Изучение английского языка невозможно без рассмотрения истории Англии, элементов ее культуры и творчества, в том числе особенностей английского фольклора. А ведь это огромное количество мифов и легенд, баллад, поэм, отражающих в себе развитие и становление страны, формирование менталитета народа.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.61 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Калуги
Творческая работа
по английскому языку
«Английский фольклор»
Выполнила ученица 7 класса
Якунина Василиса
Руководитель: учитель английского языка
Свирина Виктория Игоревна
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обоснование актуальности выбранной темы
На уроках в школе многие изучают английский язык. Мы уже знаем, как составлять тексты, используем многие времена, учим формы глаголов и многое другое. Но изучение невозможно без рассмотрения истории Англии, элементов ее культуры и творчества, в том числе особенностей английского фольклора. А ведь это огромное количество мифов и легенд, баллад, поэм, отражающих в себе развитие и становление страны, формирование менталитета народа. Это побудило меня выбрать для своего проекта тему «Английский фольклор», в котором хотелось бы ознакомиться с общим понятием фольклора и с его особенностями в Великобритании.
Гипотеза
Предполагается, что применение в учебном процессе дополнительного материала занимательного характера по английскому фольклору позволит повысит уровень интереса к изучаемому предмету и, как следствие, уровень знаний учащихся.
Ожидаемый результат
Я надеюсь, что разработанные мной брошюры помогут ознакомить одноклассников с элементами культуры страны, изучаемого языка, и повысить интерес к этому предмету.
Работая над данным проектом, я также планирую узнать много нового для себя, попробовать свои силы в качестве редактора и дизайнера брошюры
Цель проекта - разработать ознакомительную брошюру, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние продукта исследования на знания одноклассников касательно английского фольклора, организовать опрос ребят с целью выявления динамики интереса к английскому фольклору и английскому языку до ознакомления с брошюрой и после.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Этапы работы
Практическая значимость – использование готового продукта исследования на уроках, классных часах, на занятиях кружков, для повышения познавательного интереса и знаний учеников
Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.
Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности:
Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. Таким образом, всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Так же характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста.
Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.
Фольклор можно подразделить на две группы:
- Обрядовый фольклор (свадебный фольклор, похоронные причитания и др. )
- Необрядовый фольклор включает в себя:
1. Фольклорная поэзия – это историческая песня, лирическая песня, баллада, частушка, детские стихотворные песни.
2. Фольклорная проза делится на две группы: сказочную и несказочную.
Сказочная проза – это сказка (три типа):
Несказочная проза (это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами английской демонологии. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах с силами высшего порядка). Это:
3. Фольклор речевых ситуаций: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скороговорки
2.2 Особенности английского фольклора
Английский фольклор - народная традиция, которая развилась в Англии за многие века. Некоторые истории могут быть прослежены до их корней, в то время как происхождение других сомнительно или спорно. Англия изобилует фольклором, во всех формах,
Английский фольклор — мифы, легенды, народное творчество (песни, танцы, обряды) Англии, часть общебританского фольклора.
Английский фольклор имеет корни в фольклоре и мифологии народов, сформировавших английскую нацию, в кельтской мифологии племен, населявших Англию в до-римские времена (бритты и другие) и в германской мифологии племен, заселявших остров во время великого переселения народов (англы, саксы, юты). Позднее, большое влияние на формирование английского фольклора оказали легенды и поверья кельтских народов, с которыми исторически англичане постоянно контактировали, в первую очередь валлийцев. Определенное влияние оказал и скандинавский и французский фольклор, принесенный после нормандского завоевания Англии.
Так, легенды о доблестном короле Артуре, бывшем какое-то время для кельтов символом сопротивления англосаксонскому нашествию, о его рыцарях Круглого Стола и о мудреце чародее Мерлине перешли из валлийского фольклора в английскую традицию, став основой цикла Артурианы; вместе с этим циклом в английский фольклор перешел и сюжет о Тристане и Изольде..
В английских сказках (сюжеты о Дикой Охоте, Херне-Охотнике и др.) и песнях можно найти следы языческих поверий, обрядов и заговоров, хотя под влиянием христианизации уже в средние века большая часть «старинных песен дедовских языческих времен» была забыта, и многие жанры поэзии и песен англосаксов известны только по кратким упоминаниям. Некоторые народные танцы имели в дохристианские времена ритуальное значение, но хоть и утратили его, дошли до нас, мало изменившись. Сохранился и обычай майского шеста на майский праздник весны. (В первый день мая английские деревенские жители вставали рано утром и уходили в лес собирать цветы и ветви. Майский шест устанавливался на деревенском лугу. Люди танцевали вокруг него под звуки дудочки. Танец вокруг шеста – это традиционный танец в западной Европе, особенно в Англии, Швеции и Германии. Танцоры ходят по кругу, держась за цветные ленточки, привязанные к шесту. При этом ленточки перевиваются и переплетаются друг с другом. Танцоры могут начать двигаться в обратном направлении, чтобы размотать ленточки.)
Так же много оригинальных песен, легенд и сказок внес английский народ в мировую сокровищницу народного поэтического творчества; часть их известна во всех странах Европы. И в наши дни бытуют некоторые старые предания и рассказы, баллады и песни, особенно среди сельского населения восточных графств.
У англичан был национальный героический эпос. Это поэма о Беовульфе, сложенная еще в англосаксонский период. Первая часть ее посвящена описанию борьбы Беовульфа с двумя чудовищами, во второй рассказывается о том, как он победил огнедышащего дракона и сам погиб от нанесенных ему драконом ран. Беовульф — подлинно народный герой, совершающий подвиги для блага людей.
Наиболее распространенная форма устного поэтического творчества англичан — баллады исторического, эпического, лирического содержания, исполнявшиеся под аккомпанемент арфы, скрипки или иного музыкального инструмента. Еще в начале XIX в., баллады исполнялись профессионалами. Они были желанными гостями на всех деревенских праздниках, свадебных пирах, а также в кабачках.
XV век был периодом расцвета народной поэзии Англии. Именно этим временем датируется большинство английских баллад. Создавались они и позже — на рубеже XVII и XVIII вв.
Особенно широко был распространен цикл баллад о похождениях Робин Гуда, этого «истинного сына английского простонародья», по выражению А. М. Горького. Многие исследователи относят возникновение баллад о Робин Гуде ко второй половине XIII в. Первые записи баллад этого цикла сделаны в конце XIV — XV в., когда еще было живо воспоминание о норманнском вторжении. В них отражена борьба народа с чужеземными завоевателями. Преследуемые новыми правителями люди уходили в леса, продолжая вести борьбу с врагами. Вольную жизнь разбойника вел и Робин Гуд со своими «зелеными стрелками».
Робин Гуд изображен в балладах метким стрелком, бесстрашным охотником, шерифы боятся его как огня. Из самых тяжелых испытаний он с помощью своих товарищей всегда выходит победителем.
Это, конечно, собирательный образ, но некоторые исследователи английской поэзии высказывали предположение, что он имел какой-то историче ский прототип. Наиболее старые баллады говорят, что он был крестьянским сыном. Версия о его знатном происхождении появилась позднее.
Устами своего любимого героя зло и едко смеялся народ над алчными и глупыми монахами, жадными и хитрыми епископами, трусливыми и лицемерными шерифами.
В исторических балладах отражены как наиболее важные моменты английской истории, так и события местного значения, почему-либо привлекшие к себе внимание народа. Короли Генрих II, Иоанн, Яков I, а также Кромвель часто являются действующими лицами таких баллад. В исторических балладах полно отражен феодальный период истории Англии: в них рассказывается о феодальных усобицах, о нападении на замки и т. п. В одной из баллад, например, изображена жестокая битва между англичанами и шотландцами, закончившаяся победой англичан.
Очень характерны для английского народного творчества баллады лирико-эпического содержания. Часто и в них главными персонажами являются исторические лица, но не исторические события составляют их основную тему, а сильные человеческие страсти — любовь, ненависть, ревность, месть за обиду и пр. Большинство таких баллад имеют роковой, трагический конец: мать отравляет сына за то, что он женился против ее воли («Принц Роберт»)г мачеха дает яд своей падчерице («Леди Изабел»), жена убивает оскорбившего ее мужа («Лорд Наристорен») и пр. В балладах этого жанра часто повторяется мотив любви, не знающей преград не только на земле, но и за гробом.
Как и в каждой стране, в жизни которой море играет важную роль, много баллад и песен Англии посвящено морякам: их дальним плаваниям, бурям и кораблекрушениям, встречам с пиратскими кораблями и пр.
Наконец, некоторые баллады представляют собой фантастические рассказы о привидениях, колдунах, ведьмах. Многие из них просто передают содержание популярных народных сказок («Король и аббат»).
В целом для английского фольклора характерно большое количество различных причудливых и таинственных мифических существ, духов и демонов.
Из прозаических жанров английского фольклора особенно интересны сказки. Волшебные и бытовые сказки имеют немало сходных черт со сказками других европейских народов. Любимый их герои — сын лесника Джек. Он хитер, смекалист, бесстрашен и мужествен, и в то же время обладает большим простодушием и чувством юмора. Во многих английских сказках говорится о его чудесных похождениях, о борьбе со страшными чудовищами, людоедами.
Систематическое собирание памятников народного фольклора началось лишь в XVIII веке, Поэтому английский фольклор в целом хуже сохранился и менее изучен по сравнению с фольклором других народов Британских островов (за частичным исключением фольклора северной Англии). Тем не менее, именно изучение английского фольклора породило сам термин «фольклор» (от англ. folk-lore — «народная мудрость»): английский фольклорист (как бы мы его сейчас назвали) Уильям Томс предложил его в 1846 году как «хорошее саксонское слово»
2.3. Социологическое исследование
Цель и задачи проекта предусматривают экспериментальную проверку влияния брошюр («Баллады о Робин Гуде», «Легенда о Беовульфе, победителе дракона и великана», «Мифы Англии. Дикая охота») по общей тематике «Английский фольклор» на повышение интереса одноклассников к английскому языку, организацию опроса ребят с целью выявления динамики интереса к английскому языку до ознакомления с брошюрами и после.
Инструментарием исследования для опроса послужили разработанные анкеты, представленные в приложениях 1,2.
Для анализа данных применялось графическое изображение результатов статистической обработки (построение графиков, диаграмм). Во многих случаях это значительно облегчило анализ информации, сделало результаты опроса более наглядными.
В процессе проведения исследования были опрошены ученики 6 – ых классов в количестве 25 человек. Заполненные анкеты были обработаны вручную и получены следующие результаты:
В процессе исследования было выявлено, что большинство учащихся класса считают английский язык значимым предметом, что отображено в таблице 1.
Таблица 1. - Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Приносят ли пользу знания по английскому языку, расширяют ли кругозор?»
Ответ на вопрос анкеты | Да, % | Нет, % |
До изучения брошюр по теме «Английский фольклор» | 90,5 | 9,5 |
После изучения брошюр по теме «Английский фольклор» | 100 | 0 |
Как видно из таблицы 1, абсолютное большинство опрошенных осознают значение получаемых знаний и необходимость их применение в учебной и повседневной деятельности.
Один из вопросов анкеты заставил учащихся оценить свои успехи в изучении английского языка. Результаты опроса представлены на рисунке 1, из которого видно, что большинство учащихся оценивают свои знания по английскому языку как удовлетворительные, только 28% опрошенных (7 человек) охарактеризовали свои знания как хорошие.
Рисунок 1.- Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Как вы оцениваете свои знания по английскому языку?»
Несмотря на признание значимости английского языка, большинство учащихся не считают свои знания по предмету хорошими. Для выявления причины проблем, возникающих при обучении, ребятам был задан вопрос: если у вас возникают трудности по английскому языку, то укажите причины. Получены следующие результаты:
Большинство опрошенных обосновывают свои неудачи сложностью предмета, отсутствием интереса к нему или отдельным темам, а так же несерьезным отношением к учебе.
Для выявления путей повышения заинтересованности школьников и наглядного представления дополнительного материала по английскому языку в увлекательной форме, а также выявления влияния разработанных брошюр «Английский фольклор» на интерес учащихся к предмету были составлены и предложены в анкете следующие вопросы:
- Нравится ли вам английский язык, как урок? Результаты исследования представлены на рисунках 2,3.
Рисунок 2.- Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Нравится ли вам английский язык, как урок?» ДО ПРОЧТЕНИЯ БРОШЮР по теме «Английский фольклор»
Рисунок 3.- Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Нравится ли вам английский язык, как урок?» ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ БРОШЮР по теме «Английский фольклор»
Данные, представленные в диаграммах, свидетельствуют об интересе школьников к изучению английского языка. Причем после чтения разработанных мною брошюр количество учащихся, положительно ответивших на поставленный вопрос, возросло с 16 до 23 человек (92% опрошенных).
- Нравится ли вам читать произведения английского фольклора? Результаты исследования представлены на рисунках 4,5.
Рисунок 4.- Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Нравятся ли вы произведения английского фольклора?» ДО ПРОЧТЕНИЯ БРОШЮР по теме «Английский фольклор»
Рисунок 5.- Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Нравится ли вам читать произведения английского фольклора?» ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ БРОШЮР по теме «Английский фольклор»
С помощью анкетирования получены данные, которые в некоторой мере характеризуют любознательность учащихся. Произведения английского фольклора, не предлагаются в качестве домашних заданий, однако, большинство опрошенных читают их по собственной инициативе. Брошюры: «Баллады о Робин Гуде», «Легенда о Беовульфе, победителе дракона и великана», «Мифы Англии. Дикая охота» побудили школьников узнать новые сведения об английском народе, его истории и вызвали интерес к дальнейшему изучению дополнительной литературы.
- Нравится ли вам изучать особенности английской культуры, обычаи, нравы? Результаты исследования представлены на рисунке 6.
Рисунок 6.- Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Нравится ли вам изучать особенности английской культуры, обычаи, нравы?» ДО/ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ БРОШЮР по теме «Английский фольклор»
Данные, представленные на рисунке 6, свидетельствуют о положительном влиянии брошюр на учащихся. После ознакомления с произведениями народного английского творчества повысилась заинтересованность и желание изучать особенности английской культуры, обычаев, нравов с 18 до 22 человек из 25 опрошенных.
Помимо анализа данных, относящихся только к английскому языку, было проведено исследования, где сравнивается вышеуказанный предмет с другими дисциплинами, изучаемыми в школе.
После изучения брошюр по теме «Английский фольклор» значительно (на 10 баллов) возрос интерес к английскому языку, и результаты его оценки практически достигли баллы лидирующей дисциплины, таких как: физическая культура, технология, русский язык.
В исследовании учащимся было предложено выбрать, какая брошюра вызвала у них наибольший интерес, понравилась больше остальных, результаты исследования представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Результаты обработки данных анкеты по вопросу «Какое из произведений английского фольклора вам больше всего понравилось: «Баллады о Робин Гуде», «Легенда о Беовульфе, победителе дракона и великана», «Мифы Англии. Дикая охота»?»
Порлученыые данные свидетельствуют, что наибольший интерес вызвали «Баллады о Робин Гуде», которые выбрали 12 человек опрошенных, 36% учащихся проголосовали за «Легенды о Беовульфе», и меньшинству, 4 школьникам болше всего понравилась Дикая охота и легенда о Херне-Охотнике.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данные полученные в результате исследования наглядно свидетельствуют о положительном результате эксперимента. Гипотеза, сформулированная в начале исследования, была подтверждена с помощью разработанных брошюр по теме «Английский фольклор», содержание которых вызвало интерес у учащихся и послужило стимулом в дополнительном изучении английского языка, творчества и фольклора.
Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета. В развитии интереса к предмету, важное значение имеет дополнительный материал, представленный в красочной увлекательной форме.
Брошюры помогли осознать учащимся, что английский язык это не только грамматика, слова и скука, а это удивительный мир легенд, загадок, мифов, баллад, способный формировать и развивать сознание.
При создании проекта и проведении исследовании мною были замечены и выявлены такие проблемы, как:
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Анкета 1 (до прочтения брошюр по проекту «Английский фольклор»)
1)Вам нравится английский язык, как урок? (обведите верный ответ)
Да/ нет
2) Приносят ли пользу знания по английскому языку, расширяют ли кругозор? (обведите верный ответ)
Да/ нет
3) Из всех учебных предметов отметьте цифрами:
1- наиболее интересный для вас предмет; 2- менее интересный;
3- вообще неинтересный.
Русский язык | Технология | ||
Литература | Физкультура | ||
Математика | Рисование | ||
Биология | География | ||
Иностранный язык (англ. язык) | История |
4) Как вы оцениваете свои знания по английскому языку (подчеркните верный ответ) (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные)?
5) Если у вас возникают трудности по английскому языку, то укажите причины (обведите верный ответ):
1-несерьезное отношение к учебе;
2-трудности при изучении учебного материала;
3-отсутствие интереса к предмету;
4-увлеченность другим делом;
5-слабая теоретическая подготовка:
6-другие причины.
6) Нравится ли вам читать произведения английского фольклора?
Как вы относитесь к этому материалу (обведите верный ответ):
а) нравится читать;
б) не нравится читать;
в) безразлично;
г) недостаток времени для чтения;
д) больше нравится слушать рассказ учителя, чем читать самому.
7) Интересы ли вам особенности английской культуры, обычаи, нравы? (обведите верный ответ)
Да/ нет
Приложение 2
Анкета 2 (после прочтения брошюр по проекту «Английский фольклор»)
1)Вам нравится английский язык, как урок? (обведите верный ответ)
Да/ нет
2) Приносят ли пользу знания по английскому языку, расширяют ли кругозор? (обведите верный ответ) Да/ нет
3) Из всех учебных предметов отметьте цифрами:
1- наиболее интересный для вас предмет; 2- менее интересный;
3- вообще неинтересный.
Русский язык | Технология | ||
Литература | Физкультура | ||
Математика | Рисование | ||
Биология | География | ||
Иностранный язык (англ. язык) | История |
4) Как вы оцениваете свои знания по английскому языку (подчеркните верный ответ) (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные)?
5) Если у вас возникают трудности по английскому языку, то укажите причины (обведите верный ответ):
1-несерьезное отношение к учебе;
2-трудности при изучении учебного материала;
3-отсутствие интереса к предмету;
4-увлеченность другим делом;
5-слабая теоретическая подготовка:
6-другие причины.
6) Нравится ли вам читать произведения английского фольклора? Да/ нет
Как вы относитесь к этому материалу (обведите верный ответ):
а) нравится читать;
б) не нравится читать;
в) безразлично;
г) недостаток времени для чтения;
д) больше нравится слушать рассказ учителя, чем читать самому.
7) Интересы ли вам особенности английской культуры, обычаи, нравы? (обведите верный ответ) Да/ нет
8) Какое из произведений английского фольклора вам больше всего понравилось? (подчеркните верный ответ): «Баллады о Робин Гуде», «Легенда о Беовульфе, победителе дракона и великана», «Мифы Англии. Дикая охота».
Эта весёлая планета
Никто меня не любит
Простые новогодние шары из бумаги
Почта
Можно от Солнца уйти...