Дети с ограниченными возможностями здоровья – в частности – дети с НОДА – имеют большие трудности в учёбе: не могут долго концентрировать внимание, переключать его с одного вида деятельности на другой, быстро утомляются. У ребят слабо развита мелкая моторика и зрительно-моторная координация они «коряво» пишут, быстро устаёт рука при письме.
Так как дети все очень активные, любознательные и творческие, я предложила им поработать над данным проектом, тем более, что объект исследования – песок - хорошо знаком и любим каждому ребёнку.
Дети получили возможность самостоятельно творить, создавать, проявлять инициативу, находить информацию.
Практическая исследовательская деятельность очень увлекла детей, стимулировала расширение их кругозора, приобретение знаний, обогащение интеллекта в целом.
Творческая направленность проекта способствовала развитию у ребят зрительного и слухового восприятия, фантазии, инициативы, умения выражать своё мироощущение.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_pesok.docx | 703.21 КБ |
Проектная работа
учеников 4-а класса ГКОУ СКОШИ № 31
Вишнякова Алексея и Бутыриной Виктории.
Тема проекта - «Волшебный песок»
Руководитель проектной работы:
учитель – дефектолог ГКОУ СКОШИ №31
Хромова Лариса Васильевна.
Москва 2016 г
1.Постановка проблемы.
На уроке окружающего мира мы изучали песок – как полезное ископаемое.
Когда произносишь слово «песок», сразу вспоминаешь лето, море, песчаный берег, где так приятно лежать на горячем сухом песке, ощущать его нежность, шелковистость, сыпучесть.
Чем ближе к воде, тем песок становится более влажным, сырым. Он такой податливый! Все дети, да и взрослые тоже, с удовольствием лепят из него замысловатые фигуры, замки, подземные ходы, тоннели.
Кому-то представится пустыня, с её бескрайними песчаными барханами и идущим по песку караваном. А кто-то, может быть, мысленно перенёсся в детство, когда в песочнице собирались малыши и лепили куличики, насыпая песок в ведёрко и в формочки!
Одним словом, всем с детства знаком и любим песок.
Нам захотелось поближе познакомиться с этим чудесным материалом – творением природы – песком!!!
Пришла идея выполнить проектную работу, связанную с песком. Учитель поддержала нашу задумку.
Вместе мы наметили основную цель нашего проекта:
- найти новые приёмы и способы работы с песком на уроках, на индивидуальных занятиях и просто в минуты отдыха для коррекции наших проблем со здоровьем.
В нашей школе учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проблемы со здоровьем мешают нам хорошо учиться. Многие ребята испытывают трудности при письме и рисовании: быстро устают пальчики,
«не слушается» рука, глаза не успевают следить за движением руки. Да и в устной речи у нас есть сложности – трудно выразить свои мысли, кто-то просто стесняется отвечать. У многих ребят плохая память, слабое внимание, отсутствует фантазия.
Мы выдвинули гипотезу, что все эти проблемы нам поможет преодолеть песок! Только нужно ежедневно на каждом уроке работать с песком.
Вместе с учителем мы наметили этапы работы над проектом:
Изучение детских энциклопедий, журналов, интернет-сайтов, оформление печатных сообщений и представление своих докладов в классе.
сочинение чистоговорок, скороговорок и физкультминуток о песке, придумывание игр с песком.
Знакомство с музыкой П.И.Чайковского «Детский альбом» , рисование песочного настроения, представление своих рисунков учащимися. Беседа о музыке.
Для работы над проектом нам понадобились следующие материалы и оборудование:
А) Знакомство с песком и изучение его свойств.
На первом этапе нашего проекта, на уроке Окружающего мира мы исследовали кварцевый песок. Интересно было определить свойства песка.
Мы придумали игру «Теоретики и практики»: предложили одноклассникам быть теоретиками и описывать свойства песка. Затем все вместе на практике проверяли наши предположения.
Наши задания для практической работы:
Результаты нашего исследования мы занесли в таблицу (Приложение 1).
Б) Самостоятельная поисковая работа - подбор материала о применении песка в различных видах деятельности человека.
Работая над проектом, мы изучали журналы, книги, интернет-сайты.
Мы собрали о песке много интересного материала, который оформляли в виде докладов, и выступали с ними перед одноклассниками (Приложение 2).
Мы узнали о песке много интересного.
Оказывается, наша жизнь вообще невозможна без песка, ведь он используется повсеместно:
В) Совместная творческо-исследовательская работа по применению песка в различных видах учебной деятельности.
В ходе нашей работы над проектом, мы занимались с песком на разных уроках. Учитель отводила для этого 7-10 минут каждого урока. Заранее с учителем обсуждали темы предстоящих уроков и сами предлагали упражнения с песком. Вот как мы работали с песком на уроках:
Предмет | Оборудование | Виды упражнений с песком |
Русский язык | У каждого ученика пластиковый планшет с сухим песком. | Словарный диктант: учитель диктует словарные слова. Дети на песке пальцем пишут непроверяемые гласные. Окончания: определить и записать на песке окончания имён прилагательных в разных падежах. Схемы: начертить на песке схемы предложений разных видов (простых, сложных, с однородными членами). Разбор слова по составу: чертить на песке схемы данных слов или к данным схемам придумать и записать на песке слова. Графический диктант: чертить на песке схемы диктуемых слов и вписывать в них изученные орфограммы. |
Математика. | У каждого ученика пластиковый планшет с сухим песком. | Арифметические диктанты: на песке записать ответы устных вычислений. Геометрия: пальцем чертить на песке разные виды углов, треугольников и четырёхугольников. Меры веса: насыпать песок в мешочки и взвешивать на настольных весах. Чертежи-схемы: к задачам на движение. |
Литературное чтение. | Стол для песочной анимации. | Выполнение рисунка-иллюстрации к прочитанному стихотворению. |
Окружающий мир. | Разные виды песка, оборудование для проведения опытов. | Изучение песка, как полезного ископаемого. Знакомство с разными видами песка. Определение свойств сухого и сырого кварцевого песка. |
Технология. | Наборы для детского творчества. | Песочные картинки – создавали творческие работы из готовых наборов. Цветные бутылочки: насыпали цветной песок слоями в маленькие колбочки. |
Ритмика. | настольные планшеты с песком, мелкие игрушки. | Игры с песком: игры мы придумали сами и оформили альбомом. (Приложение 3). |
Физкультура. | Мешочки с песком. | Упражнения на равновесие: ходьба с мешочком с песком на голове. |
Так как наш класс творческий, мы стали искать способы применения песка в самых разных видах деятельности.
Мы играли с песком и придумывали свои игры и упражнения с песком. Они очень помогли нам в развитии мелкой моторики пальцев и кистей рук. Мы научились выполнять ритмичные движения руками, сочетать движения с речью. Песок помог нам развить в себе внимание, память, логику. К нашему проекту подключались одноклассники: никто не остался равнодушным. Было очень интересно вместе играть и заниматься с песком.
Но больше всего нам понравилось рисовать песком.
Мы придумали новый способ рисования песком – рисование на бумаге!
А вдохновила нас музыка из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского, с которой мы знакомились на уроках музыки.
Музыка была очень красивая и каждый раз разная: то задорная, стремительная и озорная, то тихая, напевная и немного грустная, то хотелось пуститься в пляс, то на глаза набегали слёзы.
Музыка тронула нас - никто не остался равнодушным. У каждого возникали свои образы и ощущения. Захотелось выразить свои эмоции и чувства, свой внутренний мир.
Каждый человек выражает себя, своё мироощущение по-своему!
Мы пофантазировали и придумали создать песочные картинки.
Каждый урок музыки мы слушали одно из произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского и рисовали.
Сначала делали набросок карандашом, потом смазывали клеем и посыпали песком.
Работа нас увлекла. Мы использовали разную технологию рисования: сыпали песочек тонкой струйкой из кулачка или щепоткой, насыпали горкой и распределяли по всему рисунку.
В зависимости от характера музыки мы насыпали песок плавно или резкими движениями. Учились сыпать песок по кругу, по вертикали сверху вниз и снизу вверх, слева направо и наоборот.
Рисунки мы выставляли на доску, рассматривали их. И каждый рассказывал, что он почувствовал в музыке, какие эмоции и образы вызвала мелодия в его воображении.
Было интересно, потому что одна и та же музыка рождала у всех нас разные фантазии.
Работа над созданием песочных рисунков доставила нам огромное удовольствие. Мы научились не только слушать музыку и определять её характер, но также мы научились фантазировать, мечтать, выражать свои чувства и эмоции в рисунках.
Как же интересна и полезна оказалась для нас работа над проектом!
Нам очень приятно было работать с песком! Наши пальчики трудились – захватывали песочек щепоткой и горстью, сыпали его тонкой струйкой в виде различных дорожек и горкой, распределяя песок пальчиками по всему рисунку.
Сначала нам было сложно – не всё получалось – пальчики «не слушались» - песочек сыпался не туда, куда нужно. Но нам было интересно, и мы терпеливо работали. Постепенно мы научились сыпать песочек, как надо. Пальчики стали послушными. Мы заметили, что и писать мы стали лучше!
Через восприятие музыки и работу с песком наш внутренний мир стал богаче: мы научились мечтать, фантазировать, творить и выражать себя!
Продуктом нашего проекта стали фото-альбом с песочными рисунками и альбом с пальчиковыми играми, чистоговорками и скороговорками, которые мы придумали сами. ( печатную версию альбомов, выполненную по нашим работам заказали для нас взрослые) (Приложение3)
Мы предлагаем всем, ребятам подружиться с песком, потому что он – поистине – волшебник!
Воспользуйтесь нашими наработками! Они обязательно вдохновят вас на творчество! А может быть у вас появятся новые идеи!
- Альбом с песочными рисунками «Музыка песка»
и альбом с физкультминутками, чисто-говорками и пальчиковыми играми про песок.
7. Литература.
- Наталья Писарева «Песочная энциклопедия» http://www.maam.ru/detskijsad/-pesochnaja-yenciklopedija.html
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия"
http://shagi-irk.ru/knigi/pedagogicheskaya-psikhologiya/grabenko-t-m-zinkevich-evstigneeva-t-d-chudesa-na-peske-pesochnaya-igroterapiya/
- Алёна Шиманская , «Сказки на песке». Песочная сказка про Ежика и Медвежонка.
Колумбово яйцо
Привередница
Весёлая кукушка
Выбери путь
Отчего синичка развеселилась