В настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведением и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства. Ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции под силу и людям, не имеющим специальных знаний по биологии. Мы посвящаем свою работу созданию проекта для “реального осуществления” (своими силами).
В условиях нашего района, с его резко суровым климатом (холодной малоснежной зимой и жарким сухим летом) и бедным по составу почвами, работа по выполнению предлагаемого дизайн-проекта очень важна. Грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками пришкольный участок может стать оазисом экологической культуры для всего города. Вопросы приобщения школьников к природе, воспитания чувства гармонии с ней на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить проект. Художественное оформление участка, выполненное руками своих ребят, возможность проведения на его территории уроков естественно-научного и художественно-эстетического цикла, релаксация после напряженного учебного процесса – все это, несомненно, придает большую значимость роли школьного двора в жизни детей.
Фотографии детей, информация о персональных данных( имя и фамилия ребенка) публикуются с согласия родителей (законных представителей) согласно Закона РФ "О защите персональных данных" (152ФЗ
Вложение | Размер |
---|---|
landshaftnyy_proekt_rekonstruktsii_shkolnogo_dvora_klivtsova_v.docx | 540.31 КБ |
XVII городская научная конференция учащихся
Автор: Кливцова Виктория
ученица 8 «А» класса
МОУ «Лицей эколого-биологический»
Научный руководитель:
Лукашук Алена Викторовна
учитель биологии
МОУ «Лицей эколого-биологический»
Магадан, 2010
Содержание
Введение____________________________________________________________3
§1. Общий обзор вопроса______________________________________________5
§2. Основы ландшафтного дизайна______________________________________9 2.1 Дорожки___________________________________________________10
2.2 Альпинарий (альпийская горка)_______________________________10
§3. Материалы и методика исследования_________________________________12
§4. Результаты и анализ исследований___________________________________17
§5. Проект «Мой школьный двор» _______________________________________22
Заключение__________________________________________________________24
Информационные источники___________________________________________25
Введение
В настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведением и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства. Ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции под силу и людям, не имеющим специальных знаний по биологии. Мы посвящаем свою работу созданию проекта для “реального осуществления” (своими силами).
В условиях нашего района, с его резко суровым климатом (холодной малоснежной зимой и жарким сухим летом) и бедным по составу почвами, работа по выполнению предлагаемого дизайн-проекта очень важна. Грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками пришкольный участок может стать оазисом экологической культуры для всего города. Вопросы приобщения школьников к природе, воспитания чувства гармонии с ней на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить проект. Художественное оформление участка, выполненное руками своих ребят, возможность проведения на его территории уроков естественно-научного и художественно-эстетического цикла, релаксация после напряженного учебного процесса – все это, несомненно, придает большую значимость роли школьного двора в жизни детей.
Возле любой школы находятся клумбы с различными зелеными насаждениями, но не всегда в достойном виде, школьные дворы в удручающем состоянии.
В своем проекте мы предлагаем вариант реконструкции школьного двора.
Школьный двор- это составляющая единица нашего города, и то в каком состоянии он находится, оставляет след на внешнем облике города в целом. На аллеях и клумбах города высажены красивые цветы и деревья, давая нам возможность любоваться ими во время прогулки и пути на работу или учебу. Проходя же мимо нашего лицея, мы видим только серое здание и несколько деревьев, от этого становится немного грустно.
Нам бы хотелось, чтобы на территории лицея появились зеленые уютные уголки детские городки, спортивная площадка и опытно-экспериментальный участок, где могли бы отдыхать, выполнять исследовательские работы не только учащиеся лицея, но и их родители и учителя.
Гипотеза работы: Школьный двор, приобретая индивидуальный стиль и четкую ландшафтную организацию, становится комплексом рационального использования.
Цель моей работы: разработать ландшафтный дизайн школьного двора с учетом экономной эксплуатации школьной территории и рационального ее использования.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
§1. Общий обзор вопроса
В настоящее время в городах преобладает агрессивно-визуальная среда. Это проявляется в современной архитектуре, ландшафтном строительстве, агрессивной тематике фильмов, а также в цвете, ритме, музыке, темпе жизни... Такая среда способна вызвать у человека различные болезни, расстройства, иные негативные последствия. И к сожалению, в первую очередь страдают дети. Что можно сделать для изменения этой ситуации в «каменных джунглях» современного города, имея минимум материальных средств, находясь вдали от лесных массивов и парковых зон, но обладая знаниями и желанием изменить окружающий мир к лучшему?
Если на пришкольном участке еще не сложился определенный тип растительности, есть небольшое свободное пространство, то его можно декоративно украсить и использовать с максимальной отдачей, разместив на нем лекарственный огород. Растения можно группировать по разным темам, например: травы, используемые для лечения определенного заболевания, лекарственно-пищевые культуры, сад для пчел, сад сухоцветов, альпийская горка, лекарственные растения для искусственного водоема и т. д.
В старинной аптекарской книге, посвященной истории медицины, написано: «Если посмотреть на природу глазами врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать: мы живем в мире лекарств». Действительно, целебные растения окружают нас буквально повсюду. Их можно встретить на клумбе, в огороде, на лугу, в поле, в лесу... Обычны лекарственные растения и в коллекции школьных участков. Как правило, здесь их размещают на отдельной грядке, компонуя либо по систематическому принципу (например: «Лекарственные растения семейства розоцветных», «Лекарственные растения семейства зонтичных» и т. д.), либо объединяя по фармакологическому действию («Противовоспалительные», «Кровоостанавливающие», «Анти-гистаминные», «Жаропонижающие» и т. д.). Набор видов в таких коллекциях обычно ограничивается дикорастущими растениями местной флоры, которые, высаженные на обычной огородной грядке ровными, четкими рядами, выглядят хотя и ухоженно, но не совсем естественно, и подчас теряют свое природное очарование. А ведь из лекарственных растений можно составить прекрасные декоративные композиции, способные стать хорошим иллюстративным материалом на уроках биологии, местом проведения тематических экскурсий, кружковых занятий и фенологических наблюдений. Наконец, они могут просто оживить и украсить школьный двор [2].
Городской воздух загрязняется целым комплексом различных химических веществ. Зеленые насаждения пришкольного участка способны поглощать многие вещества, тем самым играя роль живых фильтров. Разные виды растений по-разному поглощают вещества. Многие токсичные газы поглощаются листьями, а часть веществ накапливается в побегах, плодах, клубнях, корнях, луковицах. Растения в городе можно назвать своеобразными «пылесосами», так как они во многих случаях очень эффективно очищают воздух, особенно летом. Лучше задерживают пыль растения с шершавыми, морщинистыми, складчатыми, покрытыми волосками и липкими листьями. По данным специалистов, запыленность воздуха под деревьями меньше, чем на открытой площадке: в мае - на 20 %, в июне - на 22 %, в июле - на 34 %, в августе - на 28 %. Хвойные и лиственные породы несколько различаются по своим способностям поглощать пыль. Например, у хвойных пород на единицу веса хвои оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на единицу веса листьев. К тому же пылезащитные свойства хвойных сохраняются круглый год. Одним из широко распространенных в городской среде тяжелых металлов является свинец. Он хорошо поглощается желтой березой. Среди видов растений, наиболее выносливых к загрязнению, специалисты отмечают лиственницу, иву, ольху. В целом более устойчивыми к газам и дыму считаются деревья с кожистыми листьями, с ослабленным фотосинтезом и дыханием, способные быстро восстанавливать листву вместо опавшей [6].
Оздоровительная роль растений на пришкольном участке проявляется прежде всего в том, что они выделяют специфические вещества - фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. Среди них - дуб, можжевельник обыкновенный, различные виды сосны, черемуха, рябина, осина, тополь. Кроме того, растения могут повышать в воздухе число легких отрицательно заряженных ионов - материальных носителей электрических зарядов, характеризующих состояние чистоты воздуха. На человека умеренная ионизация воздуха влияет положительно. Наибольшим эффектом ионизации отличаются лиственница, рябина обыкновенная. Наибольшую оздоровительную роль играют смешанные насаждения, то есть состоящие из разных видов хвойных и лиственных пород [9].
Зеленые насаждения пришкольного участка регулируют влажность воздуха. Чем больше зеленый массив, тем большее влияние он оказывает на величину влажности городского воздуха. Даже небольшие участки зелени внутри школьного двора создают более благоприятные микроклиматические условия. Разные виды деревьев по-разному поглощают, отражают и пропускают солнечные лучи. Это зависит, прежде всего, от строения их кроны. Высокие растения с плотными кронами хорошо затеняют места отдыха в школьном дворе.
Важен и противошумовой эффект зеленых насаждений на пришкольном участке. По степени шумозащитной эффективности растения располагаются в следующем порядке: хвойные, кустарниковые (лиственные разных видов) и лиственные древесные. Очень хорошо задерживают шум многоярусные посадки деревьев с густыми кронами, смыкающиеся между собой и с добавлением рядов кустарников, полностью закрывающих подкроновое пространство. Хорошо уменьшает воздействие шума шахматная посадка деревьев. Улучшить ситуацию поможет и создание между полосами деревьев газонов. При правильной посадке шумозащитная способность деревьев проявляется даже зимой, в том числе и за счет сохранения снега на ветвях [12].
В настоящее время в Европе все более популярным становится направление ландшафтного дизайна, называемое натургартен, или экостилъ. В переводе с немецкого «натургартен» означает «природный сад» или «естественный сад». Авторами экостиля принято считать немецких ландшафтников, хотя первые сады такого типа появились еще в 20-х годах в Нидерландах. Помимо Германии, экосады популярны в Дании, Швеции, Швейцарии. Идея натургартена напрямую связана с экономическими проблемами. Почему рукотворные сады требуют дорогостоящего ухода, в то время как в дикой природе растения развиваются и цветут без полива, компоста и прополок? Не секрет, что при составлении растительных композиций в традиционных садах в первую очередь учитывают декоративный эффект и нередко игнорируют основные особенности развития растений. Это увеличивает затраты на поддержание посадок в декоративном состоянии.
Чтобы создать долгоживущий цветник, не требующий от садоводов трудовых подвигов, необходимо знать факторы, способствующие успешному сосуществованию растений в природных растительных сообществах. Злаки, например, создают благоприятную микроклиматическую среду для роста других видов трав - затеняют почву, сохраняют влагу в рыхлых дернинах. Представители семейства бобовых обогащают почву азотом. Чтобы рукотворный сад стал экологически устойчивым сообществом, все факторы жизни растений должны быть учтены в комплексе. Экоцветники не воссоздают кусочек леса или луга и не представляют собой коллекции природной флоры. Скорее, это модели природных растительных сообществ, выполненные из распространенных садовых культур.
Обязательный компонент натургартена - орнаментальные злаки или папоротники, которые (в зависимости от условий произрастания) формируют «скелет» композиций. В отличие от обычных, такие цветники почти не требуют ухода, и долгие годы могут развиваться без вмешательства человека. При их посадке не создают традиционных ярусов; баланс достигается более или менее равномерным размещением крупных доминант - кустовых злаков - на фоне пестрого «ситца» красок и фактуры разнотравья. Группы располагают мозаично, оставляя между ними достаточно свободного пространства (как в природе), а грунт декорируют почвопокровными видами, предоставляя растениям возможность свободно разрастаться. Пространство между цветниками засевают смесью газонных трав, которые устойчивы к вытаптыванию и придают газону «натуральный» вид. Такой газон можно не косить.
Деревья и кустарники в экосадах высаживают свободно, живописными группами. Под их пологом и в тени построек создают цветники по тому же принципу из теневыносливых засухоустойчивых или, если условия позволяют, влаголюбивых растений. В городской школе экоцветники могут служить живым учебным пособием при изучении различных тем курсов ботаники и экологии. Простота стиля позволяет школьникам самим создавать композиции, использовать их во внеклассной и учебной работе, видеть красоту родной природы [1].
В школьном дворе, на учебно-опытном участке, на экологической тропе желательно организовать места для отдыха и занятий. Здесь можно почитать, провести наблюдения за биологическими объектами, расположенными поблизости, организовать занятия натуралистического кружка, наконец, просто отдохнуть.
Столы и скамьи для этих целей лучше всего делать из дерева, сохраняя его естественный вид и фактуру. Например, бревно, распиленное вдоль ствола или со стесанной одной из сторон и поставленное на высокие опоры, является удобной скамейкой. Ширина сиденья такой скамейки должна составлять 22-25 см, высота над землей - 28-35 см. Бревно можно стесать не по всей длине, а лишь в средней его части, тогда плоскость для сидения превратится в небольшое углубление, закругленное по краям. Вертикально поставленные обрезки бревен диаметром 30-40 см и высотой 40-42 см представляют собой своеобразные табуретки. Такое же вертикально поставленное бревно высотой 70-72 см может служить опорой для небольшого стола. Кору с бревен снимать не обязательно (постепенно она сама отстанет) [8].
Живые заборы, туннели, шалаши и другие постройки, выполненные с помощью ивовых черенков, очень разнообразят дизайн ландшафта школьного двора. Такие постройки создают удивительный мир для занятий и для отдыха. Ивовые черенки неприхотливы, и с их помощью можно конструировать довольно причудливые формы [8].
.
§2. Основы ландшафтного дизайна
Ландшафтный дизайн - это особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путём активного использования природных компонентов (рельеф, вода, растительности).
Термин «ландшафтная архитектура» впервые появилась более 100 лет назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков. В Европу он пришёл гораздо позднее. [3]
Ландшафтный дизайн включает в себя такие понятия, как: малые архитектурные формы (заборы, садовая мебель); теплицы, огороды, декоративные и плодово-ягодные деревья; газоны и цветники, оформление балконов, террас, веранд, окон, входов; инструменты, приспособления для ухода за растениями, а также средства защиты и удобрения.
Это целый комплекс мероприятий по благоустройству земельного участка, предполагающий структурированный подход к оформлению сада, включающий чёткую его планировку, фундаментальное преобразование с учётом почвенно-климатических факторов.
Специфика ландшафтного дизайна - использование природных материалов: растительности, воды, камней, земли, включая особенности топографии местности.
Пришкольный участок – это динамическая структура, которая меняется на протяжении времени. Следует учитывать это обстоятельство заранее – еще на этапе проектирования.
Планировка обычно включает разделение на отдельные участки земли целевого использования, прокладку дорожек, оборудование мест для сидения, устройство альпинариев, клумб и прочее. Основная задача при создании зеленых зон пришкольного двора заключается в максимальном использовании естественного, заданного самой природой, ландшафта местности.
Независимо от того, обустроен школьный двор или только предстоит осваивать территорию, все действия в области озеленения должны быть подчинены оформительским замыслам. При этом не первом месте стоит не последовательность действий, а насколько соблюдены при разбивке участков правила и архитектура. Ландшафтная архитектура предполагает рациональное использование земельного участка и организацию посадок в нем, а также создание интересных композиций и оригинальных колористических решений, грамотное размещение дорожек, устройство рокария или альпийской горки, газона и так далее [1].
.
Принципиальный характер школьному двору придадут элементы оформления. Выделяют 2 основные группы таких элементов – строительные и сменяемые.
Строительные (архитектурные) элементы – это изгородь, дорожки, бордюры и т.д.
Сменяемые элементы – это контейнеры и вазоны для растений, искусственные объекты и прочие оформительские детали. Зачастую они служат не основным, а второстепенным штрихом, завершающим уже созданную картину.
2.1 Дорожки [15].
Дорожки – один из важнейших элементов. Помимо непосредственно практического применения, они используются для разделения участка и могут быть декоративной деталью. Дорожки должны быть удобными и не требовать особого ухода.
В лесу они никогда не идут по прямой линии, а изгибаются, петляют. Человек, прокладывающий их, выбирает оптимальный путь. Он обходит препятствия, старается приблизиться к тому, что кажется наиболее ему интересным, и, напротив, сторонится потенциально опасного. При создании тропинок не следует отступать от этого принципа. Лучше всего для дорожек подойдет природный плитняк. Его даже нельзя уложить в действительно прямую линию. Он просто требует создания плавных изгибов, учета естественных особенностей ландшафта.
2.3 Альпинарий (альпийская горка) [15].
Это каменистый сад или горка овальной, округлой или дугообразной формы.
Композиции из растений и камней родились в подражание природе, красоте ее горных пейзажей, где растение триумф жизни – эффектно оттенено безмолвным величием мертвого камня.[3]
Альпинарий (альпийская горка) в миниатюре повторяет естественный горный рельеф и включает характерные для него типы растений. Подобные композиции называют горками, хотя фантазия и желание могут настолько разнообразить их формы, что согласиться с таким названием можно лишь условно.
В европейских альпинариях основную роль играют декоративные, преимущественно высокогорные растения, а камню отводится только вспомогательная декорирующая роль.
При создании восточных альпинариев первостепенную роль традиционно отводится камню и воде. В японских, так называемых «сухих», садах камни могут изображать реку, волны моря. В то время как в китайских садах камней основное внимание уделяется воде, которая может занимать большую часть площадки.
Альпинарий сооружается в таком месте, где он будет идеально вписываться в ландшафт, не нарушая при этом общую планировку территории. Желательно устраивать альпийские горки на склонах, расположенных в восточной, юго-восточной или юго-западной стороне. Подобное предпочтение объясняется тем, что основная часть ассортимента растений для альпийской горки отличается солнцелюбивостью и засухоустойчивостью.
Основным строительным материалом для альпинария являются камни. Их выбирают особенно тщательно и продуманно, так как они станут постоянными составляющими композиции. Лучшая порода для создания альпинария – туф, поскольку в этот пористый известняк легко проникают корни растений. Для таких альпинариев важно правильно подобрать культуры, которые хорошо развиваются на известковых почвах.
При создании композиции желательно использовать камни большого размера. Лучше сделать горку из нескольких больших камней, чем в изобилии разбросать мелкие камешки.
Основа для альпинария – карликовые хвойные растения и низкорослые формы декоративных кустарников. На горке могут также расти низкорослые лиственные кустарники. При этом можно высаживать и культурные, и декоративные растения – альпийские многолетники, почвопокрывные однолетники. Выбор достаточно широк: колокольчик, ирис, горечавка, эдельвейс, флокс шиловодный и карликовый, хоста, молодило, примула маленькая, камнеломка, очитки [18,19],.
Если альпинарий сооружен в виде плоской каменисто-гравийной площадки, то его называют рокарием. Такие композиции устраивают в том случае, если на участке нет достаточного места для горки, мало камней или по каким-то другим соображениям. Растения высаживают в небольшом количестве. Декоративный эффект основан скорее на красоте неживой природы [2].
.
§3. Методика и материалы.
1.Район исследования.
Город Магадан, пришкольный участок МОУ «Лицей (эколого-биологический)» расположенный по улице Колымская 8.
2.Методики исследования.
1) Составление и анализ планировки пришкольной территории.
Оборудование: рулетка, компас.
Порядок выполнения работы:
1.Составили карту пришкольного участка.
2. Отметили на карте пришкольного участка следующие зоны:
а) Учебно-опытная (парник и лекарственный огород, который является участком для проведения опытно-экспериментальной работы с учащимися по предметам);
б) Спортивная зона (площадка для отдыха и подвижных игр);
в) Зона озеленения (охватывает всю территорию лицея, представлена клумбами, альпинариями и т.д.);
д) Зона отдыха и досуга (игровые площадки для школьников, малые архитектурные формы).
2) Определение видового состава растительности пришкольной территории.
Оборудование: определители растений, колышки, шпагат, линейка длиной 1м.
Порядок выполнения работы:
1.Определили видовой состав деревьев и кустарников.
2.Выбрали несколько мест для озеленений и определили видовой состав травянистых растений. Подсчитали общее количество видов.
3.Описали состояние и ухоженность клумб.
3)Оценка состояния зеленых насаждений с использованием простейшей шкалы [4].
О наличии вредных для живых организмов примесей в атмосфере можно судить по состоянию древесной растительности. Оценка ее состояния производится по пятибалльной шкале на основании обследования всех деревьев на площади пришкольного участка. Шкала оценки по внешним признакам (шкала визуальной оценки) составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. Она приведена в таблице 2.
Цель: определить состояние зеленых насаждений на пришкольном участке.
Порядок выполнения работы:
1.Определили виды деревьев произрастающих на пришкольном участке.
2.Используя таблицу, определили баллы состояния отдельных деревьев каждого вида- b1, b2, b3 и т. д.
3.Определили средний балл состояния каждого вида деревьев по формуле:
К=Σ b1/ N
где К - коэффициент состояния отдельных видов деревьев;
b - баллы состояния отдельных деревьев;
N- число учтенных деревьев каждого вида.
4. Коэффициент состояния деревьев в целом на участке (К) определяется как среднее арифметическое средних баллов состояния различных видов деревьев на всей площади пришкольного участка.
К=(К1+ К2+ К3) / число видов
5. Оценили состояние деревьев по таблице 1.
Таблица 1.
Коэффициент состояния деревьев (К) | Балл состояния древостоя | Характеристика состояния древостоя |
К<1,5 | I | здоровые |
К = 1,6 -2,5 | II | ослабленные |
К = 2,6-3,5 | III | сильно ослабленные |
К = 3,6-4,5 | IV | усыхающие |
К>4,6 | V | сухие |
Таблица 2
Баллы | Категория состояния деревьев | Морфологическая характеристика | ||||||||
кроны | листьев и хвои | почек и побегов | прироста | ствола | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
I | Здоровые | Без внешних признаков повреждения. Крона, листья, хвоя, почки, величины приростов соответствуют норме для данного вида, возраста и условий произрастания | ||||||||
I I | Ослаб- ленные | Слабо ажурная с усыханием отдельных ветвей | Листья и хвоя светло-зеле- ные, часто с желтым оттенком, повреждене листьев и хвои до 1/3 общего коли- чества. Отмечается более ранний опад листьев, хвоя держится 2-3 года | У лиственных почки мелкие, часто недораз- витые, до 25 % почек прошлого года погибли | Часто укорочен, но при избытке азота в возду- хе может быть сильно увеличен | У хвойных, особенно у ели, силь- ное смоло- течение и небольшие местные отмирания коры | ||||
I I I | Сильно ослаблен- ные | Ажурная, изреженная, со зна- чительным усыханием ветвей, суховерши-нность | Листья светло- зеленые, хвоя матовая, с бурым оттен- ком, повреж- дение листьев и хвои достигает 2/3 общего количества, листья мелкие, но бывают и увеличенные | У лист- венных пород погибает 30-50 % почек прошлого года, значительная часть верхушечных почек деформируется, побеги второго порядка не образуются | Укорочен или полностью отсутствует | Смоло- течение сильное, значи- тельное отмирание коры | ||||
IV | Усыхающие | Сильно- ажурная, усыние ветвей по всей кроне | Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые, с желтым оттенком, отмечается ранний листопад, повреждение листьев и хвои превышает 2/3 общего количества | Сохрани- лось до 10-15 % 1 почек | Отсутствует | Признаки заселения 1 стволо- выми вредителями, отверстия, значительное отмирание коры | ||||
V | Сухие (свежий и старый сухостой) | Сухая | Листьев нет, хвоя желтая и бурая, осыпа- ется или осы- палась | Почек нет, побеги сухие | Отсутствует | Кора частично или полностью опала, заселена или отработана стволовыми вредителями |
4) Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки [5].
Цель: научиться определять кислотность почвы.
Оборудование: весы технические, лопатка, оборудование для сушки почвенных образцов, оборудование и приборы для определения pH воды, раствор хлорида натрия(1,0н), стакан на 200мл, цилиндр мерный на 50мл.
Порядок выполнения работы:
1.Высушили отобранный образец.
2.В стакан поместили 50г высушенной почвы и взвесили его, определив массу почвы.
3.Добавили к почве раствор хлорида калия в количестве 2,5 х m (мл), то есть 5 мл на 2 г почвы.
4. Перемешиваем содержимое стакана в течении 3-5 минут с помощью лопатки.
5.Отфильтровали содержимое стакана через бумажный складчатый фильтр, собирая готовую вытяжку в нижнем стакане.
6.Определили pH солевой вытяжки табл 3.
Таблица 3
Высокая кислотность | Умеренная кислотность | Слабая кислотность | Нейтральная среда | Щелочная среда |
рН 1-2 | рНЗ-4 | рН5-6 | рН7 | рН8 |
ШКАЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВЫ
5) Разбивка пешеходных дорожек на пришкольном участке [9].
На пришкольном участке для удобства передвижения в любую погоду желательно сделать дорожки с твердым покрытием. Для их устройства используют песок, гравий, битый кирпич, булыжник и т. п. Сначала выкапывают канаву глубиной 15-20 см. Дно канавы утрамбовывают, а затем укладывают основание для покрытия высотой 10-12 см из крупного шлака, крупнозернистого песка, кирпичного боя, гравия, гальки. Покрытие дорожек может быть самым разнообразным: слой щебня толщиной 5 см (с утрамбовкой), красный кирпич, положенный плашмя или на ребро, природные камни. Швы между камнями заливают раствором или засыпают землей. Трава, прорастающая между камнями покрытия с необработанными швами, сделает дорожки более живописными. Если же зарастание дорожек нежелательно, то их можно полить специальным раствором: 400-600 г порошковой серы, 200-300 г хозяйственного мыла, 1-2 кг извести, ведро воды. Смесь кипятят несколько минут, дают остыть и еще разбавляют водой. Дорожка, политая таким раствором, долго не зарастает. В уголках отдыха покрытие целесообразно сделать менее заметным. Вместо дорожек прямо по траве можно положить плоские камни на расстоянии 10-15 см друг от друга. Естественные камни часто заменяют искусственными, отлитыми из бетона в опалубке произвольной формы. Для этого опалубку из металлической ленты устанавливают на грунт и укрепляют с внешней стороны колышками. После заливки бетон можно посыпать галькой, мраморной крошкой, кусочками керамической плитки. Высота опалубки для отливки таких искусственных камней - 5-6 см. Количество дорожек должно быть минимальным, а их размещение продумано в соответствии с общим планом участка.
6) Изготовлен макет. При его изготовлении мы использовали картон, пластилин, клей, гафрированную бумагу, детали из пластмассы и проволоки
7) Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ Excel 2007.
Представление работы выполнено с помощью программы Презентация Microsoft Office PowerPoint 2007.
§4. Результаты исследований
МОУ «Лицей (эколого-биологический)» расположен в микрорайоне «Звезда». Актуальность проекта для лицея обусловлена его географическим положением на северной окраине областного центра, где загрязнение окружающей среды вредными веществами превышает ПДК.
Большая концентрация домов, автостоянок, недостаточность зеленых зон, спортивных площадок и зон отдыха увеличивает загрязненность воздуха и отрицательно влияет на здоровье жителей микрорайона, увеличивает число заболеваний дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. У нас хороший лицей, но, несмотря на это, ему нужны некоторые изменения.
1. Обработка результатов, полученных при использовании методик «Составление и анализ планировки пришкольной территории».
Вывод:
На составленной карте пришкольного участка нами отмечены следующие зоны: учебно-опытная, спортивная, зона озеленения, зона отдыха и досуга (игровые площадки для школьников, малые архитектурные формы).
Анализируя планировку пришкольной территории, мы отметили следующее: спортивная площадка, согласно требованиям, находится в глубине участка. Следует отметить, что на территории существует хозяйственная зона, которая размещается со стороны входа в производственные помещения столовой, имеет отдельный въезд с улицы.
Площадки для игр, зона отдыха и место для проведения уроков в природных условиях отсутствуют, нет также беседки, пешеходных дорожек, разрежены посадки деревьев, цветники остро нуждаются в перепланировке и реконструкции.
Таким образом, зеленая зона пришкольного участка не соответствует ни санитарно-гигиеническим, ни эстетическим нормам и не выполняет в полной мере своего функционального назначения.
Исходя из этого, на изготовленном макете мы показали, где должны по нашему мнению на основе проведенных исследований располагаться каждая из зон школьной территории.
Учебно-опытная зона (парник и лекарственный огород, который является участком для проведения опытно-эксперементальной работы с учащимися по предметам) должна находиться в северной части, так как эта территория является наиболее благоприятной для высаживания и разведения культурных растений. В этой части школьного двора ветра достигают меньшей силы, и почвы менее кислые как показывают проведенные нами исследования. Исходя, из этого мы предлагаем, на этой территории посадить саженцы лиственницы, ольхи и березы. Эти растения будут на наш взгляд гармонировать между собой и придадут эстетический вид данному участку.
Зона озеленения (клумбы, альпинарии, саженцы) охватывает всю территорию лицея. Озеленение школьного двора необходимо практически на всем участке лицея, так как деревьев и кустарников произрастает очень мало. Наш лицей расположен вблизи оживленной дороги, поэтому ему необходимы шумозащитные зеленые полосы которые будут защищать от шума и вредных выбросов автомобильного транспорта со стороны улиц.
Для создания шумозащитной полосы, наиболее подходящими растениями по нашим исследованиям являются ольха [18], которая способна в максимальном количестве накапливать пыль на поверхности своих листьев. Так же необходимо на данном участке посадить лиственницу [19], так как она устойчива к загрязнению выхлопными газами, что очень важно в условиях нашего климата.
Клумбы и альпинарии будут создавать определенный дизайн, придавая индивидуальный стиль школьному двору. Их мы решили расположить с учетом климатических условий. Клумбы мы предлагаем расположить у центральной лестницы и парадного входа. Для украшения школьного двора мы бы хотели расположить клумбы по всей территории, но долгие, снежные зимы и сильные ветра не позволяют этого сделать.
Зону отдыха и досуга (игровые площадки для детей) мы расположили в северо-восточной части территории лицея, так как она является оптимальным местом для прогулок и отдыха в данных условиях. Здесь следует отметить, что на этом участке наблюдаются сильные ветра, но при этом практически целый день, особенно в летнее время эта территория особенно солнечная. Отметим так же, что на этом участке практически нет деревьев и кустарников, а преобладают травянистые растения. Это связано с тем, что плодородный слой почвы почти весь вытоптан и смыт талыми водами в весенний период. Эти условия позволят без труда установить необходимое оборудование для отдыха и игр.
Украсить территорию мы бы хотели при помощи альпинариев. Для озеленения зоны отдыха и досуга, мы предлагаем использовать ивы. Так как эти растения приспособлены жить вблизи рек на каменистой местности, то условия нашей территории будут благоприятствовать их высадки и дальнейшего развития.
Спортивная зона (площадка для отдыха и подвижных игр) находится в северной части пришкольного участка за учебно-экспериментальной зоной. На данный момент на футбольном поле нет специального покрытия для занятия спортом, но мы будем надеяться, что в скором будущем и эта проблема будет решена.
Также предлагаем разместить на территории школьного двора знаки «выгул домашних животных запрещен».
2. Обработка результатов, полученных при использовании методики «Определение видового состава растительности пришкольной территории».
Вывод:
Мы проанализировали общее состояние и ухоженность газонов и цветников, определили видовой состав деревьев и кустарников на пришкольной территории, подсчитали общее количество видов. Результаты оказались следующими:
3. Обработка результатов, полученных при использовании методики «Оценка состояния зеленых насаждений с использованием простейшей шкалы».
Вывод: 1. При оценке состояния зеленых насаждений, определены четыре основных вида деревьев, произрастающих на пришкольном участке. Это лиственница (5 деревьев), береза (4 дерева), ива (7 деревьев), ольха (7 деревьев) Диаграмма 1.
К1 лиственница = 2 балла; К2(береза) = 1,9 балла; К3 (ива) =1,6 К4 (ольха)= 1,6
В результате полученный показатель составил 1,7, следовательно, состояние деревьев на участке оценивается в II балла, то есть древостой относится к категории ослабленных. Это можно увидеть на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Состояние деревьев на территории лицея.
4. Обработка результатов, полученных при использовании методики «Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки».
Выводы.
Нами были исследованы почвы трех участков.
В течение августа 2009г. по октябрь 2009г. проводился мониторинг состояния почвы пришкольной территории. Нами были исследованы почвы трех участков. Оказалось, что на исследованных участках почва имеет, кислую среду. На первом участке кислотность почвы (pH) составила 5,5 (кислая), а основная часть двора имеет нормальную кислотность почв.
Кислотность почвы - важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также подвижность загрязнителей в почве (в первую очередь металлов). При высокой кислотности угнетаются рост и развитие многих растений, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов. В этом случае необходимо делать известкование почвы.
Следовательно, на нашей территории могут произрастать растения не требовательные к почве или способные переносить слабокислую среду. Таковыми являются:
5. Обработка результатов, полученных при использовании методики «Разбивка пешеходных дорожек на пришкольном участке».
Выводы.
В нашем проекте мы опробовали схему устройства пешеходных дорожек для пришкольного участка.
В ходе пробных работ было выяснено следующее: с точки зрения безопасности самым лучшим материалом является тротуарная плитка, отличающаяся многообразием фигурных элементов, противостоит скольжению, незаменима при мощении спусков. Но она слишком дорога для школы и может быть использована лишь при обустройстве центральной парадной части школьного двора. Кирпич также подойдет для мощения дорожек, им можно выкладывать площадки, оформлять любые зоны участка, так как он достаточно дешев и гармоничен. Минусы его заключаются в том, что обычный кирпич не морозостоек, некоторые его виды впитывают влагу и со временем легко растрескиваются.
На макете нашего ландшафтного проекта мы разметили дорожки в разных зонах школьного двора в целях удобства передвижения, как во время прогулок, так и для быстрого перехода из одной зоны в другую. Но все-таки в наших условиях мы решили использовать камень, что является более экономичным средством оформления и замены при повреждении.
§5. Проект «Мой школьный двор»
Цель проекта - преобразование малопродуктивной школьной территории в полноценную экологическую систему за счет создания близких качественных биологических сообществ.
Проект направлен на активизацию учащихся и родителей по улучшению экологического состояния микрорайона «Звезда».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- Разработка учебного проекта и присвоение ему кодового названия «Мой школьный двор»;
- Декоративное оформление прилегающей к лицею территорий;
- Уничтожение источников пыли и грязи в прилежащей территории;
- Создание условий для занятий различными видами спорта;
- Активизация практической деятельности по благоустройству пришкольной территории;
- Овладение учащимися умениями и навыками правильного поведения в природе;
- Формирование потребности в сохранении и улучшении природы;
- Развить творческую деятельность учащихся на основе общего коллективно-творческого дела.
Девиз проекта: «Лицей наш дом, нам заботиться о нем!»
Гипотеза проекта
Модернизация прилегающих к лицею территорий позитивно отразится на развитии эстетического восприятия окружающей среды и культуре поведения учащихся.
Участники и исполнители проекта
Учителя и учащиеся МОУ лицея эколого-биологического, родители, выпускники лицея и молодежные организации - партнеры.
Рабочий план проекта на лето 2010 года
№ | Мероприятия | сроки | ресурсы | |
лицейские | требуемые | |||
1 | Полная очистка территории от камней и мусора | Апрель-май | Учащиеся, учителя, студенческие отряды | Транспорт для вывоза мусора |
2 | Завоз и распределение земли | Май-июнь | Учащиеся, учителя | Дерновая и перегнойная земля, транспорт |
3 | Отсыпка пешеходных дорожек | Май-июнь | Учащиеся, учителя | Отсев, транспорт |
4 | Разбивка и окантовка клумб и газонов | Май-июнь | Учащиеся, учителя | Цемент, песок, каменные ограждения, вазоны, транспорт |
5 | Посадка деревьев и кустарников | Май-июнь, сентябрь-октябрь | Учащиеся, учителя | Саженцы, транспорт |
6 | Создание альпийской горки | Май-июнь | Учащиеся, учителя, родители | Природный камень, почва, растения, транспорт |
7 | Прокладывание дорожек | Июнь | Учащиеся, учителя | Природный камень транспорт |
Реализация проекта
Этим летом вместе с нашим руководителем мы собираемся частично реализовать наш проект. В наших планах озеленить школьный двор, высадить саженцы лиственницы, ольхи, березы и ивы. В зоне отдыха и досуга создать альпинарии и проложить пешеходную дорожку. Автотранспорт и все необходимое оборудование для реконструкции школьного двора нам готовы предоставить комитет зеленого хозяйства, а так же администрация нашего лицея. Для установки детского городка мы хотим привлечь спонсоров, так как для этого необходимы значительные денежные средства. Это наши планы на ближайшие летние месяцы.
Заключение
В этом проекте мы пытались решить вопросы создания индивидуального стиля, экономной эксплуатации территории, организации интерьера (скамейки, беседки), подбора видового состава растений, приобщения школьников к природе.
К уже имеющимся на участке обязательным зонам мы добавили зону отдыха. Она органично, в виде мозаики, включается в общую картину обновленного школьного двора.
Учебно-опытную зону мы решили разработать в стиле натургарден. Ассортимент растений для композиций-цветников, газонов, экоальпинариев необходимо будет подбирать с учетом доминирования весенне- и осеннецветущих видов. Колористические решения желательно приблизить к природным образам времен года. Элементы экосада не делают четких границ и бордюров. Цветники пестрыми реками и ручейками «вливаются» в полотно газона.
Дорожки «под натуральный камень», плавно огибая посадки, могут исчезать в нестриженой траве, превращаться в протоптанные в разнотравье тропинки. Экоальпинарий напоминает собой скальную осыпь, расцвеченную мозаикой стелющихся и подушковидных растений, и также не требует больших затрат как по уходу, так и с экономической точки зрения.
Но мы решали не только вопросы эстетики и художественного оформления. Важно было помнить и о том, что растения на участке школьного двора - это защита от шума, пыли, различного вида загрязнителей. Обновленные и омоложенные шумозащитные посадки деревьев и кустарников, размещенные в шахматном порядке, могут быть выполнены в виде высоких формированных (стриженых) стен из ольхи или ивы.
Изучение природной флоры вообще и лекарственных свойств местных растений в частности сегодня очень актуально. Небольшой лекарственный огород поможет проведению фенологических наблюдений, научно-исследовательских работ, приобретению агротехнического опыта и просто подчеркнет уникальность стиля нашего школьного двора. Арктоус, очиток обыкновенный, первоцвет весенний, прострел многонадрезной или магаданский, клевер, крестовник, ирис не только могут использоваться в лекарственных целях, но и послужат замечательным украшением территории пришкольного участка.
За последнее время наш город сильно изменился. Появилось множество современных зданий, созданы новые места отдыха и развлечений для горожан. А самое главное – город приобретает неведомый прежде праздничный облик летом он буквально расцветает многообразием клумб. Наш лицей тоже меняется и я хочу чтобы на территории нашего лицея улучшилась экологическая обстановка вокруг стало красиво и уютно.
Источники информации
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
Высшие растения Магаданской области.
http://academnet.neisri.ru/academnet/infocentr/f_f/flora/vyssh_rast/index.htm
Лиса-охотница
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
3 загадки Солнечной системы
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)