Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
svastika.docx | 48.48 КБ |
Свастика в истории русской культуры
Штенникова Екатерина Федоровна
Научный руководитель:
Мустафина Айгуль Фагимовна,
учитель истории и обществознания
Содержание
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Глава 1. Этимология и историография свастики.
§1.Понятие свастики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§2. Историография свастики нового времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§3.Советская историография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 2. Свастика в истории русской культуры.
§1. Первоистоки свастики в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
§2. Свастика в доме Романовых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Введение
В современной России все больше распространяются неонацистские идеи. А в обществе они ассоциируются с германской нацистской культурой и в частности со свастикой. Общество воспринимает данную символику как врага. Однако свастика использовалась и на Руси.
Так объектом настоящего исследования является сама свастика. Предметом же будет свастичная материальная культура России.
Цель исследования состоит в анализе (генетическое происхождение, направления применения) свастики в русской культуре.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие свастики, ее историографию;
2) дать анализ свастичной материальной культуре.
Методология исследования обусловлена целью и задачами исследовательской работы, а также особенностями исследуемого материала. Изучение свастики должно исходить из комплексного подхода. Так же в работе были использованы сравнительно-сопоставительный, так как свастичные знаки можно определить при сравнении с уже исследованными.
При написании работы автор руководствовался принципами научности и объективности, что помогло прийти к конечной цели исследования.
Научной новизной работы является анализ свастичной материальной культуры и ее систематизации.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности его использования на уроках истории, с ней можно выступать на научных конференциях.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источникови литературы, приложения.
Глава 1. Этимология и историография свастики.
§1.Понятие свастики.
В первую очередь нам необходимо выяснить, что же является свастикой. Что мы подразумеваем под термином «свастика»? Дебаты по данному вопросу среди ученых ведутся давно. Какие определения для данного орнамента приводятся в литературе.
Свастика – символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Это один из древних и архаичных солярных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части – четыре сезона. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки.
Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия.
Свастика бывает «правильная» и обратная. Соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение. В древности одновременно применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл: день сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть – и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому в древности не было «плохих» и «хороших» свастик – они воспринимались в единстве.
Таким образом, в большинстве своем свастика обозначала благоденствие, благосостояние или благополучие.
§2. Историография свастики нового времени.
В литературе свастика освещена мало. К сожалению, большая часть материалов до сих пор еще не опубликована, отсутствуют обобщающие работы.Один из первых трудов по русскому народному узору принадлежит В.А. Соллогубу. [2.14.] Знаки узоров учёным принимаются как «начальные первообразы» самобытной культуры. Его идеи на долгое время стали основополагающими в изучении темы народного узора, а разработанная им таблица изображений русских яргических знаков до начала XXI в. оставалась единственной в своём роде. Русская орнаментика, разработанная на основе использования народных узоров, высветила наличие богатого разнообразия яргических знаков.[2.3.]
Академик Б. А. Рыбаков называл свастику «связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении».[2.13.]
Изданный княгиней С.Н. Шаховской альбом с узорами старинного народного творчества крестьян Шацкого уезда Тамбовской губернии XVIII-XIX вв. на большинстве листов содержал цветное изображение яргических знаков. Занимая часто срединное место в системе узоров, они сосредотачивали вокруг себя всё пространство рисунка. [1.3.]
Академик Ф.И. Буслаев, занимавшийся древнегреческим, византийским и древнерусским узором, в связи с изданием альбома народных узоров С.Н. Шаховской писал, что ромбы, свастики, S-образы – «всё это находится в генетической памяти русского человека». Характеризуя классическую свастику, учёный отметил, что она «заимствована ещё в древнейшие памятники христианского искусства из времён дохристианских». Таким образом, Буслаев считал свастику природным, древнейшим и особым знаком русского народа, находящимся у него в генетической памяти.
Исследователь сибирских древностей и петроглифов И.Т. Савенков установил среди них значительный массив свастических знаков, найденных по течению Енисея и другим сибирским районам. [2.12.] Сославшись на немецкого учёного Тихсена, он отнёс их к скифским. [2.14.] Учёный составил своеобразный древний алфавит, в котором представлен целый ряд своеобразных яргических знаков.
А.А. Бобринский, исследовавший ряд знаков «первобытного орнамента» пришёл к выводу о возможности «проследить существование этого орнамента на всех страницах истории цивилизаций России вплоть до наших дней». [2.15.] А.А. Бобринский – единственный русский учёный, который попытался доказательно обосновать древность происхождения первообраза креста с загнутыми концами, связывая его природу с символическим изображением полёта птицы. В его работе имеются утверждения об изображении свастики русскими ремесленниками на иконописных изображениях Иисуса Христа.[2.12.]
Новое рождение свастики произошли в 1888 г. с выходом в свет книги «Тайная доктрина». Основательница Теософского общества, Е.П. Блаватская считала свастику «двойником» пифагорейского тетрактиса [2.13.]. На эмблеме общества свастика помещалась над белым треугольником 6-конечной звезды [2.8.]. Однако это на значке позднейшего периода.
Одним из первых советских ученых, осмелившихся не только произнести слово «свастика», но и назвать ее основным элементом русскойвышивки, был Василий Сергеевич Воронов. [2.8.]
Итак, вопрос о свастике интересовал многих. Авторы приводили разные доводы о вопросе возникновения, национальной принадлежности, влиянии на человека и распространении на территории России и в русской культуре.
§3.Советская историография.
В советское время автор, уделивший свастике больше одного предложения, вынужден был напоминать, что она использовалась задолго до Германского Рейха практически всеми народами мира. В то время как зарубежная литература, посвящённая происхождению, бытованию и символическому значению свастики, насчитывает десятки монографий и сотни специальных статей, советские авторы застенчиво уклоняются от обсуждения данного вопроса.
Первые трудности в изучении свастики возникают с ноября 1922 г. Именно тогда в газете «Известия», официальном печатном органе правительства Советской России, была опубликована заметка А.В. Луначарского «Предупреждение». Он писал: «На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества, как и вообще на разного рода изданиях и т. д., по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, называющий свастикой и имеющий такой вид: (показан равноконечный крест с загнутыми концами влево – П. К.). Так как свастика представляет собою кокарду глубоко контрреволюционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского, реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко-отрицательное впечатление. Нарком по просвещению А. Луначарский». [2.12.]
Такая заметка рекомендательно-запретительного характера была оценена как официальная директива, что и приняли к сведению и исполнению современники. Но кроме этого она содержит ценнейшие исторические, культурные сведения.
В 1926 году вышла первая часть фундаментального исследования по народному костюму Русской Мещеры Бориса Алексеевича Куфтина (1892 – 1953) [2.14]. Издание содержало богатый иллюстративный материал, в том числе и со свастическими орнаментами. После 1933 года все подобные исследования были свернуты, продолжения издания так и не появилось. Разосланные по библиотекам книги, в основной своей массе, были уничтожены, а оставшиеся в центральных библиотеках переведены в закрытый фонд специального хранения. Автору пришлось после этого до конца жизни заниматься археологией Грузии.
Одна из самых ранних, известных археологической науке свастик на глиняном сосуде, найденном в Самаре, датируется 4000 г. до н.э. В советских послевоенных репродукциях этого памятника центральная свастика, как правило, отсутствует. Например, задняя обложка научно-популярной книги А.Л. Монгайта «Археология и современность». [2.10.] Свастика здесь сознательно полу затерта, чем создается ложное впечатление плохой сохранности оригинала.
В художественных альбомах от неё также стараются избавиться. Так, в 1980-х гг. издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского Музея». На одной из «выкидок» был помещён олонецкий подвес, на котором среди орнаментальных мотивов встречались свастики. При изготовлении пробных отпечатков на типографии в ГДР немецкие исполнители обвели свастики на отпечатке и поставили знак вопроса. Напуганному издательству не оставалось иного выхода, как только заменить «вызывающую» иллюстрацию. Изданный альбом «крестов с загнутыми концами» на публикуемых произведениях народного творчества уже не имел.[2.5.]
Впервые за многие десятилетия в достаточном разнообразии русские народные вышивки, содержащие свастические знаки, были представлены Г.П. Дурасовым и другими авторами в альбоме «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства» [2.10.]
26 мая 1999г. Московская городская дума приняла закон «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы». 14 июля того же года аналогичный закон был утверждён в Московской областной думе, а 29 марта 2000г. в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Данные постановления направлены в первую очередь против свастики. Основанием для них выдвигается ст. 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах». Расплывчатость формулировки Федерального закона позволяет теперь московским властям привлекать к административной ответственности по самым нелепым основаниям.
Упомянутые законы можно было хоть как-то понять, если бы к ним прилагался перечень конкретных эмблем, употреблявшихся нацистами. Но они направлены против свастики как таковой. Хотя все исследователи сходятся в том, что «нацистская» символика имеет в ребре 45° и направленные в правую сторонуконцы. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Кроме того сами нацисты называли его не «свастика», а Hakenkreuz («хакенкройц», дословно «крюковый крест», «кривой» или «паукообразный»), что не является синонимомслова свастика (нем. Swastika), также имеющего хождение в немецком языке. [2.10.]
Известен факт, когда во время Второй Мировой войны работниками Каргопольского краеведческого музея был уничтожен ряд уникальных вышивок, содержащих орнаментальный мотив свастики из-за боязни быть обвинёнными в гитлеровской агитации. [2.11.] И на сегодняшний день в большинстве музеев памятники искусства, имеющие свастику, не включаются в основную экспозицию. Тем самым пресекается многотысячелетняя культурная традиция.
Другой показательный случай в 1964 году. Капитан дальнего плавания Константин Андреевич Иванов, увлекающийся собиранием изображений флагов иностранных государств, выпустил небольшой красочный альбом, содержащий изображения государственных, торговых и военно-морских флагов всех стран мира. На тот период это было наиболее полное и, отечественное издание такого рода, хотя оно адресовалось в первую очередь, как справочник-определитель, морякам торгового, промыслового и военно-морского флота. Оно быстро разошлось и стало библиографической редкостью.
В течение ряда лет коллекция автора всё пополнялась, и в 1971 годубыла подготовлена уже полноценная книга, дополненная историческими справочными сведениями, объясняющими эволюцию флагов. Книга была снабжена алфавитным указателем названий стран на русском и английском языках. Книгу оформляли художники Б. П. Кабашкин, И. Г. Барышев и В. В. Бородин, которые рисовали флаги специально для этого издания.
Хотя от сдачи в набор (17 декабря 1969) до подписания к печати (15 сентября 1971) прошло почти два года, и текст книги был максимально идеологически выверен, случилась катастрофа. При получении из типографии экземпляров уже готового тиража (75 тысяч экз.) было обнаружено, что иллюстрации на ряде страниц исторического раздела содержат изображения флагов со свастикой (страницы 5-8; 79-80; 85-86 и 155—156).
Автор, которого выдвинули на получение почётной премии, лишился её, а также получил серьёзные взыскания по партийной и служебной линии за «потерю бдительности».
В 1996 г. было впервые напечатано исследование этнолога, искусствоведа и историка православных традиций Романа Владимировича Багдасарова, посвященное символизму свастики. Это первое в России полномасштабное исследование по данному вопросу. Последняя его книга о свастике называется «Мистика огненного креста». На сегодняшний день Р. В. Багдасаров считается лучшим российским специалистом в данной области.
Глава 2. Свастика в истории русской культуры.
§1. Первоистоки свастики в России.
Почти во всех иностранных языках различные начертания солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом – «свастика», то в русском языке для различных вариантов свастики существовало более 140 названий.[2.9.]
Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» – «огнь» – «огниво» – «огнивец».[2.8.]
В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II – I тысячелетия до нашей эры. В Западной Европе была известна кельтам.
Во II тысячелетии до н.э. скифо-сарматские племена, заняли обширнейшие территории степной и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславянских народов их представления о мироустройстве. Свастика широко использовалась вплоть до IX века н.э. в степях к западу от Волги. Скифская свастика была представлена как в виде украшений сбруи коней, так и в виде амулетов. [2.15.]
Клейма в виде свастик поставлены на днища славянских сосудов VIII-Х вв. из Мельниковского и Гнездовского (близ Смоленска) могильников, Выползова городища бывшего Ржевского уезда Черниговской губернии. [2.3.] Так, на Екимауцком городище в землянке кузнеца был найден горшок с клеймом в виде свастики и аналогичный знак обнаружен там же на пряслице. Свастические клейма X - I пол. XI в. стоят на днищах сосудов, найденных в Старой Рязани, Ярцевском кургане.
Разворачивающиеся свастики найдены на днищах горшков XIV в. из раскопа 4 в Ростиславле Рязанском (Озерский р-н Московской обл.). [2.3.]
Гребенчатый орнамент в виде свастической плетёнки часто встречается на неолитических стоянках Прикамья и Северного Поволжья IV тыс. до н.э.
Летом 1987 года на юге Челябинской области у слияния степных рек Утяганка и Караганка, экспедицией местного университета было обнаружено одно из древнейших поселений ариев на территории России (XVII-XVI вв. до н.э.). По имени расположенной рядом горы его назвали Аркаимом. Поселение оказалось круглой свастикообразной крепостью. По характерному набору металлических и костяных изделий Аркаим соответствует археологическому слою Троя VI; он современник пирамид Среднего царства Египта, дворцов крито-микенской цивилизации. Площадь городища 2 000 кв. м, оно замечательно сохранилось: стены поднимаются на 1 м над поверхностью земли, хорошо «читаются» башни, рвы, центральная площадь.
Металлическое кольцо с трёхлопастной свастикой VI-VII вв. было найдено на Зимновском городище (мыс р. Луча, правого притока Буга). Спиралевидной семиконечной свастикой украшена подвеска из цветного металла, принадлежавшая смоленско-полоцким кривичам 1Х-ХШ вв.
Из истории всем известно, что Славянский князь Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому известно, что на щите было изображено. Описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках.
Огненная Свастика (символизирующая землю Предков) изображена в центре девяти конечной Звезды Инглии на щите. [2.7.]
Свастичные мотивы в русской народной вышивке были особенно широко распространены именно в районах проживания старообрядцев. И это неудивительно: русские староверы являлись наиболее ревностными хранителями древних (в том числе – языческих) традиций. [2.8.]
Воронов В.С. писал: «В вышивке преобладают чистые геометрические узоры, составляющие, более старый орнаментальный слой, – писал он в 1924 году, – главным элементом их служит древнейший мотив свастики, усложненный или раздробленный в бесчисленном множестве остроумных геометрических вариаций (так называемые «гребни», «расковка», «козыри», «крылья» и пр.). [2.8.]
Изображения свастик в виде орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, ризы, иконостасы, военные стяги, отвороты национальных костюмов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей в Киеве, Чернигове, Новгороде, Вологде.
Коловрат богато украшал храмы, ризы священников, иконы и т.д. Например, на изображении Христа Пантократора – Вседержателя, левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего. На святительском чине в Софийском соборе города Киева, в древнейшем христианском храме в России, построенном еще Ярославом Мудрым в 1037 г., изображены пояса из чередующихся свастик и прямых крестов. В Черниговском Спасо-Преображенском соборе орнамент из правосторонних свастик опоясывает центральный барабан и лестничную башню. На иконе «Богоматери-Державной» на головном уборе изображена золотая свастика. В христианстве свастика символизировала также стихии огня и ветра – стихии, воплощающие Святого Духа. [2.8.]
Для защиты храмов и жилищ использовалось чаще всего два вида свастик: рысич и рубежник. В свастику верили как в талисман, «притягивающий» удачу. В Древней Руси считалось, что если нарисовать коловрат на ладошке, то обязательно повезет. [2.7.]
Изображение свастики можно видеть на некоторых исторических памятниках в Чечне, в частности на древних склепах в Итум-калинском районе Чечни (т. н. «Город мёртвых»). В доисламский период, свастика являлась символом бога Солнца у чеченцев-язычников (Дела-Малх).
В предпоследний раз на русской равнине свастика фигурирует на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI - XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов.
Даже русский танец «хоровод» имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание свастики.
Таким образом, мы видим, что свастика имело очень большое значение в жизни наших предков. Свастический узор был распространён среди македонцев, белорусов и остальных славянских народов.
§2. Свастика в доме Романовых
Свастика различных видов широко применялась царской династией Романовых, начиная с родового герба, где была применена спиралевидная Свастика, до Свастики на капоте автомобиля последнего императора Николая II.
Люди часто рассматривают вещи в целом, не обращая внимания на детали. Если присмотреться к портрету Екатерины II, то можно увидеть вязь, составленную из свастичных символов, она же наблюдается на портрете Петра I. Российская императрица Екатерина II уделяла символу немало своего внимания. По ее указу в залах и комнатах Зимнего дворца появились орнаменты и узоры из различных видов свастик. Они до сих пор украшают Зимний дворец. После смерти Екатерины, императором становится ее сын Павел. Он тоже уделяет свастичным символам немало внимания, об этом свидетельствует составленное при Павле геральдическое описание государственного российского императорского большого полного герба, заключено в рамку, составленную из свастичных символов. Начиная с правления Александра I и заканчивая правлением Александра III, все Российские императоры XIX века старались использовать свастичную символику как в качестве оберега, так и в качестве украшения. Свастику можно увидеть в Георгиевском тронном зале, обустроенном в честь победы Наполеоновских войн. Она зеркально отображена на полах, потолках.
Далее на престол восходит последний представитель правящего дома Николай Александрович Романов. Он и его супруга также уделяют особое внимание свастичным символам. Поэтому рукописная псалтырь Александры Федоровны была украшена свастикой.
Николай II повелел поместить свастику на денежные купюры России. Дизайн тысячной купюры разрабатывался в январе 1917 г. при участии императрицы Александры Фёдоровны. Однако, этот проект был реализован после отречения Романовых Временным правительством на «керенках» номиналом 250 и 1000 руб., а затем и большевики выпустили банкноты пятитысячного и десятитысячного достоинства с этим же знаком, просто воспользовавшись готовыми матрицами. Эти деньги имели хождение вплоть до образования Советского Союза в 1922 г. [2.2.]
Императрица проявляла большой интерес к этому символу. Изображения свастики встречаются на рисованных ею открытках [2.19.]. Один из первых таких «знаков» был поставлен императрицей вслед за подписью «А.» на нарисованной ею рождественской открытке, отправленной 5 декабря 1917 г. из Тобольска подруге Ю. А. Ден [1.5.]. «Послала тебе, по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам, выдумываю всегда новое» – сообщала государыня 20 декабря 1917 г. из Тобольска А. А. Вырубовой [1.5.].
В июле 1918г., сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом. Там они увидели знакомые по иконам знаки - кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная, так называемая собирательная свастика – «оберега». Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Федоровна.
По свидетельству Пьера Жильяра, бывшего воспитателя цесаревича Алексея, в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, он обнаружил «в амбразуре одного из окон в комнате царя и царицы любимый знак императрицы, нарисованный карандашом, и под ним дату: 17(30) апреля 1918 года».[1.1.]
Кавалерия Юго-Восточного фронта в ноябре 1919 г. получила свастику в качестве нарукавного шеврона. Описание его, в котором крюковой крест обозначен аббревиатурой «ЛЮНГТН», то есть буддийская «Лунгта», означающая – «вихрь», «жизненную энергию» прилагалось к приказу № 213 командующего В.И. Шорина, бывшего царского полковника, опытного военачальника и георгиевского кавалера, который был автором этой идеи.
Но не только императоры использовали свастичную символику. Различные виды свастик можно увидеть на домах, построенных в XVIII-XIX веках в Санкт-Петербурге.
Больной Л. Н. Толстой в 1910 году запечатлён лежащим на постели и накрытый одеялом со свастиками.
В России сегодня стилизованную свастику использует как эмблему Общероссийское общественное движение Русское Национальное Единство (РНЕ). Русские националисты настаивают, что правосторонняя русская свастика – коловрат – является древним славянским символом и не может быть признана фашистской символикой, использование которой официально запрещено действующим законодательством. [1.2.]
Список использованных источников и литературы
1. Источники:
1.1. П. Жильяр. Император Николай II и его семья.
1.2.http://www.echo.msk.ru/programs/victory/559590-echo
1.3. http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
1.4. Письма Царской Семьи из заточения. Джорданвилль, 1974.
1.5. http://www.rne.org/emb.shtml
2. Литература:
2.1. Багдасаров Р. В. «Мистика огненного креста», «Свастика: священный символ».
2.2. Багдасаров Р.В., Дурасов Г.П. Запретный знак // Юный художник. 1994. № 7.
2.3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.
2.4. Блаватская Е.П. Теософский словарь.
2.5. Качаева М. Сокровища русского орнамента.
2.6. Кутенков. П. И. Ярга-свастика – знак русской народной культуры.
2.7. Кудрявцев К.Д. Что такое Теософия и Теософское Общество.
2.8. Мудрость древних и тайные общества. – Смоленск, 1995.
2.9. Плахотнюк В. Земные и небесные тайны солнечной свастики.// Таинственный знак из глубины веков.
2.10. Смирнова И. М. Тайная история креста.
2.11. Тарунин А.В. Сакральный символ. История свастики.
2.12.Уилсон Т.Свастика
2.13. Соллогуб В.А. Русская простонародная вышивка как первообраз своенародной орнаментики. М., 1872.
2.14. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994
2.15. Бобринский А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. М., 1902.
Мастер-класс "Корзиночка"
Снег своими руками
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Музыка космоса