Цель проекта: озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений и создание зимнего сада в школе, способствуют повышению экологической культуры школьников и оказывают положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей.
Задачи проекта:
· выявить влияние растений на организм человека;
· разработать дизайн зимнего сада;
· подобрать композиции растений для коридоров школы и зимнего сада;
· использовать уголок природы для изучения растений на уроках, кружках и.т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 936.96 КБ |
![]() | 1.57 МБ |
Воронежская область
Лискинский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Совхозная средняя общеобразовательная школа»
Социальный проект
«Зимний сад»
Авторы: Небренчина Юлия,
Попенко Дарья.
Директор: Цихотских Р.Т.
Координатор: Толкунова Ю.В.
2015
Актуальность и важность проекта
Школьный дом для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства. Лучшие друзья, первая любовь, первые успехи и победы познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах.
Школьная рекреация - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженной и красивой она будет – зависит от нас. Если в школе множеством зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию.
Правильно подобранные растения, и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроения людей, придают помещению своеобразный колорит. При этом это способ просто и доступно создать свою неповторимую обстановку.
В школе имеются зелёные насаждения. Но их недостаточно в коридорах школы, нет стилевого единства в их оформлении. Решение этой проблемы возможно при осуществлении социального проекта «Зимний сад» школы.
Большую часть года школьники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную роль. Комнатные растения создают не только более уютную обстановку в школе, но и оказывают благотворное, а подчас и целительное воздействие на самочувствие обучающихся, что очень важно для улучшения состояния школьной среды.
Известно, что летучие вещества растений, которые они выделяют в процессе своей жизнедеятельности (фитонциды), изменяют воздух и могут улучшать самочувствие людей. Растения также служат фильтром вредных веществ. Но лишь красивые и здоровые растения, грамотно подобранные и правильно сгруппированные, посаженные в красивые кашпо и горшки, могут выступать в качестве декоративного элемента в интерьере.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации интерьера; выполняют санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т.д.); оказывает положительное психофизиологическое действие на человека, способствуя отдыху от физических и нервных нагрузок.
Цель проекта: озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений и создание зимнего сада в школе, способствуют повышению экологической культуры школьников и оказывают положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей.
Задачи проекта:
Методы работы над проектом
Деятельность по проекту
Сбор и анализ информации по выбранной проблеме
Условия для осуществления проекта
В школе был проведен конкурс проектов, предлагаемых, для реализации. На конкурс были представлены проекты: «Зимний сад», «Спортплощадка мечты», «Благоустройство цветников». Самым значимым и необходимым был признан проект «Зимний сад» (Гистограмма 1). Так, начался наш проект.
Здание Совхозной школы двухэтажное. На втором этаже школы находится рекреация, окно которой выходят на север. В крыле школы на первом этаже, имеется светлое просторное фойе. В школе имеется центральное отопление, благодаря которому температурный режим в коридорах школы стабилен, лишь в зимнее время года, когда температура воздуха на улице достигает – 30 градусов, температура воздуха в коридорах школы колеблется незначительно от 18 до 16 градусов.
Таким образом, в школьных коридорах и рекреациях имеются все условия для озеленения интерьера, необходимо грамотно подойти к выбору комнатных растений и их группированию и эстетическому размещению.
Изучение литературы по вопросу озеленения школьного интерьера.
После изучения множества литературы по вопросу роли растений в дизайне школы был проведен анализ помещений с точки зрения эстетического оформления. Оказалось, что в школе мало эффектных растений и размещены они не красиво. Поэтому необходимо увеличить число экземпляров комнатных растений, приобрести экзотические растения.
Программа действий по реализации проекта
Этапы озеленения:
Сроки реализации проекта | Виды деятельности учащихся | Исполнители проекта |
сентябрь 2014 – февраль 2015 года | 1 этап. Подготовительный. Разработка проекта. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения (побелка, покраска, декорирование). | Творческая группа учащихся и учителей |
сентябрь 2014 | Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. | Директор школы, руководитель проекта, целевая группа. |
в течение полугода | 2этап. Реализация проекта. Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений. | Родители, ученики, учителя, работники школы. |
сентябрь | Формирование актива зимнего сада. Комплектование учащихся по видам деятельности, обсуждение проблемных моментов работы в группах, проектирование работ с растениями | Целевая группа |
октябрь | Подбор справочной литературы, работа с Интернетом, обсуждение за круглым столом. Определение процедуры сбора и обработки данных, анализ полученных данных. Оформление результатов проекта. | Учитель биологии Толкунова Ю.В., учащиеся |
ноябрь | 3 этап. Аналитический и трансляции опыта. Презентация зимнего сада. Практические работы по уходу за растениями: размещение растений в саду по группам, наблюдение за их ростом и развитием. Подготовка экскурсоводов. Первая экскурсия. | Учащиеся 8, 9 класса, учитель биологии Толкунова Ю.В., классный руководитель Ерина О.М., Чаленко Е.С. |
декабрь 2014 – январь 2015 г. | Систематизация растений, оформление этикеток. | Группа учеников 8 класса |
начало декабря 2014 года | Создание коллекции кактусов, фиалок. | Совместная деятельность учеников и учителя биологии |
декабрь 2014 года | Открытие экспозиции кактусов для учеников и учителей | Экскурсовод |
с января 2015 года | День открытых дверей для родителей | Экскурсовод |
февраль 2015 года | Проектирование исследовательской работы «Условия обитания экологической группы растений в зимнем саду» | Совместная деятельность учащихся и учителя. Проектная работа учениц 8 класса. |
Реализация плана действий проекта
Выполняя столь сложный проект, каждый задаст вопрос, с чего начать? Первый этап нашей работы - выбор места для будущего сада. При выборе мы учитывали следующие местные условия: температуру воздуха, освещенность и стороны горизонта, влажность воздуха, а также количество учащихся, постоянно прибывающих в помещении.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что второй и первый этаж школы это место, которое как нельзя лучше подходит для создания Зимнего сада. Здесь будут размещены растения, способствующие сохранению здоровья учащихся нашей школы, то есть успокаивающие нервную систему, повышающие тонус организма, а также убивающие микробы в воздухе.
В Зимнем саду необходимо собрать такие растения, которые помогли бы учащимся сохранять своё здоровье. Ведь каждый из нас испытывал на себе влияние растений. Рядом с комнатным растением чувствуешь себя не одиноким, вызывает восхищение удивительная окраска листьев. Как здорово очутиться среди цветущих растений зимой, они поднимают наше настроение, успокаивают. Кроме того, все мы знаем, что даже комнатные растения издавна используются человеком для лечения различных заболеваний.
Научно-практическое обоснование проекта.
Мы считаем, что растения необходимо разделить на 2 группы:
1 группа – растения, которые обладали бы яркими декоративными признаками (крупные, интересно окрашенные листья, цветущие) т.к. вид этих растений поднимает настроение, снимает стресс, что имеет большое значение для здоровья.
2 группа – растения, выделяющие фитонциды.
Ассортимент растений зимнего сада составили: гибискусы, глоксиния, гипеаструмы, диффенбахии, драцена, зигокактус, кактусы пустынные, каланхоэ Блосфельда, калатея, лимон, монстера, панданусы, пеларгония зональная, рео, роисциссус, сансевиерия, сеткреазия, сингониум, спатифиллум, толстянка серебристая, традесканция белоцветковая, сциндапсус, хойя, хлорофитум, фиалки, эхмея и другие декоративно-лиственные и цветущие комнатные растения.
Фитонциды содержат диффенбахия, лимон, каланхоэ перистое, хлорофитум, герань (пеларгония). Фитонцидными свойствами обладают и такие комнатные растения, как фикусы, плющи, драцены, аглаонемы. И, наконец, еще одна группа полезных, фитонцидных растений — кактусы и другие суккуленты.
Фитонциды - это летучие целебные вещества, выделяемые растениями, убивающие токсины и болезнетворные микробы, которыми обычно полон воздух, поэтому в лесу так легко дышится. Одна из важнейших особенностей фитонцидов – специфичность их действия. Даже в микроскопических дозах они могут задерживать рост и размножение одних микроорганизмов, стимулировать рост других и играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха, почвы и воды. Оказывается, что есть такие комнатные растения, которые выделяют фитонциды и оказывают влияние на человека, некоторые из этих растений мы решили собрать в Зимнем саду.
Обоснование выбора растений для нашего Зимнего сада.
Хлорофитум — это многолетнее растение с узкими двухцветными листьями и многочисленными свисающими отростками смело можно сравнить с кондиционером. Хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Чем для нас воздух хуже, тем для хлорофитума лучше: в сильно загрязненной воздушной среде он растет гораздо быстрее и даст большее число отростков. 4-5 растений на площади 10 м² способны очистить воздух от различных примесей на 70-80%. Мало того, что он выделяет фитонциды, которые губительно действуют на вредную микрофлору помещения, растение это неприхотливое, малотребовательное к почве, но любит влагу.
Для более эффективной и интенсивной очистки воздуха в озеленении коридора, наряду с хлорофитумом, использованы растения пеларгонии зональной, которая не только обладает высоким фитонцидным эффектом, но и благотворно действует на нервную систему.
Лимон и другие цитрусовые — улучшают умственную работу, повышая амплитуду биотоков мозга. Запах лимонных листьев дает ощущение бодрости, способствует улучшению общего состояния. Это растение полезно иметь людям умственного труда.
Всем известная герань сильнопахнущая обладает успокаивающим действием, ее рекомендуют при заболеваниях нервной системы, бессоннице.
Цветущий гибискус благоприятно воздействует на нервную систему и психику, повышает устойчивость к стрессам, наполняет помещение бодростью, энергией, стимулирует волю к труду, влияет на сердце.
Диффенбахии – это не только высокодекоративные растения, но и чрезвычайно полезные. Диффенбахия очищает воздух от токсинов: формальдегида, ксилена, трихлорэтилена, бензола.
Стену украшает восковой плющ хойя. Хойя - лучшая спутница на пути к достижению намеченной цели. Нерешительные люди часто чувствуют себя усталыми, потому что ощущение неуверенности, как энергетическая пиявка, высасывает силы. Хойя дисциплинирует, подтягивает, защищает от разочарований и придает уверенности в собственных силах. Она помогает предотвратить напрасную трату энергии, предназначенную для запланированных дел. Это растение для тех, кто не может заставить себя держать, кому лень заниматься спортом, и кто вечно обещает себе начать новую жизнь с понедельника.
В тени размещена сансевиерия трехполосая. Она одна из немногих вынесет любое небрежное отношение к себе. И может быть потому так неприхотлива сансевиерия, так нетребовательна к условиям содержания. Сансевиерия будет служить "пылесосом" в доме, где живут люди, привыкшие грубо выражаться или хотя бы имеющие в голове тяжелые мысли, небрезгующие колким словцом. Это растение поглощает из атмосферы и перерабатывает внутри себя энергию тяжести, грубости и резкости, облагораживая пространство и делая атмосферу более уютной, располагающей к отдыху, раздумьям, творчеству. Облик сансевиерии навевает стрельцовское устремление ввысь и вдаль, за горизонт. И действительно, это растение помогает человеку быстрей достигнуть некоторых целей.
Хорошо иметь сансевиерию тем, кто желает получить серьезное образование, чтобы затем воспользоваться полученным знанием в жизни. Сансевиерия поможет преодолеть лень и отдаться изучению наук, причем она ускоряет процесс обучения чему-либо, что делает ее полезной для людей с "дырявой" памятью. Сансевиерия поможет всегда, когда есть проблемы с обучением.
Растение способно стабилизировать обмен веществ в организме. Кроме того, неприхотливый характер сансевиерии обусловил ее способность помогать организму приспосабливаться к новым условиям. Повышая адаптационные способности, сансевиерия бережет нас от простуд, недомоганий и общей слабости при смене атмосферного давления, влажности и температуры воздуха.
В нашем зимнем саду растут и ампельные растения, которые образуют каскад побегов, спадающих из цветочного горшка, у некоторых ампельных эти побеги достигают 1 м и более.
Ресурсное обеспечение проекта
Материальная база | Методическое обеспечение | Социальная база |
здание МКОУ «Совхозная СОШ», рассада, комнатные растения | научно-популярная литература (библиотека школы, материалы периодической печати, электронные ресурсы (Интернет) | ученический коллектив, педагогический коллектив, родительская общественность |
Результаты проекта
1. Опыт взаимодействия с окружающей средой, общение с одноклассниками, принятие ответственных решений.
2. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья, повышение экологической культуры.
3. Формирование активной жизненной позиции – осознание личной значимости в деле сохранения и улучшения окружающей природы.
4. Школа стала цветущей и уютной.
В ходе работы над проектом дети научились:
Эффективность проекта оценивалась самими учащимися, администрацией школы. Успех проекта - по степени активности школьников, по наличию ухоженных цветов, по оригинальности оформления.
Выводы. Зимний сад - самый красивый уголок школы.
В настоящее время наш зимний сад является одним из самых ярких уголков школы. Он хорошо вписывается в помещение, с его появлением рекреация ожила. За время работы над проектом узнали много нового: составили каталог растений «Зимнего сада», в котором дается краткое описание видов и рекомендации по уходу. Пользуясь им, мы стараемся с любовью ухаживать за цветами. Уход ведётся не только участниками проекта, но и другими учащимися, которых волнует процветание и дальнейшая судьба этого рукотворного уголка природы. В настоящее время мы работаем над созданием паспорта к каждому растению. Паспортизация растений позволит нам проводить экскурсии в зимнем саду для младших школьников и учащихся среднего звена. В будущем планируем изучить влияние каждого растения на здоровье человека.
Список литературы
Приложение
Гистограмма 1. Результаты конкурса проектов
Гистограмма 2. Результаты соцопроса «Нравятся ли вам рекреации школьных коридоров?»
Гистограмма 3. Результаты соцопроса «Нравятся ли вам рекреации школьных коридоров после реализации проекта «Зимний сад?»
Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Совхозная средняя общеобразовательная школа Социальный проект «Зимний сад» Авторы: Небренчина Юлия, Попенко Дарья.Слайд 2
Школьный дом для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства. Лучшие друзья, первая любовь, первые успехи и победы познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах. Школьная рекреация - это лицо учебного заведения и огромное пространство для создания творческих проектов.
Слайд 3
Гистограмма 1. Результаты конкурса проектов
Слайд 4
Цель проекта: озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений и создание зимнего сада в школе, способствуют повышению экологической культуры школьников и оказывают положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей. Задачи проекта: изучить условия для осуществления проекта; изучить литературу по вопросу озеленения школьного интерьера; изучить состояние школьного интерьера; проанализировать уровень озеленения школьных коридоров и рекреаций; выявить влияние растений на организм человека; разработать план озеленения школьного интерьера; разработать дизайн зимнего сада; подобрать композиции растений для коридоров школы и зимнего сада; использовать уголок природы для изучения растений на уроках, кружках и.т.д.
Слайд 5
Методы работы над проектом Консультация специалистов. Изучение литературы. Поиск материала в Интернете. Изучение коллекции растений в школе. Сравнение, анализ. Деятельность по проекту Разработать эскизы оформления школьных коридоров, рекреаций 1и 2 этажа школы, зимнего сада; Выбрать вазоны, кашпо, подставки под цветы; На уроках технологии изготовить подставки под цветы; различные кашпо; Разработать дизайн школьной скамьи для зоны отдыха в зимнем саду; Изучить литературу об обустройстве зимнего сада. Подобрать литературу по уходу за комнатными растениями, цветами. Увлечь за собой группу единомышленников, учащихся нашей школы.
Слайд 6
Программа действий по реализации проекта Этапы озеленения: начертить план школьных коридоров; составить схему размещения растений в коридорах и рекреациях школы; создать план уголка природы в школе «Зимний сад»; подобрать растения, отвечающие световым и температурным условиям соответствующих помещений; подобрать красивые композиции из этих растений.
Слайд 7
Гистограмма 2. Результаты соцопроса «Нравятся ли вам рекреации школьных коридоров?»
Слайд 8
«Зимний сад» (1 этаж) до... после...
Слайд 9
до... после... Рекреация 2 этаж
Слайд 10
Работа над проектом
Слайд 11
Гистограмма 3. Результаты соцопроса «Нравятся ли вам рекреации школьных коридоров после реализации проекта «Зимний сад?»
Слайд 12
Результаты проекта 1. Опыт взаимодействия с окружающей средой, общение с одноклассниками, принятие ответственных решений. 2. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья, повышение экологической культуры. 3. Формирование активной жизненной позиции – осознание личной значимости в деле сохранения и улучшения окружающей природы. 4. Школа стала цветущей и уютной. В ходе работы над проектом дети научились: работать с дополнительной литературой; различать растения по виду и происхождению; правильно подбирать почву для посадки; правильно ухаживать за растениями;
Слайд 13
Спасибо за внимание!!!
Два Мороза
Ручей и камень
И тут появился изобретатель
Упрямый зяблик
Лупленый бочок