Исследование осуществлялось членами экологического клуба дополнительного образования "Природа и мы" на базе Нижнеякушкинской основной общеобразовательной школы, где создана детская организация экологического направления "Зеленая планета".
В школе не ведется предмет "экология", но ведется экологическая работа. Мы стараемся принимать участие во всех экологических акциях и операциях, участвуем в экологических конкурсах. Летом 2009г. на базе нашей школы работал экологический лагерь под руководством учителя географии и биологи и Поповой МВ. и мы решили организовать экспедицию на озеро Атаган, с целью его исследования. Добирались по бездорожью на велосипедах, на озере мы пробыли 2 дня. Результатами наших исследований стали: план леса с маршрутом нашей экспедиции и описанием растительного и животного мира леса и озера Атаган , фото-отчет экспедиции на озеро .
Цель проекта- комплексное исследование экосистемы "озеро Атаган" и его окрестностей:
·изучение его физико-географических особенностей,
·растительного и животного мира, анализ взаимосвязей в природном сообществе,
·влияние антропогенного фактора на видовое разнообразие живых организмов,
·поиск вариантов решений выявленных проблем. Еще нас заинтересовало название озера Атаган, мы решили выяснить причину такого названия
Результаты исследований
·Составлено комплексное описание озера Атаган.
·Составлен план местности в районе озера Атаган.
·Оформлен альбом фотографий и рисунков «Животный и растительный мир леса в окрестностях с.Нижняя Якушка».
·Оформлен фото-отчет экспедиции экологического отряда «Экощит» на озеро Атаган.
Выводы и прогноз
Хозяйственная деятельность в близи озера и на озере не ведется, загрязняющего влияния нет. Численность бобров сократилась по сравнению с предыдущими годами, что связано с браконьерским отстрелом зверей, несмотря на то , что бобр занесен в Красную книгу .Численность ондатры же наоборот увеличилась, они занимают старые норы бобров, питаются той же пищей, тем самым вытесняют бобров из мест их обитания, способствуют уменьшению их численности. В большом количестве здесь водятся водоплавающие птицы: дикие утки кряквы, чирки, прилетают цапли. Им здесь ничто и никто не мешает и не пугает, озеро находится в глубине леса. Численность и видовое разнообразие рыб сокращается из-за браконьерства (мы видели сети).
Если не охранять сохранившиеся популяции кувшинки белой, кубышки желтой и крестовника татарского, они могут исчезнуть совсем.
Вложение | Размер |
---|---|
ozero_atagan.docx | 938.48 КБ |
Содержание:
1.Аннотация.
2.Введение
3. Комплексное исследование озера Атаган
3.1 Географическое положение.
3.2 Происхождение.
3.3 Размеры.
3.4 Характер берегов, почвы.
3.5. Растительный мир.
3.6.Животный мир.
4.Результаты исследований.
5. Выводы и прогноз
6.Программа действий.
7.Список использованной литературы.
8.Приложение:
8.1.Фотоотчет экспедиции отряда "Экощит" на озеро Атаган. (работа ученика
8 класса Попова В.)
8.2. Карта-схема озера Атаган. (работа ученицы 8 класса Палькеевой Т.)
8.3. Компьютерная презентация «Исследование озера Атаган» (работа
ученицы 8 класса Палькеевой Т.)
1.Аннотация
Исследование осуществлялось членами экологического клуба дополнительного образования "Природа и мы" на базе Нижнеякушкинской основной общеобразовательной школы, где создана детская организация экологического направления "Зеленая планета".
В школе не ведется предмет "экология", но ведется экологическая работа. Мы стараемся принимать участие во всех экологических акциях и операциях, участвуем в экологических конкурсах. Летом 2009г. на базе нашей школы работал экологический лагерь под руководством учителя географии и биологи и Поповой МВ. и мы решили организовать экспедицию на озеро Атаган, с целью его исследования. Добирались по бездорожью на велосипедах, на озере мы пробыли 2 дня. Результатами наших исследований стали: план леса с маршрутом нашей экспедиции и описанием растительного и животного мира леса и озера Атаган , фото-отчет экспедиции на озеро .
2.Введение
Цель проекта- комплексное исследование экосистемы "озеро Атаган" и его окрестностей:
Исследуемое озеро Атаган находится в левобережной части Ульяновской области, на левобережье р.Большой Черемшан- левого притока р.Волги, к западу от села Н.Якушка в 53,54,42,43 кварталах Новомайнского лесничества.
Исследование осуществлялось группой ребят, членов клуба дополнительного образования "природа и мы", созданного при Нижнеякушкинской основной общеобразовательной школе.
3.Комплексное исследование озера Атаган.
1.Географическое положение.
Исследуемое озеро Атаган находится в левобережной части Ульяновской области, на левобережье р.Большой Черемшан- левого притока р.Волги, к западу от села Н.Якушка в 53,54,42,43 кварталах Новомайнского лесничества. Весной озеро по протокам соединяется с р.Большой Черемшан, поэтому здесь водится рыба, живущая в Черемшане.
2.Происхождение.
Скорей всего это озеро – старица реки Большой Черемшан. Во время весеннего половодья, когда вода поднимается, оно по протокам соединяется с рекой Большой Черемшан. Питание дождевое и вешними водами, родники забиты илом.
Название озера предположительно имеет чувашское происхождение (по рассказам старожилов). Атаган от чувашского «ут та кан»- отдохни в пути, в старину деревенские жители чувашского села Нижняя Якушка ходили пешком через лес в город Мелекес (ныне Димитровград) на базар продавать молоко, яйца и другую продукцию своего хозяйства. Дорога проходила мимо озера, по дороге путники останавливались отдохнуть на живописном берегу озера, испить водицы. Отсюда и пошло название озера.
3.Размеры.
В этом году озеро сильно обмелело и уменьшилось в размерах из-за очень сухого лета.
Озеро вытянуто с юго-запада на северо-восток длиной приблизительно 1 км., средняя ширина озера 40 м. , средняя глубина 2,5м. , максимальная глубина 3м.
4.Характер берегов, почвы.
Берега высокие, оно лежит в котловине с перепадом высот 4 – 5м., левый берег круче. Почвы суглинистые на левом берегу (с юго- востока), на правом берегу(с северо- запада) супесчаные. Дно илистое, ил черного цвета.
5.Растительный мир.
Озеро находится в лесном массиве смешенного типа, где произрастают ясень, осина, дуб, липа, непосредственно по берегу- ива, сосна, вяз, береза, черемуха, клен канадский. Из кустарников: шиповник, черная смородина, бересклет бородавчатый, ива.
Травянистая растительность смешанного леса: ландыш, сныть, фиалка удивительная, звездчатка ланцетовидная, папоротник, колокольчик персиколистный, хвощ и др.
Берега заросли камышом лесным и озерным, камышом укореняющимся
( является исчезающим растением Ульяновской области, поэтому необходимо сохранить его места обитания), осокой острой, осокой пузырчатой, осокой дернистой (на берегу), тростником обыкновенным, частухой подорожниковой, белозором болотным, рогозом широколистным, кипреем болотным, ежеголовником прямым, крестовником татарским (редко встречающийся вид), чередой трехраздельной.
Гладь озера почти полностью покрыта ряской малой, встречается кувшинка белая (занесена в Красную книгу) .Численность их небольшая (возможно из – за того, что ими питаются бобры и ондатры, а также благодаря обмелению, высыханию или загрязнению водоемов. Поэтому нуждается в повсеместной охране, в полном запрете их сбора, а в местах наибольшего обилия кувшинок желательно создать небольшие заказники или памятники природы. Это декоративные, пищевые, красильные, дубильные, кормовые (листьями и корневищами кувшинок питаются бобр, ондатра, лось) растения.
Растет здесь и кубышка желтая - травянистое многолетнее водное растение семейства нимфейных. Корневища горизонтальные, цилиндрические, слабоветвистые, снаружи желтовато-зеленые, длиной до 3 - 4 м и толщиной 3 - 13 см, с многочисленными белыми шнуровидными корнями, длиной до 40 - 50 см и толщиной 3 - 5 мм. Листья собраны пучками на верхушках корневища и его ответвлений, без прилистников, с длинными (до 3- 4 м и больше) черешками. Листья двух типов: плавающие и подводные. Цветки одиночные на верхушках гибких цветоносов, достигающих в длину 3 - 5 м, плавающие, крупные (диаметром до 4 - 5 см). Лепестки многочисленные обратнояйцевидные желтые. Плод - многосемянная зеленая коробочка, при созревании ослизняющаяся.
Корневища кубышки желтой используются для изготовления препарата лютенурин, применяемого для лечения трихомонадных заболеваний.
Камыш озерный — Scirpus lacustris L = Shoenoplectus lacustris
Многолетние растения 100—250 см высотой, с ползучим полым корневищем. Стебли цилиндрические, с чешуевидными листьями. Соцветие щитковидно-метельчатое, реже сжатое. Колоски 8—12 мм длиной, бурые, скучены по 3—4(до 8) на концах цветоносов. Прицветные листья в числе 1—2, шиловидные, немного длиннее соцветия. Кроющие
чешуи гладкие или с единичными бородавочками. Цветет в конце весны—начале лета
Крестовник татарский (редкий вид)- многолетнее травянистое безрозеточное длиннокорневищное растение с прикорневой разеткой продолговато- яйцевидных листьев. Стебель 40-70 см. выс. Стеблевые листья немногочисленные (до 12), цельные, более менее зубчатые. Многочисленные корзинки собраны метельчатое соцветие. Обертки корткоцилиндрические или колокольчатые, двурядные; наружные обертки не короче или более в чем в 3 раза короче внутренних. Цветки желтые. Семянки цилиндрические, густоволосистые.
6.Животныйй мир.
Из насекомых мы наблюдали
стрекоз: стрелка голубая, красотка (редкий вид), водомерок, в большом количестве комаров, жуков плавунцов.
хитиновые покровы куколок стрекозы красотки.
Стрекоза красотка (редкий вид) Стрекоза стрелка голубая
Из моллюсков здесь встречаются:
1. брюхоногие: большой прудовик, катушка;
Катушка
2. двустворчатые: перловица, беззубка.
Из земноводных: прудовая лягушка, озерная лягушка. На побережье в лесу встречаются травяная лягушка, обыкновенная чесночница.
Озерная лягушка
Из рыб здесь водятся те же виды, что и в реке Б.Черемшан: белый и красный караси, вьюн, щука, красноперка и др.
Белый карась
Из пресмыкающихся мы встречали обыкновенного ужа, живородящую ящерицу, веретеницу ломкую, обыкновенную гадюку, обыкновенную медянку ( вид включен в приложение 2 Бернской конвенции 1979г., а также внесен в «Красную книгу» Ульяновской области. Водится здесь водяной уж – вид внесен в « Красную книгу Ульяновской области» и включен в приложение 2 Бернской конвенции « По охране европейских видов дикой фауны и их местообитания от 1979г.
Обыкновенный уж.
Из птиц мы видели дикую утку чирка, пару диких уток крякв, ястреба.
Ястреб в небе.
В лесу на побережье слышали дятла, кукушку обыкновенную.
Из млекопитающих здесь водятся бобры , ондатры..
Деревья, обгрызенные бобрами.
4.Результаты исследований
5.Выводы и прогноз
Хозяйственная деятельность в близи озера и на озере не ведется, загрязняющего влияния нет. Численность бобров сократилась по сравнению с предыдущими годами, что связано с браконьерским отстрелом зверей, несмотря на то , что бобр занесен в Красную книгу .Численность ондатры же наоборот увеличилась, они занимают старые норы бобров, питаются той же пищей, тем самым вытесняют бобров из мест их обитания, способствуют уменьшению их численности. В большом количестве здесь водятся водоплавающие птицы: дикие утки кряквы, чирки, прилетают цапли. Им здесь ничто и никто не мешает и не пугает, озеро находится в глубине леса. Численность и видовое разнообразие рыб сокращается из-за браконьерства (мы видели сети).
Если не охранять сохранившиеся популяции кувшинки белой, кубышки желтой и крестовника татарского, они могут исчезнуть совсем.
6. Программа действий
7.Список использованной литературы
7.1.Абрахина И.Б., Осипова В.Б., Царев Г.Н. Позвоночные животные Ульяновской области.- Ульяновск. «Симбирская книга», 1993
7.2. Земноводные и пресмыкающиеся Ульяновской области.: Методическое пособие. Авт.-сост.В.А.Кривошеев, А.С.Пунько, О.Г.Салтыкова. Под ред.А.В.Салтыкова, С.П. Ефремовой.Ульяновск. Общественное экологическое представительство «Симбиоз». 2001
7.3.Благовещенский В.В. и др.Редкие и исчезающие растения Ульяновской области.- Саратов: Поволжское книжное издательство. 1989
7.4.ДВ Новенко. География. Практические работы на местности 6-9 кл.- Москва. Издательский дом «Дрофа».1997 год.
7.5.Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Ласточка
Что есть на свете красота?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Для чего нужна астрономия?