Данную работу можно использовать на уроках краеведения
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_v_litsah.doc | 86.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев
имени И.П. Фархутдинова»
Секция: «Земляки» - о лучших людях муниципального образования.
Исследовательская работа
Тема: «История в лицах»
Автор работы:
Антонова Ольга
МБОУ СОШ п.Вахрушев
имени И.П.Фархутдинова.
Руководитель:
Праздникова Светлана Валентиновна
учитель географии
МБОУ СОШ п.Вахрушев
имени И.П.Фархутдинова.
.
Вахрушев
2015г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА I Как все начиналось
1.1. Школьный музей: от прошлого к настоящему…………………….6
1.2. «О черном золоте» и не только…………......................................9
ГЛАВА II Хозяева своей земли
2.1. Трудовая доблесть шахтера………………………………………..12
2.2. Живой процесс художественного творчества…………………….14
2.3. Талант мастерицы…………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……..……20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....21
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…..22
Введение.
Родина…. Отчизна… Эти слова мы произносим с гордостью и пишем с большой буквы. У каждого из нас она своя. Спросим у своих друзей, родных, что такое Родина, и получим разные ответы. Кто-то скажет, что это место, где человек родился, вырос: какой-то небольшой городок, поселок, аул…. Другие вспомнят родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово «мама».
Отчизна… Отечество… Отчий дом…. Это слова одного корня и, следовательно, одного значения: земля отцов, отчий дом, дом отца. И каким бы ни был наш отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. А мы должны знать и любить свою Родину, ценить, сохранять и приумножать наследие своих предков.
Но как выразить свою огромную любовь к тому, что мы называем Родиной? Можно «прокричать об этом на весь мир», можно написать поэму, можно спеть песню. А можно просто вспомнить, с чего начиналась наша Родина…
Для нас, живущих далеко от центра России, такой Родиной является сахалинская земля, наш родной шахтерский поселок Вахрушев, который вместе со всей Сахалинской областью в текущем 2012 году отмечает 65- летие со дня ее образования. Мы любим свой поселок, гордимся тем, что было создано его жителями за все годы его существования, и хотим, чтобы и настоящее и будущее его было не менее прекрасным. А чтобы строить это прекрасное будущее, нужно хорошо знать прошлое, путь к которому лежит через изучение родного края и жизни его земляков.
Можно сказать, что новая жизнь поселка началась с момента его переименования в 1947 году. Бывший «Томарикиси», что в переводе с японского означает «Белый берег», по предложению шахтеров, проживающих и работающих в данном населенном пункте, был переименован в поселок Вахрушев в честь видного хозяйственного и государственного деятеля, министра угольной промышленности восточных районов СССР, Героя Социалистического Труда Василия Васильевича Вахрушева.
Новая жизнь внесла коррективы в тяжелый шахтерский труд. Теперь можно радоваться тому, как много помогает людям мощная современная и надежная техника. Но были времена, когда приходилось тяжелым, непосильным трудом поднимать экономику края; трудились не зная усталости, верили в то, что только добросовестный труд приведет Родину к процветанию. Таких людей было немало и среди жителей горняцкого поселка Вахрушев.
Актуальность работы очевидна: мы сильны своими корнями, поэтому должны знать и уважать прошлое своей земли, гордиться им, а для этого его надо изучать.
Цель исследования: определить роль человека в истории родного поселка.
В ходе достижения цели, решались задачи:
1. Познакомиться с биографией земляков, их вкладом в историю становления п. Вахрушев.
2. Пропагандировать патриотическое отношение к истории малой родины и людям, создававшим эту историю.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- поиск литературы по теме;
- изучение и анализ литературы по теме;
- изучение Интернет-ресурсов.
2. Эмпирический:
- сбор информации;
- беседы с очевидцами событий и их родственниками;
- изучение информации.
Работа состоит из двух глав, ведения. заключения и списка литературы.
Ценность полученных результатов исследования заключается в том, что они заставляют молодое поколение задуматься о собственном отношении к земле, на которой живут, к людям, окружающим их, выстроить свою линию жизни в истории родного поселка и страны.
ГЛАВА I. Как все начиналось.
1.1.Школьный музей: от прошлого к настоящему.
В начале 2007 года по инициативе мэра МО «Городской округ Вахрушев» Зиннора Шарыповича Гумерова в одном из классов местной школы было решено создать музей истории поселка. Его основоположником стала учитель, депутат Совета депутатов МО «Вахрушев» Надежда Петровна Губанова. На сегодняшний день музей пользуется большой популярностью не только у школьников, но и у многих жителей поселка и его гостей. За пять лес существования его посетило более двух тысяч человек. Это ученики школ Поронайского района, гости из Японии, Южной Кореи, представители администрации и министерства образования Сахалинской области. Сейчас экспозиции школьного музея располагаются на площади в 240 кв.метров и насчитывают более тысячи экспонатов.
Целью создания музея было желание изучить историю малой родины п.Вахрушев Сахалинской области, через материалы экспозиций показать овеществленную память и зримую связь времен, воссоздать атмосферу бытовой среды людей 19–20 веков, расширить знания о боевых, трудовых подвигах вахрушевцев, их традициях и обычаях.
Открытие музея состоялось 19 октября 2007 года и было приурочено к празднованию 60-летия со дня переименования нашего поселка и образования Сахалинской области.
Вся экспозиция оформлена и расположена таким образом, что при входе в помещение музея будто попадаешь в обстановку квартиры времен 50-х-60-х годов. (Приложение 1). Большое внимание посетителей привлекает стенд «Никто не забыт, ничто не забыто», который посвящен героизму советских людей в годы войны. Мы видим фотографии знакомых людей – жителей нашего поселка, участников Великой Отечественной войны. К сожалению, многих из них уже нет в живых.
Стенды «Трудовая доблесть шахтеров» знакомит нас с почетными тружениками Вахрушевского угольного разреза. Здесь помещены их награды, грамоты, медали фотографии. (Приложение 3).
Большое внимание заслуживает и стенд « Герои Сахалина», который содержит информацию о людях, освобождавших родную землю от японских милитаристов.
Экспозиция «В единой семье», повествуют о жизни И.П. Фархутдинова, чье имя носит наша школа. ( Приложение 2).
Многие вахрушевцы передали в музей документы, награды, книги, фотографии, кухонную утварь, старинную мебель, образцы рукоделия, посуду. Набралось немало предметов прошлого века, среди которых самая ценная – старинная серебряная монета 1842 года.
Особое место в экспозиции занимают поражающие своей красотой работы наших мастериц-рукодельниц: кружевные скатерти, салфетки, вышитые гладью, крестом – настоящие произведения искусства, которые никого не оставляют равнодушным.
Все посетители музея оставляют о нем теплые слова в книге отзывов, вот некоторые из них:
«Интересные экспозиции завораживают, погружают в воспоминания о детстве, наворачиваются слезы. Молодцы! Удачи! Дерзайте и развивайтесь. (01.02.2008г. Бурова И. В…., г.Южно-Сахалинск, инспектор департамента образования).
«С большим интересом ознакомился с экспозицией музея. Огромная благодарность людям, по крупицам собирающим фрагменты нашего славного прошлого. Удачи Вам! ( Кислицин…..вице-губернатор Сахалинской области 12.03.2008г.)
«Один из лучших музеев «малых форм», что мне доводилось видеть, а видел я их немало» (М.Тихонов г. Москва 16.09.2010г).
Штефан Сергей, выпускник школы, написал в «Книге отзывов» такие слова: « Говорят, что только у тех, кто помнит свое прошлое, есть будущее. Теперь, я уверен, что будущее есть у нашего поселка. С такой историей он просто не имеет права его не иметь».
Угольная промышленность – самая старая отрасль экономики Сахалина. Добыча угля началась здесь раньше, чем в других дальневосточных бассейнах
Вахрушевское угольное месторождение было открыто в 30-х годах XX века. Запасы первого пласта оказались настолько велики, а качество угля настолько хорошим, что японцы назвали это месторождение «Золотым дном». До того, как были открыты запасы угля, в районе месторождения производилась заготовка леса с отправкой его на берег моря для транспортировки в Японию. В то время богатые лесные массивы брали свое начало от берега моря и тянулись вглубь острова по долине, где протекает речка «Горянка». Во время заготовки леса были обнаружены угольные пласты. Впервые уголь был найден на крутых склонах сопки, вытянувшейся вдоль существующего поселка. Эти открытия привлекли внимание японской фирмы «Ниттецу». По распоряжению правления фирмы вскоре были начаты разведывательные работы по определению запасов угля.
Материалы разведки показали, что мощность этих пластов достаточно большая – до 6 метров. Открытие богатых запасов угля послужило толчком для строительства подземных путей и электрической станции.
В1938 году была проложена временная узкоколейная железная дорога между берегом моря и будущей шахтой. К тому времени вошла в строй первая временная электростанция. Узкоколейная дорога на мотовозной и конной тяге не могла обеспечить углем потребности электростанции лесоперерабатывающего завода. К тому времени объявились и другие потребители угля, в числе которых был строящийся целлюлозно-бумажный комбинат в поселке Сикука ( ныне город Поронайск) .
Фирма «Ниттецу» ощутила неотложную необходимость выйти со своим углем на главную железнодорожную магистраль.
Осуществляя этот замысел, фирма «Ниттецу» к 1939 году закончила строительство железнодорожной ветки, связывающей будущую шахту с главной железнодорожной линией Карафуто (Сахалина). Одновременно расширялась электростанция, строился железнодорожный бункер.
В этом же году впервые вахрушевский уголь вышел на главную железнодорожную магистраль и начал приносить прибыль. Таким образом, шахта вступила в эксплуатацию в 1939 году.
Первым русским начальником шахты был назначен в конце 1945 года демобилизованный офицер Г.И. Бодянский.
На шахте в это время трудились только японцы и корейцы. Русских рабочих было три человека. Первые партии русских шахтеров стали прибывать на шахту в апреле 1946 года. Праздник 1 мая 1946 года встречали уже коллективом русских людей в составе 15-20 человек. Встреча праздника была ознаменована днем повешенной добычи. На проведения этого дня вышли все японские и корейские рабочие, даже члены семей приняли участие в проведении дня повышенной добычи на открытых работах. За счет демобилизованных воинов Советской Армии, начиная с 1946 года, коллектив быстро рос. Вместе с ростом численности коллектива росла и трудовая Слава.
В 1947 году бригада первого русского проходчика Маслова установила рекорд скоростной проходки. Приказом Министра угольной промышленности был отмечен успех его бригады.
Замечательных результатов добилась бригада довскрышников, руководимая Жуковым, бригада проходчиков Штабина, Курпясова и др.
Самоотверженный труд советских воинов, только что оставивших боевое оружие и включившихся в трудовые дела, вызывал у японцев восхищение. В труде и отдыхе завязалась дружба между русскими и японскими рабочими, которые искренне выражали свое желание жить и работать с русскими людьми. В период репатриации многие японцы отказывались уезжать на родину.
Стране требовался уголь, рабочих для его добычи не хватало. Вся опора была на бывших воинов Красной Армии, и они не подводили. По две и более нормы выполнял каждый русский рабочий.
В таких тяжелых условиях и сложился замечательный коллектив вахрушевских горняков. В то время никто не мог думать, что пройдет немного времени, и в самый дальний уголок нашей страны, на бывший остров ссылок и мучений, придет в помощь горнякам мощная Советская техника: буровая машина БШ-1, бульдозер, вслед за ним несколько конвейеров, экскаватор и другая техника.
Инженеров на шахте в то время не было, механиками были практики, а техника требовала умелых рук. И вот в этой сложной обстановке наши советские люди находили в себе силы учиться, учить и работать. Днем работали на добыче угля, а ночью просиживали за изучением чертежей, схем для сборки машин.
В предельно короткие строки собирались новые машины и готовились кадры для управления ими.
Ввод новых машин на открытых работах позволил быстро развивать добычу, необходимую для восстановления народного хозяйства после разрушительной войны.
Глава ΙΙ. Хозяева своей земли.
2.1 Трудовая доблесть шахтера.
Трудно перечесть, сколько трудовых побед одержал коллектив вахрушевских шахтеров. Особенно памятен 1957 год, когда бригады всех предприятий включились в соревнование в честь сорокалетия Октябрьской революции. Это соревнование дало начало многим трудовым починам, которые претворяли в жизнь замечательные люди: новаторы, рационализаторы производства.
Один из них - Клинков Владимир Иванович. Родился 20 июля 1939 года в п. Ирша Рыбинского района Красноярского края. В 1950 году его семья: мама и три брата – переехала в п. Вахрушев. Спустя семь лет он закончил Вахрушевскую среднюю школу № 2 Макаровского района Сахалинской области и получил аттестат зрелости. Так как в семье не было отца и мать поднимала троих сыновей одна, Владимир Иванович сразу после окончания школы пошел трудиться. 4 сентября 1957 года был зачислен учеником помощника машиниста экскаватора, спустя два месяца переведен помощником машиниста участка № 1. Работая посменно, а иногда, когда не хватало рабочих рук, и в две смены, Владимир Иванович не знал усталости.
Бывало и так, что в ночные часы приходилось без отдыха черпать тонны угля, засыпая их в кузова большегрузных машин. Все это требовало огромных человеческих сил и большой выдержки. Прошло еще три года, прежде чем этот трудолюбивый человек стал машинистом экскаватора участка№1.
В этих «сухих» строчках его биографии жизнь, полная труда, впечатлений, встреч и самоотдачи делу, которое любишь, родине, которой гордишься. За свои трудовые заслуги, выдержку и самоотверженный труд 29 июня 1966 года он был награжден медалью «За трудовое отличие» В 1968 году, за достигнутые трудовые показатели в деле успешного выполнения государственного плана занесен на Доску Почета. Когда Клинкову Владимиру Ивановичу исполнилось сорок восемь лет, его пригласили в Москву на празднование семидесятилетия Великой Октябрьской революции. Этот человек удостоен еще одной награды – орденами шахтерской славы трех степеней. Он по праву считал, что эта награда - заслуга экипажа, в котором он трудился: водителей – белазистов, работников ремонтного цеха и всех тех людей, которые самоотверженно трудились, добывая «черное золото» Сахалина. (Приложение 4). Нельзя не отметить и то, что за честность, принципиальность, порядочность Владимир Иванович неоднократно избирался депутатом местного и областного советов, он по праву заслужил доверие народа.
По состоянию здоровья вышел на пенсию 5 октября 1994 года.
2.2 Живой процесс художественного творчества.
Не хлебом единым жив человек…
Продолжая разговор о замечательных людях нашего поселка, хочется рассказать еще об одном талантливом человеке Казекине Владимире Сергеевиче, который является представителем творческой интеллигенции нашего поселка.
Долгое время все жители Вахрушева знали его только как художника-оформителя, работающего при ДК « Шахтер». Каждый день люди проходили мимо киноафиш, панно, которые оформлял Владимир Сергеевич и никто не догадывался о том, что рядом с нами живет и творит художник с большой буквы.
Владимир Сергеевич Казекин скромный, простой человек. С ранних лет любил он рисовать, мечтал стать художником. Родился и вырос на Сахалине в п. Оноры, жил в с. Кировском, п. Лермонтовке, служил в рядах Советской Армии. После службы работал токарем, был заместителем председателя поселкового совета. Заочно учился в московском народном университете им. Н.К.Крупской, а потом окончил художественно-графический факультет пединститута г. Хабаровска.
А все началось с письма: «Володя! Казекин! Тебе письмо. Из Москвы…… От какого-то Юона……».
Сердце девятиклассника Володи Казекина забилось отчаянно громко от волнения. Нетерпеливо вскрыт долгожданный конверт.
«Желаю вам исполнения ваших желаний»,- писал школьнику маленького шахтерского поселка Вахрушев известный советский художник К.Ф. Юон. «Не забудьте, ваши успехи зависят, прежде всего, от вашего внимания, которое вы уделяете рисунку (это фундамент живописи). Рисунок учит мастерству. Учиться рисовать надо на людях».
Но пройдет еще несколько лет, прежде чем Володя Казекин, страстно влюбленный в живопись, волнуясь, выведет на конверте аккуратным почерком: Москва, Академия художеств… .
Окончена школа. Позади служба в армии. Все эти годы Володя не расставался с карандашом и кистью. И вот он снова в родном поселке.
- Стать профессиональным художником?- мучительно думал юноша. Ехать учиться в Москву? Со стен комнаты молчаливо смотрели копии, сделанные им с картин знаменитых художников, картин, знакомых ему только по репродукциям. Ему показалось, что «Незнакомка» Крамского смотрит на него насмешливо, словно говоря: «Ну какой же из тебя художник!»
Владимир Сергеевич, торопливо начал выставлять свои рисунки из шкафа. В комнату тихо вошла мать: «Ты что тут без света сидишь?». Вспыхнула лампочка под абажуром: «Батюшки», - мать всплеснула реками. «Сколько ты у меня бумаги, Володька, перепортил!»
На следующее утро парень уже шагал к шахтоуправлению. Он стал токарем. Хорошим токарем, полюбил свою работу. Возвращался домой довольный, вымазанный, усталый, наскоро обедал и брался за карандаш и краски. Он оформлял шахтовую стенгазету, делал копии, рисовал с натуры деревья, машины, экскаваторы, товарищей по работе – все, что его окружало. И вот однажды снова пришел конверт из Москвы.
Володя вскрыл его робко, словно конверт был хрупким стеклянным.
«Вы приняты на курсы заочного обучения Всесоюзного дома творчества имени Н.К.Крупской», - прочитал он.
- Зачем?- спросил его как-то товарищ.
-Ты хочешь уйти от станка?
-Да нет, станок я ни за что не брошу, а вот писать картины научусь по-настоящему.
Каждые двадцать дней приходило новое задание. Рисунок, натюрморт, композиция, этюды маслом и акварелью. Еще и еще он перечитывал полученные из Москвы подробные рецензии на свои рисунки. Они никогда не встречались: Володя Казекин и его педагог Любовь Сергеевна Бертман.
«У вас ошибка в штриховке»,- читал Володя и принимался за работу.
«Поздравляю, Володя! Композиция «Первая оценка», очень удалась!»
Днем, стоя за станком, он чувствовал, как ему подчиняется металл и это наполняло его радостью. Вечером, берясь за карандаш, он пытался поймать, подчинить себе красоту. Работал часами, долго, скрупулезно.
До поздней ночи сидел он, составляя композицию. Десятки вариантов….
В голове теснилось столько планов! Написать картину Рафаэля- любимого своего художника. Спасение сокровищ Дрезденской галереи советскими солдатами - какой сюжет. А карандашный набросок «Юность», ведь он явно удался. Вот бы и написать к нему картину. Он сделает все это, обязательно, сделает! Но пока нужно снова браться за гаммы.
Куда бы он не шел, с ним всегда карандаш и блокнот. Он схватывает на лету интересное движение, позу, выражение глаз, деталь в одежде и уже не может обойтись без этих блокнотов, страницы которых, рассказывают о хорошей душе рабочего парня.
За эти годы создано более ста работ. Предпочитает писать художник акварелью, масляными красками, а также тушью. Многие работы рассказывают нам о природе родного края. Написаны они с большой любовью и мастерством. Глядишь на рисунки : «Река Шахтинка», «Дымки» - и узнаешь родные места. Его работы: «Зимовье», «Забытая скамья», «Сарай», «Лето», «Сенокос», «Утро в лесу», «Мир моего детства» и многие другие - заслуживают особого внимания: они о безграничной любви к родному краю. ( Приложение 5).
Владимир Сергеевич был хорошо знаком по переписке с известной немецкой художницей Леа Грундиг, которая в своих письмах неоднократно писала о том, что придает большое значение рисункам Владимира Сергеевича. Она искренне радовалась тому, что на далеком Сахалине есть человек, который много рисует и получает от этого большое удовольствие.
В 2007 году наш земляк передал в дар школьному музею сто своих работ. Все они помещены в выставочном зале, на них любуются не только школьники, но и жители нашего поселка. К сожалению, в силу своей чрезвычайной скромности, он не заявлял о себе как художник, поэтому его работы известны немногим.
Мы гордимся тем, что рядом с нами живет настоящий мастер, талантливый, неповторимый – Владимир Казекин.
2.3 Талант мастерицы.
Наша Сахалинская земля щедра на таланты.
Человеческим возможностям нет предела. Свидетельство этому – увлечения Зелинской Валентины Матвеевны. Родилась она 19 августа 1933 года в деревне Малаховцы, Бретской области, Барановского района.
В семье было семеро мужиков. Мама Валентины Матвеевны была безграмотной. Любила, чтобы дети читали ей сказки. Отец работал на своей земле. До сих пор свежи в памяти Вали деревянный, скобленый стол с лавками, русская печь, расшитое полотенце на иконах, нарядные рушники. Жизнь текла неспешно, от праздника к празднику по народному календарю.
В мир ее детства незаметно вошла маленькая речка с прибрежными цветущими травами, та же простая, деревенская размеренность жизни: посевная, покос, уборочная.
Война началась, когда Вале было восемь лет. Пошла в первый класс в десять лет 1943 году. В 1947 закончила начальную школу. Спустя 12 лет приехала на Сахалин в поселок Тихменево. Прожила там до 1996 года. Работала в детском саду няней, поваром. Была машинистом водных котлов. Потом ушла на пенсию. Будучи на пенсии, работала уборщицей в ДК «Шахтер» п.Вахрушев.
Всю жизнь Валентина Матвеевна любила петь, даже выступала в церковном хоре.
Прошли годы. Только будучи взрослым человеком, она осознала, какой притягательной силой обладает народное творчество, как много значит оно для воспитания доброго сердца. Яркие образы детства и любовь к родной деревне, восхищение красотой плодоносящей земли и талантом русского человека обрели свое воплощение в авторских работах, обращенных к чисты родникам народного искусства. В течение жизни Валентина Матвеевна сделала много прекрасных работ своими руками: картины «Возница на лошади», «Котята в корзине», «Утро в сосновом бору», «Сбор ягод в лесу».( Приложение 6). Два ковра, вышитые ее руками, были переданы в Дагестан в качестве подарка. Помимо ковровых полотен, ею были созданы полотенца, занавеси в технике «ришелье», а вязаные носки и рукавицы - без счета.
Многие работы побывали на выставке в Японии. Часть передана музею школы для экспозиции.
Заключение.
Мои земляки: Клинков В.И., Казекин В.С., Зеленская В.М. и многие другие -очень разные, но похожи в одном: это люди, влюбленные в свое дело, которое является главным в их жизни, в место, где они живут, в своих земляков. Это они приносят славу своей Родине: и малой, и большой, это они делали и делают нашу историю – скромные, добросовестные труженики! Без них не было бы нашего настоящего, без них не может быть будущего. Это закон жизни. И мы, молодое поколение, должны помнить об этом. Каждый из нас должен сделать все от нас зависящее, чтобы малая родина процветала, и быть достойными наших замечательных земляков. Именно за молодым поколением будущее нашей страны. Цель работы достигнута. Пример жизни моих земляков является ярким подтверждением того, что достойное будущее возможно только в том случае, когда крепки корни, которые питают настоящее.
Список литературы
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Денис-изобретатель (отрывок)
Прекрасное далёко
Любили тебя без особых причин...
«Течет река Волга»