"Продукт" проекта создание ансамбля народных инструментов, получение знания об истории создания струнных инструментов.
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Музыкальные инструменты удмуртского народа" | 25 КБ |
Здравствуйте!
Третий год мы занимаемся в кружке «Удмуртский язык».
Мы частые гости Селтинского Дома ремесел: с удовольствием посещаем все выставки. В прошлом году мы были на презентации проекта «Мелодии предков», который создала Светлана Рудольфовна Никулай, специалист Дома ремесел. Проект был посвящен традиционным удмуртским музыкальным инструментам. В 2015 г. Селтинский Дом Ремесел с проектом «Мелодия предков» выиграл в российском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел».
Мы были удивлены, что мастера и даже ученики средней школы смогли изготовить старинные музыкальные инструменты. А кто же на них будет играть? И тогда у нас возникла идея- научиться играть на старинных инструментах.
Мы поставили перед собой цель.
Научиться играть на народных инструментах и создать ансамбль.
Ударные
В период ряженья (пӧртмаськон), который требовал много шума и особых песен, удмурты использовали очень много ударных инструментов. Именно в это время появились музыкальные инструменты в виде бубнов, трещоток, ложек и чугунных заслонок, рожденные благодаря народной фантазии.
Для передачи информации о какой-либо радости, беде, начале праздников, обрядов, на большом расстоянии в лесу, сооружали сигнальные устройства, которые назывались тангыра.
Тангыра – сигнально-традиционный инструмент, известный с древних времен. Главная функция тангыры заключается в передаче информации
На тангыре играли путем постукивания обеими руками. Тангыра – сильный инструмент: во время игры на нем резонировал весь лес.
Проблема
Играть на музыкальных инструментах дано не каждому, для этого необходимо иметь музыкальный слух, учиться.
Своим проектом мы попробуем доказать и показать ребятам, что с помощью нехитрых народных инструментов и замечательного учителя музыки А.А. Чучкалова можно создать музыкальный ансамбль.
В своем проекте, мы расскажем:
1. Об истории музыкальных инструментов
2. О видах музыкальных инструментов
3. Использование музыкальных инструментов в ансамбле
Музыкальные инструменты имеют древнее происхождение. Удмурты употребляли в своей практике более 20 инструментов.
Им приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, взывать к Всевышнему.
Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к восьмому тысячелетию до нашей эры.
Удмурты свои инструменты изготавливали из всевозможных материалов, которые были под рукой: из костей животных и птиц, перьев гусей и уток, рога, полых стеблей растений, древесины, обожженной глины.
По способу звукоизвлечения можно выделить следующие группы музыкальных инструментов удмуртов: духовые, струнные, ударные.
Ударные
В период ряженья (пӧртмаськон), который требовал много шума и особых песен, удмурты использовали очень много ударных инструментов. Именно в это время появились музыкальные инструменты в виде бубнов, трещоток, ложек и чугунных заслонок, рожденные благодаря народной фантазии.
Для передачи информации о какой-либо радости, беде, начале праздников, обрядов, на большом расстоянии в лесу, сооружали сигнальные устройства, которые назывались тангыра.
Тангыра – сигнально-традиционный инструмент, известный с древних времен. Главная функция тангыры заключается в передаче информации
На тангыре играли путем постукивания обеими руками. Тангыра – сильный инструмент: во время игры на нем резонировал весь лес.
Духовые
У удмуртского народа немало иных «свистящих» музыкальных инструментов. Они очень простые, можно даже сказать примитивные. Изготавливались такие инструменты из листьев черемухи, ржаной соломы, стручков акации. Духовые инструменты выполняли самые разные функции. А вы знаете, что в Селтинском районе когда-то жили настоящие мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Так, в районе с. Копки было развито гончарное мастерство, поэтому неудивительно, что в д. Чаш-Копки занимались изготовлением шуланов (глиняных свистулек).
Кроме того, известно, что в д. Шаклеи мастер по фамилии Шабалин И.А. делал духовые музыкальные инструменты, два из которых хранятся в Национальном музее. Шабалин не только делал, По предположительным данным именно в д. Шаклеи был найден старинный удмуртский музыкальный инструмент Бызгетон (удмуртская волынка). В данный момент этот инструмент хранится в Кировском областном краеведческом музее.
Струнные
В культуре любого народа, населяющего нашу планету, есть музыкальный инструмент, который становится его символом. Для Удмуртии – это Быдзым крезь (Великие Гусли)
Существует легенда, что Быдзым крезь сделал человек из опаленной молнией священной ели. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождём.
Наиболее любимыми и почитаемыми из всех названных инструментов в прошлом были чипчирган и крезь, многократно воспетые в народных песнях и стихах поэтов.
В настоящее время в музыкальных школах во всех районах имеются различные инструменты. Но, к сожалению, мало крезей. Из древних инструментов сохранились единицы. Активную деятельность по возрождению крезя ведут педагоги в Воткинском педагогическом колледже им. П.И. Чайковского. Здесь впервые в Удмуртской Республике внедрено обучение игре на крезе. Ее разработчиком стал Сергей Семенович Трофимов, уроженец нашего района . В 2000 году им был организован ансамбль удмуртских национальных инструментов «Сайкан» («Пробуждение»). Участники ансамбля играют на национальных инструментах удмуртов, самым главным из которых является, конечно же, крезь.
Использование музыкальных инструментов в ансамбле
Мы решили создать ансамбль и сыграть на инструментах, выполненными мастерами и учениками Дома ремесел. (Конечно, нам очень хотелось, чтобы инструменты сделали нам наши мальчики, но они тогда нас не поддержали.)
Первый шаг: побеседовали со Светланой Рудольфовной, какие инструменты она нам может дать.
Она нам доверила крезь, трещотки, колокольчики.
Максим Эсенбаев принес изготовленные ложки. Для мелодичности Александр Анатольевич предложил нам современный металлофон.
Второй шаг: выбор артистов- мы учли желание, а еще выбрали тех, кто ходит в музыкальную школу.
Третий шаг: самый трудный и интересный- выбор песни, а затем репетиции удмуртской мелодии. Песня о неофициальном символе, цветке италмас. Мы выбрали две мелодии- вступление к опере «Италмас» Германа Корепанова и мелодию детской песни
Таким образом, проведя множество репетиций, подготовив инструменты, выучив песню – мы готовы предоставить вашему вниманию то, что у нас получилось.
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Три орешка для Золушки
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Мороз Иванович
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский