Мы живем в 21 веке. В веке, где жизнь человека протекает с огромной скоростью, даже не замечая, как проходит день, наступает ночь, и все жизненные процессы опять начинаются снова. Это век научных изобретений, технологий, высококлассной техники изобретаемой учеными из разных областей наук. Но в этом потоке информации, который захватывает нас и держит до самого конца, выжимая из любого человека все силы, мы не замечаем, как у нашего организма наступает переутомление. И что интересно в веке великих технологий человек не может справиться с этим недугом.
Я учусь в лицее, в 10 классе, наблюдая за своими одноклассниками, сравнивая, поведение, настроение, самочувствие, заметила, что у всех ребят к концу седьмого урока наш организм сильно утомлен. Такое же состояние наступает и у наших учителей.
Как оказалось проблема утомления учеников разных возрастов одна из самых сложных для медицины и для самого образования. Так как учебная нагрузка, объем информации, которую необходимо проанализировать и запомнить превышает уровень функциональных возможностей организма школьников. Утомление организма снижает умственные и физические способности ученика, в результате не происходит тренировка памяти и теряется способность концентрации внимания, что в учебном процессе очень важно.
Однако любая работа мышц, занятия физической культурой, спортом повышают активность процессов метаболизма, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, это положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека.
Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом, который предупреждает нас об истощении организма и защищающим биологическим механизмом от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе физической нагрузки, это еще и стимулятор, мобилизующий резервы организма, его органов и систем, и восстановительные процессы.
Фотографии детей, информация о персональных данных( имя и фамилия ребенка) публикуются с согласия родителей (законных представителей) согласно Закона РФ "О защите персональных данных" (152ФЗ
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_biohimicheskogo_p-sa_utomleniya_nalobina_yu.docx | 811.45 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей эколого-биологический»
Автор: Налобина Юлия
ученица 10 «А» класса
Научный руководитель:
Лукашук Алёна Викторовна
учитель биологии
г. Магадан
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Биохимические процессы утомления при умственной и мышечной работы в организме человека……………………………………………………………………..10
2.Методика исследования………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в 21 веке. В веке, где жизнь человека протекает с огромной скоростью, даже не замечая, как проходит день, наступает ночь, и все жизненные процессы опять начинаются снова. Это век научных изобретений, технологий, высококлассной техники изобретаемой учеными из разных областей наук. Но в этом потоке информации, который захватывает нас и держит до самого конца, выжимая из любого человека все силы, мы не замечаем, как у нашего организма наступает переутомление. И что интересно в веке великих технологий человек не может справиться с этим недугом.
Я учусь в лицее, в 10 классе, наблюдая за своими одноклассниками, сравнивая, поведение, настроение, самочувствие, заметила, что у всех ребят к концу седьмого урока наш организм сильно утомлен. Такое же состояние наступает и у наших учителей.
Как оказалось проблема утомления учеников разных возрастов одна из самых сложных для медицины и для самого образования. Так как учебная нагрузка, объем информации, которую необходимо проанализировать и запомнить превышает уровень функциональных возможностей организма школьников. Утомление организма снижает умственные и физические способности ученика, в результате не происходит тренировка памяти и теряется способность концентрации внимания, что в учебном процессе очень важно.
Однако любая работа мышц, занятия физической культурой, спортом повышают активность процессов метаболизма, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, это положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека.
Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом, который предупреждает нас об истощении организма и защищающим биологическим механизмом от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе физической нагрузки, это еще и стимулятор, мобилизующий резервы организма, его органов и систем, и восстановительные процессы.
Гипотеза исследования: если организм человека под влиянием продолжительной или интенсивной работы, находится в утомленном состоянии, то эффективность подготовки к новой работе снижается.
Цель исследовательской работы: исследовать процесс утомления как биохимический и определить пути сохранения организма учеников и учителей от переутомления.
Задачи работы:
Для достижения поставленных целей исследования нами были использованы следующие методы:
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.Исторические сведения об исследованиях процесса утомления.
Проблему утомления, ученые разных стран, всегда представляли актуальной общебиологической проблемой. Она определяет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте (Сеченов И.М.; Павлов И.П.; Ухтомский А.А.; Хилл А.В., 1951; Розенблат В.В., 1975; и др.)
Первую попытку решения проблемы утомления предпринял Г. Галилей (1564-1642 гг.). Он столкнулся с этим явлением, анализируя механическую работу мышц при подъёме тела по лестнице и при ходьбе.
По его мнению, в этом случае мышцы утомляются, так как им приходиться перемещать собственный вес, а так же вес остального тела. В противоположность этому процессу сердце имеет дело только с собственным весом, и оно неутомимо.
По ходу развития физиологии некоторые исследователи, в XVIII и в первой половине XIX века, пытались объяснить проблему утомления, но такие работы были единичными.
Физиологические исследования процессов утомления развернулись в основном с середины XIX века, в ходе которых сразу же обрисовались две основные теории: гуморально-локалистическая (периферическая) и центрально-нервная (Розенблат В.В., 1975).
Исходной позицией гуморально-локалистической теории является учение об утомлении как мышечной слабости и усталости, т. е. о процессах, происходящих под влиянием работы в самой мышце. Но вот что интересно в исследовательских работах А. А. Ухтомского не только была дана глубокая критика гуморально-локалистических теорий утомления, но и показана огромная роль центральной нервной системы (ЦНС) в наступлении утомления.
Появление центрально-нервной теории утомления связано с работами великих отечественных физиологов И. М.Сеченова и И.П. Павлова, их учеников и последователей. Суть её состоит в проявлении запредельного торможения в нервных клетках на различных уровнях ЦНС при выполнении напряженной мышечной работы.
Теории отечественных ученых раскрыли механизмы, защищающих нервную систему, от истощения, результатом которого может быть переутомление и перетренированность.
Но центрально-нервная теория объясняла многочисленные факты, характерные для развития утомления при напряженной мышечной деятельности.
В частности, в ряде исследований показано, что даже в состоянии глубокого утомления работа может быть продолжена, если изменить её интенсивность и особенно характер её обеспечения при сохранении состава работающих мышц (Зимкин Н.В., 1972; Волков Н.И., 1974; Данько Ю.И., 1974; Моногаров В.Д., 1986; Платонов В.Н., 1986; Hollmann W., Hettinger T., 1980).
Это, по мнению Ю. И. Данько (1972), свидетельствует о том, что в нервных центрах не наступало ни торможения, ни истощения, т.е. неотъемлемых механизмов утомления согласно центрально-нервной теории.
Значительный вклад в изучение проблемы утомления внёс В. В. Розенблат (1975). Согласно разработанной им центрально-корковой теории начальным звеном утомления при мышечной работе человека являются изменения "кортикальных центров".
По его мнению, уровень работоспособности мышц, связанный с настройкой их возбудимости, тонуса с состоянием кровоснабжения и трофических процессов в них, определяется уровнем работоспособности нервных центров, управляющих мышцами.
Утомление корковых нервных клеток приводит, с одной стороны, к нарушению контролируемой ими сложнейшей координации процессов, а с другой - меняет характер установочных влияний коры мозга и связанных с ней нижележащих образований на исполнительные органы.
В настоящее время процесс утомления рассматривается как состояние организма, возникающее вследствие выполнения физической работы и проявляющееся во временном снижении работоспособности, в ухудшении двигательных и вегетативных функций, их дискоординации и появлении чувства усталости (Лектман Л.Б., 1952; Кулак И.А., 1968; Розенблат В.В., 1975; ФарфельВ.С., 1979; Моногаров В.Д., 1986; Коц Я.М., 1986, и др.).
В физиологии утомление представляется как биологически целесообразная реакция, направленная против истощения функционального потенциала организма (Фарфель B.C., Коц Я.М., 1968; Фарфель B.C., 1978; Моногаров В.Д., 1986; Коц Я.М., 1986).
В настоящее время специалисты при изучении проблемы утомления учитывают такие понятия этого процесса, как локализация и механизм (Розенблат В.В., 1975; Коц Я.М., 1986). Такой подход берет своё начало с 60-х годов XX столетия, когда ученые сошлись во мнении о том, что локализация и механизмы утомления определены функциональным состоянием различных органов и систем организма, их координационными взаимоотношениями и обусловлены характером выполняемой работы и другими факторами.
Под характером работы подразумевается:
режим деятельности мышц;
объём задействованной мышечной массы - локальная, региональная, глобальная мышечная работа;
интенсивность и продолжительность мышечной работы - аэробный, анаэробный и смешанный режимы;
уровень мотивации, факторы внешней среды.
Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. Так, различают три стадии основных вида утомления.
В частности, при выполнении физической нагрузки в первой стадии утомления по сравнению с выполнением таковой в "устойчивом" состоянии происходят более глубокие сдвиги в показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Во второй стадии утомления наблюдается дальнейшее снижение биоэлектрической активности коры большого мозга и более напряженная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем[4].
Третья стадия утомления характеризуется снижением биоэлектрической активности коры большого мозга (до 22% по сравнению с предыдущими двумя стадиями утомления) и ухудшением функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В работающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов (АТФ, гликоген), накапливаются продукты распада (молочная кислота, кетоновые тела) и отмечаются резкие сдвиги внутренней среды организма. При этом нарушается регуляция процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышечного сокращения, появляются выраженные изменения в деятельности систем легочного дыхания и кровообращения (Меньшиков В.В., Волков Н.И., 1986).
Классификация проявлений утомлений
Как известно запасы АТФ в мышцах незначительны, их едва хватает на 1 с напряженной мышечной работы. Снижение скорости ресинтеза АТФ может явиться причиной наступающего утомления.
В скелетной мышце человека после максимальной кратковременной работы до отказа концентрация КФ падает почти до нуля, а концентрация АТФ - примерно до 60-70% значения в состоянии покоя.
В состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках инарушается синтез ацетилхолина в синаптических образованиях, в результате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передаче их к работающим мышцам;
замедляется скорость переработки сигналов, поступающих от хеморецепторов[3].
При утомлении в процессе выполнения физических нагрузок угнетается деятельность желез внутренней секреции, что ведёт к уменьшению выработки гормонов и снижению активности ряда ферментов. Прежде всего, это сказывается на миофибриллярной АТФ-азе, контролирующей преобразование химической энергии в механическую работу.
При снижении скорости расщепления АТФ в миофибриллах автоматически уменьшается и мощность выполняемой работы. В состоянии утомления уменьшается активность ферментов аэробного окисления и нарушается сопряжение реакций окисления с ресинтезом АТФ. Для поддержания необходимого уровня АТФ происходит вторичное усиление гликолиза, сопровождающееся закислением внутренних сред и нарушением гомеостаза. Усиливающийся катаболизм белковых соединений сопровождается повышением содержания мочевины в крови.
Максимальная физическая нагрузка большой длительности приводит организм спортсмена к увеличению продуцирования в мышечных клетках молочной кислоты, диффундирующей затем в крови и вызывающей изменения кислотно-щелочного равновесия. Снижение рН внутренней среды влияет на активность ряда ферментов, которая бывает наивысшей в слабощелочной среде (рН = 7,35 - 7,40).
В заключение следует подчеркнуть, что напряженная и длительная физическая нагрузка обязательно сопровождается той или иной степенью утомления, которое, в свою очередь, вызывает процессы восстановления, стимулирует адаптационные перестройки в организме. Соотношение утомления и восстановления и есть, по существу, физиологическая основа процесса здоровья человека[9].
2.Что такое утомление?
Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление.
Физическое утомление отличается интенсивной физической работой мышечной системой, умственное - напряжением высших функций нервной деятельности головного мозга. К ним относятся память, внимание, восприятие различной информации, творческие способности. [2]
В зависимости от интенсивности нагрузки возникает утомление острое и хроническое (М.И. Виноградов). Острое утомление возникает вследствие сильных нагрузок, характеризуется быстрым возникновением (до 1-2 мин), резким снижением работоспособности.
Медленно развивающееся утомление формируется в результате длительного воздействия трудовой нагрузки. Происходит накопление неблагоприятных факторов в различных системах организма, которые приводят к снижению работоспособности организма человека. [5]
В литературе описываются и другие виды утомления - общее, локальное, мышечное, зрительное и т.д. Выделяя эти виды утомления, исследователи отмечают наиболее яркие сдвиги в тех системах, которые в наибольшей степени «загружены» в процессе работы. Границы между указанными видами утомления условны, поскольку в целостном организме трудно себе представить изолированное функционирование отдельных систем. Тем не менее, подобный подход оправдан с точки зрения профилактики и борьбы с утомлением. [6]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Утомление по мнению ученых-физиологов представляет собой состояние сознания, обыкновенно более или менее неприятное, характеризуемое массой ощущений, с различным эмоциональным настроением, не поддающимся объяснению.
Это состояние обязано скорее недостатку интереса, чем затрате энергии в процессе активности. „Усталость", является наиболее подходящим словом для обозначения этого субъективного состояния, включающего в себя и состояние скуки, и состояние реального утомления [1].
Главные факты об утомлении заключаются в следующем. Когда тратится энергия в процессе мускульной работы, перед нами - потребление материала, производящего энергию, и образование в самих мускулах веществ, называемых „токсическими", т. е. действующими на ткани как яды. Веществом, создающим энергию в мускулах и выполняющим как бы функцию топливного материала, является гликоген, а главными токсическими веществами - углекислота и молочная кислота. Запасы гликогена в форме „животного крахмала", помещаются в печени и в мускульных клетках. Печень действует на подобие склада запасов для мускулов, и при напряженной мускульной работе кровь приносит гликоген из этого склада запасов к мускулу, чтобы поддерживать его силу. Полное утомление может наступить только тогда, когда весь этот запас истощится. Однако, этого истощения обычно, так как, ибо скопление отравляющих веществ в мускулах вызывает прекращение мышечной активности гораздо раньше, чем наступит эта стадия полного истощения вещества, создающего энергию[11].
Механизмы утомления при физической работе и умственной работе сходны. В обоих видах работ утомление наступает в центральных механизмах, которые являются общими для физического и умственного труда. Несомненно, что физическое и умственное утомление существенно влияют друг на друга. При физическом утомлении умственная деятельность малопродуктивна, точно так же, как и при умственном утомлении снижается физическая работоспособность. Так как в обоих случаях подключается эмоциональное напряжение, сопровождаемое сходными вегетативными сдвигами. Таким образом, различия между умственным и физическим утомлением несет относительный характер. Поэтому и в методах профилактики утомления при различных видах труда много общего. [7].
2.Методика исследования
В ходе нашего исследования мы провели экспериментальные опыты, определяющие амилазную активность слюны у школьников и учителей. Для проведения эксперимента мы выбрали троих учителей и семь учеников из 10 класса.
Следующим этапом работы мы определили методику исследования и методику проведения опытов.
При проведении нашего исследования использовался опыт определение амилазной активности слюны.
Исследование степени амилазной активности слюны основывается на определении количества крахмала. Крахмал является субстратом для этого процесса. Крахмал –углевод, который в ротовой полости человека расщепляется 1 мл слюны за определенный промежуток времени (например, 25 минут). Этим способом, количественным определением амилазы пользуются в клинической практике.
Опыт №1. Определение амилазной активности слюны.
Для этого мы наливаем из бюретки в десять пронумерованных пробирок по 1 мл дистиллированной воды.
Желтый цвет полученного раствора свидетельствует об отсутствии крахмала (следовательно, утомление минимальное), красноватый - о присутствии промежуточных продуктов расщепления - декстринов, синий - о присутствии крахмала или продуктов его начального расщепления (следовательно, утомление максимальное).
Изменение цвета раствора слюны с крахмалом свидетельствует о понижении активности ферментов слюны в расщеплении крахмала.
Для определения утомления наших учеников и учителей, мы выбрали данную методику исследования.
Мы исследовали утомление возникающие у наших испытуемых, при умственной и физической нагрузке.
Испытуемым предложили тщательно прополоскать рот. Затем каждому из них дали 20 мл дистиллированной воды, с тем, чтобы они держали ее во рту, размешивая языком в течение 2-3 минут. Полученные пробы слюны выливали в химические стаканчики, отмеченные номерами испытуемых и цифрой 1 (первая проба - уровень покоя). Данные пробы мы брали в начале учебного дня (вторник).
Далее, проводя исследование мы решили отступить от стандартного определения утомления при решении задач или при выполнении физических нагрузок. Для определения умственного утомления мы наблюдали за испытуемыми в течение самого сложного учебного дня, когда у учителей и у 10-классников больше всего уроков. Этот день вторник. У всех по 7 уроков, а значит, утомление должно быть очень сильным.
Для определения физического утомления, мы выбрали учебный день с наименьшим количеством уроков, это четверг и урок физической культуры, где у ребят достаточна сильная нагрузка при выполнении физической разминки и игры в волейбол. Физическое утомление у учителей мы проверили после предложенной игры в волейбол вместе с учениками.
По окончании учебного дня (во вторник) у всех испытуемых снова собирают пробы слюны (как описано выше) - в новые стаканчики (пометив их номерами испытуемых и цифрой 2). Такие же действия проделали (в четверг) после урока физкультуры, собрав и пометив слюну в стаканчиках номерами испытуемых и цифрой 3 (см. табл.№1).
Результаты биохимического исследования умственного и физического утомления учеников и учителей представлены в таблице №1.
Таблица №1.
№ | ФИ испытуемых | Амилазная активность слюны (цвет полученного раствора) | |||
Преподаватели | № шифра | Покой (проба 1) | При умственной нагрузке (проба 2) | При физической нагрузке (проба 3) | |
Лукашук Алёна Викторовна | 01 | Желтый | Красновато-коричневый | Синий | |
Мазуркевич Елена Владимировна | 02 | Желтый | Коричневый | Синий | |
Нечаева Галина Ивановна | 03 | Желтый | Коричневый | Синий | |
Ученики Алимурадова Диана | 04 | Желтый | Синий | Синий | |
Болдина Софья | 05 | Желтый | Синий | Коричневый | |
Гавриленко Даниил | 06 | Желтый | Коричневый | Желтовато-коричневый | |
Куровский Никита | 07 | Желтый | Коричневый | Коричневый | |
Налобина Юлия | 08 | Желтый | Синий | Коричневый | |
Ольшанский Александр | 09 | Желтый | Коричневый | Коричневый | |
Сажнева Елизавета | 10 | Желтый | Синий | Синий |
Получив результаты своих опытов, мы определили, что среди всех испытуемых, большее случаев утомления наблюдается при физической работе. Из 10 человек 6 больше утомляются при физической нагрузке и только 4 человека, наоборот, при умственной.
Анализ полученных данных показал, что:
1. Процесс утомления, то есть изменение концентрации молочной кислоты в слюне в сторону увеличения, наблюдается у всех учеников и у учителей. Этого конечно и следовало ожидать, так как утомление было вызвано затратой энергии в процессе умственной и физической работы.
2. У всех педагогов утомление при физической работе выше, чем при умственной. Такой результат вызван тем, что учителям в связи с их опытом работы требуется меньше энергетических затрат для подготовки к урокам, по сравнению с учениками. А так как их работа связана с малоподвижным образом жизни, то при физической нагрузке они испытывают более сильное утомление.
3. У Алимурадовой Д. и Сажневой Е. утомление при физической нагрузке и при умственной одинаково высокое. Эти ученицы учатся на пятерки, затрачивают на подготовку к урокам и к будущим экзаменам огромное количество времени. В результате ведут малоподвижный образ жизни. Физическими упражнениями занимаются только на уроках физкультуры, что и вызывает сильное утомление после этих уроков.
4. У Гавриленко Д., Куровского Н., Ольшанского А. утомление не высокое как при умственной, так и при физической работе, о чем свидетельствует коричневый цвет в пробе испытуемых. Даниил, Никита, Александр с детства занимаются спортом и вероятнее всего при занятиях физкультурой их мышечная система и организм в целом готов к таким нагрузкам, поэтому физическое утомление сводится до минимума. Ребята хорошо учатся, они с удовольствием занимаются физикой, математикой, английским языком. На подготовку к урокам они затрачивают меньше времени и стараются правильно распределить затрачиваемые силы каждый день. Поэтому при умственной нагрузке они так же испытывают меньше утомления.
5. У Болдиной С. и Налобиной Ю. утомление при умственной нагрузке наблюдается значительно выше, чем при физической работе. Я и София тоже хорошо учимся. На подготовку к таким предметам, как биология, химия, математика, русский и английский языки затрачиваем очень много времени. Эти предметы необходимы будут при сдаче ЕГЭ и поступления в университет. Из-за большого объема подготовки к предстоящим экзаменам, умственная утомляемость высокая. Определенным видом спорта мы не занимаемся, но любим, играть в баскетбол, волейбол и принимаем участие в школьных соревнованиях. Три раза в неделю мы ходим тренироваться. Очевидно, поэтому утомляемость при физической нагрузке значительно меньше, так как организм легко справляется с мышечным напряжением.
Опыт №2. Определение буферной емкости слюны.
В 4 химических стаканчика мы налили по 1 мл слюны: в два из них - взятую в состоянии покоя, в два других - после работы умственной и физической нагрузке. Во все стаканчики добавили по 1 мл Н20. Определили рН растворов и индикаторов.
В стаканчики со слюной покоя прилили по 1 - 2 капли индикатора: фенолфталеина и титровали его 0,01 N раствором NaOH до образования слабо-розового окрашивания. Определяем количество NaOH, пошедшее на титрование раствора слюны. Те же самые действия делаем со слюной, полученной после работы (утомления физического и умственного). Определяем, сколько мл щелочи пошло на титрование растворов слюны до и после нагрузки. Производим расчеты по формуле:
Vk • Nk = Vщ • Nщ
Nk = Vщ • Nщ / Vk
Результаты буферной емкости слюны исследования умственного и физического утомления учеников и учителей представлены в таблице №2
Таблица №2.
№ | ФИ испытуемых | Амилазная активность слюны (цвет полученного раствора) | |||
Преподаватели | № шифра | Покой (проба 1) | При умственной нагрузке (проба 2) | При физической нагрузке (проба 3) | |
Лукашук Алёна Викторовна | 01 | 0.003моль | 0,035 моль | 0.065моль | |
Мазуркевич Елена Владимировна | 02 | 0.003моль | 0,03 моль | 0.07моль | |
Нечаева Галина Ивановна | 03 | 0.004моль | 0,04 моль | 0.075моль | |
Ученики Алимурадова Диана | 04 | 0.004моль | 0,05 моль | 0.08моль | |
Болдина Софья | 05 | 0.002моль | 0,07 моль | 0.02моль | |
Гавриленко Даниил | 06 | 0.003моль | 0,03 моль | 0.03моль | |
Куровский Никита | 07 | 0.003моль | 0,035 моль | 0.05моль | |
Налобина Юлия | 08 | 0.002моль | 0,06 моль | 0.03моль | |
Ольшанский Александр | 09 | 0.006моль | 0,03 моль | 0.03моль | |
Сажнева Елизавета | 10 | 0.003моль | 0,06 моль | 0.05моль |
Определяя, буферную емкость слюны тетраметрическим методом, мы подтвердили полученные результаты в предыдущем опыте, исследуя амилазную активность слюны.
Поэтому можно сделать вывод, о том, что опыты подтверждают друг друга и дают нам основания говорить, что утомление возникает у всех испытуемых. Утомление как умственное, так и физическое оказывает негативное влияние на организм учеников и учителей. Приводит к ослаблению психоэмоциональных процессов, что негативно сказывается на работе учителей и подготовке к учебной деятельности учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Механизмы утомления сходны при умственной и физической работе. В этих случаях определяющим фактором является утомление в работе центральных механизмах, которые являются общими для физического и умственного труда. Поэтому физическое и умственное утомление оказывают большое влияют друг на друга. При физическом утомлении умственная деятельность малопродуктивна, и при умственном утомлении снижается физическая работоспособность. Поэтому различия между умственным и физическим утомлением несут относительный характер. Методы профилактики для утомления будут схожи.
Труд и отдых - две неразрывные составляющие половинки одного процесса жизнедеятельности организма.
Отдых - состояние покоя которое снимает утомление и восстановливает работоспособность. Еще И.М. Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха.
Активный отдых - это отдых, какой-либо деятельности, отличающейся от выполняемой работы. При утомлении легкой степени смена вида деятельности приводит к полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое.
Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной умственной деятельности легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, ощущения усталости уходит.
В профилактике утомления, большую роль играет рациональная организация трудовой деятельности и отдыха, учитывающая специфичность видов работы. Закончив, физическую работу, человек сразу переключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными оказываются приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.
После окончания работы «рабочий центр» полностью не прекращает работу, что вызывает более длительное утомление ЦНС, чем при физическом труде. Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых. Работоспособность человека в значительной мере определяется процессами восстановления, протекающими на разных этапах жизнедеятельности. [4]
В результате проведенного анализа нашего исследования мы пришли к выводам:
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Что бы снизить скорость утомления при физической нагрузке необходимо:
Что бы снизить скорость утомления при умственной нагрузке необходимо:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Композитор Алексей Рыбников
Мост из бумаги для Киры и Вики
Голубая лягушка
Четыре художника. Осень
Убунту: я существую, потому что мы существуем