Научно-исследовательская работа ученицы 4 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
bolshaya_opasnost_malenkoy_batareyki.docx | 780.91 КБ |
Оренбургская область
Оренбургский район
МБОУ «Лицей № 1 п. Первомайский
Оренбургского района»
Оренбургской области
ТЕМА:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Большая опасность маленькой батарейки»
Секция: естественные науки
Выполнила:
Шаталова Владислава Сергеевна,
ученица 4 «Б» класса
Руководитель:
Куюмжу Л.А.,
учитель начальных классов
п. Первомайский,
2017 год
Оглавление
Введение 3-4
Основная часть
Глава 1 Теоретическое исследование пальчиковой батарейки 5-6
Практическая часть
Глава II. Влияние воды на металлическую оболочку батарейки 7-8
Влияние поражённой воды на растения
Влияние батарейки на щелочную среду (почву)
2.1. Способы утилизации батареек
Заключение 9
Список литературы 10
Приложение
3
Введение
Жизнь человека постоянно находится в движении, собственно как и научно-технический прогресс. Современный мир наполнен множеством вредных предметов, например микроволновка, сотовые телефоны, оказывается пульт тоже вреден, точнее не пульт, а источник его энергии- батарейки. С батарейками мы сталкиваемся ежедневно - в пульте дистанционного управления телевизором, в электронных часах, в детских игрушках и карманных фонариках. Но рано или поздно каждая батарейка выходит из годности и ее нужно выбрасывать. Как-то раз, я заметила значок, изображенный на корпусе батарейки, в виде перечеркнутого мусорного бака. Выходит, что батарейку нельзя выбрасывать в мусорное ведро? Что же тогда с ней делать? Думаю, что мало кто задумывался над этой проблемой, потому что никому в голову не придёт, что батарейка - это источник колоссальной опасности, как для человека, так и окружающей среды в целом.
На эти вопросы я попробую ответить в своей работе.
Актуальность работы заключается в том что, в современном мире
высокого уровня развития не все знают, как утилизировать батарейки и какой вред они могут нанести человеку и окружающей его среде.
Цель исследования изучить факторы опасности неправильной утилизации батареек и проинформировать одноклассников и знакомых о правилах использования батареек.
Объект исследования: пальчиковая батарейка
Предмет исследования: негативное воздействие вредных веществ,
входящих в состав батареек, на экологию и здоровье человека при неправильной утилизации батареек.
Гипотеза: предполагаю, что использованная и неправильно
утилизированная пальчиковая батарейка приносит вред окружающей среде. Также предполагаю, что существует проблема с утилизацией батареек.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу и материалы интернет
ресурсов по теме исследовательской работы.
2.Провести опыты с батарейкой с целью проверки гипотезы.
3.Определить, к каким последствиям ведёт неправильное хранение и утилизация батареек.
4.Выявить отношение окружающих к данной проблеме.
5.Разработать памятку по использованию батареек.
Методы исследования:
4
5
Глава I. Теоретическое исследование пальчиковой батарейки
Первый шаг на пути появления батарейки был сделан ученым из Италии Луиджи Гальвани, который исследовал реакции живых организмов на различные воздействия. Суть сделанного им открытия заключалась в том, что через лягушачью лапку проходит ток, когда к ней присоединены две полоски из разных видов металла. Объяснить увиденное ученый так и не смог, зато результаты его работы очень пригодились другому исследователю – Алессандро Вольту. Этот итальянец смог разгадать суть процесса и понял, что появлению тока способствует химическая реакция, возникающая между различными металлами в определенной среде. Первый аккумулятор появился значительно позже – в 1859 году, когда француз Гастон Плантэ повторил эксперимент своего коллеги.
Сама по себе батарейка - это 2 цилиндрика, вставленные друг в друга. Между этими цилиндриками находится специальный раствор, пастообразное вещество или же порошок. В состав этих растворов, паст, порошков входят различные химические вещества. Ионы в этих веществах движутся, и возникает электрический ток, движущийся от одного цилиндрика к другому. [14.] Это и приводит в движение наши машинки, от него загораются фонарики и работают вспышки.
Я выяснила что, батарейки, имеют разную форму: пальчиковые, «мизинчиковые», «бочонки», кроны, «таблетки» , но принцип работы у них одинаковый. Я хочу рассмотреть пальчиковую батарейку, так как она наиболее популярна.
1.1.Состав батарейки
В каждой такой батарейке содержится от 10 до 20 химических элементов, многие из них являются токсическими ядовитыми веществами. Эта маленькая батареечка очень опасна для окружающей среды, так как в составе использованных батареек содержится ртуть, кадмий, магний, свинец, олово, никель, цинк. Вредные вещества, находящиеся в батарейках, рано или поздно попадают в организм человека и, накапливаясь, отравляют его. Свинец накапливается в костях, печени и почках, вызывая разрушение костей и некоторые заболевания мозга. Ртуть попадает в организм человека из воды, продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных. Кадмий приводит к анемии и разрушению костей, может спровоцировать рак лёгких. Никель – причина аллергии, может вызвать отравление из-за неправильно утилизированной батарейки можно загрязнить землю площадью 20 кв.м., а также до 200 литров воды. Это может привести к гибели и растений и животных .
Если люди выбрасывают батарейки в мусорное ведро, то, как следствие, они попадают на городские свалки нарушается целостность корпуса батарейки за счет ржавления и коррозии, И так как полигоны для захоронения отходов не
6
оснащены защитой фильтрации от вредных примесей и тяжелых металлов, опасные токсические элементы попадают в почву и в подземные воды, а оттуда в моря, озера и другие природные водоемы. Это может привести так же к гибели и растений и животных.
7
Практическая часть
Глава II
Я решила среди моих одноклассников и учеников постарше выяснить, что делают в их семье с использованными батарейками и знают ли об опасности? Для этого провела анкетирование. (Приложение 1)
В опросе участвовали 63 ученика. По результатам опроса я узнала, что,
во-первых, во всех семьях используются батарейки, 2 % редко используют аккумуляторы.
Во-вторых, более 63% респондентов не знают о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду, хотя на каждой батарейке стоит маркировка «не выбрасывать в мусорный ящик». А так же я узнала что 63% утилизируют в мусорный бак, только 4 % сдают в специализированные пункты , и 33 % использованные батарейки оставляют дома. Проводя опрос я выяснила, что если в школе будет установлен пункт сбора, то этим обязательно воспользуются 79% опрошенных.
Наступило время проверять гипотезу
Эксперимент 1. Влияние воды на металлическую оболочку батарейки (Приложение 2)
Я решила проверить опытным путем, выделяются ли из элемента питания содержащиеся в нем вещества. Я решила проверить, что произойдет с водой, если положить батарейку в воду. Я взяла батарейку и с помощью родителей разобрала ее. Разобранную батарейку я положила в стакан с водой. Вода сразу стала серой. Потом я взяла целую батарейку и положил ее во второй стакан с водой. Вода свой цвет не изменила. А в третьей- оставила чистую воду для контроля. Я плотно закрыла все 3 стакана и оставили для наблюдения. Через неделю заметила, что во втором стакане вода помутнела.
Вывод: металлическая оболочка батарейки под действием воды
разрушается, а вредные вещества, находящиеся в батарейке, попадают в воду.
Эксперимент 2. Влияние загрязненной воды на растения. (Приложение3)
В эксперименте я решила проверить влияние загрязненной воды
на растения. Я взяли три цветка и поставила в экспериментальные стаканы с водой. Через три дня я увидела, что лепестки цветов, стоящих в стаканах с загрязненной водой завяли. А цветок, стоящий в стакане с чистой водой, не изменился и остался в прежнем состоянии.
Следовательно, можно сделать вывод, что вода, загрязненная вредными веществами батарейки, отрицательно влияет на растения.
Эксперимент 3. Влияние батарейки на щелочную среду (почву). (Приложение 4)
Я узнала, что почвы могут иметь кислую или щелочную среду. Я поместила пальчиковую батарейку в раствор медного купороса (щелочная
8
среда). Помещенная в раствор батарейка начала темнеть, а затем ржаветь. В химических реакциях с солями других металлов медный купорос имеет
свойство обмениваться ионами, Это и произошло в нашем опыте, образовались соли тяжелых металлов. Также происходит и в естественных условиях. Образовавшиеся соли тяжелых металлов попадают в почву и в грунтовые воды.
Но что же делать? Ведь совсем отказаться от батареек в повседневной
жизни мы не можем.
2.1.Способы утилизации батареек
В развитых странах всё это уже давно поняли и приняли к сведению. В Японии все батарейки тщательно собирают и хранят на складах до лучших времён – рано или поздно технология для их безопасной переработки будет найдена. В Европе утилизируют батарейки уже сегодня. Во Франции, Великобритании или Германии не используют батарейки как попало – для этого во всех супермаркетах стоят специальные контейнеры. У нас над этими вопросами только начинают задумываться. С 2013 года в городе Челябинске заработал пока единственный завод в России по переработке батареек и аккумуляторов, отживших свой срок. Ввести такую практику хотят по всей России. Конечно, такую масштабную проблему невозможно решить без помощи государства.
Одним из эффективных мероприятий по сбору батареек в Оренбурге является проект «Экомобиль». Это передвижные пункты приема опасных отходов в виде специально оборудованных автомобилей.
Сеть магазинов Media Markt осуществляет прием использованных батареек и аккумуляторов. Компания отправляет отходы для дальнейшей переработки на предприятие «Мегаполисресурс».
9
Заключение
Подводя итоги теоретического и экспериментального исследований, можно утверждать, что моя гипотеза подтвердилась. Батарейки действительно содержат химические вещества, которые пагубно влияют на окружающую среду и в частности на живую природу. Все это происходит из-за неправильной утилизации элементов питания. Я установила, что более 63% респондентов не осведомлены о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения, хотя на каждой батарейке стоит маркировка «не выбрасывать в мусорный ящик».
Также подтвердила, что существует проблема с утилизацией батареек в нашем городе и районе, так как отсутствуют пункты приема отслуживших свой срок батареек ,но люди согласны сдавать отслужившие свой срок батарейки в магазины или приёмные пункты.
Я предлагаю ученикам нашей школы памятку по использованию батареек :
1. Выбирать технику, которая не требует использования батареек или использовать аккумуляторы.
2. Покупать батарейки с маркировкой «без кадмия», «без ртути».
3. Стараться не выбрасывать батарейки вместе с остальным мусором,
использовать специальные ёмкости или сдавать их в специальные пункты сбора. Можно собирать батарейки в пластиковые бутылки.
5. Рационально использовать заряд батареек, чтобы продлить срок их службы.
6. Не держать батарейки в доступных для детей местах.
Каждый из нас может внести посильный вклад в защиту климата планеты, совсем немного поменяв свои жизненные привычки.
10
Список литературы:
1. Гальперштейн Л.Я. «Забавная физика» «Знай и умей»-Москва, 1994г
2. Исследование поведения загрязняющих веществ в окружающей
среде. Госкомиздат, 1982 г.
3. Касьян А. А. «Современные проблемы экологии» - Москва, 2001 г.
4. Чуянов В.А. «Энциклопедический словарь юного физика» - Москва, «Педагогика, 1984г
5. Энциклопедия « История открытий» - Москва, « Росмен», 1997г
итернет ресурсы
1. http://www.сдайбатарейку.рф/
2 http://vtorsyre-v.ru/
3. http://shpargalka.kz
4 http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/tekhnika/kak_ustroena_batarejka/31-1-0-309
5 http://www.kudagradusnik.ru/index.php/novosti-ekologii-kratko-menu/7272-v-chem-zaklyuchaetsya-vred-
6 http://greenersmedia.com/vred-batareek-bolshij-chem-vy-dumaete-pochemu-nelzya-vybrasyvat-batarejki/
7 http://www.ecoinform.ru/ask/pochemu-batareyki-prichinyayut-vred-okruzhayushchey-srede
8 http://www.studfiles.ru/preview/6340350/
9 http://www.thingshistory.com/kto-pridumal-batarejku/
10 http://www.facepla.net/index.php/the-news/electronics-news-mnu/1683-mini-battery-wizard
11 http://punkti-priema.ru/drugoe-vtorsiryo/opasnie-othodi/orenbur
Приложение
Приложение № 1.Анкета
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Приложение №2. Влияние воды на металлическую оболочку батарейки
Приложение № 3. Влияние поражённой воды на растения
Приложение № 4. Влияние содержимого батарейки на щелочную среду (почву).
Приложение № 5. Памятка
1. Выбирать технику, которая не требует использования батареек или использовать аккумуляторы.
2. Покупать батарейки с маркировкой «без кадмия», «без ртути».
3. Стараться не выбрасывать батарейки вместе с остальным мусором,
использовать специальные ёмкости или сдавать их в специальные пункты сбора. Можно собирать батарейки в пластиковые бутылки.
5. Рационально использовать заряд батареек, чтобы продлить срок их службы.
6. Не держать батарейки в доступных для детей местах.
Мост Леонардо
Девчата
Н. Гумилёв. Жираф
Ветер и Солнце
Швейня