Исследовательская работа "Отражение ВОВ в плакатном искусстве".
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 253 КБ |
Исследовательская работа
на тему:
«Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве»
Работу выполнила:
ученица
Штин Анна
Педагог: Мустафина Айгуль Фагимовна, учитель истории
Содержание
Введение………………………………………………………..……………….…3
Глава I. Из истории плаката………………………………………..……….……4
§ 1. Плакат…………………………………............................................……...4
§ 2. Из истории плаката………………………………………………………..8
§ 3. Из истории советского плаката…………………………...…………….12
Глава II. Отражение Великой Отечественной войны в плакате ………….….18
§ 1. Советский плакат Великой Отечественной войны……………..….....18
§ 2. Германский плакат периода военных действий……………………....39
Заключение…………………………………………………………………..…...45
Список использованных источников и литературы……………………….......46
Введение.
Изучение Второй Мировой войны в канун 65-летия ее победы очень актуально. С каждым годом мы узнаем все больше нового материала. Открываются ранее не известные страницы истории.
Мы изучаем отдельные факты, события, а как же обстояло дело с искусством в военное время. Как велась пропаганда, так характерная для тоталитарных режимов? Существуют ли общие и различные черты между агитационными жанрами искусства? И можно ли рассмотреть ВОВ через призму плакатного искусства? На эти и многие другие вопросы мы постараемся найти ответы.
Таким образом, наша цель – отразить ВОВ в политическом плакате.
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
Хронологические рамки исследования охватывает период с 1941-1945 гг., то есть с момента объявления войны СССР и до подписания капитуляции Германии.
Объектом исследования выступает плакатное искусство времен Второй Мировой войны.
Предмет исследования – отражение Второй Мировой войны в плакатном искусстве.
Методами исследования в работе выступают: анализ исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы; метод исторической реконструкции, основывающийся на восстановлении однозначных документальных свидетельств; метод исторической ретроспекции – для определения роли рассматриваемых лиц и событий с точки зрения современности, с позиций современного уровня знаний.
Глава 1. Из истории плаката.
§1. Плакат.
Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны, в наш быт.
Плакат (нем. Plakat, от фр. placard — калька, объявление, афиша, от англ. Poster – почта, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В другом значении — разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».[1] Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.
Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обучения.
Соответственно своему назначению плакаты делятся на следующие:
- политические —агитационные, пропагандистские и лубки;
- рекламные — торговые и зрелищные (театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные и т. д.);
- инструктивные —по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т. д.;
- информационные — лотерейные, библиотечные и т. п.;
- учебные — пособия по различным областям знаний;
- монографические,— посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.[1]
По технике воспроизведения плакаты бывают:
- печатные,— издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин;
- трафаретно-шелкографские,— тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой (как очень прочной) сетке, первым способом вручную печатались «Окна РОСТА» и «Окна ТАСС»; вторым — шелкографским (усовершенствованным трафаретным) способом тиражировались советские «Агитплакаты».[2]
- рисованные от руки —в одном или нескольких экземплярах, например: реклама фильмов на фасаде кинотеатров, торговая или другая реклама на брандмауэрах многоэтажных зданий, разные по содержанию плакаты на специальных щитах вдоль шоссейных дорог, самодеятельные «Не проходите мимо» или «Окна сатиры», плакаты-молнии на производстве, в полевых станах и т. д.;
- световые — статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона (главным образом для городской рекламы) или обычных электрических ламп (при оформлении празднеств);
- объемные — сложные по конструкции сооружения.[3]
Плакаты выполняются разными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом — на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.
Разнятся между собой плакаты по жанру.
Существуют плакаты призывные (героические) и сатирические, иногда сочетающие в себе ту и другую особенности, юмористические, декоративные и «чисто» шрифтовые. Название «декоративный» условно. Декоративными принято считать все плакаты без изображения человека и главным образом такие, где текст плаката «оформлен» орнаментом или символическими элементами вроде флагов, герба, и т. д Свойства же декоративности — яркость, броскость, активность цветовых сочетаний — должны быть присущи и другим жанрам плаката.
И, наконец, самый важный признак различия в плакатах — это степень их идейно-художественного качества. Об этом лучше всего можно судить по политическому плакату, так как это самый массовый вид советского изобразительного искусства, одна из самых действенных и доходчивых форм агитации, обращенной к широким массам зрителей.
В процессе своего развития политический плакат определился, как особая форма изобразительного искусства. Об этом плакате и будет идти речь впереди.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Нельзя не восхищаться тем, какая многомиллионная аудитория зрителей, и притом одновременно за короткий период, предоставляется размноженному полиграфией политическому плакату! Такой аудитории не имеет никакой другой вид изобразительного искусства, если не считать карикатуры и рисунки, публикуемые на страницах центральных газет.
Специфика плаката
Искусство политического плаката должно отражать не только существующее - передовое или отсталое, но и звать вперед, заглядывать в будущее, порой опережая ход событий.
Плакатисты очень часто «прижаты» к событиям вплотную. Ждать, пока событие отодвинется, у них нет времени. Нужно забегать вперед, для того чтобы «тащить понятое время». Для этого, помимо политической и профессиональной грамотности, помимо изучения и знания жизни, нужны большая сила воображения и яркая творческая фантазия.
Словом, «...считающиеся легкими агитки на самом деле требуют самого напряженного труда и различнейших ухищрений, возмешающих недостаток времени».[4] Создание «агитки» - далеко не простое, достойное всякого уважения дело.
Назначение плаката – звать и убеждать.
При небольшом формате листа плакат обязан оперировать крупными изображениями, иначе он не будет достаточно заметен.
Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв укоренялся в сознании зрителя, внушало ему определенную мысль, убеждение.
§ 2. Из истории плаката
Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.
Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и цирковых представлениях и коммерческих сделках.
Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания "Геометрии" Эвклида. Он не сохранился. До нас дошел плакат 1491 г., который предлагал почтенной публике рыцарский роман "Прекрасная Мелузина".
Однако настоящее рождение плаката произошло существенно позже – в XIX веке.
В 1796 г. история создания плаката продолжилась – немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печатания изображений. На особый камень химическим составом наносился рисунок, после чего камень покрывался краской, ложившейся только на след состава. С этого камня печатался тираж на бумаге, и такая технология делала тиражирование плакатов намного дешевле.
Следующей важной вехой в истории создания плаката считают открытие метода хромолитографии. Это открытие часто приписывают парижанину Годфруа Энгельману, получившему за него в 1838 г. премию в 2000 франков. Однако это не так. Русский художник Корнилий Яковлевич Тромонин уже в 1832 г. отпечатал тем же методом иллюстрации к книге о князе Святославе тиражом в 600 экземпляров. Он же начал первым издавать альбомы с цветными репродукциями произведений искусства.
Еще одни этапом истории развития плаката стал 1865 г., когда упростился технологический процесс. Австрийский барон фон Рансонет изобрел метод фотохромолитографии, основанный на применении фотографического изображения и позволявший получать практически любые цвета за счет трех красок – синей, красной и желтой. Появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом.
Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката – броскость, возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама кафешантанов, маскарадов, выставок.
Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций).
Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность, кадрированность изображения, использование силуэта, приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли, Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).[5]
В 1897 г. в Петербурге под покровительством "Общества поощрения художеств" открылась Международная выставка плакатов и афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка, оказавшая большое воздействие на становление изобразительной рекламы в России, собрала около 700 произведений из 13 стран. 200 работ представила Франция, 100 - США, 100 - Германия. Русский раздел включал 28 плакатов. На выставку привезли 19 плакатов родоначальника жанра - Ж.Шере, 18 листов А.Мухи, были работы А.Тулуз-Лотрека, П.Боннара. [6]
В начале XX века для рекламных плакатов становится явной тенденция к предметному, конкретному изображению рекламируемого объекта. Пионерами в этом стали художники Германии: Л. Бернхард, Ю. Клингер, Л. Хольвайн. С 20-х гг. тенденция распространилась на другие страны. Одним из классиков жанра, ярко выразившим стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) является французский художник А. М. Кассандр.[7]
Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.
С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.
В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен, немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц.[8]
Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката оказала влияние на последующие жанры. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).[9]
В 1920—1930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом. К представителям этого направления относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц (Венгрия).[10]
1939—1945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира. Представители: Г. Пехштейн, Джон Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша).[11]
В 1920—1970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г. Г. Клуцис.[12]
26 октября 1993 года — в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь составила 21 936 м²).[13]
Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии.
§3. Из истории советского плаката
Известная исследовательница российского плаката Н. И. Бабурина пишет: «Собственно история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти XIX века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и в облик города».[14] По мнению Бабуриной российскую плакатную рекламу можно разделить на три направления:
- Торгово-промышленное;
- Социально-политическое;
- Зрелищные.
В торгово-промышленном направлении до конца XIX века преобладал предметный характер изображения: товары представлялись в натуралистическом виде, без применения каких-либо творческих идей. Подобный взгляд на создание торгового плаката изменился после Международной выставки художественных афиш, состоявшейся в 1897 г. в Санкт-Петербурге. Новое видение и исполнение работ в жанре плаката началось с деятельности художников, входивших в объединения «Мир искусств», "Искусство и художественная промышленность", "Золотое руно", в частности, М. Врубеля, Е. Лансере и др. Кстати, печать плакатов Петербург освоил весьма быстро. Во время технической революции город стал еще и экономической столицей, вобрав в себя цвет российского предпринимательства. Потому печать плакатов Петербург осуществлял с изысканным вкусом, подстать столичному шику.
Особое место в торгово-промышленном направлении занимал книготорговый плакат, расцвет этого жанра пришелся на 1880-е гг. В начале XX века плакаты торгово-промышленного направления перестают носить только предметный характер, наиболее яркие примеры – плакат, выполненный для товарищества «Эйнем» со слоганом «Мой первый шаг за печеньем «Эйнем» и плакат для товарищества «Сиу и К°» со слоганом «Впереди всех печенье «Сиу и К°».
Зрелищные плакаты имели несколько иную стилистику, чем торгово-промышленные, так как были рассчитаны на более узкий круг лиц – представителей высших сословий. Создавая зрелищные плакаты, художники часто обращались к античной символике, историческим стилизациям, аллегории. Например, афиша К. Сомова «Выставки русских и финляндских художников», выполненная в 1898 г.
Социально-политический плакат только начинал зарождаться в конце XIX века, наиболее известная работа того времени – афиша Л. Бакста «Большой благотворительный базар кукол» 1899 г. Бурное развитие плакатов этого направления пришлось на годы Первой Мировой войны и последовавших за ней революционных переворотов.
В XX веке в плакате происходят изменения. Иллюстративный характер плаката заменяется декоративностью композиции. Художниками используются активные графические средства — работа цветового пятна. Активное пятно на гладком фоне, центровое расположение изображаемого объекта — вот характерные черты плакатов этого периода.
В конце первой четверти XX века плакат приобретает коммерческий характер. Главное — психологическое воздействие на зрителя. Графический плакат тесно связан с процессом торговли. Плакат все больше приспосабливается к требованиям жизни и мышлению людей. Тексты плакатов сокращаются, усиливаются художественные средства. Динамичность жизни рождает динамику образов в рекламе. Увеличивается размеры плаката, расширяется круг идей плакатной графики.
В 1912 г в Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство в книге плакате», название экспозиции подчеркивало изначальную родственность жанров книжной иллюстрации и плаката в восприятии российских художников. Но к началу XX века эти жанры полностью разделяются, плакат утрачивает детализацию и повествовательность, свойственные книжной иллюстрации.
Новый этап в развитии плаката пришелся к периоду Гражданской войны, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайшим символом и сопровождением революции пролетариата и коммунистической партии. Он нес в себе идеи свободы и справедливости.
В 20-е годы художественным языком, отображающим происходящие социальные изменения, стал конструктивизм. Такие художники, как Казимир Малевич, Александр Родченко, братья Штенберги и Эль Лиссицкий активно использовали в своем творчестве различные средства массовой информации, включая печатные издания, фотографии, фильмы и театральные постановки, а также мебель, дизайн интерьеров и архитектуру.[15]
Почему, собственно, возникла необходимость в плакатах? В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала ситуация: революция, гражданская
война, колоссальное строительство, война против фашизма. Власть ставила перед народом великие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. В революционное время выпускать газеты просто не было ни времени, ни средств, поэтому им нашли достойную и простую замену – плакат. Он предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст и характерное изображение. Он призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Так называемые «Окна РОСТА» пользовались необычайным спросом на всех фронтах наравне с провизией, оружием и медикаментами. Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Они представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, порой, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить.
Первыми создателями плакатов считаются Д.Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Маяковский переводил фронтовые телеграммы в поэзию и рисовал к ним зарисовки. Плакаты Дени знамениты своей яркой сатирой, высмеивающей капиталистов и политиков. Черемных также известен как активный деятель и создатель метких революционных лозунгов.[16] Многие плакаты тех лет брались за основу современных, а, пожалуй, самый популярный оригинальный плакат Моора с красноармейцем на фоне фабрик и заводов и лозунгом «А ты записался добровольцем?» знают многие и в наши дни.
Для многих людей плакаты становились настоящими вестями с фронта. Присланные письма и телеграммы растаскивались людьми на свежие цитаты, которые, в свою очередь, становились очередными лозунгами. Сотни плакатов копировали вручную, и ими обклеивали витрины магазинов, дома, заборы.
Однако, думать, что плакаты – это исключительно революционное оружие было бы неправильно. Также они активно использовались в годы первых пятилеток, поднимая словом великие идеи и планы социализма. Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Поэтому сегодня, просматривая старые плакатные страницы, складывается стойкое ощущение, будто читаешь неподдельную историю страны.
В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против интервентов. В это время созданы многие выдающиеся работы: «Родина-мать зовет!» художника Тоидзе, «Воин Красной армии, спаси!» Корецкого, «За Родину!» Кокорекина, «Красная армия несет освобождение» Шмаринова. Все эти плакаты изображали ужасы войны: дома, охваченные огнем, измотанные женщины с плачущими детьми на руках, раненные бойцы, отдающие свои жизни во имя отчизны, сцены боя, в которых появлялись новые герои великой страны, мерзкие фашисты, отбирающие жизни у стариков и детей. Особого внимания заслуживает плакат Голованова, созданный им уже в конце военных действий. На нем изображен советский солдат на фоне берлинского рейхстага. Но что это был за солдат – это был герой, прошедший все ужасы войны и выживший, благодаря своей доблести и отваге. В этом плакате был использован знаменитый лозунг, ставивший ярчайшую точку в тяжелом военном походе, затянувшемся на пять лет, - «Дошли!», и в этом слове было все то, о чем думал каждый современник тех событий.
За время войны 1941-1945 годов плакаты прочно вошли в использование. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами. К этому времени они поменяли свое название и стали называться «Окнами ТАСС».
Послевоенное устройство местами полностью разрушенной страны потребовало от плакатов новых идей. Яркие, емкие, выразительные листовки снова начали появляться на целине, на заводах, на строительных площадках новостроек. Подобные плакаты служили двум целям: поднимали рабочий энтузиазм и способствовали выполнению сроков и планов коммунистической партии.
К 50-м годам художественный и стилистический стиль плакатов был окончательно сформирован. Советский плакат стал лаконичным, выразительным и цепляющим. Его должны были замечать все, даже спешащие по своим делам люди, успевали бросить взгляд на плакат. Обычно на плакате изображали одного-двух человек в характерных для этого вида работ четких позах и жестах. Плакат отличали четкость силуэтов главных действующих лиц, яркие цветовые оттенки, усиливающие эксцентричность изображения. Плакат был не просто яркой картинкой, он старался передать характер, психологию, идеи советского человека, которому художники уделяли особое внимание.
После завершения войны плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов. На эту тему создавали интереснейшие работы такие художники, как В.Говорков, Н.Трещенко, О.Савостюк, и даже Б.Успенский.[17]
В середине прошлого века начал приобретать популярность новый вид плаката – киноплокат, прообраз современных афиш. Лучшими мастерами киноплаката по праву считаются В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский.[18] Их плакаты – это простые, но зрелищные анонсы выходящих в прокат фильмов или ставящихся спектаклей. Здесь плакат был призван отобразить суть картины и постановки, рассказать о главных художественных образах, идеях режиссера. Такие работы советских мастеров не раз принимали участие в различных международных конкурсах и даже занимали призовые места.
За всю свою долгую историю советский плакат всегда был одним из самых насущных и востребованных печатных изданий. Он отражал свое время и происходящие в нем события. Он призывал к миру. Плакат поддерживал в нелегкие военные времена и нес советским людям идеи социализма.
Сегодня плакат не потерял своего значения, и изготовление плакатов переживает очередной виток своего развития. Новые технологии дают новые возможности печати плакатной продукции. Стала возможной печать плакатов больших форматов и с неограниченной цветовой палитрой.
Глава 2. Отражение Великой Отечественной войны в плакате.
§1. Советский плакат Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны ощущался высокий национальный подъем, единство народов СССР. Во всех отраслях экономики и культуры, а так же военной промышленности были достигнуты высокие результаты, общество мобилизовалось и работало для победы. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию.
Плакат в годы Великой Отечественной добился больших успехов. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но создано плакатных листов было в сотни раз больше, многие плакаты стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.
У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.
«...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и «Окон ТАСС»». Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.
Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих «неизвестно откуда появившихся плакатов...» – так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.
Не все плакаты были выполнены качественно, но в основном художники проявляли требовательность к себе и созданным ими произведениям. Если плакаты не всегда отвечали эстетическим требованиям, то несомненно они несли большое и искреннее чувство, потому что перед лицом смерти и страданий нельзя было солгать.
Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «Искусство». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет. Так же часто плакаты изготавливались от руки и по трафарету, что ускоряло их выпуск, но делало невозможным распространение в тысячах экземпляров.
В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
В первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но распечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками.
Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части. Не останавливаясь на анализе этого композиционного приема, отметим лишь, что подобное решение помогает более глубокому раскрытию содержания, повышает выразительность произведения.
Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества.
Совместное творчество Кукрыниксов началось еще в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В Московский Вхутемас художники съехались из разных концов. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем в стенгазете Вхутемаса как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, еще живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года присоединился Соколов, и в этой же стенгазете они работали уже втроем как Кукрыниксы.[19]
Вот, что они говорят сами о себе: «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой, — пишут Кукрыниксы и подчеркивают: — То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.».[20]
Кроме упомянутого, с 22 по 29 июня 1941 года из печати вышли плакаты Н. Долгорукова «Так было… Так будет!», «Сметем с лица земли фашистских варваров», Кукрыниксов «Наполеон потерпел поражение, тоже будет и с зазнавшимся Гитлером», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!».
Сатирический плакат во время войны был очень популярен. Он соединил в себе традиции плаката гражданской войны с достижением политической газетно-журнальной карикатуры 30-х годов. Художники умело использовали язык метафоры, сатирические иносказания, плоскость белого листа, на котором четко вырисовывался силуэт фигур и хорошо читался лозунг. Популярны были сюжеты противостояния сил: злой агрессивной и справедливой защищающей. Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов: Кукрыниксы «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали»; Б. Ефимов, Н. Долгоруков «Выступали – веселились, отступали – обслезились»; Н. Долгоруков «Так было… Так будет!»; Кукрыниксы «Мы злому врагу все отрежем пути, из петли, из этой ему не уйти!». Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. В плакате «Не так страшен черт, как его малюют» Кукрыниксы представили сцену из берлинской придворной жизни. В реальности фюрер был худым, на полотне же он — силач с большими бицепсами.
Яркие плакаты были созданы И. Серебряным «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох», «Лицо Гитлеризма» и другие. Больше всего сатирических плакатов было выпущено «Окнами ТАСС».
Плакат А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» напоминают работу Кукрыниксов сюжетом и художественным исполнением - сходным цветовым решением, использованием героического образа советского воина. Найдена удачная символическая характеристика фашизма. Враг показан в виде извивающейся огромной змеи в форме свастики, которую пронзает штыком воин Красной Армии. Работа выполнена с использованием характерного для плаката приема: без фона, с применением только черного и красного цветов. Изображение борющихся сил – агрессивной и отражающей агрессию - дано в резком противостоянии. Но обе фигуры имеют плоскостной силуэт. Ограничение в красках было вызвано необходимостью - для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть небольшой.
В плакате Н. Долгорукова «Так было… Так будет!» также используется ограниченная палитра красок, изображение силуэтно. Вообще следует отметить, что в первый год войны художники создавали много силуэтных малокрасочных плакатов, где герои были представлены обобщенно, не индивидуализированно. Была очень популярна историческая тема. На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней.
Независимость и сила народа, который начал создавать свое социалистическое государство, корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера, как дрались наши отцы за революцию и свободу, так и мы будем драться – подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.
С первых дней войны активно продолжали работать художники старшего поколения: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных. В их творчестве присутствовал еще дух революционного плаката. Часто старые методы использовались художниками для изображения новых событий в новой эпохе. Не все работы стали удачными. Например, Моор повторил свой известный плакат «Ты записался добровольцем?», немного изменив в нем действующего персонажа и заменив надпись на «Ты чем помог фронту?». Однако того успеха, какой имел первый плакат мастера, данная работа не имела. Потому что, как пишет художник-плакатист В. Иванов «в искусстве нет точных правил, но есть свои жесткие законы. И самый гениальный ход не может быть повторен»[21], так как именно при повторении он теряет свою свежесть и остроту воздействия.
Сравним предыдущий плакат с известным произведением И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Так же как и Моор, Тоидзе располагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.
В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби гадов!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».
Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Например, «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, «Молодежь, в бой за Родину!» В. Правдина, «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» З. Правдиной. Фотоплакат «Наши силы неисчислимы» В.Корецкого нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ. Тогда же, в июне, В.Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше дело правое — победа будет за нами».
В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.
К числу таких плакатов относятся: «Так было: Так будет!» Н. Долгорукова, «Славна богатырями земля наша» В. Говоркова, «К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В. Одинцова, «Грудью на защиту Ленинграда» А. Кокорекина.
Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н.Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт» Я. Бекетова, «Собирай лом», «Ты чем помог Фронту?» и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной.
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять у врага не только столицу, но и свободу всей страны.
«Боевой карандаш»
Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников «Боевой карандаш». Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в Великую Отечественную.
В июньские дни 1941 года «Боевой карандаш» возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Он удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. От других видов плаката «Боевой карандаш» отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался прежде всего для фронтовой обстановки. Листки «Боевого карандаша» можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. «Боевой карандаш» был рассчитан не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей, на постепенное вникание в сюжет, в его подробности, в текст.
Работал в «Боевом карандаше» коллектив художников, среди которых были скульпторы, графики, живописцы. Тексты сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев.
Тематика работ была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага.
Плакаты «Боевого карандаша» носили камерный характер, посвящались местным событиям, сюжетам, которые происходили на глазах у художников. «Боевой карандаш» сочетал в себе «элементы агитационной заостренности и зрительной наглядности плаката с чертами станковости, выражавшейся в большой усложненности и сюжетной разработанности образных решений, в тенденции к нюансированию композиционных построений, которое требовало пристального, детального рассмотрения». Плакаты выполнялись литографским способом, что давало возможность разнообразить художественные приемы. Общий уровень исполнения работ был ровным, достаточно высоким. Почти все листы выполнялись художниками с особой тщательностью.
Интересные, яркие плакаты были выполнены Н.Муратовым, например «Боевое меню врагу к каждому дню», «О крысе голодной и силе народной», «О хвостах и крестах».
Плакаты «Боевого карандаша» интересно рассматривать и сейчас, как будто погружаешься в атмосферу тех военных дней, сопереживаешь героям. В плакате Н.Быльева, Г.Верейского «Герои-железнодорожники» на одном листе изображены три сюжета, под каждым из которых короткое, но емкое описание. Вот машинист военного состава заметил на путях неразорвавшуюся бомбу, два его помощника аккуратно раскопали землю вокруг снаряда и углубили его так, чтобы поезд мог благополучно пройти этот участок. Ситуация напряженная, вызывающая соучастие и даже желание помочь. Из таких маленьких сюжетов складывается героическая жизнь бойца фронта и тыла. Просто и вместе с тем лирично, узнаваемо, создали художники пейзаж ленинградской области, во всех трех частях плаката он является неотъемлемой частью. Как гимн отваге и решимости звучит еще один сюжет этой работы: железнодорожники заметили приближающийся на бреющем полете немецкий самолет и «дружным залпом расстреляли его из винтовок». На плакате изображен падающий «Мессершмидт» с горящим мотором. Последний сюжет посвящен самоотверженности советских бойцов. В военный состав, в один из вагонов попала бомба, и смелый железнодорожник под градом разрывающихся орудий и летящих осколков пробрался к вагону и отцепил его от основного состава. Все три сюжета, объединенные в один плакат оставляют яркое впечатление. А в годы войны они были еще, несомненно, и умелой агитацией, потому что вдохновили людей на подвиги и труд, рассказывали о силе народа, внушали веру в победу.
Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»
Популярность «Боевого карандаша» была так велика, что вскоре стали появляться родственные ему издания — например, сатирические листы «Балтийского прожектора», издаваемые Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота. Здесь работали художники Ю.Непринцев, С.Бойм, В.Трескин.
Но вернемся к событиям на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи.
Изменилась тематика плаката; героями художников стали женщины и дети. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь.
Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Корецкий, мастер фотоплаката, стремился к изображению человеческих переживаний на самом пике, в момент наибольшей напряженности и драматизма. Характерно для Корецкого изображение героев в таких ситуациях, где есть близкое присутствие врага, но он не видим для зрителя.
Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив – мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности.
Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись. Лица матери и ребенка напряжены, молчаливы, но плакат словно кричит, призывая к спасению, защите и мщению.
Для повышения выразительности плаката художник прибегает к весьма действенному композиционному приему. Острие длинного штыка, устремленного по диагонали из нижнего левого угла, находится точно в геометрическом центре картины. На своем пути штык касается руки ребенка, затем лица и выходит за его головой. Ужасающая линия!
С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.
Недаром художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик. Так велика была слава этого плаката в народе, что он вызвал поток писем даже с фронта в газету «Правда». Вот например, «Вы своим художественным искусством, - писали солдаты и офицеры Сталинградского фронта, - правдиво изобразили положение наших матерей, сестер, жен и детей, временно находящихся в лагерях кровавого фашизма.» Или например, писали: «…Прошу поместить этот плакат во всех газетах, и не только в газетах, а выпустить большим тиражом в красках и на каждом углу в городе, деревне, селе, воинских подразделениях вывесить на видном месте, чтобы многие вспомнили о своих женах, детях и мстили беспощадно гитлеровским бандитам-варварам…»
В общей сложности тираж данного плаката составил свыше 10 миллионов экземпляр.
Бесстрашию, героизму и фронтовому братству советских воинов посвящены плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А.Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути…», В.Корецкого «Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен…» и другие работы 1942–1943 годов.
1942 год – это год страданий советского народа. СССР и его Вооруженные Силы продолжали вести борьбу один на один с гитлеровской коалицией, так как второй фронт на западе не был открыт союзниками, всю тяжесть войны пришлось взять на себя советскому народу. Множество мирных жителей попало в фашистский плен. Художники создавали плакаты, посвященные страданиям жителей оккупированных территорий, пленникам концлагерей, многие плакаты изображали детей. В. Корецкий «Боец, спаси меня от рабства!», Д. Шмаринов «Я жду тебя, воин-освободитель!», Л. Голованов «Боец, освобождай советских людей!», В. Иванов «Воины Красной Армии и Военно-Морского флота, беспощадно мстите гитлеровским детоубийцам!», А. Казанцев «Освободи!», Нестерова «Папа, убей немца!» и другие.
Так же частой была тема гибели детей и матерей. Д. Шмаринов на плакате «Отомсти» изобразил молодую женщину во весь рост, во всю длину плакатного листа, в руках она сжимает тело убитой маленькой дочери. Горе ее безысходно и молчаливо. На заднем плане – зарево пожаров, подобный задний план встречается в подавляющем числе плакатов, изображающих жизнь оккупированных территорий. В листе Л. Голованова «За честь жены, за жизнь детей… убей захватчика-врага!» – в близком приближении дана фигура убитой женщины и плачущего ребенка возле нее. Во весь плакатный лист возвышается фигура фашиста, он страшен, вид его звероподобен, фашист только что убил женщину, и из его автомата еще поднимается струйка дыма. Вообще изображения фашистов не в сатирическом плакате редки, но в тех случаях, когда они есть, враг изображается либо поверженным, либо нереально страшным и уродливым.
Еще ярче была отражена тема Родины. Во многих плакатах художники изображали женщину средних лет, которая ассоциировалась с матерью, с оставленным отчим домом, с Родиной. В плакате Д. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой» - аллегорическое изображение Родины в виде молодой женщины, в руках у которой автомат и сноп пшеницы. Ф. Антонов в работе «Сын мой! Ты видишь долю мою...» изобразил пожилую женщину с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.
После разгрома немецко-фашистских армий в битве за Москву в 1941—1942 году, наступил решительный поворот военных событий в пользу СССР. Битва под Москвой стала одним из важнейших событий Великой Отечественной, фашистская Германия оказалась перед необходимостью ведения затяжной войны. Перелом в войне и стратегическое превосходство закрепилась за СССР после долгой Сталинградской битвы, которая считается величайшей битвой во всей истории Второй мировой войны. Советский народ и его Вооруженные Силы одержали крупнейшую победу, военная доктрина немецко-фашистского командования полностью провалилась. Благодаря этой победе были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление; началось массовое изгнание врага с советской территории.
Для второго периода войны характерна так же была тематика героической народной борьбы, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую, но неизменно приближающуюся тему победы. В.Иванов создал плакаты «Вперед! На Запад!», Н.Жуков «Бей насмерть», А. Кокорекин «За Родину!».
Великим битвам за Москву и Сталинград художники посвятили много произведений. Сатирические плакаты В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград», Н.Дени «На Москву! Хох!», Кукрыниксов «Потеряла я колечко».
В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы своеобразно, с юмором, изобразили главную плакальщицу Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце зажаты помеченные свастиками остатки частей победоносной 6-й немецкой армии. Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, созданная Кукрыниксами в то же время, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, шестая армия».
Победе под Курской дугой посвящен плакат Н.Денисовского «Как ударила врага наша русская дуга», двухчастный плакат очень остроумно показывает, как русская дуга проучила Гитлера, в изображении использованы простые понятные символы, четверостишия похожи на частушки.
На плакате М. Соловьева «Слава защитникам Москвы» крупным планом изображен столичный рабочий, вступивший в народное ополчение, а также показаны фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль «За оборону Москвы».
Произошел психологический перелом в настроении наших войск после контрнаступления под Москвой и Сталинградом. Армия и народ почувствовали свои силы, война, оборонительные и наступательные действия носили глубоко патриотический и духовный характер, это была действительно «священная война», как сказано в песне А.Александрова. В 1943 году в советский плакат проникли новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. Отчетливо, уверенно зазвучала тема победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм - главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны. Частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями: В.Иванов «Ты вернул нам жизнь», Д.Шмаринов «Слава освободителям Украины!», В.Лядягин «Я ждал тебя воин-освободитель!».
После победы под Курском Красная Армия окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. В августе-сентябре советские войска перешли общее летне-осеннее наступление на фронте. Войска 1-го Украинского фронта 6 ноября 1943 года освободили Киев и затем продвинулись на запад. Красная Армия сорвала план немецко-фашистского командования, которое рассчитывало остановить советские войска на Днепре, с ходу форсировала его и начала освобождение Правобережной Украины. На западном направлении к середине декабря были освобождены часть Калининской, вся Смоленская, часть Полоцкой, Витебской, Могилевской и Гомельской областей.
К началу 1944 немецко-фашистские войска продолжали оккупировать Эстонию, Латвию, Литву, Карелию, значительную часть Белоруссии, Украины, Ленинградской и Калининской области, Молдавию и Крым. Противник располагал боеспособной армией, которая имела свыше 10 миллионов человек.
Общая военно-политическая и стратегическая обстановка в сравнении с первыми годами войны коренным образом изменилась в пользу СССР. Советское государство обеспечило в трудных военных условиях значительный рост выпуска военной продукции. Зимой 1944 года советские войска освободили свыше 300 тысяч км2 советской территории, на которой до войны проживало около 19 миллионов человек. К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить порабощенные народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. Главный удар летом 1944 Красная Армия нанесла в Белоруссии. Советские войска освободили Минск. В ходе дальнейшего наступления на широком фронте советские войска подошли к границам Восточной Пруссии, вступили на территорию Польши. Противник был изгнан со значительной части территории Польши, Чехословакии и севера Норвегии. Фашистская Германия оказалась в полной изоляции.
Не смотря на то, что победа была близка, художники не расслаблялись, не почивали на лаврах, они продолжали вдохновлять бойцов. Солдаты, прошедшие дороги войны не изображаются в парадных формах и орденах, художники с самого начала правдиво трактовали тему победы и радости, которую она несет.
Ярко проявилось творчество В.Иванова в листах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.
Художник В.Иванов так пишет о своей работе «Пьем воду родного Днепра...»: «Казалось бы, что для образного, символического обобщения можно было сделать фигуру красивой, торжественной. Но я не мог пойти по такому пути. Требовалось добиться эпической, взволнованной торжественности плаката, сохраняя при этом простоту и обыденность происходящего. Мне хотелось, чтобы в этом плакате зритель-боец узнал и себя и своих однополчан».[22] Потому так прост и естественен молодой боец, пьющий воду из каски, но дорога ему эта вода, что бы ее попробовать, пришлось пол России пройти, километр за километром освобождая землю от захватчиков. Но скоро враг будет побежден, и, предрекая это, В.Иванов пишет на плакате: «...будем пить из Прута, Немана и Буга!».
Еще есть очень интересный плакат, посвященный победе на Днепре – Н. Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде...». Здесь есть иносказательность, изображение лаконично по цвету и композиции. На черном листе во всю ширину изображен Днепр, по понтонному мосту на горизонте реку переходят советские танки и пехота, широко развиваются победные красные знамена. А на первом плане плавает в воде пробитая фашистская каска. Лунная дорожка стелется по легкой ряби реки, таким образом, художник изобразил спокойствие водной глади и затишье после боя за Днепр.
Плакаты 1943-44 годов призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Д.Моор «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», В.Корецкий «Не унесут фашистов ноги — добью врага в его берлоге!», Н. Ватолина «Вперед! Победа близка!», П.Мальцев «Очистим нашу землю от гитлеровской нечисти!». А так же художники призывают возвратить немцев в их земли, освободить другие страны от оккупации: В. Иванов «На запад!», В.Б.Корецкий «Европа будет свободной!», Н.Аввакумов «По вражей земле, вперед к Победе!», В.Корецкий «Дорога к Победе», Н.Кочергин «Вперед! На окончательный разгром немецких захватчиков!», Д. Шмаринов «Чехи, словаки, поляки...» и другие. Лучше всего Д. Шмаринову удалось передать настроения и чувства людей в плакате «Чехи, словаки, поляки...», где есть лирическая нота, художник изобразил молодого бойца с открытым радостным лицом, который несет народам Европы свободу.
До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.
На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.
Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее, она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом, главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.
Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. «Дойдем до Берлина!» - такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.
Чем дольше длилась война, тем яснее становилась глубина народного горя, тем сильнее становилась ненависть к захватчикам. Образ врага-фашиста все сильнее принимал национальную окраску, превращаясь в массовом сознании в образ врага-немца - А. Кокорекин. «Это сделали немцы», С. Оболенский «Били, бьем и будем бить!».
Позднее, в 1946 году Голованов еще раз возвращается к этой теме. В плакате «Красной Армии Слава!» изображается стоящий возле стены рейхстага солдат в парадной форме, на груди его ордена и медали, на плечах офицерские погоны. На стене видна надпись: «Берлин», а над головой солдата изображен уже знакомый плакат «Дойдем до Берлина!». Обещание, некогда данное, выполнено.
Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. Радость матери на плакате Ф.Антонова «Сынок родимый мой! Словами не сказать...» и счастье женщины, обнимающей воина, на плакате В.Иванова «Ты вернул нам жизнь!», явились выражением народной любви и гордости за своих героев.
После долгой, жесткой, испепеляющей войны наступил триумф победы. Справедливая цель, во имя которой боролся наш народ, - защита Родины от завоевателей - по своему моральному и психологическому воздействию на массы оказалась сильнее идеологии фашизма, насаждавшей теорию расового превосходства.
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым.
Фронтовики возвращались домой с сознанием собственного достоинства людей, исполнивших свой долг. В плакате 1945 года «Дождались. Отец героя-сына встретил, и мужа обняла жена, и смотрят с восхищеньем дети на боевые ордена» художница М. Нестерова не использовала ярких красок. Рисунок простым карандашом воспринимается сегодня как предчувствие трудностей вхождения в мирную жизнь, тягот восстановления разоренной страны.
Но тогда, в 1945 году, было торжество Победы. И на нас с плакатов В.Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы», «Так оно и будет!», «Героической Армии-победительнице - слава!», В. Климашина «Слава воину-победителю», А.Кокорекина «Воину-победителю – всенародная любовь», Л.Голованова «Красной Армии - Слава!» смотрят молодые воины-победители.
Герои художников – люди из народа, сильные и храбрые, атлетически сложенные, с простыми открытыми лицами. Они красивы и счастливы, но все же на их лица легла тень усталости, так как этими людьми была пройдена война.
Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мы фиксируем не только хронику важнейших событий войны; перед нами развертывается полная шкала настроений и переживаний советских людей, мы вместе с героями плакатов испытываем напряжение, боль, гнев, печаль и радость. Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.
§ 2. Германские плакаты периода военных действий.
В этом параграфе речь пойдёт об агитационных, пропагандирующих, информирующих плакатах военного периода, которые были напечатаны в нацистской Германии. Проблема в том, что немецкие плакаты у нас никто не анализировал, не одной статьи ни одного материала автору найти не удалось, поэтому в работе проводится визуальный анализ имеющихся работ и высказывается мнение автора.
В XX веке, в странах с тоталитарным режимом в жизни общества существенную роль играло наличие активной пропаганды политического курса, выбранного властью, главенствующей идеологии и необходимых от общества действий для сохранения политической стабильности в стране. Пропаганда велась различными направлениями, в литературе, средствах массовой информации, живописи, кино, музыке.
Вот что говорит об этом В. Пикуль: «Со времён библейской давности народы мира, не надеясь только на грубую военную силу или разум своих правителей, всегда дополняли их важным фактором психологического давления на общественное мнение противников. К сожалению, наша страна оказалась совершенно неподготовленной к тому, чтобы бороться с Геббельсом (министр пропаганды Германии) и его компанией, уже имевшей большой опыт в демагогии, признаюсь, я не раз удивлялся, как искусно в Берлине отмывали чёрного кобеля добела. С тотальным государством вообще труднее бороться.»[23]
Плакат военного периода бес сомнений оружие воздействия на массовое сознание, которое весьма эффективно применяли воюющие стороны, Германия не исключение.
Писать о плакатах Фашистской Германии довольно сложно. Во-первых, по тому, что фашистский режим признан аморальным и преступным во всём мире и литературы на русском языке, где бы исследовались немецкие военные плакаты просто нет.
Во-вторых, в самой Германии эта тема не пользуется популярностью у историков-искусствоведов, авторство некоторых работ установить невозможно. Хотя конечно, издавались книги на немецком языке, где представлены выпускавшиеся плакаты, но их было немного, на сегодняшний день это библиографическая редкость.
Плакатное искусство Германии к началу 30 годов (время прихода Гитлера к власти) имело за собой богатые традиции. Это обусловлено выпуском большого количества рекламных плакатов, афиш. Массовое производство плакатов в Германии началось еще в конце ХIХ века. В отличие от Франции, где господствовал модерн, немецкие художники использовали лишь отдельные элементы этого стиля, эклектично соединяя, например, причудливую линию модерна с чуждой ему яркой цветовой гаммой, некоторой вульгарностью образов и т.п. В целом плакат Германии имел своё, присущее только ему звучание.
После прихода национал социалистов к власти искусство начало политизироваться, было создано министерство пропаганды, по заказу которого началось производство политических плакатов и другой пропагандисткой продукции. Искусство Германии этого периода можно охарактеризовать как псевдореализм. Поэтизация образов, приукрашательство, воспевание арийских черт, обращение к мифологии и к готическому этносу.
Гитлер лично занимался вопросами искусства. После прихода к власти одной из первых его акций была закладка Дома германского искусства в Мюнхене – главного выставочного зала Третьего рейха. Первая Grosse deutsche Kunstausstellung (Большая немецкая художественная выставка – аналог Всесоюзной художественной выставки), открывшаяся 18 июля 1937 г., была организована по прямому указанию Гитлера – как образец, указывающий путь спасения немецкой культуры. В конечном счете эта выставка, ставшая ежегодной, отражала личные вкусы фюрера, так как единственным членом «жюри» был назначенный им Генрих Гофман, который в сентябре 1935 г. жестко и точно обозначил задачи искусства, его место в национальной культуре Третьего рейха. Исполненные нетерпимости и агрессивности рассуждения Гитлера об искусстве (особенно изобразительном и музыкальном) составляли одну из излюбленных тем в его речах и разговорах. Он ненавидел в искусстве все “чужеродное” (artsfremd) и общечеловеческое и считал, что германское искусство должно как в своем содержании, так и в форме выражать идею “народности”, понимаемой в расистском духе. Оно должно, далее, соответствовать строго отобранным традициям и во всяком случае не выходить за их пределы. Почти всю линию развития нового искусства, начиная с импрессионистов, Гитлер решительно отрицал, и все, что хотя бы отдаленно напоминало экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, новую деловитость и т. п., вызывало с его стороны даже не критику, а поток брани, угроз.
В основном политические плакаты Германии того времени сделаны на высоком художественном уровне, обладают ясностью, законченностью образов, остротой, лаконичностью, доступностью восприятия.
Можно выделить несколько основных сюжетных линий: прославление немецкого народа и армии, прославление вождя, антисемитские плакаты, плакаты – призывы (вступать в ряды «победоносной» армии, активно трудится и т.д.)
В тридцатых – сороковых годах в Германском плакатном искусстве можно вспомнить таких мастеров как: Херберт Байер, Феликс Альбрехт, Людвиг Холвейн, Ханс Сталютер, Фритц Неузер, Инге Дрекслер, Герман Кеимель. Все они, как и многие другие сотрудничали с министерством пропаганды и разрабатывали кроме чисто коммерческих плакатов, плакаты с ярко выраженным политическим звучанием.
Пропагандистская работа против неприятеля имела целью снизить его боевой дух, заставить отказаться от продолжения вооружённой борьбы и склонить к сдаче в плен. С этой целью в расположение вражеских частей забрасывались агитационные печатные материалы. Чаще всего в таких материалах содержалась мысль об опасности или бессмысленности сопротивления. Пропагандисты сообщали солдатам противника о том, что они находятся в тяжёлом положении, непосредственно угрожающем гибелью, что в тылу у них осталась семья, которая ждёт, что они вернутся живыми и здоровыми.
Часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные условия содержания до конца войны. Многие печатные пропагандистские материалы были оформлены как «пропуска в плен» — предполагалось, что сдающийся солдат должен предъявить такую листовку первому же военнослужащему неприятельской армии. Часто агитационные материалы для противника создавались от имени организаций, например, «Свободная Германия».
Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались «арийцами», полноценными гражданами Рейха, которые должны принимать активное участие в его делах. Французы считались цивилизованным, но чуждым народом, в котором следовало воспитывать лояльность к оккупантам. С этой целью, например, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс позировал на плакатах вместе со звёздами французской культуры.
Политика на востоке, в Польше и захваченных районах Советского Союза была иной. Поскольку славяне считались неполноценной расой, в перспективе предполагалось их уничтожение или онемечивание. В качестве первого шага в этом направлении проводилась работа по уничтожению наиболее сильных национальных культур и разобщению людей. С пропагандистской точки зрения это означало заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные — например, БЦР, Украинский национальный совет, УЦК), национальные воинские формирования (Белорусская краевая оборона, Киевский курень и др.), пропагандистские музеи, издавалась националистическая и антисемитская литература. Вместе с тем, немцы пытались создать на оккупированных восточных территориях ощущение, что жизнь продолжается — работали кинотеатры, выходили газеты, проводились культурные мероприятия. Населению внушалось, что грабительская большевистская власть закончилась навсегда, предъявлялись фотомонтажи, на которых германские солдаты позировали якобы в Москве и Ленинграде.
Проводилась серьёзная работа по предупреждению поддержки партизанского движения. В пропагандистских материалах партизаны представали ворами и убийцами, сотрудничество с ними каралось смертью. Отдельного упоминания заслуживают пропагандистские кампании, обеспечивавшие переселение жителей оккупированных районов в Германию.
Таким образом, анализируя плакаты СССР и Германии военного периода можно вывести следующую таблицу:
Германия | СССР | |
Техника | Графика, | Графика, фотомонтаж |
Композиционное решение | Статичность и динамизм, иногда экпресивность | Динамизм |
Стилистика | Реалистичность, графичность, анатомическая правильность | Схематичность, графичность, позднее реалистичность, живописность |
Цветовая палитра | Коричневый, черный, темно-синий, в изображении врага – красный | Красный, в изображениях врага – черный, ближе к победе цветовая палитра становится гораздо шире |
Сюжет | Обращение к мифологии и рыцарству | |
Образ Родины | Орел. | Женщина, мать |
Идеализация | германского образа солдата | Частое использование собирательного образа солдата героя. |
Образ врага | Подчеркнуто не арийские черты лица, аллегоричность | Карикатурность, аллегоричность |
Заключение.
Безусловно, что искусство обоих режимов имеет много общих черт, так как оба общества были тоталитарными режимами. Искусство находилось под партийным идеологическим контролем и имело задачи воздействовать на массы, с целью воспитания требуемого политического мировоззрения.
Также и на плакатах, много похожего, общего, но есть и ряд различий это объясняется различными культурными традициями, художественными школами, менталитетом. Например, любимый государственный цвет Германии - коричневый, иногда темно синий. В Советском Союзе – красный. Это сразу, что бросается в глаза.
Всё же в немецких плакатах больше статичности в композиционных решениях. Плакаты СССР выглядят в целом более динамичными, стремительными. В сюжетах, немецкие художники часто обращались к эпохе рыцарства, мифологи и представляли немецкого солдата в образе средневекового воина. В Советском Союзе такой ход был непопулярен. Солдат у нас представлен как герой – современник, вчерашний рабочий, ответственный и сосредоточенный, уверенный в своих силах. Чем ближе к концу войны плакат Советского Союза становится более детализированным, проработанным, красочным. В Германии, наоборот, чем ближе конец войны, тем меньше времени затрачивалось на подготовку и выпуск плаката. Нередко печатались в один – два цвета. Такая ситуация была в начале войны с точностью до наоборот.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. А. Русская народная картинка. Некоторые особенности художественного явления // Народная картинка ХVII-ХIХ веков СПб, 1996.
2. Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988.
3. Брискина В. «Опыт работы над агитплакатом» \\М., «Советский художник», 1959
4. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд. Галарт, 1994.
5. Иванов В.С. Как создается плакат? М.1963. Изд.: Академии Художеств
СССР.
6. Кеменов В. С. Статьи об искусстве. М., 1965.
7. Кукрыниксы. Втроем., М., 1975, с. 208
8. Маяковский. В. В. Как делать стихи? Собр. соч., т. 12. М., 1959.
9. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.1986.
10. Пикуль В.С. «Честь имею»
11. Рыклин М. М. Тела Террора. Изд. Логос, 1990.
12. Черневич Е. Русский графический дизайн М., 1992. С. 140
13. Эфемероиды — Коллекция плакатов Музея дизайна в Цюрихе // Журнал «Как». 2001, № 2 (16)
14. Юнг К. Психология и литература // Юнг К., Пойман Э. Психоанализ и искусство. М,1996.
[1] Иванов В.С. Как создается плакат? М.1963. Изд.: Академии Художеств СССР.
[2] В. Брискина «Опыт работы над агитплакатом» \\М., «Советский художник», 1959
[3] Иванов В.С. Как создается плакат? М.1963. Изд.: Академии Художеств СССР.
[4] В. В. Маяковский. Как делать стихи? Собр. соч., т. 12. М., 1959.
[5] Рыклин М. М. Тела Террора. Изд. Логос, 1990.
[6] Эфемероиды — Коллекция плакатов Музея дизайна в Цюрихе // Журнал «Как». 2001, № 2 (16)
[7] Рыклин М. М. Тела Террора. Изд. Логос, 1990.
[8] Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд. Галарт, 1994.
[9] Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд. Галарт, 1994.
[10] Рыклин М. М. Тела Террора. Изд. Логос, 1990.
[11] Там же
[12] Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд. Галарт, 1994.
[13] Там же
[14] Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988. С. 8.
[15] Черневич Е. Русский графический дизайн М., 1992. С. 140
[16] Бабурина Н.И. Русский плакат Л., 1988. С. 23.
[17] Черневич Е. Русский графический дизайн М., 1992. С. 147.
[18] Там же
[19] Кукрыниксы. Втроем., М., 1975, с. 208
[20] Кеменов В. С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 104.
[21] Иванов В.С. Как создается плакат? М.1963. Изд.: Академии Художеств СССР.
[22] Иванов В.С. Как создается плакат? М.1963. Изд.: Академии Художеств СССР.
[23] Пикуль В.С. «Честь имею»
Рисуем тыкву
Снежная сказка
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Позвольте, я вам помогу
Астрономический календарь. Январь, 2019 год