Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 125.5 КБ |
«Особенности культуры коми (зырян) с.Староалександровка»
Уляшев Алексей Владимирович
Россия, Тюменская область, с.Староалександровка
МАОУ «Староалександровская СОШ им.Калиева А.М.», 10 класс
Содержание
Введение | 3 | |
Глава 1. | Зыряне на территории Ярковского района | 4 |
Глава 2. | Культура коми-зырян | 6 |
2.1. | Религиозно-мифологические представления древних коми | 6 |
2.2. | Высшие и низшие божества коми (зырян) | 6 |
2.3. | Обряды | 7 |
2.4. | Народный костюм коми | 8 |
2.5. | Музыкальное и танцевальное творчество | 9 |
2.6. | Традиционная пища | 10 |
2.7. | Занятия и промыслы | 11 |
Заключение | 12 | |
Список использованной литературы | 13 | |
Приложение № 1 | I | |
Приложение № 2 | II | |
Приложение № 3 | III | |
Приложение № 4 | IV | |
Приложение № 5 | V | |
Приложение № 6 | VI | |
Приложение № 7 | VII | |
Приложение № 8 | VIII | |
Приложение № 9 | IX | |
Приложение № 10 | X |
«Особенности культуры коми (зырян) с.Староалександровка»
Уляшев Алексей Владимирович
Россия, Тюменская область, с.Староалександровка
МАОУ «Староалександровская СОШ им.Калиева А.М.», 10 класс
Введение
Коми – зыряне - древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападной Сибири и на Кольском полуострове. Представители данного народа проживают и в селе Староалександровка Ярковского района Тюменской области. Немногие люди сохраняют и чтят традиции своего народа, сохраняют язык и культуру.
Культура коми (зырян) малоизвестна и малоизученна, молодое поколение не проявляет интерес к изучению своей культуры, возрождению своих традиций, своего родного языка.
Актуальность темы - коми (зыряне) входят в группу народов, говорящих на языках уральской (финно-угро-самодийской) языковой семьи. Богатейшая и разнообразная культура, традиции зырян, сохраняющие древнейший общеуральский субстрат и собственные уникальные черты, представляют собой ценнейший материал для научного осмысления, изучения.
Цель работы: рассмотреть основные элементы традиционной культуры коми (зырян), изучить основные культурные черты данного этноса.
Задачи:
Объект исследования: представители народов коми (зырян).
Предмет исследования: культура, обычаи, традиции, литература, фольклор, танцы, прикладное творчество, религия.
Гипотеза исследования: Специфичность традиционной культуры коми (зырян) как феномен этнической культуры Тюменской области.
Материалом исследования выступили произведения профессиональной художественной культуры коми (зырян) - литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, а также праздники и обряды населения с.Староалександровка Ярковского района Тюменской области.
Теоретическая значимость исследования состоит
• в рассмотрении культуры этноса
• в выделении параметров и критериев проявления этнической и культурной идентичности;
• в характеристике особенностей проявления культурных элементов в образах искусства зырян.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- теоретические выводы и практический материал работы могут быть использованы в практике преподавания уроков краеведения в образовательных учреждениях, а также в качестве научного исследовательского материала в школьном краеведческом музее.
«Особенности культуры коми (зырян) с.Староалександровка»
Уляшев Алексей Владимирович
Россия, Тюменская область, с.Староалександровка
МАОУ «Староалександровская СОШ им.Калиева А.М.», 10 класс
Глава 1. Зыряне на территории Ярковского района
Согласно легенде местных жителей, с. Александровка было образовано в 1838 г. Самсоном Кирушевым, который первым приехал в эти места из Коми края вместе с семьей. Их обустройство вызвало негативную реакцию жителей – соседей (татар), которые запретили им строиться на этом месте. Тогда Кирушевы отправились в Москву к императору Николаю I.
По распоряжению Казенной Палаты «…наделить переселенцев другими землями и оставить в пользовании татар только по 15 десятин на душу», Правительствующий Сенат признал, что представленные инородцами акты доказывают не право их собственности на земли, а право вечного пользования на условии уплаты ясака. В наделе вологодским переселенцам от дачи юрт Чечкинских и Ново-Атьяловских поступило на 365 душ 10119 десятин 1200 квадратных сажень.
Ныне эти земли образуют с.Александровское с д. Ивановой и выселком Тихвинским Ивановской волости…
Было получено разрешение, основали деревню, которую назвали в честь сына царя (вероятно, Александра II) — Александровка, другую — по дате основания 7 июня (по ст. стилю — 24 июня, день Иоанна Предтечи и Крестителя) Ивановка, третья деревня получила название Тихвина, в последующем она разделилась на малую Тихвину и Большую Тихвину.
В настоящее время село является центром сельской администрации, на территории которой находятся деревни Карбаны, Юртобор, Большое Чечкино и Малое Чечкино.
В современном хозяйстве коми-зырянских семей основными отраслями являются животноводство (разведение КРС, лошадей), огородничество, рыболовство, собирательство.
В комплексе материальной культуры представлены в основном предметы фабричного производства, либо изготовленные в домашних условиях по образцам, характерным для русской культуры. Этническая специфика проявляется в архитектуре жилищ коми-зырян, что связано с сохранившимися и использующимися по назначению построек конца XIX — начала XX в. Сегодня лишь некоторые жилые постройки Староалександровки имеют черты характерные для построек коми-зырян Коми края. Их отличительной особенностью являются подклет, двускатные крыши, а также расположение под одной крышей жилья и хозяйственных построек. При строительстве бань воспроизводились крыши со свесом. (Приложение № 1)
В духовной культуре коми-зырян села сохранились традиционные анимистические и магические верования, связанные с представлениями о душе и ее посмертном существовании, почитанием умерших предков, воспроизведением магических действий в переходные периоды жизненного цикла человека (рождение, болезнь, свадьба, похороны), которые выполняют защитную, вредоносную или другие функции. Большое значение в духовной культуре имеет христианская религия, это выражается в бережном отношении к сохранившемуся зданию церкви, которая не функционирует с 1930-х гг., отмечании церковных праздников и дней постов, особом выделении дней бывшего престольного праздника (Троица). Кроме того, для православного населения этой территории отмечено почитание святого места в д. Тарханы, куда до 1960-х гг. 28 августа совершалось паломничество. По легенде жителей икона Спаса Нерукотворного причалила к берегу реки Тап, с тех пор данное место считается святым. В начале XX в. там была построена часовня, проводился крестный ход с иконами Спаса Нерукотворного
Изучение семейной обрядности позволило выявить особенности традиционного ритуала родов. Жители рассказывают, что женщины рожали в бане, погребе, а также в доме за печкой. При уходе за новорожденным проводился обязательный цикл мытья в бане и правки головки ребенка. Имеют свои особенности традиционные обряды Староалександровки: свадебные инсценировки, похороны. В ходе исследования выяснилось, что старожители села владеют значительным количеством рецептов по народной медицине. [1]
Сохранение многих элементов культуры и этнического самосознания коми-зырян связано с актуализацией интереса к собственной истории и выражается в стремлении детей выучить язык коми (в домашних условиях), организации школьного музея и работе краеведческого кружка. Также в коми селениях района, в частности в Староалександровке, стали проводиться сельские праздники (Иван Купала, Покров, Троица), в ходе которых воспроизводятся национальные песни, игры, пища и пр. Уже несколько лет коми жители Ярковского и Ялуторовского районов пытаются укрепить связи с Республикой Коми, это выражается в проведении совместных фестивалей, обмене делегациями и пр.
Таким образом, местное население сохраняет традиционную культуру, многие компоненты которой воспроизводятся в современной жизни. Представляется перспективным продолжение исследований на данной территории, актуальность подобного изучения связана с углублением процессов сокращения группы коми-зырян в Ярковском районе и высокой долей среди коми населения людей в пожилом и престарелом возрасте, которые являются основными носителями традиционной культуры.
Глава 2. Культура коми-зырян
2.1. Религиозно-мифологические представления древних коми
Религиозное почитание зверей, птиц и деревьев, вера в перевоплощение в зоо- и зооантропоморфные существа – все это, безусловно, восходит к древним представлениям о всеобщей родственной связи человека с природой - тотемизму.
Согласно исследованиям Гагарина Ю.В. по представлениям древних прикамцев человек мог быть и зверем, и птицей, земноводным или насекомым и даже деревом. Отсюда многочисленные представления о сверхъестественных превращениях человека в зверей и птиц или наоборот, что обнаруживается повсеместно в народных сказках, легендах, песнях. В суевериях населения до сих пор видно, что люди верят в способность превращаться в животных - колдунам и знахарям, в далеком прошлом, очевидно, эти свойства приписывались каждому человеку. До недавних пор существовала вера в порчу, которую колдуны выращивали в туесках или варили в глиняных горшках и которая имела вид ящериц, жуков или других гадов. [2]
Тотемический характер носили местные костюмы, головные уборы, украшения. Нередки воспроизведения голов зверей и животных на предметах домашней утвари (солонках, ковшах, ушатах и т.д.). Животными мотивами оформлялись наличники, красные углы, части ткацких станков, охлупней амбарных домов и т.д. Мотивы оленя и коня широко использовали в росписи на прялках. Сейчас они несут только лишь декоративное значение, а раньше имели смысл оберегов. В украшении интерьера жилых помещений вплоть до настоящего времени используются натуральные лосиные и оленьи рога. (Приложение 2)
2.2. Высшие и низшие божества коми (зырян)
У всех народов существуют народные предания и мифы о создании мира, о существовании и подвигах богов. Зыряне, живущие в данной местности с 19 века, сохраняют легенды и историю сотворения вселенной. У зырянских народов в древности существовал главный языческий небесный бог. Его имя исследователи связывают с названием неба, воздуха.
Изображение Юмаллы находилось в еловой роще: «Весь он был слит из серебра, прикреплен к самому большому дереву рощи и держал в руках большую золотую чашу»; в нее чудь опускала жертвоприношения в виде серебра и золота своему богу.
Бог Юмалла «ведал» погодой. От него происходили гром, гроза, радуга. Еще в дохристианское время почти у всех финских народов, название небесного бога jumala (jumal) было заменено названием другого божества - Укко.
Гораздо более устойчивым в коми мифологии оказался ее так называемый «низший слой». К нему относились различные духи, связанные со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисленные к разряду нечисти. Им посвящались различные обряды жертвенного характера.
Среди персонажей «низшей» мифологии выделялась группа духов- «хозяев» различных природных объектов (лес, земля, поле, вода и т.д.). Самым популярным природным духом был и остается «хозяин» леса.
По народным верованиям, при встрече человека с «хозяином леса» он внезапно превращался в толстый пень с корнями. Хозяин леса являлся перед человеком и в других обличьях, например, в виде некоторых животных (медведя, змеи, филина), но чаще всего антропоморфным существом (маленьким старичком, «с куст можжевельника»), молодым черным и лохматым мужиком, человеком, ростом равным самым высоким деревьям в лесу.
Почитаемым образом коми низшей мифологии был водяной дух. Но в отличие от духа леса, вера в него мало сохранилась среди коми до сегодняшнего времени. В традиционном мировоззрении коми отразились различные стадии олицетворения водных объектов. О реках говорится как о существах женского пола, содержится объяснение их физических особенностей. Перед началом рыбной ловли рыбак подходил к озеру или реке и обязательно «здоровался» с ними. Такое приветствие сопровождалось протягиванием руки к воде и имитацией рукопожатия.
В отличие от хозяина леса, имеющего противоречивый характер, водяной в коми мифологии - преимущественно злой дух, жестокий и коварный. Его неожиданное появление перед человеком всегда сулит несчастье. Он опрокидывает лодки, ловит и душит купающихся, топит лошадей и коров, не щадит даже детей, останавливает мельницы. Как и вода, он может наслать болезни. Будучи властелином рыб, водяной часто вредит рыбакам: приближается к сетям и неводам и отгоняет от них свое «рыбье стадо». Для того, чтобы задобрить водяного и получить хороший улов, коми рыбаки делали ему приношения в начале и в конце рыбацкого промысла.
У зырян распространены мифы о сотворении мира в результате борьбы двух божеств, Ена и Омoля, двух братьев-демиургов, носителей энергий созидания и разрушения. (Приложение № 3), а также песни-сказки.
Различают десять основных персонажей народных преданий. Наиболее известны Яг-Морт, Пера-богатырь (Приложение № 4), Кoрт -Айка, Шыпича, Йиркап. [3]
2.3. Обряды
Сидоров А.С. изучая традиции и обряды народов коми сообщает о том, что радиционная свадьба зырян была близка русским обычаям, но в давние времена, по словам старожилов, наблюдались характерные отличия. [4] Для охраны участников свадьбы от сглаза приглашали колдуна (тoдысь), часто жених с невестой лично обходили или объезжали дворы, приглашая гостей на свадебное торжество.
В похоронном обряде сохранялись архаические представления о загробной жизни. Подчёркивалась связь гроба с жилищем. Он назывался словом «дом» (горт), в крышке прорезывалось окошко. Над гробом сооружали дощатую крышу или покрывали его берестой. Могилу предварительно выкупали. Для защиты от вредоносных действий покойника гроб выносили через взвоз, а затем трижды запирали дверь. Личные вещи умершего раздавались и уничтожались.
Отдельные элементы семейных обрядов, особенно похоронных, сохраняются до настоящего времени. Продолжают сооружать над гробом крышу, после выноса покойника моют помещение, организуют поминальное угощение. [5]
Значительное развитие получила народная медицина. Сегодня каждый житель села умело пользуются дарами природы, сохраняя свое здоровье. В давние времена за лечением обращались к колдунам (тшыкодчiсь), знахарям (тoдысь).
2.4. Народный костюм коми
«Атлас культур и религий» ярко описывает народные костюмы зырянских народов. На одежде зырян в очень большой степени сказалось влияние северного русского костюма. Одежду шили из холста, сукна, шерсти, кожи и меха.
Основу женского костюма составляла рубаха, ее верхнюю часть шили из цветной ткани, а нижнюю – из белого холста. На плечах рубахи делали орнаментальные вставки из яркой ткани или вышивали геометрический или цветочный узор. Кроме того, рубаху украшала цветная кайма по воротнику и оборки на рукавах. Поверх рубахи надевали сарафан, а на него еще передник или фартук с нагрудником. Перепоясывали все узорным тканым поясом.
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки, часто тоже с расшитым воротом и рукавами, которая выпускалась поверх полосатых штанов. Еще в начале XX века можно было встретить мужские рубахи с вышитым подолом или отделанные узорной тканью.
На ноги мужчины и женщины надевали узорные шерстяные носки, а на них лапти из липового лыка или кожаные сапоги, зимой – меховые сапожки пимы. У охотников, в особенности у коми-пермяков, были своеобразные кожаные башмачки с загнутыми кверху носками – чтобы меньше цепляться за кусты и ветки, идя по лесу. Зимой носили также валенки или валяные головки с пришитыми к ним кожаными голенищами.
Верхней одеждой служили суконные армяки или глухие, то есть без разреза, суконные балахоны (малицы) с капюшоном из оленьих шкур, заимствованные у живущих по соседству ненцев. Распашная зимняя одежда была характерна для южных коми, а глухая – для северных и оленеводческих групп.
Обязательным составным элементом костюма были пояса. Их носили мужчины и женщины. Ими перепоясывали и легкую летнюю одежду и меховую зимнюю. К поясам прикрепляли все необходимые человеку предметы: мужчины – топор, нож, огниво, компас; женщины – сумочки, кошельки, расчески.
Мужчины носили меховые шапки, валяные войлочные шляпы с круглым или квадратным верхом. Женские головные уборы были очень разнообразны. Девушки носили платки, ленты, обручи с разноцветными лентами, а женщины – твердые кокошники и мягкие сложны уборы из нескольких повязок, наложенных одна на другую, которые назывались «сороки». [6]
В настоящее время женщины чтят и хранят культуру своего народа, традиционные костюмы хранятся у многих в сундуках. Во время торжеств и праздников народные костюмы можно увидеть на женщинах и девушках Староалександровки. (Приложение 5)
2.5. Музыкальное и танцевальное творчество
В своем издании «Коми народные танцы» Игорь Скляр рассказывает о том, как творческие силы зырянского народа воплотились в разнообразных жанрах устно-поэтического и песенного творчества. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.
В танцах зырян сохранились массовые пляски-игры, танцы-шествия, кадрили, парные и сольные пляски с закрепленной пластикой движений, где присутствуют хлопки в ладоши, топот ног, кружение на месте. Коми не водят хороводы, они играют поочередными кругами, разыгрывая содержание большого карагода, вовлекая всех присутствующих в круг пляшущих. В женских танцах коми-зырян не существует открытого проявления чувств через резкие широкие движения рук, присущие мужчинам. Главная особенность женского танцевального фольклора коми - ограничение пластики движений. У женщин обязательный атрибут - белый платочек в руке. В женском танце отсутствуют дробные и топающие шаги, что само по себе крайне редко встречается в мужской коми-народной хореографии. При внешней строгости, сдержанности в них присутствуют тонкий подтекст, множество вариантов наборных фигур, поклоны-приглашения, где движения рук - мягкие, плавные, даже грациозные. Камерность звучания национального смычкового инструмента «Сигудок» породила оригинальную манеру коми танца на месте, без обуви, в шерстяных чулках и на полупальцах («носочках»). Танцы коми состоят из поворотов, припаданий, подпрыгиваний и «трясушек».
Часто женщина не имеет права войти в танец без приглашения партнера, поэтому существует множество вариантов приглашений на танец, поклонов, наборных фигур. Преобладают парные танцы или танцы в тройках, когда один юноша танцует с двумя девушками. Множество женских хороводных танцев, в которых мужчина может участвовать лишь в качестве солиста. Чисто мужские пляски крайне редки.
Культура коми(зырян) продолжает жить и в с.Староалександровка. При Доме культуры села создан вокально-инструментальный ансамбль «Веселые ребята», в который входят юноши и девушки. Каждый участник ансамбля играет на музыкальном инструменте: гитара, баян, ударные инструменты, контрабас и т.д.. Репертуар ансамбля содержит зырянские народные песни. Ансамбль участвовал в различных конкурсах и фестивалях: фестиваль финно-угорских народов, «Мост дружбы» и др. (Приложение 6). Знаменитым ансамблем на селе считается ансамбль «Зыряночка», который славится красивым исполнением зырянских песен (Приложение 7).[7]
2.6. Традиционная пища
С давних времен основным источником питания зырян были мясо и рыба, продукты собирательства, злаковые и продукты скотоводства. Коми выращивали репу и брюкву, морковь, капусту, картофель.
Одно из традиционных блюд - рыба печорского засола. Рыбу слабо засаливали, складывали в бочки и оставляли в тёплом месте, обычно в бане. Рыба заквашивалась, приобретала сильный и резкий запах. Заквашенную рыбу ели ложками.
Традиционный коми напиток - «сур». Для приготовления коми пива использовали большие деревянные чаны ёмкостью до десяти и более вёдер. Вначале мелко измельчали солод и заливали его кипятком. Солода требовалось очень много, до четверти планируемого объёма пива, так как коми не использовали другие сбраживающие продукты. В остывшее сусло вливали настой хмеля, затем сусло, очистив от сора, переливали в бочонки (лагун) и снова добавляли настой хмеля. В остывшую массу вливали воду и получали нечто похожее на хлебный квас (ырoш), а лагуны ставили на тёплую печь и бдительно наблюдали, чтобы забродившее пиво не выбило деревянную пробку и не вылилось.
Наиболее обыденным из традиционных вторых блюд у коми была каша.
Одним из наиболее любимых продуктов питания была рыба, ее потребляли вареную, соленую, в жареном виде. Обед считался лишь тогда, если на стол подавался рыбный пирог.
Мясо как второе блюдо использовалось у коми реже, обычно для этой цели часть шла вареное и изрезанное на мелкие куски мясо, вынутое из поданного на первое супа. Относительно часто мясо было на столе у промыслового населения и у северных коми- оленеводов. К праздничным блюдам у коми относили жаркое из лесной дичи.
Редька, репа, брюква, лук, имели немаловажное значение для расширения ассортимента и улучшения вкусовых качеств отдельных блюд.
Обязательное и ведущее место в пищевом рационе, как в прошлое, так и в современное время у коми занимает выпечка.
Хлебные изделия пекли из ржаной и ячменной муки, используя дрожжевое тесто. Для повседневного питания служил круглый подовый хлеб, ржаной или ячменный. В праздничные дни выпекали сочни, оладьи, калачи, разнообразные пироги и пирожки с начинкой. Очень популярны были у коми всевозможные шаньги (лепешки с начинкой). На праздники пекли также блины, чаще всего из ячменной муки. Ели их с маслом и сметаной.
Широко потреблялись у коми в пищу ягоды.
Жители села не забывают и в настоящее время рецепты традиционной зырянской кухни. Также знаменит и вкусен рыбный пирог, традиционный квас, курник, шаньги. (Приложение 8)
2.7. Занятия и промыслы
Главными занятиями у зырян Староалександровки считаются земледелие и животноводство. Значительную роль играют охота и рыбная ловля.
Наиболее массовое распространение у зырян издавна имеют деревообрабатывающие ремесла: художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву. Плетение из ивовых и черёмуховых веток, бересты. В краеведческом школьном музее хранятся предметы, которые изготавливали жители села. (Приложение 9)
Издавна коми крестьяне владели навыками смолокурения, и каждое хозяйство собственными силами обеспечивало свои потребности в этом продукте.
Распространённым видом женского рукоделия было ткачество. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лён и конопля. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса. Наибольшее массовое распространение у коми имели деревообрабатывающие ремесла. Мебель была простой формы, несколько массивна, почти без элементов декора. Изделия расписывались редко, так как совершенная пластическая форма, красивая текстура древесины не нуждалась в дополнительном декоре. Немало домашней утвари делали из дранки, ивовых и черёмуховых веток, сосновых и еловых корней. Но всё же лучшим материалом для плетения считался сосновый корень, гибкий, красивого глянцево-желтого цвета. Плели в основном спиральным плетением.
Излюбленным материалом у коми считается береста, лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая. Изделия из бересты украшались тиснением, наложением друг на друга полосок бересты с фестончатыми краями.
Наибольшее развитие получила объёмная резьба. Орнаментальный декор использовался в виде трёхгранно-выемчатой и контурной резьбы, мотивы которой были несложные: крестообразные фигуры, уголки, розетки. В одних случаях резные элементы организованы в горизонтальную полосу, в других они образуют сплошную, как бы мерцающую мелкоузорную композицию. Графическая чёткость и мелкий масштаб мотивов придают композициям особое изящество.
В гончарстве у коми преобладающей техникой была лепка сосудов ленточно-жгутовым способом.
У коми существовало несколько видов техники тканья: закладная, бранная, многоремизная, что позволяло ткать белые, цветные, орнаментированные холсты. Вышивали золотыми и серебряными нитями, часто встречалась вышивка крестом и филейная вышивка.
Рукодельницы Староалександровки известны своим мастерством. В школьном музее хранится ткацкий станок, на котором ткали белоснежные холсты, которые в дальнейшем украшались вышивкой. (Приложение № 10)
Заключение
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.
Территория Тюменской области богата разными национальностями, культуры которых является предметом изучения многих исследователей. Одной из таких является культура коми-зырян, скромно живущих на территории Ярковского района
В данной работе рассмотрены основные элементы традиционной культуры коми (зырян), изучены основные культурные черты данного этноса, история заселения зырян на территорию Ярковского района Тюменской области.
Особенностью представленного материала является выявление этнического и национального профиля культуры народа коми, подчеркивающего как общие черты со славянскими народами, так и уникальность своей культуры. Зырянскую культуру можно считать один из символов Тюменской области.
История появления и заселения народов коми-зырян на территорию Тюменской области может быть использована на уроках краеведения. Данная работа также способствует приобщению населения к сохранению традиций и обычаев народов коми, повышает уровень интереса к возрождению своей традиционной культуры.
Тема данной работы далеко не исчерпана, открываются всё новые грани поставленной проблемы, новые горизонты исследования. Лишь на основе комплексной работы с археологическими, фольклорно-этнографическими, географическими, лингвистическими и другими источниками возможна целостная реконструкция религиозно-мифологических представлений, обрядов древних коми.
Список использованной литературы
Весёлая кукушка
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Свинья под дубом
Акварельные гвоздики
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой