Презентация "Становление балета в России"
Ученицы 6 класса МБОУДО «Лянторская ДШИ №2» Мяличевой Елизаветы
Руководитель: Коваль Н.В.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация балет | 2.35 МБ |
Слайд 1
Презентация Становление балета в России Ученицы 6 класса МБОУДО «Лянторская ДШИ №2» Мяличевой Елизаветы Руководитель: Коваль Н.В.Слайд 2
Бале́т ( фр. ballet , от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства ; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Слайд 3
Итальянское слово balletto , означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Произошло это после того как в 1581 году итальянец музыкант Бальтазарини поставил в Париже при дворе Екатерины Медичи красивейшее театральное представление «Комедийный балет королевы». Это пышное театральное действие, включавшее в себя пение, диалоги без музыки и танцы, было попыткой автора возродить античную драму по образцу древнегреческой трагедии, в которой драматическая игра актеров сопровождалась выразительными танцевальными движениями, подчеркивающими значение слов, раскрывая чувства героев спектакля. Так в блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет.
Слайд 4
Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя : композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. Композитор пишет музыку на основе либретто (краткое изложение содержания). Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: « хорео » – пляска, «графо» – пишу).Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.
Слайд 5
Балет как музыкальная форма получил развитие от простого дополнения к танцу, к конкретной композиционной форме, которая часто имела такое же значение, как и сопутствующий её танец. Зародившись во Франции в 17 веке, форма танца началась как театральный танец. Формально до 19-го века балет не получил «классического» статуса. В балете термины «классической» и «романтической» хронологически развернулись от музыкального использования. Таким образом, в 19-м веке классический период балета совпал с эпохой романтизма в музыке.
Слайд 6
Примерно до второй половины 19-го века роль музыки в балете была вторичной, с главным упором на танец, в то время как сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание "музыки балета" раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. С самых ранних балетов до времен Жан-Батист Люлли (1632-1687), музыка из балета была неотличима от бальной танцевальной музыки. Люлли создал отдельный стиль, в котором музыка рассказывала бы историю. Первый "Балет действия» был поставлен в 1717 году. Это была история, рассказанная без слов. Люлли и Жан-Филипп Рамо написали "оперу - балет", где действие исполнялось частично танцами, частично пением, но балетная музыка стала постепенно менее важным. Следующий большой шаг произошёл в первые годы девятнадцатого века, когда солистами стала применяться специальная жёсткая балетная обувь - пуанты. Это позволило использовать более дробный стиль музыки. В 1832-м году знаменитая балерина Мария Тальони (1804-1884) впервые продемонстрировала танец на пуантах. Это было в "Сильфиде". Теперь стало возможным, чтобы музыка стала более выразительной.
Слайд 7
Движения балетного танца настолько выразительны, что способны раскрыть самые разнообразные человеческие чувства. «Танец – дитя музыки», – говорят классики хореографии. Музыка в балете не только сопровождает танец, а является источником его образного содержания. «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка», – так писал Жан Жорж Новерр – великий реформатор балета. Балет состоит из танцевальных номеров и пантомимных сцен. Музыка танцев подчинена четким танцевальным ритмам. Наиболее широко в танцевальных номерах используются вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды и национальные танцы (итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка).
Слайд 8
Танец – основа балетного спектакля. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Классический танец отличают позы и жесты взятые от античных танцев. Изображение этих красивых и изящных движений можно увидеть у древнегреческих статуй, на рисунках древнегреческих ваз, на барельефах.
Слайд 9
Первым хореографическим спектаклем в России был «Балет об Орфее», показанный в «комедийной хоромине» царя Алексея Михайловича в его вотчине — подмосковном селе Преображенском (13 февраля 1673 года). Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло .
Слайд 10
Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Слайд 11
Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские мастера стали вносить в иноземный танец собственные интонации. В 1738 открылась Петербургская балетная школа (ныне Санкт-Петербургская академия танца им. А. Я. Вагановой), создателем и руководителем которой был Ланде, а одним из первых его педагогов и хореографов был Леопольд Парадиз.
Слайд 12
На рубеже 18-19 вв. русский балет вступил в пору расцвета. Появились отечественные композиторы — А. Н. Титов, С. И. Давыдов и обрусевшие композиторы-иностранцы — К. А. Кавос , Ф. Е. Шольц . Катерино Альбертович Ка́вос Николай Алексеевич Титов
Слайд 13
Точнее всего особенность исполнительского искусства русских танцовщиц определил А . С. Пушкин, когда охарактеризовал танец своей современницы Антонины Истоминой как «душой исполненный полет». Балет занял привилегированное положение среди других видов театра. В репертуар русского театра вошли все наиболее известные романтические балеты Западной Европы: «Сильфида», «Жизель», «Корсар».
Слайд 14
Исторически сложилось так, что именно русскому балету предстояло возродить мировое балетное искусство в новом качестве . Благодаря Мариусу Петипа сложилась эстетика академического балета — монументального зрелища, построенного по нормам сценарной и музыкальной драматургии.
Слайд 15
Поиски Петипа нашли завершение в его сотрудничестве с П. И. Чайковским («Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895) и А. К. Глазуновым («Раймонда», 1898; «Времена года», 1900), чьи партитуры стали вершинами балетного симфонизма 19 в. В балетах Петипа выступали М. Ф. Кшесинская, А. В. Ширяев, О. И. Преображенская, К.Брианца , П. Леньяни . Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская Алекса́ндр Ви́кторович Ширя́ев
Слайд 16
Карло́тта Бриа́нца Пьери́на Ленья́ни
Слайд 17
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее состояние и характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века… Лебединое озеро Спящая красавица
Слайд 18
С 1909 Сергей Дягилев организовал гастроли русского балета в Париже, известные под названием Русские сезоны. Они открыли миру композитора И. Ф. Стравинского и хореографа Фокина («Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911), танцовщика и балетмейстера В. Ф. Нижинского («Послеполуденный отдых фавна», 1912; «Весна священная», 1913) и других, привлекли в балетный театр прославленных музыкантов и художников.
Слайд 19
Участники «Русских исторических концертов в Париже» в гостях у композитора К. Сен-Санса. Париж, 1907 г.
Слайд 20
К началу 20 в. русский балет занял ведущее место в мировом балетном театре. Балетмейстер-реформатор М. М. Фокин обновил содержание и форму балетного спектакля, создав новый тип спектакля — одноактный балет, где содержание раскрывалось в нерасторжимом единстве музыки, хореографии, сценографии (« Шопениана »). Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь» К.Сен-Санса .
Слайд 21
С началом Русских сезонов за границей, организованных Дягилевым, русский балет существовал и в России и в Европе. После октября 1917, многие артисты эмигрировали, русский балет за рубежом развивался особенно интенсивно. Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: Анна Павлова, Тамара Карсавина , Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Вацлав Нижинский. Анна Павлова Вацлав Нижинский
Слайд 22
Тамара Карсавина Галина Уланова
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Сказка "Узнай-зеркала"
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Алые паруса
Как нарисовать черёмуху
Смородинка