Исследовательская работа посвящена изучению имён 4-Б класса
Вложение | Размер |
---|---|
npk.zip | 707.57 КБ |
Тема: Имена нашего класса
(«Русский язык»)
Выполнили:
Милёхина В.В., 4 класс
Клеменкова Ю. В., 4 класс
Руководитель:
Косарева М. А.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………… 3
Теоретическая часть ………………………………………………………3-4
1.Славянские имена.
2.Влияние христианства на выбор имени.
3.Христианские имена «русского произношения».
Экспериментальная часть …………………………………………………4-5
1.Классификация имён класса.
2.Определение происхождения имён класса.
3.Выяснение причины получения имени.
4. А что значит «давать имя в честь святого»?
5.Выяснение соответствия имён и характеров детей.
6. Нахождение общих черт характеров детей-тёзок.
Заключение………………………………………………………………….. 5
Список литературы ………………………………………………………....6
Приложение ………………………………………………………………….7-8
Имена нашего класса
Введение
Наша исследовательская работа посвящена изучению имён нашего 4-Б класса. Мы выбрали эту тему неслучайно.
Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку. Значит, это актуально. Какие-то имена имеют древнюю историю, а какие-то имена образовались совсем недавно и насчитывают всего десятилетия. Но каждое имя имеет своё толкование, происхождение и значение.
Влияние имени на характер человека и его здоровье – вопрос спорный и до конца не решённый. Прочитанный нами материал по этой теме подтверждается философами, психологами и учёными специалистами. В своей работе мы затронули вопрос о происхождении некоторых имён и о влиянии имени на характер человека.
Вопрос о происхождении имени хорошо изучен в литературе. На эту тему написано много диссертаций. Наша работа ценна тем, что исследование имён учеников нашего 4 – Б класса никто до нас не проводил.
Для нас это исследование важно в духовном понимании. Мы вместе уже 4 года. Чувствуем себя одной семьёй. Проводим вместе много времени, общаемся, советуемся, спорим. Данная работа поможет больше узнать друг друга и ещё больше сблизить нас.
Цель нашей работы: изучить происхождение имён нашего класса и установить соответствие имен и характеров ребят.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретическая часть
1. Мы изучили книги, которые нашли в городской библиотеке и у себя дома.
Из книг Л. Успенского «Ты и твое имя. Имя дома твоего» и Б. Хигира «Имена России» мы узнали, что в Древней Руси до принятия православия в 988 году выбор имён был необычным.
Например:
2. Но христианство проникло на Русь в конце X века через Византию (Грецию). Священники и монахи вступили в борьбу язычеством. С тех пор все дети могли получать имена только при посредстве христианской церкви, во время обряда крещения, и только христианские имена, уже принятые в Византии.
Неожиданно русские люди, став христианами, попали в затруднительное положение. Не было таких русских имен, которые принимала бы христианская церковь. Приходилось давать детям, непонятные, странно звучащие греческие или еврейские имена, и взрослых при крещении переименовывать.
Христианские имена не сразу вытеснили имена исконно русские. О постепенности вхождения этих имен в русский быт говорит то, что вплоть до XVII века русские, наряду с христианскими именами, даваемыми церковью, звались более понятными им мирскими именами, которые постепенно перешли в прозвища. Например: «боярин Феодор, зовомый Дорога», «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Осташко, прозвище Первушка», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын».
3. К XVIII-XIX вв. древнерусские имена были уже полностью забыты, а имена христианские изменили свой облик, приспособившись к особенностям русского произношения. Так, имя Аквилина приняло в русском языке форму Акулина, Диомид – Демид, Иеремия – Еремей, Иоанникий – Аникей и т.д. Ряд имен до недавнего времени употреблялся в двух вариантах: церковном и народном. Например: Сергий и Сергей, Агипий и Агап, Илия и Илья, Захарий (Захария) и Захар. Некоторые имена получили в устной речи такую форму: Арсентий вместо Арсений, Авдотья вместо Евдокия, Афросинья вместо Ефросинья и т.п.
Экспериментальная часть
1. Сначала мы познакомились с историей славянских имён и удивились, почему в нашем классе не встречаются такие имена, как Первуша, Орех, Шуба.
У нас учится 23 человека. Имена мы классифицировали. Выяснилось, что они повторяются: у нас два Андрея, два Алёны, две Анастасии, три Максима. Имя нашей учительницы – Марины Александровны - мы тоже включили в наше исследование.(Приложение1)
2. Затем мы снова обратились к книгам, чтобы найти происхождение всех имён класса. Из 19 проанализированных имён 11 – греческого или древнегреческого происхождения, 4 имени – латинского происхождения, 2 – славянского происхождения, 1 – древнееврейского, 1 – персидского.
Итак, мы доказали, что большинство самых обычных наших имен оказываются нерусскими. А изучив книги: Хигир Б.Ю. «Энциклопедия имён», Зима Д. «Тайна имени», мы выяснили, что христианство пришло к нам из Византии (Греции) в конце Х века. Отныне все дети получали христианские имена, уже принятые в Византии.
(Приложение2-3)
3. С тех пор прошло уже 10 веков. Изменилось ли что – нибудь? Мы задумались над тем, как наши родители давали нам имена. Попросили ребят, узнать это у своих родителей. Их ответы мы систематизировали и выяснили, что:
Таким образом, современных родителей больше интересует красота звучания имени ребёнка, а не его смысл.(Приложение 4)
4. Нас заинтересовал вопрос, в честь какого святого можно было назвать своего ребёнка. А что значит «давать имя в честь святого»? Чтобы больше узнать об этом, мы отправились в Преображенский собор. Там нам рассказали, что имя ребёнку можно выбрать по церковному календарю, в соответствии с именем святого, которое приходится на день рождения или крещения ребенка.
Все имена нашего класса есть в Святцах, в «Кратких житиях святых» – «список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого». Раньше церковь настаивала на выборе имени ребёнку, сейчас всё зависит от желания родителей.
5. Нам стало интересно, а совпадают ли характеры детей с их именами. Тогда мы поговорили с ребятами, определили главные черты их характеров и сравнили с научными исследованиями. Оказалось, что у 70 % опрашиваемых значения их имён соответствуют их характерам. У 29 % человек есть расхождения в имени и характере. Мы предположили, что соответствия появятся, когда ребята повзрослеют.(Приложение 5)
6. Кроме того, мы провели сравнительную характеристику тёзок. В итоге, нам удалось выявить общие черты характера этих ребят. (Приложение 6)
Заключение
В России с христианством славянские имена почти полностью исчезли. На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей. Очень популярны имена греческого происхождения.
В древние времена ребенку давалось имя с надеждой, что он исполнит предначертание, заключенное в его имени: станет мужественным Андрей, защитником – Александр, благородным – Евгений, победителем - Виктор, прекрасным – Феликс, бдительным – Григорий, красивым – Кузьма, бессмертным – Афанасий, помощником – Алексей, мудрой – Софья, сильной – Валентина, чистой – Екатерина, светлой – Елена, божественная – Зинаида, милой людям – Людмила, священной – Ольга и т. д.
Действительно, имя тесно связано с характером человека. Имя имеет серьезное влияние на характер и судьбу его обладателя.
Посоветовавшись с нашим классным руководителем, мы решили подарить школьной библиотеке книги: Б. Хигир «Как правильно назвать ребёнка» и Н. Ольшевская «Тайна вашего имени, отчества и фамилии»
Мы не будем останавливаться на достигнутом. Следующим этапом нашей работы станет исследование словообразования имён класса.
Список литературы
1.Еремия А. И., Косничану М. Личные имена: Краткий антропонимический справочник. Кишинев, 1968.
2. Грушко Е. А. , Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс,2000.
3. Зима Д. Тайна имени. – М.: РИПОЛ Классик, 2002.
4.Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., 1966; 2-е изд., стереотип. М., 1980; 6-е изд., стереотип. М., 2000.
5. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Под ред. А. В. Суперанской. М., 1978; 2-е изд. 1988
6.Суперанская А.В. Словарь личных имён – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1998.
7.Успенский Л.В. Ты и твое имя. Имя дома твоего. – Л., 1972.
8.Хигир Б.Ю. Имена России.- Ростов на Дону: ФЕНИКС,2011.
9.Хигир Б.Ю. Энциклопедия имён . – М.: ФАИР – ПРЕСС,200
Приложение 1
Мужские имена | Женские имена |
Андрей Артём Александр Вадим Владимир Данил Дмитрий Максим Павел Пётр | Алёна Анастасия Валерия Варвара Дарья Зинаида Олеся Юлия Марина |
Андрей – 2 чел., Максим – 3 чел., Анастасия – 2 чел., Алёна – 2 чел.
Приложение 2
Происхождение имени | Количество человек |
Греческое | 11 |
Латинское | 4 |
Старославянское | 2 |
Персидское | 1 |
Древнееврейское | 1 |
Приложение 3
Приложение 4
Почему меня так назвали | |||
В честь святого | Красиво звучит | В честь родственника | По словарю имён |
3 чел. | 9 чел. | 5 чел. | 4 чел. |
Приложение 5
Приложение 6
Описание в словаре | Наши одноклассники | ||
Андрей1 (Иванов) | Андрей 2 (Гусельников) | ||
Душа компании, но и любит уединение, богатое воображение, эгоистичен | суетливый весёлый непоседливый | весёлый болтливый фантазёр | |
Алёна1 (Акимова) | Алёна2 (Соловьёва) | ||
Человек настроения, замкнута, изобретательна, высокая самооценка | дружелюбная общительная хозяйственная | человек настроения завышенная самооценка творческая | |
Максим 1 (Жмак) | Максим 2 (Попов) | Максим 3 (Кулешов) | |
Гордый, спокойный, любит читать, энергичный, доброжелательный | ленивый вредный гордый | непоседливый дружелюбный любит читать | спортивный жадный спокойный |
Анастасия 1 (Делий) | Анастасия 2 (Милежик) | ||
Доверчивая, фантазёрка, трудолюбивая, упорная мастерица | старательная завышенная самооценка трудолюбивая | ранимая аккуратная старательная капризная |
Как нарисовать лимон акварелью
Мороз Иванович
Зимовье зверей
5 зимних аудиосказок
Чайковский П.И. "Детский альбом"