Исследовательская работа обучающихся о своих собаках.
Вложение | Размер |
---|---|
sobaka.doc | 308.5 КБ |
Содержание исследовательской работы:
Собака - друг человека
Почему мой друг
Спит без подушки,
Ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад-
Хвостом виляет?
(Потому что твой друг – это собака!)
С 1 сентября 2015 года в нашем классе ведётся кружок «Познавайка». Этот кружок нам очень нравится.
На одном из занятий кружка мы смотрели фильм о собаках. Фильм был очень интересный и поучительный. Ведь собака рядом с человеком живёт уже не одно тысячелетие. А что мы о ней знаем? Практически ничего!
Заинтересовавшись этим вопросом, мы решили провести свое исследование.
Этим исследованием мы хотим воспитать доброе отношение к четвероногому другу, пробудить гуманные чувства у детей и взрослых, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.
выяснить, почему собаку считают другом человека.
1.3. Задачи исследования:
1.4.Методы исследования:
1.5. Гипотеза:
Предположим, что собака распознаёт речь человека, и таким образом, понимает, что ей говорит хозяин. Соответственно, собаку можно назвать «умным» животным и добрым «другом» человека.
2.1. Из истории вопроса.
За материалом по нашей теме мы обратились в школьную и сельскую библиотеки, а также некоторые сведения мы получили из сети Интернет.
Читая литературу по данному вопросу, мы узнали, что собака – первое животное, одомашненное человеком. Ее предки – различные виды волков.
Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Никакое другое животное на земном шаре не пользуется таким уважением, дружбой и любовью со стороны человека, какие заслужила себе собака. Собака умна, преданна, человеколюбива, самоотверженна, эмоциональна.
Собака в доме - это радость и хорошее настроение.
Таким образом, у собаки и волка общие предки, но эти млекопитающие пошли по двум разным путям: одни остались дикими и свирепыми, другие стали домашними животными. Однако основные их качества оставались неизменными на протяжении веков: и волк, и собака виляют хвостом, выражая удовольствие; поджимают хвост от страха; оскаливают зубы и рычат, когда злятся; помечают свою территорию.
2.2. Исследования.
Чтобы выяснить отношение школьников к собакам, мы провели анкетирование.
В опросе приняли участие:
обучающиеся 1а кл. – 20 чел.
обучающиеся 3б кл. – 20 чел.
_____________________________
Всего: 40 чел.
1.На вопрос анкеты «Есть ли у вас собака?» получены следующие ответы:
Ответ | 1а кл. | 3б кл. |
Да | 15 | 16 |
Нет | 5 | 4 |
(см. диаграмму № 1)
Вывод: Большинство из опрошенных имеют собак.
Напомним, на следующие вопросы отвечали те, у кого есть собака.
2.На второй вопрос: «Ухаживаете ли вы за своей собакой?» мы получили такие ответы:
Ответ | 1а кл. | 3б кл. |
Да | 15 | 16 |
Нет | - | - |
(см. диаграмму № 2)
Вывод: Все, у кого есть собака, ухаживают за ней.
3.Третий вопрос анкеты звучал так: «Были ли случаи, когда ваша собака напала или покусала человека?» Ответы были такие:
Ответ | 1а кл. | 3б кл. |
Да | 3 | 2 |
Нет | 12 | 14 |
(см. диаграмму № 3)
Вывод: Да, бывают случаи, когда собака нападает на человека, но у наших опрошенных это бывает редко.
4. На следующий вопрос « Как вы думаете, собака вас понимает?» получены ответы:
Ответ | 1а кл. | 3б кл. |
Да | 15 | 13 |
Нет | - | 1 |
Не знаю | - | 2 |
(см. диаграмму № 4)
Вывод: Почти все ребята нашли общий язык с собакой.
5.Последний вопрос звучал так: «А знаете ли вы, какой породы ваша собака?». На этот вопрос получены такие ответы:
Ответ | 1а кл. | 3б кл. |
Овчарка | 2 | 1 |
Дворняжка | 13 | 14 |
Не знаю | - | 1 |
(см. диаграмму № 5)
Вывод: Из таблицы видно, что большинство из опрошенных имеют дворняжек. Этот отряд собак - самый многочисленный. У них нет никаких законов и стандартов, они бывают большие и маленькие, лохматые и гладкие, весёлые и грустные. Но они живут рядом с нами и многие из нас не променяют их ни на одного самого красивого породистого пса.
2.3.Наши наблюдения
Все мы знаем, как преданны бывают нам наши беспородные дворняжки. А как они радуются нашему возвращению после школы домой! И хвостиком виляют, и весело прыгают на задних лапках, от радости встречи повизгивая и поскуливая! Да и они –то и самыми верными сторожами являются нашего двора!
Мы хотим поделиться с вами нашими наблюдениями.
Наблюдение №1. Социализация.
Мою собаку зовут Зевс. Я думаю, что Зевс
распознаёт речь человека. Я выявила слова, на которые он реагирует. Слыша знакомые слова, собака внимательно вслушивается, пытаясь понять их значение. Она знает несколько команд: «домой», «сидеть», «ждать». Зевс – мой настоящий друг.
Вывод: собака запоминает звуковые сигналы человека, точно так же, как её дикие сородичи запоминают звуковые сигналы других животных.
Наблюдение №2. Активность.
Мою собаку зовут Реф. Он очень умный, подвижный, обожает быть в центре внимания. Он очень игривый, мы даже с ним играем в догонялки. К сожалению, мы с ним видимся только в выходные, а в остальные дни я очень по нему скучаю.
Вывод: собака ценит внимание к себе, понимает, в какой ситуации находится, с удовольствием общается с человеком.
Наблюдение №3. Территориальность.
А мою собаку зовут Рекс.
Рекс очень любит гулять без поводка. В хорошую погоду его в будку не загонишь, он как верный сторож – всегда на своей территории. Территория для нашей собаки - это весь наш огромный двор . А какая она чистюля! Вывод: собаки охраняют территорию, которую считают своей, так же тщательно, как и волки - свои логова. Собаки сами ухаживают за собой, моют себя языком, чистят свою шерсть.
Наблюдение №4. «Инстинкт охотника».
А у меня собака Джек. Джек очень сообразительный .
Часто играет с игрушками. Он любит бегать за мячиками, палками, пластиковыми бутылками.
Вывод: современная собака где-то в глубине души волк и ей свойственно желание, прежде, чем пообедать, догнать и свой «обед». Она, как и все псовые - хищник, вооруженный зубами, сильными лапами, острым слухом и чутким носом.
Все наши наблюдения доказывают, что если мы будем более внимательно относиться к четвероногим питомцам, то найдём в них преданного, доброго и верного друга. Главное любить их и заботиться, и они всегда ответят взаимностью.
В своей работе мы узнали и много интересного из особенностей собак. Мы узнали, что у собак очень хороший нюх. Собака способна сортировать запахи, выделяя из сотен единственно нужный. Мир запахов, можно сказать, главное для собаки.
Видит она неважно. Учеными установлено, что зрение у собаки цветное. Но человека она способна разглядеть только на расстоянии в триста метров.
Еще одна особенность собак заключается в состоянии преодолевать расстояние в десятки километров.
Собаки помогают человеку и в общественных делах. Бывает, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого приучены собаки.
Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они
охранять рубежи нашей Родины.
Велика роль ездовых собак. По снегам тундры бегут собачьи упряжки.
Собака облегчает тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников.
Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути.
В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялись собаки Белка и Стрелка.
Трудно обойтись без собак и при охране общественного порядка, при борьбе с преступниками. Собака – ищейка – гроза для всех нарушителей закона.
Вывод: О пользе собак можно говорить много.
Собаки доказали свою дружбу человеку своими поступками, своей верностью и преданностью. И поэтому собака имеет полное право считаться другом человека.
3.Заключение
3.1. Наши планы на будущее:
Мир собак очень интересен. Мы планируем продолжать эту работу.
Сегодня во всем мире насчитывается более 400 пород собак. Мы хотим побольше узнать о них.
3.2. Общие выводы
Таким образом, человек своим умом, трудом, терпением, любовью и заботой из вчерашнего врага - хищника создал первого друга. Из всех животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки. Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак.
Мы любим собаку ради нее самой, ценим ее доверчивость и непосредственность, ее привязанность и постоянство симпатий. Эти качества мы, люди, высоко ценим и, как бы очеловечивая животное, говорим о его верности.
И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобретешь ни за какие деньги. Цена дружбы - доверие! Ежедневно и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.
Данные факты, опрос и наблюдения являются подтверждением нашей гипотезы. Об этом говорят и строчки из песни «Человек собаке друг»
Песня «Человек собаке друг»
Анкета для обучающихся
1. Есть ли у вас дома собака?
2. Ухаживаете ли вы за своей собакой?
3. Были ли случаи, когда ваша собака напала или покусала человека?
4. Как вы думаете, собака вас понимает?
5. А знаете ли вы, какой породы ваша собака?
Диаграмма №1 «Есть ли у вас собака?»
Диаграмма №2 «Ухаживаете ли вы за своей собакой?»
Диаграмма №3 «Были ли случаи, когда ваша собака напала или покусала человека?»
Диаграмма №4 « Как вы думаете, собака вас понимает?»
Диаграмма №5 «А знаете ли вы, какой породы ваша собака?»
Песня «Человек – собаке друг!»
Человек - собаке друг!
Это знают все вокруг.
Понятно всем, как дважды-два,
Нет добрее существа.
Лапу первым подает,
Волю нервам не дает.
Еще никто не замечал,
Чтобы хоть раз он зарычал!
Припев:
Он не лает, не кусается,
На прохожих не бросается,
И на кошек - ноль внимания.
Вот это воспитание!
Астрономический календарь. Июнь, 2019
О путнике
10 осенних мастер-классов для детей
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?