Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к работе | 659.62 КБ |
памятка по решению задач с параметром | 132.29 КБ |
Слайд 1
Различные пути решения задач с параметрами Выполнила: Апарина А. – 10 класс Р уководитель: Корбут Т.Н. учитель информатикиСлайд 2
Цель : сформировать банк задач с рациональным путем решения для использования на уроках математики при подготовке к ЕГЭ. Задачи 1.Изучение специальных математических методов решения задач с параметрами 2. Освоение способов решения заданий с параметрами. 3. Приобретение навыка решения задач с параметрами
Слайд 3
Первая группа задач Найдите все значения параметра а , для каждого из которых имеет не менее семи решений система уравнений
Слайд 4
Взаимное расположение прямых на плоскости
Слайд 5
Условие расположения прямых на плоскости l 1 : a 1 x+b 1 y=c 1 l 2 : a 2 x+b 2 y=c 2
Слайд 6
Применение условия расположения прямых на плоскости = = = 2, 3 -13 a=10 3 -13 a-10=0 D= - 4ac=169+120=289, √289=17 a =
Слайд 7
=2, 3 - 1 6a-8=4 3 - 1 6a-12=0 D= - 4ac=256+144=400, √400=20 a = Единственным общим корнем этих уравнений является a = − ОТВЕТ: a =−
Слайд 8
Вторая группа задач Пример 1. – (5 x +2) a +2 x +1≥ 0 1.Преобразование к стандартному виду: – 5 a -2 a +2 x +1 ≥ 0 ( -5 ax -2 x ) ≥ 2 a -1 x ( -5a-2) ≥ 2а-1
Слайд 9
2.Находим корни уравнения вида: ( - 5a-2) =0 -5a-2 =0 D= -4ac=25-16=9, √9=3 ; a = 3. a(a- )(a- ) => ( 2а-1)(а-2 ) ≥ 2a-1 0,5 2 0,5 + - +
Слайд 10
=0,5 0*x ≥ 0 x ≥ 0 ( −∞; +∞) = 2 0*x ≥ 3 решения нет 3. Если (2 a −1)( a −2) > 0 , т.е a ∈ (−∞; 0,5) ∪ (2; +∞ ), то ( 2а-1)(а-2) x ≥ 2 a −1│÷ (2а-1)(а-2 ) Получаем : x ≥ т.е a (- ∞ 0,5) (2,+ ∞ ) о решение находится в интервале x [ ; ∞ )
Слайд 11
4. (2а-1)(а-2) x ≤ 2 a − 1 │÷ (2а-1)(а-2 ) Получаем: x ≤ , a (0,5 ; 2) то решение находится в интервале x (- ∞; ] – (5 x +2) a +2 x +1≥ 0 Ответ = 0,5, x ( −∞; +∞) =2 решения нет a (- ∞ 0,5) (2,+ ∞ ) x [ ; ∞ ) a (0,5 ; 2) x (- ∞; ]
Слайд 12
Пример 2: Найдите все пары чисел ( a ; b ), для каждой из которых имеет не менее трёх корней уравнение ( a −2) x + b ( x −2) = (2 b −1) x +(2 x − 1) a 1. Приводим к стандартному виду, раскрытие скобок: ( a − 2 + b − 2 b + 1 − 2 a ) x = 2 b − a , ( a + b + 1) x = a − 2 b Если a + b + 1 ≠ 0, то уравнение имеет 1 корень x = Если a + b +1=0, но a − 2 b≠ 0 , уравнение не имеет корней
Слайд 13
b =- , a =- При таких параметрах a, b уравнение примет вид 0 => не менее трёх корней уравнение имеет только в последнем случае. Решив систему, получим a =− , b =- ОТВЕТ : ( − , -
Слайд 14
Выводы Рассмотрели ряд способов решения задач с параметрами. Применили данные методы при решении задач. Планируется разработать банк типовых задач, для использования на гимназических часах при подготовке к ЕГЭ
Слайд 15
Спасибо за внимание
Пример 5: Найдите все значения параметра a, при каждом из которых следующая система уравнений хотя бы одно решение: 1) -49v+64v-637+472=-15a 15v-165=-15a 15v=-15a+165 v= a11,5 21u*7+59*7-24u*8-91*8=42a-72a u= a10,5 Ответ: a[10,5; 11]. | БОУ РА Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса Памятка по решению задач с параметрами | |
Основная информация Параметр – величина, значения которой служат для различения групп элементов некоторого множества между собой. Расположение прямых на плоскости. Расположение прямых Условие параллельности прямых Условие расположения прямых на плоскости l1:a1x+b1y=c1 l2:a2x+b2y=c2 Пример 1. Для каждого значения параметра a, найдите число корней уравнения
D=-4ac=121+320=441 √441=21 D=-4ac=169+144=√529=23 Ответ:a=-2,5 Пример 2. Для каждого значения параметра a, найдите число корней уравнения 7(2x −1)−(23x−22)a+3(x−1) = 0. 14x-7-23ax+22a+3x-3= 14x-23ax+3x=3+7-22a
D=-4ac=529-168=√361=19
D=-4ac=484-84=√400=20 | ОТВЕТ: a x (−∞; +∞) a= решения нет a(-∞;∪( ∪( уравнение имеет 1 корень. Пример 3. Найти значение параметра a при котором система имеет не менее 7 корней = = = 2, 3-13a=10 3-13a-10=0
=2, 3-16a-8=4 3-16a-12=0
Единственным общим корнем этих уравнений является a=− ОТВЕТ: a=− – 5a-2a+2x+1 ≥ 0 (-5ax -2x) ≥ 2a-1 x( -5a-2) ≥ 2а-1 (-5a-2) =0 -5a-2 =0 D=-4ac=25-16=9, √9=3; a= 3. a(a- )(a-) =>(2а-1)(а-2) ≥ 2a-1 =0,5 0*x ≥ 0 x ≥ 0 (−∞; +∞) =2 0*x ≥ 3 решения нет 3. Если (2a−1)(a−2)>0, т.е a ∈ (−∞; 0,5) ∪ (2; +∞), то
Получаем: x ≥ т.е a (- ∞ 0,5) (2,+ ∞) о решение находится в интервале x [; ∞) 4. (2а-1)(а-2)x ≤2a−1│÷ (2а-1)(а- | 2)Получаем: x ≤ , a (0,5;2) то решение находится в интервале x (- ∞; ] – (5x+2)a +2x+1≥0 Ответ
Пример 4: Найдите все пары чисел (a; b), для каждой из которых (a−2)x+b(x −2) = (2b−1)x +(2x−1)a 1. Приводим к стандартному виду, раскрытие скобок: (a − 2 + b − 2b + 1 − 2a)x = 2b − a (a + b + 1)x = a − 2b Если a + b + 1 ≠ 0, то уравнение имеет 1 корень x = Если a+b+1=0, но a−2b≠0, уравнение не имеет корней b=-, a=- При таких параметрах a, b уравнение примет вид 0 => не менее трёх корней уравнение имеет только в последнем случае. Решив систему, получим a=−, b=- ОТВЕТ: ( −, - |
Зимовье зверей
Весёлая кукушка
Ручей и камень
Загадка Бабы-Яги
Мороз и заяц