементы: смотрины, или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание). Обычно свадьбы проводились после уборки урожая – после Покрова Пресвятой Богородицы, после Пасхальных праздников) или зимой.Существовали календарные ограничения на время проведения свадеб. Обычно свадьбы не игрались по вторникам, четвергам и субботам; накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в течение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в период святок – от 7 января (25 декабря.ст.) до 20 января (7 января ст.ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с недели мясопустной; в неделю сыропустную, в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и наканунеУсекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.
В каждом хуторе в свадебных обрядах существовали свои особенности. Например, в некоторых местах дружку выбирали после рукобития и сводов. Существовал обряд угадывания невесты, заключавшийся в том, что жениха заводили в горницу за невестой, и он должен был узнать ее среди сидящих девушек в одинаковых платьях с одинаковыми платками. Но повсеместно свадьба сопровождалась обрядовыми песнями и причитаниями.
II.2. Этапы свадебного обряда
II.2.1.Предсвадебьевключало такие эпизоды, как сватовство, своды, посиделки и вечеринки.
Обычно молодой казакпервым заводил разговор сосвоими родителями о том, что хочет жениться и просит их согласия. Родители спрашивали, кто его невеста, и если она им нравилась, то начиналась подготовка к сватовству. Собиралась вся семья, обсуждали все подробности. Наводился порядок в хозяйстве, доме, на подворье, чтобыбыло не стыдно перед сватами.
Сватовство состояло из выбора свахи и сватов, прихода сватов в дом жениха и зачина сватовства. В свахи приглашали наиболее расторопных и сообразительных казачек, обычно из числа родственников жениха. Приход сватов в дом жениха и зачин сватовства иносказательными объяснениями причин появления гостей: «телушка заблудилась», «куница спряталась», «гулюшки залетели». После этого сваты шли в дом невесты, где начиналось сватовство. Сваты говорили: «У вас, мы слышали - есть невеста, а у нас - жених. Вот мы и пришли посвататься». Если отцу невесты жених нравился, он говорил: «Проходите гости, милости просим». Если жених им не нравился, то сразу следовал отказ. Затем происходили смотрины, нередко с элементами розыгрыша. Например, девушку заменяли старухой и др. Гостей приглашали к столу, угощали.
Через неделю мать и отец невесты шли к родителям жениха. Если гостям все нравилось, им предлагалось называться сватами. После этого договаривались, когда быть сводам.
К сводному обряду невеста сама готовила угощения для гостей. Во время сводов подруги невесты шли в отдельную комнату, в горнице рассаживались родственники невесты. На почетном месте под образами садились ее крестные мать и отец. На стол ставили два калача, солонку с солью.
Приехавшего с сопровождением жениха приглашали в дом, невесту прятали в другой комнате среди подруг. Жениха вели в комнату, предлагали угадать невесту. Жених брал невесту за руку и вел ее в горницу. Во время свода соединяли руки будущей четы, накрыв их платком, и достигали взаимного согласия о продолжении обряда сговора или рукобитья, помолвки, с обязательным зарядом - страховкой на случай отказа одной из сторон и пропоем (пиром), на котором молодые люди официально объявлялись женихом и невестой. По окончании сватовства станичников или хуторян извещали о положительном исходе с помощью нескольких песен.
После сводов до венчания в доме невесты проводились «вечеринки». На них собирались друзья жениха, он сам и подруги невесты. На вечеринках в течение ночи походили игры, которые сопровождались пением песен, прославлявших пары девушек и парней. Члены пары, в чью честь пелась песня, обязаны были в конце пения поцеловаться и передать поцелуй невесте. Та в свою очередь целовала жениха. На вечеринках парни и девушки следили, чтобы никто не заснул. Уснувших наказывали различными способами. Нередко спящим на спину верхней одежды пришивали тряпку, а утром их одевали так, чтобы провинившиеся не обнаружили подвоха. Идя по станице с пришитой тряпкой, молодой казак не представлял, что в станице все знают, где он был и за что наказан.
Непременной частью предсвадебья были обрядовые песни. На Дону сложился устойчивый, используемый практически на всем пространстве репертуар предсвадебных песен, таких как «На горе чи дуб, чи береза», «Да у лебедя лебедушка под крылом», «По рукам сваты вдарили, заряды положили», «У нас ныне незнакомый побывал» и др.
II.2.2. Свадьба и венчание.
День свадьбы в донском обряде расписан также подробно, как и предсвадебье. Сдедует отметить, что сюжет свадебного дня сохраняется и в современном ритуале. По крайней мере, свадьба, которую мне посчастливилось наблюдать, проходила по такому сюжету.
Свадьба начиналась с оголашивания невесты. В день бракосочетания она вставала рано, обходила свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и причитала (пела обрядовую песню): «…Вставайте мои любимые подруженьки!» Позже появлялись подруги, и невеста вместе с ними шла на кладбище «испросить» благословение близких умерших. Возвратившись домой, она готовилась к встрече жениха. Начиналось одевание невесты с соблюдением такого элемента, как стояние на полсти (войлоке) или вывернутой шубе. Через них невеста «общалась» с предками, надеясь на их благословение. Тем временем жених готовил поезд к отъезду за невестой. В ожидании жениха невеста сидела на посаде в красном углу. Прибывший храбрый поезд жениха должен был преодолеть различные препятствия. Наградой за «подвиги» было его появление вблизи невесты. Теперь необходимо было выкупить место и начинался шуточный торг с его хранителями. Жениха сажали за стол рядом с невестой. Начиналось угощение. Ели все, кроме молодых. Им разрешалось есть только после венчания.
Родители жениха благословляли молодых. Раздавались ружейные выстрелы и все отправлялись в церковь, где проводилось венчание в строгом соответствии с каноном. Затем невеста и жених следовали в дом родителей невесты, где их поздравляли ее отец и мать, крестные и родственники. После этого сваха приступала к «обрезанию косы». В это время шел торг – дружка давал несколько монет, чтобы выкупить косу. После плетения косы гости опять поздравляли молодых. Поздравляющим давали спиртное и «шишки» или «таратушки». Мать невесты передавала икону и свое родительское благословение.
Свадебный поезд направлялся в дом жениха, где новобрачных встречали родители и родственники. Отец держал икону, мать – хлеб и соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, затем ели хлеб. Мать осыпала их хмелем, серебряными монетами, конфетами, желая изобилия и счастья. Молодые входили в дом так, чтобы не наступить на пороги не потерять суженого. Они становились на овчинную шубу, что символизировало их будущее благосостояние.
Молодые и гости садились за стол. Начинались поздравления и одаривание новобрачных. Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что обещало молодым счастливую семейную жизнь. Гости веселились до утра, а молодых отправляли поздно вечером в их комнату. Их сопровождали дружка и свашка, которые давали им шутливые наставления. День свадьбы завершался.
Хочется отметить, что обязательными атрибутами донской свадьбы является каравай, который имитирует «мировое дерево» и представляет собой основу, лежень, изготовленную из сдобного теста. Каравай украшали фигурками и узорами, вставляли в него пышную ветку плодового дерева, обернутую полосками теста и увешанную лентами и конфетами.
Песенный репертуар свадебного дня неисчерпаем: опевается едва ли не каждый эпизод. Многие из них сопровождаются песнями, обычно короткими по размеру, но по смыслу соответствующими происходящему. В день свадьбы, которую мне посчастливилось наблюдать, песни исполняла группа мастериц своего дела, досконально знающих ход обряда и зачастую задающих их ритм.
II.2.3. Послесвадебье.
Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали ее свашки. Затем жена шла к колодцу, бросала в него монетку и, набрав воды, шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь. Она сливала им воду поочередно, после чего они вытирались полотенцем невестки. После умывания молодая жена приглашала всех родных за стол. Внимание здесь привлекал молодой муж, которому предстояло разломить вареную курицу. По тому, как он расправляется с курицей , судили о его способностях «расправиться» с женой.. Опоздавших к завтраку гостей разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать «наказания», те откупались деньгами, конфетами и т.п. После завтрака родителей молодого наряжали женихом и невестой, сажали в тачку и возили по улице. Затем все гости шли к родителям жены, зачастую переодевшись для смеха: женщины в мужскую, мужчины - в женскую одежду.
Хочется отметить, что историки и краеведы указывают на отсутствие в донском свадебном обряде четко выверенного, охватывающего весь Дон сценария послесвадебья. Они отмечают, что кое-где сохранилось «вареное» - угощение молодым на утро после свадьбы, присылаемое тещей, Где-то практикуют «отводы» - продолжение свадьбы в доме невесты. Выражение «бить горшки» в одних станицах понимают как обряд благодарения женихом тещи, сохранившей дочь в е6винности. В этом случае молодой муж, уложив тещу на лавку, меняет ей старые туфли на новые, а затем разбивает глиняный горшок на ее животе. Это символизирует окончательный уход дочери от отца к матери. В других станицах выражение «бить горшки» расценивается как испытание ловкости и домовитости молодайки, заметающей веником черепки разбитых на подворье гостями горшков.
Послесвадебье обозначают по-разному: и «бить горшки», «заливить овны», «заливать пожар», «хоронить концы». Темне менее, есть один устойчивый, общедонской эпизод послесвадебья, связанный с невинностью невесты. Он установился сравнительно поздно, в пору развертывания «рыцарской» свадьбы, но в XIXи даже ХХ вв. соблюдался достаточно строго. Невинность невесты отмечают везде одинаково: по станице или хутору носят «калину» - флаг с кистями калины, выражают всеобщую радость обильными возлияниями, песнями, славящими мать и дочь.
II.2.4.Свадебные наряды
К свадьбе на Дону казаки готовились тщательно. В хуторах и станицах свадебные женские наряды шились соответственно достатку семьи и вкусу брачующихся. Свадебным нарядом казачки был костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани. Волосы покрывались головными накидками.
В станицах с нестароверческим населением внаряд невесты нередко входило длинное белое платье разных фасонов. Платье украшалось приколотым с левой стороны красным восковым цветком. Поверх платья одевалась длинная фата, прикрепленная к венку из белых восковых цветов. Свадебные туфли должны были быть с каблуками. В 80-90-е годы XIX столетия стали модными высокие ботинки со шнурками.
Венок и белая фата были обязательным украшением невест-казачек. Бумажные цветы для венка опускали в парафин, отчего они становились белыми и твердыми, Такие головные венки называли восковыми.
На донской казачьей свадьбе был такой обычай: после свадебных гуляний сваха или подруги уводили невесту в другую комнату. Там они снимали с головы девушки свадебный венок и фату, расплетали косы. Волосы скручивали в узел, надевали бабий колпак и выводили ее на показ гостям. Это означало, что девушка стала женщиной. С этой поры она должна будет прятать волосы под колпаком.
Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом и обувался кожаные сапоги со скрипом.
ГлаваIII. Заключение.
Завершая свое маленькое исследование, хочу отметить, что у донских казаков сложился своеобразный культурно-бытовой облик, который оттачивался на протяжении нескольких веков. Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Свадебный обряд.как никакой другой, несет на себе отпечаток народной культуры и повседневного бытия. В свадебном обряде каждого периода были свои особенности, имевшие для жениха и невесты, для всего общества огромное значение и глубокий смысл. Мы, сегодняшние, как и наши предки, не утратили веру в приметы, стараемся придерживаться и при случае исполнять определенные обряды. Очевидно, что наиболее часто можно наблюдать исполнение свадебного обряда или отдельных его сюжетов.
Сохранение и возрождение элементов старинных обрядов, старинных песен – это доказательство того, что ни к концу XX , ни к началу XXI в. новых семейных и, в частности свадебных традиций, не сложилось. Жалкие попытки создания нового свадебного ритуала, как правило, сводились к некоторой модернизации общеизвестных обычаев. Возникает вопрос – а стоит ли это делать? Может быть лучше помочь подрастающему поколению изучить, отобрать, творчески переосмыслить наше культурно-историческое наследие, обычаи предков и строить на их основе свое будущее. Давайте учиться дорожить семейными традициями, возрождать, учиться ценить и сохранять традиции нашего великого народа, наших земляков – казаков Дона.
Список использованной литературы
1. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Мю: Высшая школа. 1982
2. Листопадов А.М. старинная казачья свадьба на Дону. Ростов-на-Дону. 1947.
3. Новак Л, Фрадкина Н. Как у нас-то было на Тихом Дону: историко – этнографический очерк. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1985.
4. Русская свадьба. М: Государственный центр русского фольклора. 2000.
Волшебная фортепианная музыка
Выбери путь
Рисуем осенние листья
Северное сияние
Иван Васильевич меняет профессию