В данной работе автором проанализирова польза от комнатных растений в кабинетах школы.
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 32.89 КБ |
Введение.
Еще в глубокой древности люди начали украшать свой дом растениями. Постепенно растения стали одним из самых дорогих товаров. В Европу большинство декоративных экзотических представителей растительного мира попали в период колониальных завоеваний. Первый зимний сад появился в 1240 г
С тех пор и до настоящего времени люди не прекращали попыток приручить к жизни в комнатах много различных красивых растений. В результате непрерывных опытов сегодня в наших квартирах сосуществуют представители флоры северных областей, выносливые растения далеких пустынь и привередливые культуры тропических лесов.
Сейчас комнатное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а также как с помощью домашних растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее. Именно об этом и многом другом я нашла информацию готовясь к научно практической конференции.
Меня заинтересовало, какие и в каком количестве комнатные растения должны быть в кабинете, чтобы они положительно влияли на здоровье школьников. Среди учащихся 5-9 классов я провела анкетирование:
Достоверный ответ на этот вопрос я решила найти, выполнив исследовательскую работу «Математика и экология».
Гипотеза: более глубокие знания о комнатных растениях и проведенные расчеты по математике помогут ответственным за кабинеты правильно подобрать и рассчитать количество именно тех растений, которые благоприятно отразятся на экологии нашей школы.
Цель: рассчитать достаточное и необходимое количество полезных комнатных растений на каждый кабинет нашей школы.
Задачи:
- изучить литературу о комнатных растениях;
- изучить свойства комнатных растений;
- произвести математические расчеты;
- составить список необходимых растений в кабинетах;
- оформить альбом полезных комнатных растений в помощь при озеленении классных кабинетов.
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: свойства комнатных растений, влияющих на экологию человека.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- беседы;
- анкетирование;
-обработка данных.
Основная часть.
Глава 1. Отрицательное влияние экологии кабинета школы на здоровье человека.
Школьник большую часть времени проводит в школьном помещении. Воздух в комнате грязнее в 4-6 раз наружного и токсичнее в 8-9 раз. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие химические вещества и элементы, губительные для здоровья.
Лаки и краски, которыми покрыта мебель, книги, а также вся бытовая техника представляют собой большую опасность для человека. Электропроводка является источником электромагнитных полей. Электрическое отопление зимой делает воздух сухим.
Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызвать, как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания: головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться утомляемость и раздражительность. Человеку нужно восстановить прерванную связь с природой, а это значит окружить себя растениями.
Глава 2. Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете.
Наука признала, что при температуре 18-24 °С оптимальной считается влажность воздуха в пределах 45-55%. Если по каким-то причинам она ниже, то у человека увеличивается сухость кожи, пересыхают слизистые, а это может привести к заболеваниям дыхательных путей бронхитам и пневмонии. Вот почему нам так важны показатели влажности воздуха, которым мы дышим.
Немецкие ученые подсчитали, что при влажности порядка 40% и температуре 16-20 °С в 1 кг воздуха содержится 4-5 г воды. Такая влажность, конечно, мала, еще меньше она в зимнее время, когда начинается отопительный сезон. Батареи делают воздух сухим, что зачастую приводит к всевозможным труднообъяснимым, на первый взгляд, недомоганиям.
К сожалению, природа не наделила человека специальными органами, которые могли бы определить уровень влажности. Иное дело - растения, для которых вода - это сама жизнь. Углекислый газ, который поглощают растения в процессе фотосинтеза, усваивается ими через устьица, которые они открываются только в том случае, если в помещении влажность воздуха близка к оптимальной.
Именно поэтому растения можно назвать прекрасными индикаторами влажности. Если они свежи и зелены, если листья не желтеют, а цветы не опадают, значит, влажность в комнате нормальная. Если же ваши комнатные растения, получая достаточное количество воды и, несмотря на прекрасный уход, опустили листья и пожухли и на них появились бурые пятна, значит, нужно бить тревогу. Скорее всего, в помещении в срочном порядке следует увлажнять воздух.
Способов для этого несколько, но не все они подходят для классных кабинетов.Самый подходящий на мой взгляд - регулярно устраивать комнатным цветам своеобразный душ. Листья, особенно у растений из тропических лесов, необходимо почти ежедневно опрыскивать из пульверизатора. Растение - живая, саморегулирующаяся система. Наши зеленые друзья испаряют до 98% воды, получаемой при поливе, но делают это неравномерно: иногда очень быстро, а порой - медленно. Все зависит от условий окружающей среды - температуры и влажности воздуха. Комнатные растения сами формируют атмосферу дома.
Для повышения влажности в помещениях прекрасно подойдут:
• Циперус
• Гибискус (роза китайская)
• Спатифиллум
• Смолосемянник
• Монстера
• Розмарин
• Мирт
• Нефролепис
К сожалению, пыль - постоянный спутник школьника. Пыль появляется из ниоткуда и носится в воздухе, оседая на полках, шкафах, пушистым налетом покрывает экран компьютера. Воздух закрытых помещений, в которых нам суждено проводить большую часть жизни, зачастую пропитан пылью. Однако найти управу на пыль можно. Достаточно призвать на помощь «зеленых друзей».
Листья растений - своеобразные «зеленые фильтры», обладающие способностью задерживать на своей поверхности частички пыли. При этом, чем больше поверхность листа, тем интенсивнее они «работают». Разведите в комнате всевозможные виды фикусов, найдите место для монстеры, пальмы, филодендрона и сразу заметите, насколько снизится необходимость влажных уборок. Конечно, комнатные растения также требуют заботы: за ними нужно ухаживать, иногда устраивать им «банные» дни, но все это окупается сторицей, тем более что растения при регулярных поливах, а особенно во время опрыскиваний листьев, этого своеобразного «душа», интенсивно испаряют влагу.
Водные гигиенические процедуры способствует увеличению влажности воздуха в помещении. Вода оседает на мельчайших частицах пыли, их вес увеличивается, и они быстрее оседают, не имея возможности подняться вверх.
Для нейтрализации пыли помимо перечисленных растений можно использовать:
• Мирт
• Сансевиерию
• Филодендрон
• Эпипремнум
• Хлорофитум хохлатый
Есть у растений еще одна важная особенность: они не только способны улучшать и очищать воздух: большинство из них одновременно выделяют особые вещества, убивающие болезнетворные микробы. Все это выяснилось в результате научных исследований, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом. В ходе научных разработок было выявлено, что растения способны синтезировать и выделять в окружающую среду органические соединения спирты, сложные эфиры, терпены, фенолы. Выделяемые вещества не просто задерживают рост и размножение опасных микроорганизмов (вирусов, грибов, бактерий, простейших) они способны полностью их погубить.
Благодаря этим воистину уникальным свойствам растений численность микробов в помещении понижается до минимума. Так появилось новое направление в фитодизайне - «медицинский фитодизайн». Предмет его исследования - подбор для различных типов помещений растений, выделяющих фитонциды, а точнее - летучие фитоорганические вещества.
Подхватить инфекцию можно повсюду. Болезнетворные микробы подстерегают нас в собственном жилье или в школе. Неоценимую помощь в борьбе с этими «микролюдоедами» могут оказать летучие фитоорганические вещества. Будем оптимистами. Превратив кабинет в оранжерею, разместив там максимальное число растений, мы не сможем полностью обезопасить себя от инфекционных заболеваний. Однако разумный подбор оптимального количества фитонцидных растений позволит значительно снизить количество болезнетворных микробов в воздухе.
Так, по данным фитодизайнеров на стандартное помещение размером в 15-25 кв. м достаточно от 5 до 7 хорошо развитых растений. Это могут быть, например, один-два мирта, две цветущие бегонии, две аглаонемы, несколько кустиков пилеи и пеллионии. Могут быть растения попроще. Выбор за вами.
• бегония, мирт, пеларгония, розмарин снижают уровень микробных клеток в 1 куб. м. на 80%
• агонис, антуриум, диффенбахия, молочай, пеллиония, пилея, сансевиерия, санхезия, секвойя, толстянка, туя, традесканция - на 70%
• аукуба, кипарис, олеандр, эпипремнум - на 60%
• аглаонема, бересклет, жимолость, калина, колеус, магнолия, самшит, смолосемянник, циссус - на 50%
• алоэ, дуранта, инжир, лаванда, лавр, лавровишня, фикус - на 40%
• плющ - на 35%
• уровень максимального снижения опасных микроорганизмов у агавы, агапантуса, офиопогона, тетрастигмы достигает 30%
Глава 3. Состав комнатных растений в кабинетах
Внимательно изучив иллюстрированные энциклопедии комнатных растений, я смогла выяснить какие комнатные растения «живут» в кабинетах школы. Результаты своей работы я занесла в таблицу:
Кабинет | Кол-во растений | Названия комнатных растений | |
№ 1 | 12 | Кислица-2, Шеффлера-1, Хлорофитум-2, Сансавьера-1, Традесканция -1 | Бегония -1 Рео – 1 Пеперомия-1 Ирис – 1 Эпипремнум-1 |
№ 2 | 24 | Аспарагус-2, Алокация - 1 Бегония-2, Шеффлера-1 , Пассифлора-2, Хлорофитум-3, Фиттония-1, | Эпифиллюм-1, Нефролепис-4, Молочай-1, Диффенбахия-1, Сингониум-2, Кордилина -1 Циссус -1 |
№ 3 | 9 | Бегония-1, Алоэ-1, Хлорофитум-2,. Рео – 2 | Эухарис – 1 Кордилина -1 Пеперомия - 1 |
№ 4 | 17 | Монстера-1, Хлорофитум-1, Сенполия-1, Шеффлера-1, Сингониум-2, Кордилина -2 Эухарис – 1 | Гибискус – 1 Плектратус-1 Пассифлора-1 Эухарис – 1 Традесканция -1 Панданус - 1 |
№ 5 | 21 | Сенполия-1, Плектратус-6, Гиппеаструм-1, Молочай-1, Хлорофитум-1, Бегония-1, Арека-1, Спатефилумм-1, | Аглаонема-1. Каланхоэ - 1 Колеус -2 Рео – 1 Фиттония-1, Пассифлора- 1 Кордилина -1 Зефирантес- 1 |
Продолжая работать с литературой и обращаясь к Интернету я стала собирать информацию о пользе именно этих растений и вот что я выяснила:
Растения, которые поглощают ядовитые вещества: алоэ, хлорофитум, филодендрон, драцена, фикус, шеффера, лилия
Растения, которые уменьшают количество болезнетворных микробов:
- мирт, пеларгония, бегония - 80%;
- диффенбахия - 80%,
- сансевьера, традесканция, циссус, плющ -70%;
Растения, которые увлажняют воздух:
- монстера, традесканция, диффенбахия , пальма;
Растения, которые оказывают благотворное действие на человека:
- Роза - от усталости и раздражительности
- Пеларгония - снимает стресс
- Плющ - улучшает психологическое состояние
- Алоэ - нормализует процесс возбуждения и торможения в коре головного мозга, повышает работоспособность
Учёные рассчитали, что для комнаты площадью 15-25 кв. м достаточно 5-7 хорошо развитых растений. Выходя из этого, мы составили следующую таблицу:
Кабинеты, S 2 |
| 2 - 48 | 3 - 30 | 4 - 48 | 5 - 51 |
Всего растений | 12 | 24 | 9 | 17 | 21 |
Необходимые растения | 8 | 15 | 4 | 5 | 5 |
Увлажняют воздух: | 2 | 8 | 2 | 3 | 2 |
Зеленые фильтры: | 3 | 9 | 2 | 2 | |
Уменьшают кол-во микробов: | 4 | 4 | 2 | 2 | 5 |
Необходимо посадить: | 5-8 | 5-6 | 5-7 | 10-12 |
Из таблицы видно, что необходимых растений в кабинетах недостаточное количество.
Вывод.
Все растения – живые существа, способны воздействовать на человека. Давайте не будем забывать о своих друзьях, ведь они заботятся о нас бескорыстно.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что комнатных растений надо разводить больше, читать и узнавать о них, и разводить именно те растения, которые положительно влияют на здоровье учащихся. Для учащихся нашей школы я оформила альбом, необходимых для улучшения экологии комнаты и здоровья комнатных растений.
Хотелось бы отметить, что поставленная гипотеза о том, что более глубокие знания о комнатных растениях и проведенные расчеты по математике помогут ответственным за кабинеты правильно подобрать и рассчитать количество именно тех растений, которые благоприятно отразятся за экологии учащихся нашей школы. Таким образом, цель нашего исследования достигнута.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Именинный пирог
Подарок
Заповеди детства и юности
В поисках капитана Гранта