Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Задачи исследования:
ü изучить историю возникновения и развития письма как средства общения;
ü узнать тайны русского алфавита;
ü изучить историю правописания в русской письменности;
ü узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью;
ü провести опрос среди одноклассников;
ü провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.
Методы исследования:
ü провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;
ü проанализировать результаты опроса;
ü провести беседу с одноклассниками;
ü сбор информации по теме.
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_chego_nuzhny_pravila.docx | 300.52 КБ |
dlya_chego_nuzhny_pravila.pptx | 1.22 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 3
город Минеральные Воды Ставропольского края
Исследовательский проект
Для чего нужны правила
Работу выполнила:
Щербина Анна,
ученица 8 «А» класса МБОУ лицея №3
2017 год
Содержание:
Введение (актуальность)………………………………..…………..……….3
Цель исследования…………………………………………….…………….3
Задачи исследования………………………………………………….……...3
Методы исследования………………………………………………………..4
I. Теоретическая часть.
1.) Возникновение и развитие письма, как средство общения………....5
2.) Тайны русского алфавита……………………………………………..7
3.) Японская и Китайская письменности………………………………...9
4.) История правописания………………………………………………..11
II. Практическая часть.
Мои рассуждения……………………………………………………..……...13
План беседы с одноклассниками……………………………………………14
Выводы…………………………………………………………………..........15
Литература…………………………………………………………...….........16
Приложения……………………………………………………………..........17
Введение
Актуальность: Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками.
Задача каждого, кто считает себя носителем языка, осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.
Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Однажды, на уроке русского языка, когда наша учительница стала спрашивать правило, один ученик, не выучивший его, сказал: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»
И мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провела опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?» и «Учите ли вы правила?» Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат. И я решила провести своё исследование.
Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретическая часть
Возникновение и развитие письма как средства общения
Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…»
Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.
Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого.Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.
Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.
Становление письменности
Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.
Изначальная письменность была образной: передавала образы. Потом появилась более примитивная письменность.
Можно выделить следующие этапы её формирования:
Пиктографическое письмо
Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).
Письмо– это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.
Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западно-семитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана).
Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.
Алфавитное письмо
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл). Так возник греческий алфавит, а на основе его и другие:
Древнейшие, дошедшие до нас славянские письменные памятники, выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Тайны русского алфавита
Если хочешь познать истину, начни с азбуки.
(пословица).
Конечно же, все знают наш русский алфавит. Его предшественником была
Кириллица
Интересно, что ещё до принятия христианства на Руси были люди, знавшие и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 года) и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам X века.
Создателями славянской письменности были Кирилл и Мефодий.
Кирилл (Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе - древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки. Братья много читали, любили учиться. Константин получил блестящее образование при императорском дворце, в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22(!!!) языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.
Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил, кириллицей. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).
В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке.
24 мая 863 года в граде Плеске, столице Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Этот день стал праздником славянской письменности и культуры. А сама славянская письменность стала распространяться на Руси по-настоящему только после принятия христианства. Все письмена Ведической Руси были уничтожены. А богослужебные книги были взяты у Византии и переведены с греческого на старославянский (церковнославянский) язык. Именно с него началось развитие речевой культуры и становление литературного языка новой, христианской Руси.
Конечно, русский алфавит, возникший на основе кириллицы, значительно проще выглядит для того, кто начинает его изучать. Давайте сравним.
Японская и китайская письменности
Японская письменность обслуживается кандзи (иероглифами, заимствованными из Китая). Две азбуки, созданные в Японии катакана и хирогана (вместе они называются просто канна), были созданы на основе латинских букв и арабских цифр. Каждый из этих видов письма обрёл своё традиционное место в современной письменности.
Кандзи
Иероглифы могут использоваться для написания одного или разных слов. Кандзи имеют одно или несколько чтений. Выбор чтения иероглифа зависит от контекста, вкладываемого смысла, сочетания с другими кандзи и даже местом в предложении.
Хирагана
Хирагана используется для слов, в записи которых нет кандзи, а также употребляется в словах вместо кандзи в тех случаях, когда предполагается, что читатель не знает каких-то иероглифов, или эти иероглифы не знакомы самому пишущему, и в неофициальной переписке.
Катакана
Современное использование сводиться преимущественно к записи слов неяпонского происхождения. Распространенно использование катаканы для записи названий животных и растений, а так же, в качестве стилистического приёма в художественных произведениях.
Иероглифика называется по-японски "каньдзи", т. е. "иероглифы японского языка", а по-китайски - "ханьцзы", т. е. "иероглифы хань", китайцев. Каждый иероглиф, в отличие от буквы, разлагается на ключ и фонетик, и имеет, в отличие от буквы же, комплексное значение. Ключ указывает, к какому классу предметов принадлежит предмет, обозначенный иероглифом (растительность, люди, огонь, вода, звери, проч.), а фонетик подсказывает чтение. Этих иероглифов десятки тысяч, и каждый иероглиф в японском языке может читаться, как похожий на китайский образ.
Из истории правописания
Вообще, правила появились, когда ещё было узелковое письмо, которым владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, то он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.
Сейчас же, нормы правописания намного сложнее. Они охватывают правила орфографии и пунктуации и не имеют вариантов в отличие от норм произношения. Например, произнесем ли мы [nэmopкъ,пэит,оркъ, пиэторкъ, и даже питоркъ] писать в корне этого слова обязательно надо я.
Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь, прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др.
Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: « При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды ». Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г. и получившей широкое распространение, долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг.Так же изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е, на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).
Постепенно сложились разделы русской грамматики, определяющие границы изучения.
Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.
В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.
Почему надо быть грамотным?
Рассуждая над материалами исследования, я поняла, что грамотность, на самом деле, есть знание правил и исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.
Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.
Вот поэтому грамотная речь и письмо всегда были признаком кастовости, отличительной особенностью образованных и культурных людей. Они прекрасно понимали, что если допустить правописание слов по принципу «как слышим, так и пишем», то ни о какой грамотности не может быть и речи, поскольку слышит каждый по-своему.
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»,- утверждал А.Куприн.
Умение грамотно писать, связно и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. Это всегда понимали те, кто был в России правящим классом до революции – дворяне, которые обязательно обучались риторике и грамматике с детства.
Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.
Проанализировав результаты опроса одноклассников, выяснилось, что друзья мои пишут неграмотно, не могут связно и логично излагать свои мысли. Я решила устранить проблему грамотности в своём классе и провела беседу со своими одноклассниками.
План беседы с одноклассниками:
В результате моих исследований я:
Выводы:
Учите правила русского языка, и вы будете образованным и
культурным гражданином нашей страны!
Список литературы:
Слайд 1
Для чего нужны правила? Автор: Щербина Анна ученица 8 «А» класса МБОУ лицея №3 г. Минеральные Воды 2017 годСлайд 2
Актуальность: проблема грамотности.
Слайд 3
Цель исследования : выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.
Слайд 4
Задачи исследования : провести опрос среди одноклассников; изучить историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнать тайны русского алфавита; изучить историю правописания в русской письменности; узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью; провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка; сделать выводы;
Слайд 5
Методы исследования : провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их; проанализировать результаты опроса; провести беседу с одноклассниками; сбор информации по теме.
Слайд 6
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Слайд 7
Возникновение и развитие письма как средства общения
Слайд 8
Становление письменности Славянская письменность - наследница нашего современного письма.
Слайд 9
Можно выделить следующие этапы её формирования: Пиктографическое письмо Алфавитное письмо Славянское письмо
Слайд 10
Пиктографическое письмо Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках.
Слайд 11
Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные ( древнеперсидская , аккадская и другие наследники шумерского письма ), западносемитские ( финикийская , арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики ) и японские слоговые системы ( катакана и хирагана ).
Слайд 12
Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма , от которого произошли латиница и кириллица , а соответственно, и большинство современных письменностей.
Слайд 13
Тайны русского алфавита Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Пословица
Слайд 14
Кириллица.
Слайд 15
Создатели славянской письменности
Слайд 16
24 мая 863 года в граде Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! (М. П. Розенгейм )
Слайд 18
Кандзи
Слайд 21
Из истории правописания
Слайд 22
Реформа азбуки и печати была проведена в 1707-1710 гг. Суть реформы — замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков новой гражданской азбукой.
Слайд 23
Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Слайд 24
В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года , изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё . В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией.
Слайд 25
Орфография русского языка Это совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка . Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип (одинаковая морфема в фонетически разных формах слова пишется одинаково). В качестве алфавита используется русский алфавит , основанный на кириллице .
Слайд 26
"Почему надо быть грамотным?" Грамотность, на самом деле, есть знание исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.
Слайд 27
Николай Михайлович Карамзин
Слайд 28
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. Куприн
Слайд 29
Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.
Слайд 30
План беседы с одноклассниками: Рассказать о проблеме грамотности в нашей стране. Рассказать о возникновении и развитии письма. Японская и китайская письменности, их сравнение с русской письменностью. Правила правописания в русской письменности. Рассказать, что правила нужно изучать, чтобы быть грамотным и образованным человеком, являться частью культуры нашей страны.
Слайд 31
В результате моих исследований я: провела опрос среди одноклассников; изучила историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнала тайны русского алфавита; узнала о японской и китайской письменности, сравнив их с русской письменностью; изучила историю правописания; провела беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка, после чего все мои друзья решили, что непременно нужно выучить все правила и никогда о них не забывать.
Слайд 32
Выводы: Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память. Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.
Слайд 33
Выводы: Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком. Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.
Слайд 34
Учите правила русского языка, и вы будете образованными и культурными гражданами нашей страны!
Повезло! Стихи о счастливой семье
Как нарисовать черёмуху
"Не жалею, не зову, не плачу…"
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рисуем ананас акварелью